Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:04, контрольная работа
Проблемы. Стили. Направления.Отечественная музыкальная культура 2-й половины ХХ века: сложность осмысления современного искусства (многообразие событий и явлений, стилевой поворот, стремительность темпов развития). Периодизация. 1960-е годы: общая характеристика периода; глубокие социально-политические преобразования; понятие «шестидесятники»; расцвет искусства и культуры. Основные тенденции развития музыкальной культуры: восстановление связей с зарубежными странами, фестивали современной музыки.
Вопросы по музлитературе 147
1. Шостакович Д.Д. Симфоническое творчество.
1. Шостакович.ДД. Жизненный и творческий путь.
2.Шнитке А.Г. Характеристика творчества
1.Шостакович Д.Д. Симфония № 7 Разбор I части.
2.Свиридов Г.В.
1.Шостакович Д.Д. Симфония №11 Разбор II части
2.Шнитке А.Г. Жизненный и творческий путь.
1.Губайдуллина С.А. Жизненный и творческий путь.
2.Гаврилин В. Характеристика творчества.
1.Жизненный и творческий путь А. Хачатуряна.
2.Щедрин Р. Жизненный и творческий путь.
1.Гаврилин В. Жизненный и творческий путь
2.Жизненный и творческий путь Чайковского Б.
. Фольклорное направление в отечественной музыке 1960-1970-х годов.Проблема «композитор и фольклор». Актуальность проблемы национального в искусстве ХХ века (самоопределение национальных школ, открытие древних пластов фольклора, творческий опыт И.Стравинского и Б.Бартока). Понятия «фольклоризм» и «неофольклоризм». «Новая фольклорная волна» 1960-1970-х гг.: причины обращения к фольклору, многообразие проявлений. Характерные черты: новое понимание фольклора как абсолютной этической ценности, источника духовной красоты, стремление осмыслить фольклор как целостную систему, современное слышание фольклора и изменение принципов работы с ним – переинтонирование в контексте новейших композиционных средств, раздвижение исторических и жанровых рамок. Жанровые и интонационные истоки «Песен вольницы» С. Слонимского; воссоздание свадебного обряда и претворение жанра плача в «Свадебных песнях» Ю. Буцко; синтез фольклорного тематизма и серийных принципов организации музыкального материала в «Плачах» Э. Денисова.В. Гаврилин как один из ярких представителей «фольклорного направления»: творческий портрет, особенности художественного мира, круг произведений, черты стиля. Художественные открытия в вокальном цикле «Русская тетрадь» и симфонии-действе «Перезвоны».Тема 2. Древнерусские традиции в современной музыке. Новое открытие Древней Руси в ХХ веке: интерес науки и искусства к отечественной истории, осознание связи времен, воссоздание образности и стилистики древнерусского искусства в литературе, живописи, кино. Духовная тема как мощная форма пробуждения национального сознания. Причины обращения: острый кризис духовности, стремление найти противодействие распаду культуры, тенденция к самопознанию через историческое прошлое. Специфика понимания религиозного искусства: восприятие как этического и художественного образца, эталона утраченной гармонии, актуализация нравственно-этической проблематики, включение религиозных мотивов и образов в сложные концепции бытийного характера. Формы и способы претворения древнерусских традиций: создание культовой музыки, использование канонических и духовных текстов, обращение к темам и сюжетам Священного Писания и святоотеческой литературы, внелитургическое использование культовых жанров, претворение стилистики знаменного распева. Ю. Буцко: творческий портрет, характеристика музыкального наследия; значение образов православия. Слово и формы его художественного воплощения в духовном мире Ю. Буцко. Своеобразие подхода к знаменному распеву. Особенности драматургии и жанрового облика симфонии-сюиты «Древнерусская живопись». «Фрески Дионисия» Р. Щедрина: опыт воссоздания художественного мира древнего мастера; специфика интонационного языка и тембрового колорита.Тема 3. Русский музыкальный авангард конца 1950-1970-х годов.Музыкальный авангард конца 1950-1970-х годов как исторический феномен: главенство поиска и эксперимента; перерастание авангардных исканий в особую форму духовной свободы и независимости. А.Волконский и его открытия в серийных сочинениях конца 1950-х годов. Причины возникновения послевоенного авангарда: расширение музыкального кругозора, фестивали современной музыки, теоретическое изучение основополагающих трудов, аналитические исследования (статьи А. Шнитке, Э. Денисова) и практическое освоение. Отличительные черты: стремительность развития; свободное, не ограниченное правилами применение техник; совмещение различных стилевых тенденций; синтез с народным музыкальным мышлением. Приверженность к определенной технике как способ выявления сущностных черт творческой индивидуальности композитора; область камерной музыки как средоточие авангардных исканий. Историческое и художественное значение авангарда: создание фонда новых художественных средств, самостоятельное развитие авангардных идей, судьбы художников.Эволюция музыкального авангарда в 1960-1970-е годы.
