Отечественная музыкальная культура 1960-2000-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:04, контрольная работа

Описание работы

Проблемы. Стили. Направления.Отечественная музыкальная культура 2-й половины ХХ века: сложность осмысления современного искусства (многообразие событий и явлений, стилевой поворот, стремительность темпов развития). Периодизация. 1960-е годы: общая характеристика периода; глубокие социально-политические преобразования; понятие «шестидесятники»; расцвет искусства и культуры. Основные тенденции развития музыкальной культуры: восстановление связей с зарубежными странами, фестивали современной музыки.

Файлы: 1 файл

Ekz_Voprosy_po_muzliterature_147.doc

— 867.50 Кб (Скачать файл)

 

 Другим сочинением Щедрина  к 300-летию Баха стала «Эхо-соната» для скрипки соло (1984). Реальное эхо здесь выразилось в виде приема игры на скрипке, с отслоением от музыкальной «речи» скрипача его тихой звуковой «тени», а символическим эхо предстали краткие аппликации из известных произведений Баха – кристаллы гармоничной классики, отслоенные от остро диссонантной современной музыкальной звучности. Соната стала репертуарной у скрипачей разных стран: У. Хёльшер, М. Венгеров, Д. Ситковецкий, С. Стадлер и др.

 В 1984 году Щедрин написал  «Автопортрет» для симфонического оркестра. Психологически он диаметрально противоположен сложившемуся имиджу Щедрина как носителя будоражащей энергии, мастера юмора и шутки. Это – самое мрачно-трагическое сочинение автора, так что его премьера на торжественном открытии II Московского международного музыкального фестиваля (1984) пришлась вразрез с обстановкой композиторского праздника. В названии пьесы Щедрин исходил из опыта живописи: «…Меня вдохновлял пример живописцев. Почти все они писали свои портреты: возможно, это отражало осознанную ими необходимость познать самого себя. Порой, т а к  художник приходит к пониманию человека, жизни, времени» В авторской аннотации он говорит про «имитацию тоскливых звуков одинокой балалайки…, бормотанье “во хмелю” фагота (словно напевающего старинное песнопение калик перехожих), бесконечный, ровный и печальный ландшафт моей страны…».

 Созданный в 1985 году балет  «Дама с собачкой» по одноименному  рассказу А. Чехова был вдохновлен 60-летним юбилеем М. Плисецкой.  Либретто было написано Р. Щедриным и В. Левенталем, М. Плисецкая являлась и балетмейстером-постановщиком, и исполнительницей главной роли – Анны Сергеевны, для партии которой костюмы создал знаменитый парижский кутюрье П. Карден. Чистая лирика сюжета была реализована как одноактный балет на 45-50 мин., состоящий из пяти развернутых танцевальных дуэтов - па-де-де. Захватывающей мелодичностью проникнут музыкальный строй балета, воплощающий переливы лирических чувств героев, прозрачен оркестр – только струнная группа с добавлением двух гобоев, двух валторн и челесты, стройна музыкальная форма целого. У Щедрина это – самое поэтически-лирическое балетное произведение. На его основе в 1986 году Щедрин создал инструментальное сочинение – Музыка для струнных, гобоев, валторн и челесты.

 Наступившая в 1985 году «горбачевская» перестройка, круто изменившая жизнь всей советской интеллигенции, в частности, открыла невиданные возможности контактов с зарубежными странами. В 1988 году состоялось нового типа мероприятие – советско-американский фестиваль «Делаем музыку вместе». Сначала американцы хотели провести фестиваль одного лишь Щедрина, но Министерство культуры СССР не дало на это согласия. Тогда был устроен международный форум с максимальным представительством от СССР. В штат Массачусетс прибыло около 300 человек, в том числе А. Шнитке, С. Губайдулина, А. Петров, Г. Канчели, Б. Тищенко, В. Лаурушас. В постановке «Мертвых душ» Щедрина участвовали чернокожие певцы. Мировой резонанс фестиваля, и художественный, и политический, был громадный.

