Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:04, контрольная работа
Проблемы. Стили. Направления.Отечественная музыкальная культура 2-й половины ХХ века: сложность осмысления современного искусства (многообразие событий и явлений, стилевой поворот, стремительность темпов развития). Периодизация. 1960-е годы: общая характеристика периода; глубокие социально-политические преобразования; понятие «шестидесятники»; расцвет искусства и культуры. Основные тенденции развития музыкальной культуры: восстановление связей с зарубежными странами, фестивали современной музыки.
1997. Девятая симфония (начата в 1995). Последнее сочинение Альфреда Шнитке. Композитор не успел окончательно завершить партитуру. Ее окончание и оркестровую редакцию выполнил Геннадий Рождественский, под руководством которого состоялось первое исполнение в Москве 19 июня 1998 года. Новая редакторская версия была осуществлена Александром Раскатовым и исполнена в Дрездене 16 июня 2007 года.
1998. 3 августа. Смерть Альфреда Шнитке.
Составитель – Т.С. Урбах
ШНИ́ТКЕ Альфред Гарриевич (1934—98) — композитор, педагог. Окончил Моск. конс. (1958) и аспирантуру (1961) у Е. К. Голубева. В 1961—72 преподавал в Моск. конс. Ш. — один из лидеров муз. авангарда. К восприятию новых средств музыки 20 в. был подготовлен еще в консерваторский период в таких сочинениях, как оратория "Нагасаки" (1958), 1-й фп. концерт (1960). Во втором, "экспрессионистском" периоде творчества (1963—72) сформировался полистилистический композиторский метод Ш., основанный на синтезе додекафонии А. Шенберга, сериализме, алеаторике, сонорной драматургии и системе стилевых адаптации в диапазоне от жанровых моделей позднего барокко до джаза и эстрадных шлягеров (1-я скрипичная соната, 1963 — додекафония, тема BACH, румба). В соч. этого периода сложился остроконфликтный муз. яз., обусловленный идеей показа тотального кризиса совр. мира. Таков 2-й скрипичный концерт (1966) — экспрессионистская драма с гротескной картиной натиска темных сил, трагической антитезой человека и об-ва и впервые обозначившимся приходом к религиозному постулату (протестантский хорал) как спасительной основе мира. 2-я соната для скрипки и фп. (Quasi una sonata, 1968) с картиной трагического конца полностью разрушенного мира и "тонущей", подавленной этим катаклизмом темой BACH. Сопоставимые мотивы отражены и в 1-й симфонии (1972).
С нач. 70-х гг. интенсивно складывается
религиозная философская
Основные произведения
Сценические произведения
Оперы
1962 — Одиннадцатая заповедь. Не оркестрована
1991 — Жизнь с идиотом. Опера в 2 актах. Либретто Вик. Ерофеева
1993 — Джезуальдо. Опера в 7 картинах, с прологом и эпилогом. Либретто Р. Блетшахера.
1994 — История доктора Иоганна Фауста. Опера в 3 актах с прологом и эпилогом.
Балеты
1971 — Лабиринты. Балет в 5 эпизодах. Либретто В. Васильева.
1985 — Эскизы. Хореографическая фантазия по мотивам Гоголя. Балет в одном действии. Либретто А. Петрова. № 1 и № 11 для балета сочинены коллективно Альфредом Шнитке, Г. Н. Рождественским, С. А. Губайдулиной, Э. В. Денисовым. Большинство номеров в оркестровой редакции Г. Рождественского.
1986 — Пер Гюнт. Балет в 3 актах с эпилогом. Либретто Дж. Ноймайера по одноимённой драме Генрика Ибсена.
другое…
1974 — Der gelbe Klang (Жёлтый звук). Сценическая
композиция для пантомимы,
Сочинения для оркестра
(в том числе с участием
солистов-вокалистов и
Симфонии
1957 — Симфония «нулевая» в 4 частях.
1972 — Симфония № 1 в 4 частях.
1979 — Симфония № 2 (St. Florian) для
солистов, камерного хора и симфоническог
1981 — Симфония № 3 в 4 частях.
1984 — Симфония № 4 для солистов и камерного оркестра. Одночастная.
