Отечественная музыкальная культура 1960-2000-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:04, контрольная работа

Описание работы

Проблемы. Стили. Направления.Отечественная музыкальная культура 2-й половины ХХ века: сложность осмысления современного искусства (многообразие событий и явлений, стилевой поворот, стремительность темпов развития). Периодизация. 1960-е годы: общая характеристика периода; глубокие социально-политические преобразования; понятие «шестидесятники»; расцвет искусства и культуры. Основные тенденции развития музыкальной культуры: восстановление связей с зарубежными странами, фестивали современной музыки.

Файлы: 1 файл

Ekz_Voprosy_po_muzliterature_147.doc

— 867.50 Кб (Скачать файл)

Буквально через несколько месяцев  Шостаковича посылают, несмотря на неоднократные попытки отказаться, в зарубежные поездки в составе  делегаций защитников мира. Начинается его многолетняя принудительная общественная деятельность. Несколько лет он «реабилитируется» — пишет музыку к патриотическим фильмам (это основной заработок на долгие годы), сочиняет ораторию «Песнь о лесах», кантату «Над Родиной нашей солнце сияет». Однако «для себя», пока еще «в стол» создается потрясающий автобиографический документ — Первый концерт для скрипки с оркестром, получивший известность только после 1953 года. Тогда же — в 1953-м — появляется Десятая симфония, в которой отразились раздумья композитора в первые месяцы после смерти Сталина. А до того много внимания уделяется квартетам, появляется вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», грандиозный фортепианный цикл Двадцать четыре прелюдии и фуги.

Середина 50-х годов — для Шостаковича  время больших личных потерь. В 1954 году умерла его жена, Н. В. Шостакович, через год композитор похоронил мать. Дети подрастали, у них были свои интересы, музыкант чувствовал себя все более одиноким.

Постепенно, после начала «оттепели» — так привыкли называть время правления Хрущева, разоблачившего «культ личности» Сталина, — Шостакович вновь обращается к симфоническому творчеству. Программные Одиннадцатая и Двенадцатая симфонии кажутся на первый взгляд исключительно конъюнктурными. Но через много лет исследователи обнаружили, что композитор вложил в них не только тот смысл, что объявлен в официальной программе. А позднее появляются и крупные, с социально значимыми текстами, вокальные симфонии — Тринадцатая и Четырнадцатая. По времени это совпадает с последней женитьбой композитора (до того была вторая, неудачная и, к счастью, недолгая) — на Ирине Антоновне Супинской, ставшей верной подругой, помощницей, неизменным спутником композитора в последние годы, сумевшей скрасить его нелегкую жизнь.

Филолог по образованию, принесшая в дом интерес к поэзии и новинкам литературы, она стимулировала внимание Шостаковича к текстовым произведениям. Так появляется, после Тринадцатой симфонии на стихи Евтушенко, симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» на его же стихи. Затем Шостакович создает несколько вокальных циклов — на тексты из журнала «Крокодил» (юмористический журнал советского времени), на стихи Саши Черного, Цветаевой, Блока, Микеланджело Буонаротти. Грандиозный симфонический круг завершает вновь бестекстовая, непрограммная (хотя, думается, со скрытой программой) Пятнадцатая симфония.

В декабре 1961 года возобновляется педагогическая деятельность Шостаковича. Он ведет класс аспирантов в Ленинградской консерватории, для занятий с учениками регулярно приезжает в Ленинград вплоть до октября 1965 года, когда все они сдают аспирантские экзамены. В последние месяцы им самим приходится приезжать на занятия в Дом творчества, находящийся в 50 километрах от Ленинграда, в Москву, а то и в санаторий, где их наставник должен находиться по состоянию здоровья. Тяжкие испытания, выпавшие на долю композитора, не могли не сказаться на нем. 60-е годы проходят под знаком постепенного ухудшения его состояния. Появляется болезнь центральной нервной системы, Шостакович переносит два инфаркта.