 Волна перестройки повлекла людей, столь активных, как Щедрин, и к хождению во власть. Композитор стал и действенным политиком. В 1989 году от Союза композиторов он был избран в Верховный Совет СССР. По телевидению можно было наблюдать схватку направившегося к трибуне Щедрина и не дающего ему слова Горбачева. Щедрин участвовал в реабилитации на родине высланных из страны М. Ростроповича и Г. Вишневской.

 С наступлением еще одной  знаменательной даты - 1000-летия принятия  христианства на Руси – Щедрин  написал сочинения, показавшие все глубинное значение этой темы для него, внука священника и самого крещеного в детстве: «Стихира на Тысячелетие Крещения Руси» (1988) и «Запечатленный ангел» (1988).

 Оркестровая «Стихира на  Тысячелетие Крещения Руси» написана  на основе древнего первоисточника, записанного крюками, – стихиры на праздник Владимирской иконы авторства царя Ивана Грозного, которую композитор изложил в своей интерпретации. Щедрин воссоздал мир древнерусского пения – его тихость, неспешность и умиротворенность, отражение в нем русского равнинного ландшафта, что сказалось на плавности мелодики, текущей без пауз, вариантности попевок. В партитуре указаны моменты подпевания голосами музыкантов их партиям. Композитор послал произведение для первого исполнения в США Ростроповичу, которому его и посвятил. Тот расценил такой поступок как гражданский подвиг и смог осуществить премьеру в вашингтонском Кеннеди-центре (1988). На родине был выпущен п е р в ы й российский компакт-диск - с записью «Стихиры» Щедрина и стихиры Ивана Грозного.

 

 Русская литургия «Запечатленный  ангел», или хоровая музыка по  Н. Лескову на канонические  церковно-славянские тексты для  смешанного хора а сарреllа  со свирелью (флейтой) в 9 частях, была впервые исполнена в Москве  двумя хорами – Московским  камерным и Академическим русским хором под управлением В. Минина. Сочинение продолжительностью в 60 минут – хоровой шедевр, обладающий воздействием не только музыкальным, но также духовно-этическим, подобно службе для прихожан. Оно было отмечено и официально: в 1992 году за него была присуждена Государственная премия РФ - одна из первых в новой России.

 Повесть Лескова «Запечатленный  ангел» не служила программой  музыки Щедрина, от нее были  взяты отдельные элементы: название, текст для номера № 1 («Ангел  Господень»), образ свирелиста, сюжетный «круговорот очищения» – икона чистая, сожженная печатью и снова чистая. По желанию дирижера, могли делаться вставки текста из Лескова (такова запись на компакт-диск  в США). И по отношению к литургии: композитор не ставил целью воспроизвести всю ее последовательность, а отобрал лишь ряд текстов (из Обихода, Минеи, Триоди), с перестановками и сокращениями. Стилистически в музыке использованы принципы русского знаменного распева – плавность пения, «равнинность» мелодии, беспаузность. По хоровым приемам – это энциклопедия русского хорового письма, включившая помимо мелодики знаменного типа также народную подголосочность, звучный аккордовый склад, краску басов-октавистов, соло мальчика-дисканта, эффект «храмового эха» и имитацию колокольного звона. «Запечатленный ангел» стал выдающимся хоровым произведением ХХ века и русской духовной музыки.

 С конца 80-х годов Щедрин  стал получать все больше творческих  предложений из-за границы, отвечая  на них созданием сочинений  на излюбленную русскую тематику, тем самым широко распространяя ее в разных частях света: в Японии был поставлен его мюзикл «Нина и 12 месяцев» (1988) и исполнены «Хороводы» (Четвертый концерт для оркестра, 1989), к 100-летию Чикагского симфонического оркестра написана «Старинная музыка российских провинциальных цирков» (Третий концерт для оркестра, 1989), сочинены камерные пьесы для Финляндии и Парижа. По поводу «Музыки цирков» Щедрин указывал (в аннотации): «В этом произведении я намеренно стремлюсь к красочности, к музыкальной живописи, юмору, к эффектному, внешнему, развлекательному…. “Цирк” писался в годы перестройки, в годы надежд и веры в раскрепощение и переустройство российского общества. Может быть, чувство надежды на добрые перемены и заряжало меня энергией и оптимизмом?…». (В качестве русского элемента он ввел песню «Очи черные», которую поют вместе с игрой оркестранты.) «Королем современного оркестра называют его профессионалы, имея в виду максимальную звуковую выразительность при максимальной концентрации и экономии средств», - так отзывался о Щедрине М. Ростропович (Родион Щедрин. Автопортрет. Буклет музыкального фестиваля, 2002).

