Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:04, контрольная работа
Проблемы. Стили. Направления.Отечественная музыкальная культура 2-й половины ХХ века: сложность осмысления современного искусства (многообразие событий и явлений, стилевой поворот, стремительность темпов развития). Периодизация. 1960-е годы: общая характеристика периода; глубокие социально-политические преобразования; понятие «шестидесятники»; расцвет искусства и культуры. Основные тенденции развития музыкальной культуры: восстановление связей с зарубежными странами, фестивали современной музыки.
Шнитке - прирожденный создатель крупных музыкальных полотен, концепций в музыке. Дилеммы мира и культуры, добра и зла, веры и скепсиса, жизни и смерти, наполняющие его творчество, делают произведения композитора выраженной философией.
Есть у Шнитке и произведения, предназначенные для сцены. В 1985 году он написал балет «Эскизы». В 1987-м появился третий его балет - «Пер Гюнт», а первым был «Лабиринты», сочиненный еще в 1971 году.
В 1990 году Шнитке переезжает жить в Германию. Здесь он написал оперу «Жизнь с идиотом» (1991). Здесь композитор и умер в 1998 году.
Реклама
Музыка Шнитке в интернет-магазине "CD в подарок"
Музыка Шнитке в интернет-магазине Озон
Публикации
Хроника жизни и творчества Альфреда Шнитке
Молодые годы
1934. 24 ноября. В городе Энгельсе Саратовской области, тогда – столице Автономной Советской Социалистической Республики Немцев Поволжья – в семье журналиста и русско-немецкого переводчика Гарри Викторовича Шнитке и его жены, преподавателя немецкого языка Марии Федоровны Фогель, родился старший сын Альфред Шнитке. Обе родительские ветви прибыли в разное время из Германии. Гарри Викторович – по происхождению из прибалтийских евреев, говоривших на немецком, родился во Франкфурте-на-Майне, в 1926 году прибыл в Советский Союз. Мария Федоровна – из волжских немцев-крестьян, которые приехали в Россию еще более 200 лет назад по приглашению Екатерины II. В доме говорили на русском и немецком языках. Среди огромного количества книг, которые читала вся семья, многие были на немецком языке.
1941. На годы войны пришлось начало сознательного детства будущего композитора.
28 августа. Через два месяца после начала войны по приказу Сталина началась депортация немцев Поволжья – за Урал, в Сибирь. Как пишет В.Холопова « по словам Альфреда «выезд немцев – это была страшная история». Семье удалось остаться в городе, так как отец смог доказать свою еврейскую, а не немецкую национальность. Затем он добился отправки на фронт.
1945 - 1946
Первые яркие музыкальные
1946 -1948
Вена. Гарри Викторович Шнитке вызывает семью в Вену, где он после войны был оставлен для работы переводчиком в газете «Osterreichische Zeitung». Из воспоминаний А. Шнитке: «Для подростка 12-14 лет эта Вена определила всю его жизнь. … После пустынного, лежащего вне времени города-сарая Энгельса – прекрасная, вся заряженная историей Вена, каждый день – счастливое событие, везде что-то новое: Хофбург, дер Грабен, Карлскирхе, Бельведер, Шенбрунн, собор св. Штефана – многое в развалинах и пепле, но и в разбитом состоянии гордое и жизнестойкое».
В Вене раскрываются музыкальные способности Шнитке. Он самостоятельно научился играть на аккордеоне, который в качестве премии выдали отцу. Тогда же он начал брать уроки игры на фортепиано у пианистки Шарлотты Рубер. Из воспоминаний А.Шнитке: «Фрау Рубер дает много свободы, играет со мной в четыре руки, хвалит меня, пытается уговорить моих родителей дать мне музыкальное образование... Здесь же дома не было инструмента, но я клянчу у всех знакомых, у кого он есть, хожу в пустое офицерское казино, играю всегда, когда рядом со мной есть рояль, пытаюсь сочинять, слушаю «Валькирию» и «Похищение из сераля» в Staatsoper. «Паяцев» и «Сельскую честь» в Volksoper. Слушаю Девятую Бетховена с Й.Крипсом и Седьмую Брукнера с О.Клемперером и т.д. – хочу стать композитором».
