Отечественная музыкальная культура 1960-2000-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:04, контрольная работа

Описание работы

Проблемы. Стили. Направления.Отечественная музыкальная культура 2-й половины ХХ века: сложность осмысления современного искусства (многообразие событий и явлений, стилевой поворот, стремительность темпов развития). Периодизация. 1960-е годы: общая характеристика периода; глубокие социально-политические преобразования; понятие «шестидесятники»; расцвет искусства и культуры. Основные тенденции развития музыкальной культуры: восстановление связей с зарубежными странами, фестивали современной музыки.

Файлы: 1 файл

Ekz_Voprosy_po_muzliterature_147.doc

— 867.50 Кб (Скачать файл)

1990 — Три пьесы для клавесина

1990 — Пять афоризмов для фортепиано (Между пьесами читаются стихи И. А. Бродского.)

1990 — Соната № 2 для фортепиано в 3 частях: Moderato — Lento attacca — Allegro moderato.

1992 — Соната № 3 для фортепиано  в 4 частях: Lento — Allegro — Lento —  Allegro.

1994 — Сонатина для фортепиано  в 4 руки.

Электронная музыка

1969 — Поток

Музыка к фильмам

1962 — Вступление;

1963—1964 — Вызываем огонь на  себя;

1965 — Похождения зубного врача;

1966 — Дневные звёзды;

1967 — Дом и Хозяин, Комиссар;

1967—1987 — Ангел (к/а «Начало  неведомого века», новелла первая);

1968 — Шестое июля;

1969 — Балерина на корабле;

1969 — Ночной звонок;

1969 — Вальс;

1970 — Белорусский вокзал;

1970 — Дядя Ваня;

1970 — Спорт, спорт, спорт;

1970 — Чайка;

1971 — Ты и я,

1971 — Последний рейс «Альбатроса»;

1971 — Наш Гагарин;

1971 — Шкаф;

1971 — Выше голову;

1972 — Горячий снег;

1972 — На углу Арбата и улицы  Бубулинас;

1972 — Бабочка;

1972 — Право на прыжок;

1972 — Чили в борьбе, надежде  и тревоге (документальный);

1973 — Города и годы;

1973 — Былое и думы;

1973 — Трудные дороги мира/Равновесие  страха (д/ф);

1973 — В мире басен;

1974 — Выбор цели, Осень;

1974 — И всё-таки я верю…;

1974—1981 — Агония;

1975 — Рикки-Тикки-Тави;

1976 — Белый пароход;

1976 — Клоуны и дети;

1976 — Восхождение;

1976 — Повесть о неизвестном  актёре;

1976 — Приключения Травки;

1976 — Сказ про то, как царь  Пётр арапа женил;

1977 — Счёт человеческий;

1977 — Я к вам лечу воспоминаньем... (м/ф);

1978 — Отец Сергий;

1979 — Парадоксы эволюции (документальный);

1979 — Маленькие трагедии;

1979 — Фантазии Фарятьева;

1979 — Экипаж;

1980 — Лариса;

1981 — Звездопад;

1981 — Зачем бабируссе клыки? (д/ф);

1981 — И с вами снова я;

1982 — Прощание;

1982 — Сказка странствий;

1982 — Крепыш;

1982 — Осень;

1984 — Мёртвые души;

1985 — Любимец публики;

1988 — Шаг (используемая музыка);

1988 — Балкон (используемая музыка);

1989 — Иной (используемая музыка);

1989 — Посетитель музея;

1990 — Я сюда больше никогда  не вернусь (используемая музыка);

1990 — Сфинкс (используемая музыка);

1990 — Воспоминания без даты;

1992 — Присутствие (используемая  музыка);

1993 — Владимир Святой;

1994 — Мастер и Маргарита;

1996 — Страх, чёрное и белое  (используемая музыка).

 

 

 

                                   Характеристика творчества

    1. Коротко о разнообразных сферах деятельности и значении творчества композитора для современной музыкальной культуры, его принадлежности к национальной культуре, художественным направлениям,  заслугах. Кто повлиял и на кого композитор оказал влияние.  Преобладающие образные сферы.
    2. Перечень основных жанров, к которым обращался композитор с 1-2 примерами из ведущих жанров (примеры в виде кратких характеристик произведений и, желательно, музыкальными примерами)
    3. Основные стилистические особенности: крупные – малые формы, театральные жанры, вокальное – инструментальное творчество и т.д. Мелодика, лады, гармония, обращение к полифонии, ритмика, современные композиционные техники, оркестровка.
    4. Значение творчества для современников.