 Начало 90-х годов вместе с  ломкой во всем общественном  укладе страны – распаде СССР, образовании нового государства,  Российской Федерации, - принесло существенные перемены и в жизни Щедрина. Ослабевшая экономика, серьезные материальные проблемы создавали столь явную угрозу творчеству, что композитор вынужден был выехать на жительство в Германию, в Мюнхен (1991-1992). За ним последовала и его супруга, М. Плисецкая. Оба сохранили российское гражданство. Стали укрепляться связи с западными издательствами и исполнителями. При этом композитор сохранил и укрепил важнейшие свойства своего стиля – демократическую широту и русскую направленность тематики. Но выбор музыкальных жанров стал иным: не возникли новые балеты (только сборная музыка), появилась одна опера – «Лолита», зато необычайно расцвели концерты для солистов с оркестром – для фортепиано, скрипки, альта, виолончели, трубы, как результат контактов с крупнейшими музыкантами мира. Подавляющая часть произведений оказалась связанной с русской темой, и повысилось значение лирического начала. В связи с юбилейными датами Щедрина прошли крупные фестивали в его честь - на родине и во многих странах мира. Он стал признанным классиком отечественной и мировой музыки.

 Оперу «Лолита» по одноименному  роману В. Набокова на либретто  самого композитора (1994) из-за  проблемы с авторскими правами  нельзя было ставить на основных  мировых языках, и тогда возникла идея постановки в Шведской королевской опере - на шведском. Премьера состоялась в Стокгольме 14 декабря 1994 года: дирижер – М. Ростропович. Атмосфера скандальности, всегда сопутствовавшая этому сюжету Набокова, здесь выразилась в публичных демонстрациях за отмену спектакля и призывах к артистам отказаться от участия в нем. Но постановка имела большой успех, с отзывами в прессе всего мира.

 Хотя именно опера обладает  способностью снять натурализм  любого сюжета, Щедрин и в либретто, и в музыке постарался углубить моральную сторону романа. В Прологе Гумберт уже сидит в тюремной камере, и через всю оперу проходит хор Судей, обвиняющих его, а в противовес хор Мальчиков в церкви поет просветляющую молитву. Для разрядки трагического напряжения драмы по контрасту проходят вставки оживленных дуэтов Рекламы. Высокий дух оперы царит в длительных, медленных любовных сценах двух главных героев, в возвышенном музыкальном звучании сцены «Грех Гумберта». Щедриным созданы яркие вокальные партии – юной Лолиты, с ее пением в высоком серебристом регистре, стареющего соблазнителя Куильти с его фальцетом или животным криком. Опера завершается Эпилогом-катарсисом, углубляющим набоковский финал. По словам сына писателя, Д. Набокова, «увидь это отец – он был бы счастлив».

 К 100-летию знаменитой фирмы  роялей Steinway Щедриным был написан  Четвертый концерт для фортепиано  с оркестром (Диезные тональности, 1991), исполненный в Вашингтоне  под управлением М. Ростроповича. В нем две части: Sostenuto cantabile и  «Русские звоны». В 1 части важен вместе со светлым колоритом диезов также и высокий регистр рояля, особенно богатый обертонами на Steinway. Во 2 части автор решил средствами этого столь звучного инструмента обогатить историю мирового фортепианного концерта воспроизведением русских колокольных звонов.

 Тревога и боль за тяготы  России вызвали к жизни струнную  музыку «Российские фотографии»,  посвященную оркестру «Виртуозы  Москвы» под управлением В.  Спивакова (1994). Это - картины русской  жизни в разное время. 1 ч. –  «Старинный город Алексин», в память о деде и детстве; 2 ч. – «Тараканы по Москве», когда напасть действительно имела место, хотя музыка не изобразительна; 3 ч. – «Сталин-коктейль», с изображением трелей барабанов, стонов жертв, эхо расстрелов, с цитатами кантаты о Сталине А. Александрова и «Марша энтузиастов» И. Дунаевского; 4 ч. – «Вечерний звон», с настроением запустения, смуты на сердце и подпеванием слов «Вечная память».