1988 — Симфония № 5 / Concerto Grosso № 4 для гобоя, скрипки, клавесина и симфонического оркестра в 4 частях.
1992 — Симфония № 6 в 4 частях.
1993 — Симфония № 7 в 3 частях.
1994 — Симфония № 8 в 5 частях.
1997—1998 — Симфония № 9 в 3 частях.
Concerto Grosso
1977 — Concerto Grosso № 1 для 2 скрипок,
клавесина, подготовленного
1981—1982 — Concerto Grosso № 2 для скрипки, виолончели и симфонического оркестра в 4 частях.
1985 — Concerto Grosso № 3 для 2 скрипок, клавесина, фортепиано и 14 струнных.
1988 — Concerto Grosso № 4 / Симфония № 5 для гобоя, скрипки, клавесина и симфонического оркестра в 4 частях.
1991 — Concerto Grosso № 5 для скрипки,
симфонического оркестра и
1993 — Concerto Grosso № 6 для скрипки, фортепиано и струнного оркестра в 3 частях.
[править]
Концерты
1957 — Концерт № 1 для скрипки с оркестром в 4 частях: Allegro ma non troppo, Tempo iniziale — Presto — Andante — Allegro scherzando(новая редакция 1962).
1960 — Концерт для фортепиано с оркестром в 3 частях: Allegro — Andante-(attacca)-Allegro.
1964 — Музыка для фортепиано и камерного оркестра в 4 частях: Variationi — Cantus firmus — Cadenza-(attacca)-Basso ostinato.
1966 — Концерт № 2 для скрипки и камерного оркестра. Одночастный.
1971 — Концерт для гобоя, арфы и струнных. Одночастный.
1979 — Концерт для фортепиано и струнных (одночастный).
1978 — Концерт № 3 для скрипки и камерного оркестра в 3 частях: Moderato — Agitato -(attacca)- Moderato.
1984 — Концерт № 4 для скрипки с оркестром в 4 частях: Andante — Vivo — Adagio (attacca) — Lento.
1985 — Концерт для альта с оркестром в 3 частях: Largo — Allegro molto — Largo.
1985—1986 — Концерт № 1 для виолончели с оркестром в 4 частях: Pesante moderato — Largo — Allegro vivace — Largo.
1987—1988 — Концерт для фортепиано (в 4 руки) и камерного оркестра. Одночастный.
1989 — Монолог для альта и
струнного (камерного)
1990 — Концерт № 2 для виолончели с оркестром в 5 частях: Moderato (attacca) — Allegro (attacca) — Lento (attacca) — Allegretto vivo (attacca) — Grave.
1994 — Концерт для троих для скрипки, альта, виолончели и струнных с фортепиано в 4 частях: Moderato — [без указания темпа] — Largo — [без указания темпа].
1997 — Концерт для альта и малого оркестра (не опубликован; находится на стадии расшифровки).
другое…
1966 — Вариации (коллективные) на
темы Шестнадцатой симфонии Н.
Я. Мясковского для
1968 — Pianissimo…
1972—1978 — In memoriam (оркестровая версия фортепианного квинтета) в 5 частях: Moderato — Tempo di Valse-(attacca)-Andante — Lento-(attacca)-Moderato pastorale.
1979—1980 — Пассакалия
1981 — Гоголь-сюита (Сюита из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка»). Оркестровая редакция Г. Рождественского.
Увертюра
Детство Чичикова
Портрет
Шинель
Фердинанд VIII
Чиновники
Бал
Завещание
1984—1985 — Ритуал (Памяти погибших во Второй мировой войне, к 40-летию освобождения Белграда).
1985 — (K)ein Sommernachtstraum (Не по Шекспиру).
1991 — Sutartines для струнного оркестра и ударных.
1992 — Hommage à Grieg (Посвящение Григу).
1994 — Симфонический пролог для оркестра.
1994 — For Liverpool для оркестра.
Вокальные и хоровые произведения
Для солиста (солистов) с сопровождением
1965 — Три стихотворения М.
И. Цветаевой для меццо-
1972 — Голоса природы для 10 женских голосов и вибрафона (без слов).
1975 — Восемь песен из спектакля «Дон Карлос» для баритона и фортепиано. Текст Ф. Шиллера (в русском переводе).