Предложенные тексты – «рыба» - то есть, в отдельных конспектах требуется доработка. В  11 симфонии,  7 симфонии- надо использовать уже существующий текст – меня его нет и дополнить. По Свиридову - «Поэме» - конспект есть, но не в электронном  варианте – внесу или вы внесёте позже.

 

 

 

 Творческий облик Щедрина Родиона Константиновича (1932)

Многогранность натуры;  установка на творческий поиск, изобретательность; воздействие традиций – русских и европейских; приверженность к определенному кругу образов; постижение культуры современного мира в ее различных проявлениях. Отличительные черты творческой индивидуальности. Краткие биографические сведения; общая характеристика творческого наследия. Русские традиции: претворении фольклора в Первом фортепианном концерте и «Озорных частушках», воссоздание атмосферы Древней Руси в концерте для оркестра «Звоны». Расширение круга жизненных явлений, освоение новых средств и поиск» общего знаменателя» в сочинениях к. 1960 – н. 1970-х гг. Второй фортепианный концерт. Музыкальный театр Р. Щедрина: сюжеты из русской литературы в операх и балетах, жанровое разнообразие. Решение большой драматической темы в балете «Анна Каренина», лирико- драматические концепции чеховских балетов («Чайка», «Дама с собачкой»), образно-стилистическая полифония в опере «Мертвые души». Музыкальные искания композитора 1990-2000-х годов: инструментальные концерты и театральные премьеры.

Балеты

«Конёк-Горбунок» (по одноимённой  сказке П. П. Ершова, 1960)

«Кармен-сюита» (транскрипция фрагментов оперы Ж. Бизе «Кармен» , 1967)

«Анна Каренина» (лирические сцены  по роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, 1972)

«Чайка» (по мотивам одноимённой  пьесы А. П. Чехова, 1980)

«Дама с собачкой» (по одноимённому рассказу А. П. Чехова, 1985)

Оперы

«Не только любовь», лирическая опера  в 3 действиях с эпилогом (по мотивам  рассказов С. П. Антонова, либретто В. А. Катаняна, 1961)

«Мёртвые души», оперные сцены (по роману «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, либретто Р. Щедрина, 1977)

«Лолита» (по одноимённому роману В. В. Набокова, либретто Р. Щедрина, 1992

«Очарованный странник» (по одноимённой  повести Н. С. Лескова, либретто Р. Щедрина, 2002)

«Боярыня Морозова» (русская хоровая  опера для 4 солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных, либретто Р. Щедрина по мотивам «Жития протопопа  Аввакума» и «Жития боярыни Морозовой», 2006)

Другое

«Нина и 12 месяцев», мюзикл (на японском языке по сказке С. Я. Маршака, 1988)

Сочинения для оркестра

Симфонии

Первая симфония. Для большого симфонического оркестра. В трех частях (1958)

Вторая симфония (25 прелюдий). Для  большого симфонического оркестра. В  пяти частях (1965)

Третья симфония «Лица русских сказок». Symhonie concertante. Для симфонического оркестра. В пяти частях (2000)

Концерты для  оркестра

«Озорные частушки» (1963)

«Звоны» (1968)

«Старинная музыка российских провинциальных цирков» (1989)

«Хороводы» (1989)

«Четыре русских песни» (1998)

Концерты для  солирующих инструментов с оркестром

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. В четырёх частях (1954)

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. В трех частях (1966)

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. «Вариации и тема» (1973)

Концерт № 4 для фортепиано с оркестром. «Диезные тональности», в 2-х частях (1991)

Концерт № 5 для фортепиано с оркестром. В трех частях (1999)

Концерт № 6 для фортепиано и струнных. Concerto lontano (2003)

Концерт для трубы с оркестром  в трех частях(1993)

Концерт для виолончели с оркестром. Sotto voce concerto. В четырёх частях (1994)

Parabola Concertante. Для виолончели соло, струнного оркестра и литавр (2001)

Концерт для скрипки и струнного  оркестра. Concerto cantabile. В трех частях(1997)

Концерт для альта и струнного оркестра с арфой. Concerto dolce (1997)]

Концерт для скрипки, трубы и  струнного оркестра. Concerto parlando (2004)

Концерт для гобоя с оркестром (2009)

Двойной концерт «Романтическое приношение» (Romantic offering). Для фортепиано, виолончели и оркестра [2010]

 

Другое

«Конек-Горбунок». Две сюиты для  оркестра (1955, 1965)

«Не только любовь». Симфоническая  сюита для большого симфонического оркестра и меццо-сопрано (1964)

«Симфонические фанфары». Праздничная  увертюра для оркестра (1967)

Камерная сюита. Для двадцати скрипок, арфы, аккордеона и двух контрабасов (1961)