 В центре периода 90-х стоят  три значительных концерта - для  виолончели, скрипки и альта, посвященные выдающимся современным музыкантам.

 Концерт для виолончели, Sotto voce concerto (посвящен М. Ростроповичу, 1994) по концепции принадлежит  к произведениям с вечной темой  - жизни и смерти. Подзаголовок  указывает на любимую Щедриным  идею – драмы, услышанной сквозь стену, а также на особое pianissimo в исполнении Ростроповича. В музыке выписаны яркие трагические эпизоды, но дано новаторское преодоление земной трагедии: как выход во внечеловеческий мир, благодаря использованию блок-флейт с их звуком тростника, словно русской свирели.

 Концерт для скрипки и  струнного оркестра Сoncerto cantabile (посвящен  М. Венгерову, 1997) – неоромантическое  произведение, по стилистике не  похожее на «раннего» и «среднего»  Щедрина. Оно сравнимо лишь  с лирикой его «Дамы с собачкой». «Под словом cantabile я подразумеваю в первую очередь тонус состояния души, отчасти – манеру звука. А также и переплетения, перекрещивания, слияние, согласие, спор, контрдвижение поющих линий солиста и оркестра» (из авторской аннотации). Как «мой дневник чувств» охарактеризовал композитор свой концерт в швейцарском кинофильме о нем Ж. Гашо.

Concerto dolce, концерт для альта в  сопровождении струнного оркестра  и арфы (1997) был подготовлен и  игрой отца на этом инструменте,  и написанным Щедриным предисловием к «Альтисту Данилову» В. Орлова, и, конечно, уникальным мастерством Ю. Башмета, которому сделано посвящение. Хотя концерт называется Dolce, с этого характера он не начинается и на нем не заканчивается. Большой эпизод dolce расположен в центре формы и особенно значительный прибережен для репризы. В музыку инкрустированы чисто русские элементы, обозначенные «как балалайка» и «как бубенцы» - то и другое вошло в произведение для альта впервые. Характерно, что концерты Dolce и Cantabile Щедрин завершает энергичной волевой кодой.

 Камерные произведения середины 90-х отмечены изобретениями Щедрина  в характере музыкального звука:  «Музыка издалека» для двух  блокфлейт и Вторая фортепианная  соната (1996), «Балалайка» для скрипки  соло без смычка (1997), продолжающая идею «Русских наигрышей» для виолончели соло (1990).

 В 1997 году, к 65-летию композитора,  состоялись фестивали его музыки  в Финляндии, Франции, Германии, а в России торжества прошли  в течение 19 дней в четырех  городах: Москва, Петербург, Нижний Новгород, Самара. В 1998-м  Щедрин написал любопытную вокальную пьесу  - «Таня-Катя», романс в народном стиле для женского голоса с фортепиано, впоследствии  с различными аккомпанирующими составами, включая оркестр.  Основанная на русских фольклорных интонациях, с повторением одних и тех же слов, она виртуозно распевна как оперная ария.

 На грани тысячелетий (1999) от Германии Щедрину поступило  почетное предложение: написать  оркестровую Прелюдию к Девятой  симфонии Бетховена, знаковому  сочинению для всей немецкой культуры. Симфонический оркестр Баварского радио к своему юбилею заказал сочинение, каким стало Symphonie concertante (Третья симфония) «Лица русских сказок» (2000), с отражением образов «Дудки-самогудки», «Сестрицы Аленушки да братца Иванушки», «Царевны-лягушки» и др. В 1999 году Щедрин создал один из самых впечатляющих своих концертов – Пятый концерт для фортепиано с оркестром (посвященный финскому пианисту О. Мустонену), начавший после премьеры в Лос-Анджелесе (1999) уверенный путь по эстрадам мира. Благодаря заказу Питтсбургского симфонического оркестра возникла «Лолита-серенада» из музыки оперы (2001).

Информация о работе Отечественная музыкальная культура 1960-2000-х годов