Отечественная музыкальная культура 1960-2000-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:04, контрольная работа

Описание работы

Проблемы. Стили. Направления.Отечественная музыкальная культура 2-й половины ХХ века: сложность осмысления современного искусства (многообразие событий и явлений, стилевой поворот, стремительность темпов развития). Периодизация. 1960-е годы: общая характеристика периода; глубокие социально-политические преобразования; понятие «шестидесятники»; расцвет искусства и культуры. Основные тенденции развития музыкальной культуры: восстановление связей с зарубежными странами, фестивали современной музыки.

Файлы: 1 файл

Ekz_Voprosy_po_muzliterature_147.doc

— 867.50 Кб (Скачать файл)

«Запечатленный ангел». Русская  литургия. Хоровая музыка по Николаю  Лескову для смешанного хора и  свирели (флейты) (1988)

«Алый парус». Для детского хора на слова А. Грина (1997)

«Серенада». Для смешанного хора (2003)

Диптих на стихи А. Вознесенского (2003)

Два русских хора (2008)

«Царская кравчая». По мотивам хоровой  оперы «Боярыня Морозова»

Эпиграф графа Толстого к роману «Анна Каренина». Для смешанного хора

 

Фортепианные  сочинения

ПЬЕСЫ

«Поэма» (1954)

«Токкатина» (1954)

«Юмореска» (1957)

«В подражание Альбенису» (1959)

«Тройка» (1959)

2 полифонические пьесы: Basso ostinato и Двухголосная инвенция (1961)

2 сонаты (1962, 1996)

24 прелюдии и фуги (1964—1970)

Полифоническая тетрадь (25 прелюдий) (1972)

Тетрадь для юношества (1981)

«Частушки». Концерт для  фортепиано соло (2001)

«Дневник». 7 пьес для фортепиано (2002)

«Вопросы». 11 пьес для фортепиано (2003)

Sonatine Concertante для фортепиано (2005)

Alla Pizzicato для фортепиано (2005)

Hommage a Chopin. Для четырёх фортепиано (2005)

«Романтические дуэты». Семь пьес для фортепиано в четыре руки (2007)

«Простые страницы». Семь экспромтов для фортепиано (2009)

«Концертный этюд» («Чайковский-этюд») для фортепиано (2010)

Камерно-инструментальные сочинения

Сюита для кларнета и фортепиано (1951)

«Фрески Дионисия». Для камерного  ансамбля (1981)

«Музыкальное приношение». Для  органа, трёх флейт, трёх фаготов и  трёх тромбонов (1983)

«Эхо-соната». Для скрипки соло (1984)

«Три пастуха». Для флейты, гобоя и кларнета (1988)

«Русские наигрыши». Для виолончели соло (1990)

«Эхо на Cantus Firmus Орландо ди Лассо». Для органа и сопранино блокфлейты (1994)

Фортепианный терцет для скрипки, виолончели и фортепиано (1995)

«Ледяной дом». Русская сказка для  маримбафона соло (1995)

«Музыка издалека». Для двух басовых  блокфлейт (1996)

Соната для виолончели и фортепиано (1996)

«Балалайка». Для скрипки соло без  смычка (1997)

«Пастораль». Для кларнета и фортепиано (1997)

«Вариации и тема». Для скрипки  соло (1998)

«Менухин-соната». Для скрипки и фортепиано (1998)

«Дуэты». Для скрипки соло (1999)

«Гамлет баллада». Для тысячи (или  ансамбля) виолончелей (2005)

«Старинные мелодии русских  народных песен». Мелодии из сборника Н. А. Римского-Корсакова «100 русских  народных песен». Для виолончели и фортепиано (2006)

«Лирические сцены». Для струнного  квартета (2006)

«Цыганская мелодия». Для скрипки  соло (2006)

«На посошок». Памяти М. Л. Ростроповича. Для шести виолончелей и альтовой блокфлейты (или для флейты, гобоя, кларнета, трубы и виолончели) (2007)

«Бельканто на русский лад». Для  виолончели и фортепиано (2007)

«Поездка в Айзенштадт». Для  скрипки и фортепиано (2009)

Dies irae по гравюрам на дереве  Альбрехта Дюрера «Апокалипсис»  для 3 органов и 3 труб (2009/2010)

 

Музыка для  театра

«Они знали Маяковского». Пьеса  В. Катаняна, постановка Н. Петрова (Александринский  театр, Ленинград, 1954)

«Первая симфония». Комедия А. Гладкова (Театр ленинского комсомола, 1956)

«Мистерия-буфф». Пьеса В. Маяковского, режиссёр В. Плучек (Московский театр сатиры, 1957)

«Дамоклов меч». Пьеса Н. Хикмета, режиссёр В. Плучек (Московский театр сатиры, 1959)

«Гроза». Пьеса А. Островского (Государственный  академический Малый театр, 1961)

«Баня». Пьеса В. Маяковского (1962)