«Кармен-сюита». Для струнных и  ударных инструментов (1967)

«Анна Каренина». Романтическая музыка для оркестра (1972)

«Торжественная увертюра». Для  большого симфонического оркестра (1982)

«Автопортрет». Вариации для оркестра (1984)

«Музыка для города Кёттена». Для  камерного оркестра (1984)

«Геометрия звука». Для камерного  оркестра (1987)

«Чайка». Сюита из балета для большого симфонического оркестра. В пяти частях (1984)

Музыка для струнных, двух гобоев, двух валторн и челесты (1985)

«Стихира к тысячелетию Крещения Руси». Для симфонического оркестра (1988)

«Хрустальные гусли» Для симфонического оркестра (1994)

«Российские фотографии». Для струнного  оркестра (1994)

«Вологодские свирели» (в честь  Б. Бартока). Для гобоя, английского рожка, валторны и струнных инструментов (1995)

«Величание». Для струнного оркестра (1995)

«Два танго Альбениса». Для симфонического оркестра (1996)

«Slava, Slava!» Для симфонического оркестра. К 70-летию Мстислава Ростроповича (1997)

«Preludium к девятой симфонии Бетховена». Для симфонического оркестра (1999)

«Лолита-серенада». Симфонические  фрагменты из оперы «Лолита» (2001)

«Диалоги с Шостаковичем». Симфонические  этюды для оркестра (2001)

«Гейлигенштадтское завещание  Бетховена». Симфонический фрагмент для оркестра (2008)

«Симфонический диптих». По мотивам  оперы «Очарованный странник». Для  большого оркестра (2008)

«Vivat!» Санкт-Петербургская увертюра. Для симфонического оркестра (2008)

«Литовская сага». Симфоническая  фреска для оркестра (2009)

Вокальные сочинения

Для солистов, хора и оркестра

«Маленькая кантата». Из оперы «Не  только любовь» для солистов, смешанного хора и оркестра (1961)

«Бюрократиада». Курортная кантата  для солистов, хора и оркестра на тексты инструкции для отдыхающих в пансионате «Курпаты». Либретто Р. Щедрина (1963)

«Поэтория». Концерт для поэта  в сопровождении женского голоса, смешанного хора и оркестра на слова  А. Вознесенского (1968)

«Ленин в сердце народном». Оратория для солистов, смешанного хора и  симфонического оркестра на народные слова в шести частях (1969)

«М. Мусоргский. Детская». Вокальный  цикл в семи частях с прелюдией  и постлюдией. Оркестровая транскрипция Р. Щедрина, слова М. Мусоргского (1964)

«Моление». Кантата для смешанного хора и оркестра на слова И. Менухина (1991)

«Многая лета». Для фортепиано, смешанного хора и ударных (1991)

Для голоса

«Три сольфеджио». Для голоса и  фортепиано (1965)

«Страдания». Для голоса и фортепиано. Слова народные в изложении В. Бокова (1965)

«Таня-Катя». Песни без слов в народном стиле для сопрано и струнного оркестра (2002)

«Таня-Катя II». Песни без слов в  народном стиле для женского голоса и скрипки (2002)

«Век мой, зверь мой!» Вокальный  цикл на слова О. Мандельштама для  тенора, рассказчицы и фортепиано (2003)

«Клеопатра и Змея», драматическая  сцена для женского голоса и симфонического оркестра на текст заключительной сцены  трагедии У. Шекспира «Антоний и Клеопатра» в переводе Б. Пастернака (2012). Премьера прошла 28 мая 2012 года на Зальцбургском  фестивале; солистка — М. Эрдманн, оркестр Мариинского театра под управлением В. Гергиева. Российская премьера пройдёт в Мариинском театре 23 декабря 2012 г. (солистка — Екатерина Гончарова).

 

Хоры a cappella

Два хора на стихи А. Пушкина. Для  смешанного хора (1950)

«Ива, Ивушка». Вокализ. Для смешанного хора (1954)

Четыре хора на стихи А. Твардовского. Для смешанного хора (1968)

Четыре хора на стихи А. Вознесенского. Для смешанного хора (1971)

«Русские деревни». Для смешанного хора на слова И. Харабарова (1973)

«Стирала женщина белье». Для смешанного хора на слова И. Ляпина (1975)

«Строфы „Евгения Онегина“». Шесть  хоров на стихи А. Пушкина из романа в стихах «Евгений Онегин» для  смешанного хора (1981)

«Казнь Пугачева». Поэма для  смешанного хора на стихи А. Пушкина  из «Истории Пугачёва» (1981)

«Концертино». В четырёх частях для смешанного хора (1982)

Информация о работе Отечественная музыкальная культура 1960-2000-х годов