1948. Возвращение из Вены. Семья Шнитке поселяется в Подмосковье, в Валентиновке. Альфред заканчивает семь классов общеобразовательной школы. Занятия по фортепиано не возобновились, но желание сочинять и играть не оставляет его. Он самостоятельно изучает книги по теории, гармонии, форме, читает «Основы оркестра» Римского-Корсакова, но одному разобраться слишком трудно. В музыкальной школе, как переростку, предлагают учиться на контрабасе, отметив его способности.
1949. Август. Зачисление в музыкальное училище имени Октябрьской революции на хоровое отделение. О возможности поступления в училище Шнитке узнает случайно, за три дня до вступительных экзаменов. Из воспоминания А. Шнитке: «Отец встретил одного знакомого, у которого в гостях был бухгалтер музыкального училища. Этот бухгалтер дает мне записку к заведующему учебной частью. Завучем был теоретик Борис Константинович Алексеев. Меня послали на экзамен по сольфеджио. Диктант я написал. А по элементарной теории я отвечал таким образом (у меня нет абсолютного слуха): все ноты называл по до мажору, но правильно…» . Шнитке всегда с большой благодарностью вспоминал Б.К Алексеева, который в 14 летнем подростке, с двухлетней музыкальной подготовкой, сумел увидеть то, что, по словам композитора, не видел тогда он в себе сам.
На одном курсе с А. Шнитке учились весьма известные в дальнейшем музыканты: теоретик Ю.Н. Бычков, автор многочисленных трудов, много лет преподававший в РАМ им. Гнесиных, в данный момент – заведующий кафедрой теории и истории музыки МГИМ им. А.Г.Шнитке; баянист В.Д. Накапкин, видный педагог, воспитавший целую плеяду талантливых музыкантов. По классу дирижирования Шнитке занимался у С.И.Кирпичниковой.
Огромное влияние на становление будущего композитора оказал яркий музыкант, прекрасный преподаватель фортепиано Василий Михайлович Шатерников. Он обладал особой системой обучения, которая давала ученикам возможность быстро развиваться на начальном этапе. Но главным его даром была способность увлечь и развить своих учеников не только пианистически, но и общемузыкально. Он был «фанатически одержимым музыкантом».
Серьезно готовясь к поступлению в консерваторию на композиторский факультет, Шнитке в течение трех лет берет частные уроки у известного профессора-теоретика Иосифа Яковлевича Рыжкина, занимаясь с ним последовательно гармонией, анализом форм, полифонией и композицией. Под руководством Рыжкина Альфред написал много произведений, с некоторыми из них поступал в консерваторию. Рыжкин был доволен творческими успехами своего способного ученика, но неординарность его музыкального языка вызывала у него беспокойство. «Меня радовало выполнение им письменных заданий, но они же тревожили меня ростками «запредельности»; тогда еще очень скромными, но все же указывающими на тенденцию, для которой не было места в ситуации того времени». К училищным годам относятся и первые самостоятельные технические упражнения в додекафонной технике.
1953. Июнь. А.Шнитке с отличием окончил училище, и был рекомендован для поступления в высшее музыкальное учебное заведение.
Консерватория.
1953. Август. Поступление в Московскую консерваторию на композиторский факультет. По совету Рыжкина Шнитке подает заявление в класс композиции Евгения Кирилловича Голубева. Великолепный музыкант, интеллектуал, безупречно владеющий композиторской техникой, Голубев создал свою творческую школу. Среди его учеников – Андрей Эшпай, Александр Холминов, Татьяна Николаева, Альфред Шнитке, Константин Баташов и другие талантливые музыканты. Мыслящий, эрудированный Шнитке отвечал требованиям учителя к композитору-художнику: «…История не знает больших композиторов, обладающих узким общественным и общекультурным кругозором, и поэтому человек с ограниченным кругозором никогда не станет большим композитором» .
Поступив в консерваторию, Шнитке
попал в атмосферу
Одновременно со Шнитке в консерватории училась целая плеяда талантливых композиторов: А.Караманов, Э. Денисов, В. Овчинников, Р. Леденев, Н. Сидельников, А. Николаев, А. Пирумов; заканчивали консерваторию Р.Щедрин, А.Флярковский; учились в аспирантуре А.Эшпай и А.Пахмутова. На последних курсах, как отмечает Шнитке, он испытывал влияние Д. Шостаковича, К.Орфа (краткое), а к моменту окончания консерватории интересовался больше П. Хиндемитом и А.Шенбергом.