«Теркин на том свете». Поэма А. Твардовского, режиссёр В. Плучек (Московский театр сатиры, 1965)

 

Музыка к  фильмам

«Петушок — Золотой гребешок» (мультфильм), режиссёры: П. Носов, Д. Анпилов (1955)

«Колобок» (мультфильм), режиссёр Р. Давыдов (1956)

«Высота». Режиссёр А. Зархи (1957)

«Коммунист». Режиссёр Ю. Райзман (1958)

«Люди на мосту». Режиссёр А. Зархи (1959)

«Нормандия — Неман». Режиссёр Ж. Древиль (1960)

«А если это любовь?». Режиссёр Ю. Райзман (1961)

«Баня» (мультфильм), Режиссёр С. Юткевич (1962)

«Анна Каренина». Режиссёр А. Зархи (1967)

«Сюжет для небольшого рассказа». Режиссёр С. Юткевич (1969)

 

 Родион Щедрин давно стал классиком современной русской и мировой музыки. Его имя абсолютно известно, он – один из самых востребованных,  исполняемых и   публикуемых композиторов нашего времени. Интерпретаторами его произведений стали крупнейшие музыканты. В последние годы целые серии его произведений воплотил на концертной эстраде и в оперном театре феноменальный российский дирижер Валерий Гергиев.

 Для понимания творческой  личности Щедрина важно учесть, что он  - представитель славной плеяды российских «шестидесятников»,  чье художественное мышление отличалось смелостью, масштабностью, противодействием навязываемым догмам. При этом стиль музыки Щедрина своеобразен и не похож на стили других композиторов его поколения. Владея острым современным музыкальным языком, он смог создать произведения, доступные и широким кругам слушателей. Намеренная антиавангардная установка на слушателя пронизывает творчество Щедрина на протяжении всей жизни: «большая музыка должна иметь большую аудиторию». При этом он шире, чем кто-либо из композиторов его поколения, развил в своем творчестве русскую тематику: его оперы и балеты написаны почти исключительно на сюжеты крупнейших русских писателей – Н. Гоголя, А. Чехова, Л. Толстого, В. Набокова, Н. Лескова, он автор хоровой русской литургии «Запечатленный ангел», концертов для оркестра «Озорные частушки», «Звоны», «Хороводы», «Четыре русские песни» и т. д.

 Музыкой Р. Щедрин был окружен  с самого детства: слышал игру отца на скрипке, инструментальное трио в составе отца и его братьев. В 1941 году выдержал экзамен в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории.Заниматься фортепиано начал частно - у М. Л. Гехтман. Но началась  Великая Отечественная война, и семья Щедриных была эвакуирована в Самару (тогда Куйбышев).

        В конце 1944 - начале 1945 года   в СССР открылось новое учебное заведение – Московское хоровое училище (мальчиков). Его создатель и первый директор, известнейший хормейстер А. Свешников пригласил туда отца Р. Щедрина преподавать историю музыки и музыкально-теоретические предметы, а тот, в свою очередь, попросил зачислить на учебу и своего сына. У Родиона был абсолютный слух, достаточно приемлемый голос, и он был определен, наконец, по музыкальной специальности (декабрь 1944 года).

. Позднее Р. Щедрин вспоминал:  «Пение в хоре захватило меня, затронуло какие-то глубинные  внутренние струны… И первые  мои композиторские опыты (как  и опыты моих товарищей) были  связаны с хором» В хоровом классе была пропета вся история этого искусства: от мастеров «строгого стиля» ХVI века - Жоскена де Пре, Палестрины, Орландо Лассо до русской духовной музыки – Чеснокова, Гречанинова, Кастальского, Рахманинова.

 Сочинение музыки в Училище  специально не преподавалось, однако высокая суммарная музыкальная подготовка позволяла ученикам делать опыты и в музыкальной композиции. Для поощрения их творчества Свешников давал возможность тут же и исполнять свои сочинения. В 1947 году в Хоровом училище был проведен конкурс композиторских работ. Жюри, возглавляемое А. Хачатуряном, присудило первую премию Р. Щедрину, и это стало его первым заметным успехом в этой области.

 Ученикам Хорового училища  предоставлялась возможность встречаться  с крупнейшими музыкантами: Д. Шостаковичем, А. Хачатуряном, Г. Гинзбургом, С. Рихтером, И. Козловским, Э. Гилельсом, Я. Флиером. «В училище нашем царило захлебное увлечение музыкой, в том числе фортепианной», - вспоминал Щедрин. При окончании Училища у Родиона была программа, достойная концертирующего пианиста (фуги Баха, виртуозные пьесы Шопена и Листа, «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова). В 1950 году Щедрин поступил в Московскую консерваторию одновременно на два факультета - фортепианный, в класс Я. Флиера, и теоретико-композиторский, в класс профессора Ю. Шапорина по композиции.

