Отечественная музыкальная культура 1960-2000-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:04, контрольная работа

Описание работы

Проблемы. Стили. Направления.Отечественная музыкальная культура 2-й половины ХХ века: сложность осмысления современного искусства (многообразие событий и явлений, стилевой поворот, стремительность темпов развития). Периодизация. 1960-е годы: общая характеристика периода; глубокие социально-политические преобразования; понятие «шестидесятники»; расцвет искусства и культуры. Основные тенденции развития музыкальной культуры: восстановление связей с зарубежными странами, фестивали современной музыки.

Файлы: 1 файл

Ekz_Voprosy_po_muzliterature_147.doc

— 867.50 Кб (Скачать файл)

1997. Девятая симфония (начата в 1995). Последнее сочинение Альфреда Шнитке. Композитор не успел окончательно завершить партитуру. Ее окончание и оркестровую редакцию выполнил Геннадий Рождественский, под руководством которого состоялось первое исполнение в Москве 19 июня 1998 года. Новая редакторская версия была осуществлена Александром Раскатовым и исполнена в Дрездене 16 июня 2007 года.

1998. 3 августа. Смерть Альфреда Шнитке.

Составитель – Т.С. Урбах 

ШНИ́ТКЕ Альфред  Гарриевич (1934—98) — композитор, педагог. Окончил Моск. конс. (1958) и аспирантуру (1961) у Е. К. Голубева. В 1961—72 преподавал в Моск. конс. Ш. — один из лидеров муз. авангарда. К восприятию новых средств музыки 20 в. был подготовлен еще в консерваторский период в таких сочинениях, как оратория "Нагасаки" (1958), 1-й фп. концерт (1960). Во втором, "экспрессионистском" периоде творчества (1963—72) сформировался полистилистический композиторский метод Ш., основанный на синтезе додекафонии А. Шенберга, сериализме, алеаторике, сонорной драматургии и системе стилевых адаптации в диапазоне от жанровых моделей позднего барокко до джаза и эстрадных шлягеров (1-я скрипичная соната, 1963 — додекафония, тема BACH, румба). В соч. этого периода сложился остроконфликтный муз. яз., обусловленный идеей показа тотального кризиса совр. мира. Таков 2-й скрипичный концерт (1966) — экспрессионистская драма с гротескной картиной натиска темных сил, трагической антитезой человека и об-ва и впервые обозначившимся приходом к религиозному постулату (протестантский хорал) как спасительной основе мира. 2-я соната для скрипки и фп. (Quasi una sonata, 1968) с картиной трагического конца полностью разрушенного мира и "тонущей", подавленной этим катаклизмом темой BACH. Сопоставимые мотивы отражены и в 1-й симфонии (1972).

С нач. 70-х гг. интенсивно складывается религиозная философская концепция  Ш. в сочетании с непосредственным обращением к литургическим жанрам и формам: Гимны божественному  творению мира (на знаменном распеве, 1974—79), 2-я симфония St.Florian (1979) с полным воспроизведением ритуала католической мессы, 2-й квартет (1980) с использованием др.-рус. демественного пения, 4-я симфония (1980), воссоздающая канонические формы православного, католического и протестантского богослужения. Наиболее близка Ш. духовная культура позднего барокко, от к-рой ведут происхождение и формы христианской символики — хорала, превращаемого в "знаковую" категорию "хоральности", широко применяемой в концертных жанрах (2-й и 3-й скрипичные концерты).Особенности музыкального мира Шнитке.Творчество Шнитке характеризуется концептуальностью замыслов, масштабностью, экспрессией, типичны сложно дифференцированная оркестровая и ансамблевая фактура, полистилистика, системы цитат. Заметно преобладание инструментальных жанров.

Основные произведения

Сценические произведения

Оперы

1962 — Одиннадцатая заповедь. Не  оркестрована

1991 — Жизнь с идиотом. Опера  в 2 актах. Либретто Вик. Ерофеева

1993 — Джезуальдо. Опера в 7 картинах, с прологом и эпилогом. Либретто  Р. Блетшахера.

1994 — История доктора Иоганна Фауста. Опера в 3 актах с прологом и эпилогом.

Балеты

1971 — Лабиринты. Балет в 5 эпизодах. Либретто В. Васильева.

1985 — Эскизы. Хореографическая  фантазия по мотивам Гоголя. Балет  в одном действии. Либретто А.  Петрова. № 1 и № 11 для балета  сочинены коллективно Альфредом Шнитке, Г. Н. Рождественским, С. А. Губайдулиной, Э. В. Денисовым. Большинство номеров в оркестровой редакции Г. Рождественского.

1986 — Пер Гюнт. Балет в 3 актах  с эпилогом. Либретто Дж. Ноймайера  по одноимённой драме Генрика  Ибсена.

другое…

1974 — Der gelbe Klang (Жёлтый звук). Сценическая  композиция для пантомимы, инструментального  ансамбля, сопрано соло, смешанного  хора, магнитной ленты и цвето-световых  проекторов. Либретто Василия Кандинского  на немецком языке (в переводе  А. Шнитке).