Дурные монахи;
Песнь о любви;
О театре;
Друзьям;
Песня мародёров;
Надежда;
Горная дорога;
Прошение.
1977 — Магдалина для голоса и фортепиано. Стихи Б. Л. Пастернака (из романа «Доктор Живаго»).
1980 — Три мадригала для сопрано, скрипки, альта, контрабаса, вибрафона, клавесина. Стихи Ф. Танцера.
I. Sur une etoile;
II. Entfernung;
III. Reflection.
1980 — Три сцены для сопрано и ансамбля.
1988 — Drei Gedichte von Viktor Schnittke (Три стихотворения Виктора Шнитке) для голоса и фортепиано.
«Wer Gedichte macht…» (без названия);
Der Geiger (Скрипач);
Dein Schweigen (Твоё молчание).
1993 — Mutter для меццо-сопрано и фортепиано. Стихи Э. Ласкер-Шюлер (на немецком языке).
1994 — Пять фрагментов по картинам И. Босха для тенора и малого оркестра. Тексты Эсхила и Н. Рёзнера.
Для хора (с сопровождением и без)
1958 — «Нагасаки», оратория для
хора и симфонического
1975 — Реквием из музыки к драме Шиллера «Дон Карлос» для солистов, смешанного хора и инструментального ансамбля в 14 частях.
1976 — Der sonnengesang des Frany von Assisi для 2 смешанных хоров и 6 инструментов. Текст Франциска Ассизского (в немецком переводе).
1980—1981 — Миннезанг для 52 хористов. Тексты миннезингеров XII—XIII столетий.
1983 — Seid nuchtern und wachet… (История доктора Иоганна Фауста). Кантата для контртенора, контральто, тенора, баса, смешанного хора и оркестра. Немецкая версия текста из народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте…», изданной И. Шписом в 1587 году; русская версия — эквиритмический перевод В. Шнитке.
1984 — Три хора для смешанного хора a capella.
Богородице Дево радуйся;
Господи Иисусе Христе;
Отче наш.
1984—1985 — Концерт для смешанного хора в четырёх частях на стихи Г. Нарекаци в переводе на русский язык Н. Гребнева, «Книга скорби» (Книга скорбных песнопений), Советакан грох, Ереван, 1977. Глава III, с. 49—63., в 1984 году была написана 3-я часть, а части 1, 2 и 4 — в 1985 году:
«О, повелитель сущего всего, бесценными дарами нас дарящий»;
«Собранье песен сих, где каждый стих наполнен скорбью»;
«Всем тем, кто вникнет в сущность скорбных слов»;
«Сей труд, что начинал я с упованьем и с именем Твоим».
1987 — Стихи покаянные для
смешанного хора без
Плакася Адамо предъ раемо съдя;
Приимя мя, пустыни, яко мати чадо свое;
Сего ради нищъ есмъ;
Душе моя, душе моя, почто во гръсех пребываеши;
Окаянне убогыи человъче!;
Зря корабле напрасно приставаема;
Душе моя, како не устрашаешися;
Аще хощеши победити безвремянную печаль;
Воспомянух житие свое клироское;
Придъте, христоносении людие;
Наго изыдохо на плачь сеи;
Без слов.
1989 — Eröffnungvers zum 1. Festspielsonntag (Вступление
к первому воскресному
1991 — Торжественный кант для скрипки, фортепиано, хора и большого симфонического оркестра.
1992 — Agnus dei для 2 сопрано соло, женского хора и камерного оркестра.
1994 — XII. Communio II (Lux Aeterna) из Requiem der Versöhnung (Памяти жертв Второй мировой войны) для смешанного хора и оркестра. Завершено по наброску А. Шнитке Г. Рождественским.
Сочинения для клавишных инструментов
1963 — Прелюдия и фуга для фортепиано
1965 — Импровизация и фуга для фортепиано
1965 — Вариации на один аккорд для фортепиано
1971 — Восемь детских пьес для фортепиано.
1979 — Посвящение Игорю Стравинском
1987 — Соната № 1 для фортепиано в 4 частях: Lento — Allegretto — Lento — Allegro (все части без перерыва).
Информация о работе Отечественная музыкальная культура 1960-2000-х годов