Отечественная музыкальная культура 1960-2000-х годов.
Проблемы. Стили. Направления.Отечественн
Формирование новых черт в музыкальном искусстве 1980-1990-х годов: возникновение новой «звуковой ауры», повышенное внимание к звуку, его ценности и красоте (минимализм); символическая укрупненность простейших элементов, возрождение традиций; интерес к крупной форме, медитативная протяженность произведений; изменение понятия «новизны» (вместо новаторства в технике письма – неповторимость концепций). Изменение жанровых предпочтений: 1960-е годы – камерные ансамбли, 1970-е годы – инструментальный концерт, 1980-е годы – опера, балет, симфония. Соотношение периодов: 1960-е – перспектива, 1970-е – ретроспектива, 1980-е – интроспекция. Художественные открытия музыкального искусства 1970-1990-х годов: чувство памяти, характерное для рефлектирующих эпох, попытка осмыслить связь времен; потребность в обобщении; интровертированный характер художественных интересов; установка на традицию; синтез.
С.А. Губайдулина (р. 1931)
Музыкальный мир С. Губайдулиной; феномен
женщины – композитора; Направления
творческого поиска; редкостная целостность
и автономность стиля в контексте
современной музыки.Штрихи к биографии,
эволюция творчества. Рождение художника,
формирование индивидуального стиля
(1965-1978), поиски и открытия (1978-1991), признание
мастера, жизнь в Германии, фестивали,
исполнители-единомышленники.
Родители Губайдулиной не были музыкантами. Отец, А.М. Губайдуллин, заведовал кафедрой геодезии в Казанском строительном институте, являлся практически работающим геодезистом. Дед, Масгуд Губайдуллин, был муллой.Семья переехала в Казань (1932), и через 3 года Соня поступила в музыкальную школу.
В 1946 году она стала учиться
в Казанской музыкальной
В 1954 году С. Губайдулина поступила учиться в Московскую консерваторию как композитор и переехала в Москву. После недолгого пребывания в классе Ю. Шапорина она перешла к Н. Пейко, чей крепкий композиторский профессионализм ей больше импонировал. Не был оставлен и профессиональный контакт с роялем: почти до окончания консерватории продолжались занятия с Я. Заком. Из сочинений этого периода следует отметить вокальный цикл «Фацелия» на слова М. Пришвина (1957), с которого композитор начала отсчет своих произведений
В 1959 году Губайдулина окончила Московскую консерваторию по классу композиции и в том же году поступила в аспирантуру при Московской консерватории, в класс В. Шебалина. Лейтмотивом ее творческой жизни в этот период стало слово-напутствие, сказанное ей Д. Шостаковичем: «Я вам желаю идти вашим “неправильным” путем». В 1961 году ее принимают в Союз композиторов. В 1962-м проходит первый авторский концерт с исполнением Фортепианного квинтета, «Фацелии» и Чаконы для фортепиано.