Все чаще ему приходится подолгу находиться в больнице. Композитор старается вести активный образ жизни, даже между больницами много ездит. Это связано и с постановками во многих городах мира оперы «Леди Макбет Мценского уезда», которую теперь чаще называют «Катерина Измайлова», и с исполнениями других сочинений, с участием в фестивалях, с получением почетных званий и наград. Но с каждым месяцем такие путешествия становятся все более утомительными.

Отдыхать от них он предпочитает в курортном поселке  Репино под Ленинградом, где расположен Дом творчества композиторов. Там, в основном, создается музыка, так как условия для работы идеальные — никто и ничто не отвлекает от творчества. В последний раз Шостакович приезжает в Репино в мае 1975 года. Он с трудом двигается, с трудом записывает музыку, но продолжает сочинять. Почти до последнего момента он творил — рукопись Сонаты для альта и фортепиано он корректировал в больнице. Смерть настигла композитора 9 августа 1975 года, в Москве. 

 

Симфоническое творчество ШостаковичаД.Д.

ПЯТНАДЦАТЬ СИМФОНИЙ Дмитрия Дмитриевича Шостаковича принадлежат к сокровищам мировой музыкальной культуры XX столетия. Уже при жизни композитора они стали подлинной классикой, непревзойденной вершиной музыкального искусства своего времени, ибо ни одним из современных музыкантов не был с такой потрясающей силой воплощен дух нашей эпохи, не отражены в столь обнаженно-эмоциональной форме сложнейшие, глубинные переживания человеческой души. Симфонизм Шостаковича по своей обобщающей философско-этической направленности, величайшему гуманизму — одно из самых ярких прогрессивных художественных явлений музыкального искусства в целом. Симфонии композитора — это своеобразная летопись жизни нашей страны, в монументальных полотнах отразившая самые значительные, самые важные вехи ее истории. Гражданский пафос симфоний Шостаковича сложился не сразу: его пятнадцать симфоний — это долгий и трудный путь поисков в области тематизма, структуры симфонии как целого, ее драматургического профиля, образно-жанровой стороны. Симфонии Шостаковича охватывают срок почти полувековой (Первая симфония — 1926 год, Пятнадцатая симфония — 1971 год); за этот период человечество пережило немало событий. Окончательное наступление творческой зрелости композитора совпадает с предвоенным временем — 1937 год ознаменовался триумфальным исполнением первой из подлинно зрелых симфоний композитора — знаменитой Пятой. В годы войны появляются Седьмая и Восьмая, в своеобразной обобщенно-сюжетной программности которых с потрясающей силой запечатлены события этого тяжкого времени; к группе трагедийных симфоний примыкает Десятая, созданная уже после войны (1953 год). Историко-социальная тема в несколько ином проявлении объединяет программные ранние—Вторую («Посвящение Октябрю») и Третью («Первомайская»), а также поздние — Одиннадцатую («1905 год») и Двенадцатую («1917 год»). Другая группа симфоний примыкает к так называемому жанровому симфонизму: это Первая, Девятая, отчасти Шестая и Пятнадцатая симфонии. Особое место в симфонизме Шостаковича занимает Четвертая симфония, непосредственно предвосхищающая группу центральных монументальных произведений; не   имеют   аналогов  среди других поздние, Тринадцатая и Четырнадцатая симфонии, близкие к жанру вокально-симфонического цикла.

Структура симфоний Шостаковича чрезвычайно гибка, многообразна: она всегда диктуется художественным замыслом, общей концепцией. Классические четырехчастные циклы и одночастные симфонии (Вторая и Третья), пятичастная композиция гигантской Восьмой, одиннадцать миниатюрных частей в Четырнадцатой и множество других, необычных вариантов открывают слушателю мир симфоний Шостаковича. Чередование частей порой необычно, «неклассично» однако оно всегда подчиняется определенной «высшей идее» — в виде скрытой программы  или ярких тематических средств единства, или какой-либо иной форме проявления концепционности, т. е. драматургически выпуклого, художественно оправданного общего замысла.