 Занятия с Яковом Владимировичем  Флиером, где царил «пир музыки»,  так увлекали Щедрина, что он  подумывал расстаться с композиторской  специальностью - но педагог-пианист  этого не посоветовал. В фортепианном классе растущий музыкант не только приобрел первоклассное искусство пианиста, но и значительно продвинулся в своих общих музыкальных вкусах и знаниях.  Щедрин так доверял своему учителю, что ему первому демонстрировал свои новые опусы – и в студенческие, и в более  поздние годы. По словам композитора, рояль Флиера вынес «удары» всех его крупных сочинений. Профессиональным пианистом Щедрин остается всю жизнь, с успехом выступая на концертной эстраде с исполнением своих технически нелегких произведений и сочинений других авторов.

 В композиторском классе  Юрия Александровича Шапорина  притягательной была, прежде всего,  его человеческая личность - эрудита  в русской литературе и поэзии, рассказчика и острослова, человека, общавшегося с А. Блоком, А.  Н. Толстым, М. Горьким, К. Фединым, А. Бенуа, К. Петровым-Водкиным. Он не навязывал ученикам какого-то одного-единственного пути, считая, что в музыке могут и должны быть какие угодно противоположности.

 Интенсивно развивалась в  Московской консерватории и такая  фундаментальная область интересов Щедрина, как русский фольклор. Принципиально чуждый этнографическому подходу, Щедрин сумел в течение всего творческого пути в высшей степени оригинально использовать фольклорные элементы, органично сплавив их с новейшими композиторскими находками в музыкальном мире. И в таком синтезе – у него нет равных в его поколении. Обязательный для студентов-композиторов предмет «Народное творчество» требовал участия в фольклорных экспедициях, с самостоятельными записями народных песен. Р. Щедрин совершил поездку в районы Вологодской области, которые оказались чрезвычайно богатыми частушками. Ведь частушка не только веселила и развивала способности к мгновенной импровизации, но была хлестким фельетоном, народной газетой – всем тем, что жило в народе, не укладываясь в официальные способы выражения мнений. Любовь к частушке Щедрин пронес через всю жизнь: свой Первый концерт для оркестра 1963 года он назвал «Озорные частушки»,  а в 1999 году представил его вариант - «Частушки», концерт для фортепиано соло.

 Глубоко близкой Щедрину  оказалась вся звуковая среда  фольклора, которая была им  воспринята и через поездки  в Алексин, город над Окой, и  через различные выезды «в  глубинку», слышание крестьянского  пения и игры на свирелях. «Для  меня народное искусство – это пастуший клич, одноголосные переборы гармониста, вдохновенные импровизации деревенских плакальщиц, терпкие мужские песни…»

 Первый концерт для фортепиано  с оркестром, созданный Щедриным  в студенческую пору (1954), явился  в свою очередь, произведением, создавшим Щедрина. В нем высветилась все, что было личностью автора в молодые годы и что проросло потом в дальнейшем творчестве, в том числе моторика ритма и терпко заостренные «руссизмы». В консерватории же он показался слишком «формалистичным». Но кто-то из профессоров порекомендовал Союзу композиторов включить концерт в программу очередного пленума. Автор с блеском его исполнил и вскоре получил письмо, что его, студента IV курса, приняли в члены Союза композиторов (даже без заявления).

 Окончил Московскую консерваторию  Щедрин в 1955 году, с отличием, по  двум специальностям – композиции  и фортепиано. Далее, до 1959 года, он  прошел аспирантуру, по композиции  у Ю. Шапорина.

1958 год в жизни Щедрина был  очерчен как самый романтический  и поистине судьбоносный: он женился на балерине Майе Михайловне Плисецкой, тогда уже приобретшей известность. Но их браку предшествовала работа над одним произведением – это балет «Конек-Горбунок», который в 1958 году решил поставить Большой театр. Здесь 25-летний Щедрин впервые увидел Плисецкую на репетиции, где та, со своей стороны, обрушила на него «ураган фрейдистских мотивов». Уникальный «брак по искусству» сохранился на всю жизнь. Все балеты Щедрина связаны с танцем Плисецкой – и это целая балетная культура.

 При окончании аспирантуры,  в 1959 году Щедрин имел в своем  творческом активе балет «Конек-Горбунок»  (1956), фортепианные сочинения, хоры, Первую симфонию (1958). И это - не  только вехи его биографии.  «Конек-Горбунок», в котором Плисецкая  танцевала Царь-девицу, стал постоянным спектаклем для детей  в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. В 1999 году для постановки в Большом театре автором была сделана новая версия балета, превратившая его в ослепительную русскую феерию (художник – Б. Мессерер). Весьма популярными стали и отдельные номера двух оркестровых сюит из «Конька-Горбунка», в том числе «Цыганский танец», «Танец с балалайками», «Скерцино», «Дуэттино Ивана и Царь-девицы», «Девичий хоровод и Кадриль».

Информация о работе Отечественная музыкальная культура 1960-2000-х годов