Сочинения для оркестра

(в том числе с участием  солистов-вокалистов и солистов-инструменталистов)

Симфонии

1957 — Симфония «нулевая» в  4 частях.

1972 — Симфония № 1 в 4 частях.

1979 — Симфония № 2 (St. Florian) для  солистов, камерного хора и симфонического оркестра в 6 частях.

1981 — Симфония № 3 в 4 частях.

1984 — Симфония № 4 для солистов  и камерного оркестра. Одночастная.

1988 — Симфония № 5 / Concerto Grosso №  4 для гобоя, скрипки, клавесина  и симфонического оркестра в  4 частях.

1992 — Симфония № 6 в 4 частях.

1993 — Симфония № 7 в 3 частях.

1994 — Симфония № 8 в 5 частях.

1997—1998 — Симфония № 9 в 3 частях.

Concerto Grosso

1977 — Concerto Grosso № 1 для 2 скрипок,  клавесина, подготовленного фортепиано  и струнных (есть авторская версия  для флейты, гобоя, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных) в 6 частях.

1981—1982 — Concerto Grosso № 2 для скрипки,  виолончели и симфонического  оркестра в 4 частях.

1985 — Concerto Grosso № 3 для 2 скрипок,  клавесина, фортепиано и 14 струнных.

1988 — Concerto Grosso № 4 / Симфония № 5 для гобоя, скрипки, клавесина и симфонического оркестра в 4 частях.

1991 — Concerto Grosso № 5 для скрипки,  симфонического оркестра и фортепиано (Klavierklange) за сценой.

1993 — Concerto Grosso № 6 для скрипки,  фортепиано и струнного оркестра в 3 частях.

[править]

Концерты

1957 — Концерт № 1 для скрипки  с оркестром в 4 частях: Allegro ma non troppo, Tempo iniziale — Presto — Andante — Allegro scherzando(новая редакция 1962).

1960 — Концерт для фортепиано  с оркестром в 3 частях: Allegro — Andante-(attacca)-Allegro.

1964 — Музыка для фортепиано  и камерного оркестра в 4 частях: Variationi — Cantus firmus — Cadenza-(attacca)-Basso ostinato.

1966 — Концерт № 2 для скрипки  и камерного оркестра. Одночастный.

1971 — Концерт для гобоя, арфы и струнных. Одночастный.

1979 — Концерт для фортепиано  и струнных (одночастный).

1978 — Концерт № 3 для скрипки  и камерного оркестра в 3 частях: Moderato — Agitato -(attacca)- Moderato.

1984 — Концерт № 4 для скрипки  с оркестром в 4 частях: Andante — Vivo — Adagio (attacca) — Lento.

1985 — Концерт для альта с  оркестром в 3 частях: Largo — Allegro molto — Largo.

1985—1986 — Концерт № 1 для виолончели  с оркестром в 4 частях: Pesante moderato — Largo — Allegro vivace — Largo.

1987—1988 — Концерт для фортепиано (в 4 руки) и камерного оркестра. Одночастный.

1989 — Монолог для альта и  струнного (камерного) оркестра. Одночастный.

1990 — Концерт № 2 для виолончели  с оркестром в 5 частях: Moderato (attacca) — Allegro (attacca) — Lento (attacca) — Allegretto vivo (attacca) — Grave.

1994 — Концерт для троих для  скрипки, альта, виолончели и  струнных с фортепиано в 4 частях: Moderato — [без указания темпа]  — Largo — [без указания темпа].

1997 — Концерт для альта и  малого оркестра (не опубликован;  находится на стадии расшифровки).

другое…

1966 — Вариации (коллективные) на  темы Шестнадцатой симфонии Н.  Я. Мясковского для симфонического  оркестра. Авторы: М. И. Чулаки, А.  Н. Александров, Е. К. Голубев,  С. А. Баласанян, В. Г. Фере, Д. Б. Кабалевский, А. Шнитке, А. Николаев, Н. Н. Сидельников, А. Я. Эшпай, Р. К. Щедрин.

1968 — Pianissimo…

1972—1978 — In memoriam (оркестровая версия фортепианного квинтета) в 5 частях: Moderato — Tempo di Valse-(attacca)-Andante — Lento-(attacca)-Moderato pastorale.

1979—1980 — Пассакалия

1981 — Гоголь-сюита (Сюита из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка»). Оркестровая редакция Г. Рождественского.

Увертюра

Детство Чичикова

Портрет

Шинель

Фердинанд VIII

Чиновники

Бал

Завещание

1984—1985 — Ритуал (Памяти погибших  во Второй мировой войне, к 40-летию освобождения Белграда).

1985 — (K)ein Sommernachtstraum (Не по Шекспиру).

1991 — Sutartines для струнного оркестра  и ударных.

1992 — Hommage à Grieg (Посвящение Григу).

1994 — Симфонический пролог для  оркестра.

1994 — For Liverpool для оркестра.

Вокальные и хоровые  произведения

Для солиста (солистов) с сопровождением

1965 — Три стихотворения М.  И. Цветаевой для меццо-сопрано  и фортепиано.