Образно-жанровая сторона симфоний Шостакович весьма многолика, обобщить ее почти невозможно. Преобладающими в его симфонизме оказываются сложнейшие переплетения элементов марша и речитатива, танцевальной сферы в ее «чистом» и гротескном преломлении и особого рода «интеллектуальной» лирической кантилены, воплощающей философское

Симфония № 1, фа минор, ор. 10 (1923–1925)

История создания Замысел симфонии, с которой полагалось закончить консерваторский композиторский курс, возник у Шостаковича в 1923 году. Однако юноша, недавно потерявший отца (в 1922 году он умер от пневмонии), должен был зарабатывать и поступил в кинотеатр «Светлая лента». По нескольку часов в день он играл под кинофильмы. Но если с подготовкой концертной программы это еще как-то могло совмещаться (он остроумно включал в свои киноимпровизации отрывки из изучаемых произведений, таким образом занимаясь их техническим совершенствованием), то для сочинения эта работа была убийственной. Она выматывала,  плохо оплачивалась.

 В октябре была написана  вторая часть симфонии, скерцо. Но  сочинение прервалось снова: необходимость  зарабатывать на жизнь, играя  в кинотеатрах, осталась. Служба занимала все время, все силы. В конце декабря появилась наконец возможность творчества, и была написана первая часть симфонии, а в январе — феврале 1925 года — третья. Вновь пришлось поступить в кинотеатр, и положение снова осложнилось. «Финал не написан и не пишется, — сообщал композитор в одном из писем. — Выдохся с тремя частями. С горя сел за инструментовку первой части и наинструментовал порядочно».

 

 Шостакович уволился из кинотеатра  «Пикадилли» и в марте поехал  в Москву. Там в кружке друзей-музыкантов он показал написанные три части и отдельные куски финала. Симфония произвела огромное впечатление. Москвичи, среди которых были ставшие друзьями на долгие годы композитор В. Шебалин и пианист Л. Оборин, были восхищены. Вдохновленный горячим одобрением, Шостакович, вернувшись домой, с новыми силами принялся за финал. Закончен он был в июне 1925 года. Премьера состоялась 12 мая 1926 года, в заключительном концерте сезона, под управлением Николая Малько. Слушатели были поражены, когда после бури аплодисментов на сцену вышел раскланиваться юноша, почти мальчик с упрямым хохолком на голове.

Симфония принесла невиданный успех. Малько исполнял ее в других городах  страны, скоро она приобрела широкую  известность и за рубежом. В 1927 году Первая симфония Шостаковича прозвучала в Берлине, затем — в Филадельфии, Нью-Йорке. Ее включили в свой репертуар крупнейшие дирижеры мира. Так девятнадцатилетний мальчик вошел в историю музыки.

Музыка 

Краткое оригинальное вступление словно поднимает занавес театрального спектакля. Переклички трубы с сурдиной, фагота, кларнета создают интригующую атмосферу. Главная партия первой части отличается четкими, словно скандированными звучаниями, собранной маршевой поступью. Вместе с тем она неспокойна, нервна и тревожна. Ее заключает знакомый по вступлению возглас трубы. Побочная — изящная, чуть капризная мелодия флейты в ритме медленного вальса, — легка и воздушна. В разработке, не без влияния сумрачно-тревожного колорита вступительных мотивов, меняется характер основных тем: главная становится судорожной, смятенной, побочная — жесткой и грубой. В заключении части звучат мелодии вступительного раздела, возвращающие слушателя к начальным настроениям.