В консерватории Альфредом Шнитке было написано много сочинений. В архиве сохранились романсы: «Сумрак» на стихи Ф.Тютчева, «Березка» на стихи С.Щипачева, Шесть прелюдий для фортепиано, Соната для скрипки и оркестра, Симфония для симфонического оркестра, хор на стихи А. Прокофьева, скерцо для оркестра, сюита для струнного оркестра, концерт N 1 для скрипки с оркестром.
На пятом курсе Шнитке пишет
дипломное сочинение ораторию «Нагасаки»
для меццо-сопрано, смешанного хора
и симфонического оркестра на тексты
А.Софронова. Г. Фере, Е. Эйсаку, С. Тосон.
Это яркое эмоциональное
1958 - 1962 Аспирантура.
Шнитке продолжает заниматься в классе Е. Голубева. Из беседы с Шульгиным: «Этот период я бы охарактеризовал, как время неудачных попыток войти в дружеские отношения с Союзом композиторов, как время, когда я написал, наверное, самое худшее свое сочинение «Песни войны и мира». Заказ на это произведение я получил от Союза композиторов… После этого возникло странное состояние какой-то зависимости от заказных идей. Мне была заказана «Поэма о космосе», шла речь о двух операх с двумя театрами – всего лишь с Большим и Станиславского. У последнего – это должна была быть опера про негров, а в Большом – про борьбу за мир. В результате я должен был примирить какие-то свои музыкальные поиски с официальными сюжетами, а это, конечно, оказалось невозможным. Возникавшие уступки и привели к вполне заслуженному мною наказанию, так как все это исполнено, конечно, не было» .
В каталог своих сочинений из периода аспирантуры Шнитке включил лишь Концерт для фортепиано с оркестром в трех частях (1960). Его первое исполнение состоялось в том же году в Большом зале консерватории (дирижер В. Бахарев, солист Л. Брумберг). В период работы над концертом Шнитке увлекался Хиндемитом, изучал его книгу «Руководство к сочинению».
В годы аспирантуры началась научно-теоретическая деятельность А. Шнитке. По словам В. Холоповой «Способности Альфреда к науке не уступали его способностям к сочинению музыки. Он написал в течение жизни ряд значительнейших статей, изученных специалистами вдоль и поперек и ставших классикой отечественного музыкознания. И мы к его мыслям будем неоднократно возвращаться». В 1960-61 годах в «Советской музыке» публикуются его первые статьи о Гранте Григоряне, Романе Леденеве, Алемдаре Караманове.
Во время учебы в аспирантуре
Шнитке начал преподавать: сначала
в музыкальной школе, потом в
Музыкальном училище имени
Шестидесятые годы
Начало шестидесятых. «Время нового обучения после консерватории». Шнитке расширяет свое знакомство с современной музыкой авангарда, что происходило не без влияния Эдисона Денисова, которого композитор называл «началом русского авангарда». Прослушивалось большое количество записей, проигрывалось много новой музыки, которые открыли глаза многим композиторам на то, что было запретно долгое время
1961 – брак с пианисткой Ириной Катаевой
1963 – приезд в Москву итальянского композитора Луиджи Ноно. По воспоминаниям А. Шнитке: «Встреча с Ноно… во многом оказалась решающим моментом для моего окончательного поворота на путь «левых заскоков» с компромиссного пути. Именно тогда я понял бесповоротно, что мне нужно учиться. Да и сам Ноно говорил мне о том же. … С этого момента я бесповоротно занялся изучением партитур новой для себя музыки». Столь же ощутимыми для композитора оказались влияния А. Пуссера, К. Штокхаузена, Д. Лигети, К. Пендерецкого, В. Лютославского, которые присылали молодым коллегам большое количество нот, магнитофонных записей, пластинок, книг. Шнитке методично изучает теоретические труды о новейшей музыке на разных языках, пишет научные статьи, посвященные проблемам оркестра и композиторским техникам XX века.
Сочинения Шнитке 1962-68 годов в основном написаны в серийной технике. Они стали (как сочинения Эдисона Денисова и Софии Губайдулиной) знаменем русского авангарда, но исполнялись в основном в «неофициальных» залах.
С 1961 по 1972 год Альфред Шнитке преподает в Московской консерватории студентам-музыковедам чтение партитур и практическую инструментовку. Он, как и его друг-коллега Денисов, были настоящими просветителями, постоянно знакомя студентов с отечественной и зарубежной музыкой XX века.
Информация о работе Отечественная музыкальная культура 1960-2000-х годов