1972 — Голоса природы для 10 женских голосов и вибрафона  (без слов).

1975 — Восемь песен из спектакля «Дон Карлос» для баритона и фортепиано. Текст Ф. Шиллера (в русском переводе).

Дурные монахи;

Песнь о любви;

О театре;

Друзьям;

Песня мародёров;

Надежда;

Горная дорога;

Прошение.

1977 — Магдалина для голоса  и фортепиано. Стихи Б. Л. Пастернака (из романа «Доктор Живаго»).

1980 — Три мадригала для сопрано,  скрипки, альта, контрабаса, вибрафона,  клавесина. Стихи Ф. Танцера.

I. Sur une etoile;

II. Entfernung;

III. Reflection.

1980 — Три сцены для сопрано  и ансамбля.

1988 — Drei Gedichte von Viktor Schnittke (Три стихотворения Виктора Шнитке) для голоса и фортепиано.

«Wer Gedichte macht…» (без названия);

Der Geiger (Скрипач);

Dein Schweigen (Твоё молчание).

1993 — Mutter для меццо-сопрано и  фортепиано. Стихи Э. Ласкер-Шюлер  (на немецком языке).

1994 — Пять фрагментов по картинам И. Босха для тенора и малого оркестра. Тексты Эсхила и Н. Рёзнера.

Для хора (с сопровождением и без)

1958 — «Нагасаки», оратория для  хора и симфонического оркестра  в 6 частях.

1975 — Реквием из музыки к  драме Шиллера «Дон Карлос» для солистов, смешанного хора и инструментального ансамбля в 14 частях.

1976 — Der sonnengesang des Frany von Assisi для 2 смешанных хоров и 6 инструментов. Текст Франциска Ассизского (в  немецком переводе).

1980—1981 — Миннезанг для 52 хористов. Тексты миннезингеров XII—XIII столетий.

1983 — Seid nuchtern und wachet… (История  доктора Иоганна Фауста). Кантата  для контртенора, контральто, тенора, баса, смешанного хора и оркестра. Немецкая версия текста из  народной книги «История о  докторе Иоганне Фаусте…», изданной И. Шписом в 1587 году; русская версия — эквиритмический перевод В. Шнитке.

1984 — Три хора для смешанного  хора a capella.

Богородице Дево радуйся;

Господи Иисусе Христе;

Отче наш.

1984—1985 — Концерт для смешанного  хора в четырёх частях на  стихи Г. Нарекаци в переводе на русский язык Н. Гребнева, «Книга скорби» (Книга скорбных песнопений), Советакан грох, Ереван, 1977. Глава III, с. 49—63., в 1984 году была написана 3-я часть, а части 1, 2 и 4 — в 1985 году:

«О, повелитель сущего всего, бесценными дарами нас дарящий»;

«Собранье песен сих, где каждый стих наполнен скорбью»;

«Всем тем, кто вникнет в сущность скорбных слов»;

«Сей труд, что начинал я с  упованьем и с именем Твоим».

1987 — Стихи покаянные для  смешанного хора без сопровождения  в 12 частях. К 1000-летию крещения Руси. Тексты XVI века. (Первое исполнение — 26 декабря 1988 года, Дом культуры МГУ на Ленинских горах. Государственный камерный хор, дирижёр В. Полянский)[4].

 

Плакася Адамо предъ раемо съдя;

Приимя мя, пустыни, яко мати чадо свое;

Сего ради нищъ есмъ;

Душе моя, душе моя, почто во гръсех пребываеши;

Окаянне убогыи человъче!;

Зря корабле напрасно приставаема;

Душе моя, како не устрашаешися;

Аще хощеши победити безвремянную печаль;

Воспомянух житие свое клироское;

Придъте, христоносении людие;

Наго изыдохо на плачь сеи;

Без слов.

1989 — Eröffnungvers zum 1. Festspielsonntag (Вступление  к первому воскресному празднику)  для четырёхголосного смешанного  хора и органа.

1991 — Торжественный кант для  скрипки, фортепиано, хора и большого  симфонического оркестра.

1992 — Agnus dei для 2 сопрано соло, женского хора и камерного  оркестра.

1994 — XII. Communio II (Lux Aeterna) из Requiem der Versöhnung (Памяти жертв Второй мировой  войны) для смешанного хора  и оркестра. Завершено по наброску  А. Шнитке Г. Рождественским.

Сочинения для клавишных  инструментов

1963 — Прелюдия и фуга для  фортепиано

1965 — Импровизация и фуга  для фортепиано

1965 — Вариации на один аккорд  для фортепиано

1971 — Восемь детских пьес  для фортепиано.

1979 — Посвящение Игорю Стравинскому, Сергею Прокофьеву, Дмитрию Шостаковичу для фортепиано в 6 рук.

1987 — Соната № 1 для фортепиано  в 4 частях: Lento — Allegretto — Lento —  Allegro (все части без перерыва).

Информация о работе Отечественная музыкальная культура 1960-2000-х годов