Вторая часть, скерцо, переводит  музыкальное повествование в  иной план. Оживленная суетливая музыка словно рисует картину шумной улицы с ее непрерывным движением. На смену этому образу приходит другой — поэтичный, нежный напев флейт в духе русской народной песни. Медленная третья часть погружает слушателя в атмосферу раздумья, сосредоточенности, ожидания. Звучания — низкие, колышущиеся, подобно тяжелым волнам фантастического моря. Они то нарастают как грозный вал, то опадают. Время от времени это таинственное марево прорезают фанфары. Возникает ощущение настороженности, тревожных предчувствий. Как будто сгущается воздух перед грозой, становится трудно дышать. Задушевные, трогательные, глубоко человечные мелодии сталкиваются с ритмом похоронного марша, создавая трагические коллизии. Бурный драматический финал начинается взрывом, ожидание которого пронизывало предшествующую часть. Здесь, в последнем и самом масштабном, грандиозном разделе симфонии, разворачивается полная накала борьба. Драматические, полные огромной напряженности звучания сменяются моментами забытья, отдыха… Главная партия «вызывает в воображении образ толпы, хлынувшей в панике при сигнале бедствия — сигнале засурдиненных труб, поданном во вступлении к части» (М. Сабинина). Появляются страх, смятение, грозно звучит тема рока. Побочная партия с трудом перекрывает колоссальное разбушевавшееся tutti. Нежно, мечтательно интонирует ее мелодию скрипка соло. Лишь в последних тактах симфонии достигается утверждение. Конечный вывод все же оптимистичен.

Симфония № 2, посвящение «Октябрю» си мажор, ор. 14 (1927)

История создания

Агитационный отдел музсектора Госиздата заказал Шостаковичу  симфонию, посвященную десятилетию  Октябрьской революции. Официальный  заказ свидетельствовал о признании  творческого авторитета двадцатилетнего  музыканта, и композитор с удовлетворением  принял его, тем более, что его заработки были случайными и нерегулярными, в основном — от исполнительской деятельности.

. Он загорелся идеей, которая  может показаться по-юношески  наивной — создать по симфоническому  монументу к каждой из знаменательных  дат молодого государства. Первым таким монументом и стала Вторая симфония, получившая программное наименование симфоническое посвящение «Октябрю».

Это одночастное произведение, построенное в свободной форме. В создании ее, да и в общем замысле серии «музыкальных монументов», большую роль сыграли впечатления «улицы». В первые послереволюционные годы появилось массовое агитационное искусство. Оно вышло на городские улицы и площади. Вспоминая опыт времен Великой французской революции 1789 года, художники, музыканты, театральные деятели принялись за создание грандиозных «действ», приуроченных к новым советским праздникам. Например, 7 ноября 1920 года на центральных площадях и невских набережных Петрограда разыгрывалась грандиозная инсценировка «Взятие Зимнего дворца». В представлении участвовали воинские соединения, автомобили, руководил ими боевой постановочный штаб, оформление создавали видные художники, в том числе добрый знакомый Шостаковича Борис Кустодиев.

Фресковость, броскость сцен, скандирование  митинговых призывов, различные звукошумовые эффекты — свист артиллерийских выстрелов, шум автомобильных моторов, треск ружейной пальбы — все это использовалось в постановках. И Шостакович также широко использовал звукошумовые приемы. Стремясь передать обобщенный образ народа, совершившего революцию, он применил в симфонии даже такой неслыханный ранее «музыкальный инструмент», как заводской гудок.

Симфония была принята. Ее первое исполнение состоялось в торжественной обстановке кануна советского праздника 6 ноября 1927 года в Ленинграде под управлением Н. Малько.

Симфония № 3, ми-бемоль мажор, ор. 20, Первомайская (1929)

 

Весной 1929 года Шостакович работал  над музыкой к кинофильму «Новый Вавилон», которую он сдал на киностудию в марте. Проделанная работа увлекла  его необычностью задачи: написать музыку к немому фильму, музыку, которую исполняли бы вместо обычных импровизаций сидящего в кинозале пианиста. Сразу после этого композитор принялся за создание Третьей симфонии. К августу она была закончена.

Информация о работе Отечественная музыкальная культура 1960-2000-х годов