Отечественная музыкальная культура 1960-2000-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:04, контрольная работа

Описание работы

Проблемы. Стили. Направления.Отечественная музыкальная культура 2-й половины ХХ века: сложность осмысления современного искусства (многообразие событий и явлений, стилевой поворот, стремительность темпов развития). Периодизация. 1960-е годы: общая характеристика периода; глубокие социально-политические преобразования; понятие «шестидесятники»; расцвет искусства и культуры. Основные тенденции развития музыкальной культуры: восстановление связей с зарубежными странами, фестивали современной музыки.

Файлы: 1 файл

Ekz_Voprosy_po_muzliterature_147.doc

— 867.50 Кб (Скачать файл)

Первая работа в кино – «Вступление» (реж. И. Таланкин).

1964. Шнитке пишет два строго регламентированных сериальных сочинения: Музыка для камерного оркестра и Музыка для фортепиано и камерного оркестра. В них серийность строго организована не только звуковысотно, но и ритмически.

Вторая половине шестидесятых.

Композитор начинает искать новые  пути своего творчества. «Я помню свой разговор с Денисовым по этому поводу, – вспоминал Шнитке, – в котором пытался объяснить ему, что мой технологический энтузиазм кончился, и что я пытаюсь найти пусть более примитивный и менее гарантированный по качеству, но все же менее «поддельный язык»… С этого времени я стал уделять большое внимание в своей работе «непосредственному моменту», чем «конструктивному».

1965. Рождение сына Андрея.

 

Композитор пишет сочинения, в  которых отказывается от строгой  рациональной регламентированности: «Диалог» для виолончели и 7 исполнителей решен в свободно-серийной технике. «Три стихотворения Марины Цветаевой» для меццо-сопрано и фортепиано основано на «чистом интонировании», следовавшим за текстом « … мне захотелось написать сочинение совершенно свободное как от технических догм серийной техники, так и технической инерции тональной музыки».

1966. Второй скрипичный концерт для скрипки и камерного оркестра. Отходя от додекафонного метода, композитор не отвергает его полностью. Он продолжает использовать серийную технику, но пользуется ей свободно, как выразительным средством для воплощения художественного замысла. Этот одночастный концерт – ярчайшее произведение уже сложившегося автора. Впоследствии композитор прокомментировал свое сочинение, разобрав его по тактам, раскрыв заложенный в нем евангельский сюжет.

С середины 60-х годов продолжается интенсивная работа в кино, которое  практически «кормит» его и приносит известность. Он сотрудничает с талантливыми режиссерами: Э.Климовым («Похождение зубного врача»), С. Колосовым (телевизионный фильм «Вызываем огонь на себя»), А.Аскольдовым («Комиссар»), А.Хржановским («Стеклянная гармоника»)…

В музыкальном плане композитор оказался в ситуации раздвоения. С  одной стороны он активно изучал и использовал в своих произведениях современные техники, с другой - работал с так называемыми «прикладными» жанрами в киномузыке. «В конце концов, я стал ощущать некоторое неудобство, некоторое раздвоение… Необходимо… этот разрыв преодолеть… Музыкальный язык должен быть единым, каким он был всегда, он должен быть универсальным. У него может быть крен в ту или иную сторону, но не может быть двух музыкальных языков. Развитие же музыкального авангарда приводило именно к сознательному разрыву и нахождению иного, элитарного языка. И я стал искать универсальный музыкальный язык…».  Композитор приходит к центральной идее своего творчества, которую он облекает в термин «полистилистика». Полистилистика подразумевает сочетание совершенно контрастных музыкальных стилей.

1967. Первый выезд за границу. На фестивале «Варшавская осень» исполняется его «Диалог».

1968. «Серенада для скрипки, кларнета, контрабаса, фортепиано и ударных». Это сочинение стало одним из его первых полистилистических опытов. Наряду с серией и сериализмом, в нем использованы джазовая импровизация и алеаторная смесь вальсов, фокстротов, полек из его киномузыки. Схожая композиторская техника использована в Первой симфонии, которую он начал писать в 1968.

Соната № 2 для скрипки и фортепиано (Quasi unа Sonata). В сонате в шокирующем сопоставлении представлены разные эпохи в виде кратких отрывков и стилизованных цитат.

Семидесятые годы

1971. А. Шнитке выступает на Международном музыкальном конгрессе в Москве с докладом «Полистилистические тенденции в современной музыке», в котором впервые сформулировал сам термин полистилистика и изложил свою знаменитую концепцию. Доклад стал в некотором роде стилистическим манифестом музыки не только Шнитке, но и целого поколения российских композиторов XX века.

1972. Завершение работы над Первой симфонией, которую он писал четыре года, не надеясь на ее исполнение. Симфония стала вершинным итогом его творческой деятельности шестидесятых годов. В четырехчастном цикле представлен широкий спектр полистилистических контрастов на фоне зрелищной театральной игры.

Смерть матери композитора Марии  Иосифовны Фогель. Шнитке тяжело переживает потерю. Он начинает работу над фортепианным квинтетом.