София оканчивает аспирантуру в 1963 году и избирает судьбу свободного художника. Она целиком погружается в сочинение музыки. Средства к существованию находит благодаря написанию музыки для кино. Всего она оформила около 25 кинолент, включая хорошо известные «Маугли» (мультфильм, 1971) и «Чучело» (режиссер Р. Быков, 1983). В том же 1963 году за «Allegro rustico» для флейты и фортепиано получает 1-ю премию на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов. Важной вехой на творческом пути композитора стало создание «Пяти этюдов для арфы, контрабаса и ударных инструментов» (1965), в которых стала очевидной ее авторская индивидуальность. Интерес композитора к философии и колориту Востока проявился в кантатах «Ночь в Мемфисе» на тексты из древнеегипетской лирики и «Рубайят» на стихи Хакани, Хафиза и Хайяма (1968, 1969). В 1969–1970 годах она сотрудничала с Московской экспериментальной студией электронной музыки, где состояла и членом художественного совета. Возглавлял студию Е. Мурзин, работали в ней, в частности, композиторы Э. Денисов, А. Шнитке, теоретик П. Мещанинов. Губайдулина написала здесь электронную пьесу «Vivente – non vivente» («Живое – неживое», 1970), а полученный новый акустический опыт использовала в дальнейшем. Все это время она очень мало исполнялась, публиковалась, была известна только узкому кругу музыкантов, к ней недоброжелательно относился Союз композиторов, вплоть до слов «такие веточки надо обрубать топором». В 1979 году в докладе Т. Хренникова она была упомянута в «черном списке» 7 отечественных композиторов. Ухудшение общественной, в том числе концертно-музыкальной, обстановки в конце 1960-х и на протяжении 1970-х годов поставило перед многими художниками круга Губайдулиной вопрос о духовном и профессиональном выживании. Спасением для Губайдулиной стала поддержка ее со стороны талантливых отечественных исполнителей, настойчиво включавших ее произведения в свои концертные выступления: С. Яковенко, В. Тонха, Г. Рождественский, Г. Кремер, Ф. Липс, Ю. Николаевский, В. Попов, И. Монигетти, П. Мещанинов, Л. Михайлов, Л. Давыдова, А. Бахчиев, Б. Берман.
Творчеству Губайдулиной присуще, с одной стороны, осмысление через свои произведения глубоких философских концепций, с другой – интенсивное обогащение звучащей музыкальной интонации. Например, в «Ночи в Мемфисе» проявилась дзэн-буддийская идея растворения своего «я» в окружающем мире.В поисках яркой выразительности звука она, пианистка по образованию, постепенно изучила свойства всех других инструментов – струнных, духовых, ударных, органа – и услышала в них новые выразительные возможности. В частности, настоящей школой новейших способов игры на виолончели стали ее «Десять прелюдий» (этюдов) для этого инструмента (постоянный исполнитель в течение десятков лет – В. Тонха). На новых приемах основаны вокальная и инструментальные партии в «Рубайят». Большому обогащению музыкальной фантазии послужило ее участие в импровизационной группе «Астрея», где с 1975 по 1981 год ее партнерами были композиторы В. Артемов и В. Суслин, с 1991-го – отец и сын Суслины.
Редкие же концертные исполнения приносили Губайдулиной огромный успех. Таково было воплощение ее «Часа души» – концерта для солирующих ударных и симфонического оркестра с солирующей певицей на стихи М. Цветаевой в Концертном зале имени Чайковского (1976, исполнялся в Москве – 1981). Возвышение ею роли всевозможных ударных инструментов, в том числе восточных, также отвечало ее поискам новой музыкальной выразительности. Постоянным исполнителем на ударных выступает М. Пекарский.
Новаторские открытия были сделаны Губайдулиной и в звучании баяна, превратившегося в ХХ веке из народного инструмента в академический. Здесь постоянным сотрудником композитора стал Ф. Липс (позднее за рубежом – Э. Мозер). В 1978 году для баяна соло была написана пьеса «De profundis» («Из глубины»), ставшая самым исполняемым в мире современным произведением для этого инструмента. Выдающимся по глубине музыкальной мысли и яркости звуковых открытий стало сочинение «Семь слов Христа» для виолончели, баяна и струнных (1982). При повышенном внимании к содержательности музыкальной интонации для Губайдулиной особое значение имеет исполнитель. Так, концерт для скрипки «Offertorium» («Жертвоприношение», с идеей смерти и воскресения Христа, 1980/1982/1986) изначально задумывался с мыслью о Г. Кремере, в котором композитор увидела «исполнителя, способного принести жертву Музыке через предельную самоотдачу звучащей струне». С этого сочинения, постоянным исполнителем которого стал Г. Кремер, началась мировая известность автора.
Перелом в судьбе Губайдулиной принесла горбачевская «перестройка»: с 1985 года стало меняться ее положение практически запрещенного композитора. Стремительно, в течение нескольких лет, она обретает мировое признание. На Международном фестивале в США 1988 года заголовок в одной из газет гласит: «Запад открывает гений Софии Губайдулиной». Композитор лично присутствует на своих концертах в разных странах. Например, в 1989 году она выезжает в Японию (Токио и Кобе), Лондон, Амстердам, Вену, ее концерты проходят в Нью-Йорке и Луисвилле. В 1990 году состоялся первый фестиваль ее музыки на родине – в Свердловске (ныне Екатеринбург).
Информация о работе Отечественная музыкальная культура 1960-2000-х годов