 

Середина семидесятых. Погружение в духовную и философскую литературу. Период интенсивно-духовных поисков, который сам композитор определил как «богоискательство». В середине 70-х годов в творчестве Шнитке наступает период, который принято называть «новой простотой». Он отличается «тихой», медитативной музыкой. Жанры, к которым он обращается, в основном камерные.

1974. Премьера Первой симфонии в городе Горький (ныне – Нижний Новгород) 9 февраля с симфоническим оркестром Горьковской филармонии под управлением Геннадия Рождественского, которому она была посвящена.

Начало работы над Четырьмя Гимнами  для камерных ансамблей, которые он писал до 1979 года. В них отразился интерес композитора к православной духовной музыке.

1975. Реквием для солистов, смешанного хора и инструментального ансамбля. Первые наброски Реквиема появились еще в 1972 году, при начальной работе над первой частью фортепианного квинтета. На этом материале А. Шнитке написал Реквием на латинском языке, который стал основной частью музыки к спектаклю театра имени Моссовета «Дон Карлос» по Шиллеру. Реквием как самостоятельное произведение впервые был исполнен в 1977 году в Будапеште. В Москве его слушали в магнитофонной записи, передавая ее друг другу из рук в руки. Из воспоминаний Е. Чигаревой: «Впечатление было сильнейшим. Помню, как плакал литературовед Сергей Бочаров. А поэт Арсений Тарковский написал потом в письме В.П. Бобровскому, что это музыка «и до XVIII и после нас».

Умирает отец композитора Гарри  Викторович Шнитке. В этом же году уходит из жизни высокопочитаемый Альфредом  Шнитке Д. Шостакович.

Ноябрь. Шнитке пишет Прелюдию Памяти Д.Шостаковича для двух скрипок или одной скрипки и магнитофонной пленки. Вся пьеса соткана из инициалов Шостаковича – DEsCH, а появляющаяся монограмма BACH, по словам Шнитке «как голос свыше – вбирающий в себя одновременно и DEsCH, - здесь возникает как бы уход в исток».

1976. Композитор завершает работу над мемориальным Фортепианным квинтетом. Музыкальное развитие сочинения основывается на «чисто интонационной основе ¬– … на работе с небольшой группой родственных мотивов хроматических по структуре».

В этом же году Шнитке пишет сочинение, в котором тонкий юмор композитора, его блестящая способность к умной иронической шутке, создают атмосферу своеобразного театрального представления. Это в нескольких версиях музыкальная шутка «Moz-Art» и «Moz-Art a la Haydn» для различных музыкальных составов. Предназначалась она для новогоднего концерта камерного ансамбля Гидона Кремера. Музыкальный материал Моцарта (партия первой скрипки из утерянной партитуры пантомимы) Шнитке виртуозно компонует с применением остроумных политональных и полиладовых эффектов. Вместе с сценическими эффектами и шутками создается ощущение «сельского праздника, на котором звучит много музыки сразу в разных строях и все это исполняется по-своему очень остроумными музыкантами-любителями».

1977. Шнитке создает первый из своих шести Concerto grosso для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных. Шестичастное произведение, сочиненное с мастерством уже зрелого композитора, представляет собой полистилистическую смесь из музыки автора к кинофильмам.

Работа в кино. Среди наиболее известных фильмов – «Белорусский вокзал» (реж. А. Смирнов), «Агония» (реж. Э.Климов), «Восхождение» (реж. Л.Шепитько) и т.д.

А. Шнитке выезжает с гастролями на Запад. В Советском Союзе его  сочинения, как и сочинения его коллег Денисова и Губайдулиной, практически не исполняют. Ему всячески мешают выехать за рубеж на фестивали с собственными сочинениями. Он участвует в исполнении своих произведений как клавесинист в ФРГ, Австрии и Франции в составе литовского камерного оркестра под управлением Саулюса Сондецкиса.

Восьмидесятые – девяностые.

Возрастание признания и популярности Альфреда Шнитке. Крупнейшие отечественные  музыканты широко исполняют его  сочинения в Союзе и за рубежом.

1980. Шнитке завершает работу над Второй симфонией. Сочинение было создано под впечатлением посещения композитора монастыря Сан-Флориан в Австрии, где работал и был похоронен Брукнер. В концепции и в форме симфонии параллельно сосуществуют и взаимодействуют два жанровых пласта: на шестичастный симфонический цикл накладывается рассредоточенная григорианская месса.

1981. Третья симфония. Она написана по заказу из Лейпцига в честь открытия нового концертного зала Gewandhaus. Симфония задумана как грандиозная панорама австро-немецкой музыки в исторической перспективе. В ней звучат более 30-ти монограмм композиторов – от Баха до Штокхаузена.

1983. История доктора Иоганна Фауста. Кантата для контр-тенора, контральто, тенора, баса, смешанного хора и оркестра. Немецкая версия текста взята из народной книги «История о докторе Фаусте», изданной И.Шписом в 1587 г.; русская версия – эквиритмический перевод В. Шнитке. В кантате использованы две заключительные главы книги, в которых описываются последние дни жизни Фауста, его смерть. Роль Мефистофеля в сочинении исполняют два солиста: контр-тенор, изображающий соблазняющего дьявола, и эстрадное контральто – дьявола карающего. В кульминационном эпизоде убийства Фауста дьявол-контральто исполняет арию в ритме танго – раскованного, нарочито эстрадного, по словам композитора создающего «шокирующий стилевой контраст»

Альфред Шнитке принимает крещение. Место крещение – Вена. Этому  событию предшествовал путь сомнений и исканий. В Москве у него появляется духовник – православный священник  Николай Анатолиевич Ведерников. Свою духовную позицию он высказал в беседе со своим учеником – «Бог один, но люди идут к нему разными путями.

1984. Шнитке создает Четвертую симфонию. Ее внутренней программой стала католическая молитва «Розарий» – 15 эпизодов из жизни Богоматери, – которая повествуют о жизни Христа. В симфонии композитором создан оригинальный жанровый тип «симфонии-ритуала» с медитативным, статическим характером развития. С помощью стилизации культовой музыки композитор на симфоническом уровне излагает основную идею сочинения – сосуществование и единение разных религий.

1985. Активная творческая деятельность. До лета создано шесть крупных сочинений, среди которых: Струнное трио, Ритуал, Concerto grosso №3, Эскизы (хореографическая фантазия на темы Гоголя. Балет в одном действии) и, безусловно, две вершины в творчестве Шнитке – Альтовый концерт и Хоровой концерт на слова Григора Нарекаци.

21 июля. У Альфреда Шнитке обнаруживают  обширный инсульт.

Сентябрь. Быстрое выздоровление. По настоянию композитора его  выписывают домой, где он приступает к интенсивной работе.

1986. Концерт для виолончели и оркестра N 1. В финале сочинения композитор использует подключение к виолончели микрофонного усиления, что создает яркий эмоциональный эффект.

Балет Пер Гюнт по драме Г.Ибсена (балетмейстер - Джон Ноймайер). Удивительный по силе воздействия эпилог балета –Adagio – стал одним из шедевров XX века. По просьбе Мстислава Ростроповича композитор сделал переложение Эпилога для виолончели, фортепиано и хора (в записи).

Присуждена Государственная премия РСФСР.

1987. Concerto grosso N 4 /Симфония N5/. Сочинение было написано к 100-летию Amsterdam Concertgebbouw Orchester. Примечательно объединение в этом произведении двух этих жанров, прошедших через все его творчество, а также прямое цитирование музыки Г.Малера. По собственному признанию композитора, всю музыку XX века он воспринимал через Малера, в творчестве которого видел для себя путь, противостоящий рациональному сериализму.

Альфреду Шнитке присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Открылась возможность зарубежных поездок. Теперь композитор может присутствовать на репетициях и исполнениях своих сочинений.

На Западе начинаются фестивали  музыки Шнитке.

1989. А. Шнитке получает специальную стипендию в Западном Берлине.

1990. А.Шнитке предоставлено двойное гражданство. Семья переезжает в Гамбург, где он начинает преподавать композицию в Гамбургском институте музыки и театра (Hochschule für Musik und Theater).

Фестиваль музыки Шнитке в Лондоне.

Первая монография о композиторе В.Холоповой и Е.Чигаревой.

1991. 19 июля. Шнитке постиг второй инсульт. 20 сентября он уже дома, отказавшись пройти курс реабилитации.

Композитор много и плодотворно  работает. Он создает несколько больших  сценических работ. Это оперы: «Жизнь с идиотом» (1991), «Джезуальдо» (1994), «История доктора Иоганна Фауста» (1994). Пишет Шестую, Седьмую и Восьмую симфонии и целый ряд небольших сочинений. В позднем творчестве вопросы композиторской техники отходят на второй план. Любой техникой Шнитке владеет уже в совершенстве. Его начинает волновать другое – возможность выразить новое ощущение бесконечности времени и бессмертия духовной жизни. Происходят изменения в музыкальном языке композитора: упрощается фактура, усиливается выразительное значение микроинтонаций, ослабляется роль синтаксической конструкции.

1992. Шнитке присвоена японская премия «Империал».

1993. Удостоен Государственной премии России и премии «Триумф».

1994. По всему миру проходят фестивали и концерты, приуроченные к 60-летию композитора.

Июнь. У Шнитке происходит третий инсульт, самый тяжелый по своим последствиям. Свой юбилей он встречает в госпитале, отныне ставшем его вторым домом, принимая множество поздравлений от друзей и почитателей его творчества. Поздравительная телеграмма приходит от Президента России Бориса Николаевича Ельцина.

Осень. Первый крупный фестиваль  музыки Альфреда Шнитке в Москве.

1996. Шнитке направляется письмо от коллектива педагогов Московского государственного института музыки, созданного на базе Музыкального училища им. Октябрьской революции, где он получил первое профессиональное музыкальное образование. В письме излагалась просьба к нему дать согласие на присвоение институту имени композитора. Альфред Шнитке дает свое согласие, считая это большой честью для себя.

Информация о работе Отечественная музыкальная культура 1960-2000-х годов