Отечественная музыкальная культура 1960-2000-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:04, контрольная работа

Описание работы

Проблемы. Стили. Направления.Отечественная музыкальная культура 2-й половины ХХ века: сложность осмысления современного искусства (многообразие событий и явлений, стилевой поворот, стремительность темпов развития). Периодизация. 1960-е годы: общая характеристика периода; глубокие социально-политические преобразования; понятие «шестидесятники»; расцвет искусства и культуры. Основные тенденции развития музыкальной культуры: восстановление связей с зарубежными странами, фестивали современной музыки.

Файлы: 1 файл

Ekz_Voprosy_po_muzliterature_147.doc

— 867.50 Кб (Скачать файл)

 До 1944 года Свиридов жил в  Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров. Тогда-то Свиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту «Раскинулось море широко», в которой рассказывалось о жизни и борьбе балтийских моряков в осаждённом Ленинграде.

 Оперетта Свиридова стала  первым музыкально-драматическим произведением, посвящённым войне. Она была поставлена в нескольких театрах и много лет не сходила со сцены. А в 1960 году оперетта Свиридова стала основой для музыкального телефильма, который был сделан на Центральном телевидении.

 В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Теперь ему уже не надо было доказывать своё право на самостоятельное творчество. Он одинаково легко пишет и серьёзную, и лёгкую музыку. Его сочинения разнообразны и по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы.

 

 В 50-е годы наступает подлинный  рассвет самобытного таланта  Свиридова. Он обращается к  поэзии старейшего армянского  поэта А. Исаакяна и создаёт  на его стихи вокальную поэму  «Страна отцов». Не менее знамениты и песни на стихи Роберта Бёрнса (1955 год; в переводе С. Маршака). Созданный в этом цикле образ «славного горского парня», мужественного в бою, верного в дружбе и в любви, высоко несущего достоинство трудового человека («Кто честным кормится трудом, того зову я знатью»), завоевал всеобщее признание.

 Вслед за тем Свиридов  снова обратился к русской  поэзии. Его привлёк Есенин –  поэт, чьё обострённое чувство  любви к Родине, её природе  и людям особо близко композитору.  Свежесть и новизна музыкально-поэтического замысла «Поэмы памяти Сергея Есенина» (1956 год) положили начало обновлению вокально-симфонического жанра в советской музыке. Композитор не просто живописует русскую зиму, красавицу весну, необозримые просторы полей, чары колдовской летней ночи. За всем этим гулко бьётся пульс истории: картины жизни дооктябрьской России сменяются революционным вихрем, сметающим старое…

 Три темы становятся ведущими  в творчестве Свиридова: одна  связана с образами Родины, другая  – революции, а третья –  с образом поэта, который предстаёт как гражданин, художник, ум, глаза и совесть своего времени, своего народа.

 Одно из самых монументальных  созданий Свиридова – «Патетическая  оратория» (1959 год) на стихи  Маяковского. Незабываемо яркие  музыкальные картины, сцены, рассказы  и песни следуют непрерывной чередой: «Левый марш», создающий ощущение космической грандиозности революции; «Рассказ о бегстве капитана Врангеля», слушая который мы словно видим разгром и крушение белой армии; торжественный гимн краснозвёздному герою; сдержанная и возвышенная лирика монолога «Наша земля» и молодой энтузиазм строителей будущего («Здесь будет город-сад!»); сердечный и откровенный ночной разговор поэта с В.И. Лениным – и заключительная хвала свету, солнцу и поэзии.

 Но, может быть, наиболее близок композитору Блок. Вот «Петербургские песни» Свиридова. Ясно ощущается социальная тема – бесправие в дореволюционном Петербурге рабочего люда, показанное с глубоким трагизмом, в котором, однако, нет безысходности: рядом с картинами холода, смерти, отчаяния – весна и нежность, а главное – мужественная вера в неисчерпаемые моральные силы народа. И снова Блок – в «Песнях о России», - и снова думы о пути, что ведёт из глубины веков через «вечный бой»… И ещё одна Русь – некрасовская – в «Весенней кантате»…

 Кроме того, Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал «музыкальной иллюстрацией». Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это прежде всего цикл, посвящённый повести Пушкина «Метель». Но главным жанром, с которым композитор не расстаётся никогда, является песня и романс. Свиридов не только пишет романсы на классические тексты (Р. Бёрнса, А. Исаакяна), но и использует в качестве основы народные песни, как, например, он это сделала в кантатах «Курские песни» и «Деревянная Русь». В кантате «Курские Песни» (1964 год) Свиридов отразил свои впечатления от русской природы, характеров и крестьянского быта. В основу её лёг ряд песен родного края композитора, воссозданных с необыкновенной поэтичностью.

 Есть у Свиридова и инструментальные  сочинения, по содержанию и  стилю продолжающие вокальное  творчество (например, Триптих для  симфонического оркестра). Детям  интересен его фортепианный «Детский  альбом» с такими запоминающимися,  яркими зарисовками, как «Парень с гармошкой», «Колдун», «Дождик» и др. Часто пишет Свиридов для кино и театра. Наибольшая известность выпала напористой, словно подгоняющей само время увертюре к кинофильму «Время, вперёд!», популярной песенке-балладе «Маритана» из спектакля «Дон Сезар де Бальзан», строгим древнерусским хорам к трагедии А. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович».

 

 Музыка композитора отличается  простотой и какой-то особенной  наглядностью. Возможно, поэтому многие  сочинения Свиридова молодые  музыканты используют в своей  учебной практике.

 Умер этот замечательный  русский композитор летом 1997 года  в Санкт-Петербурге.

 

ВАЛЕРИЙ ГАВРИЛИН

 

В начале 60-х годов ярко заявили  о себе молодые ленинградские  музыканты С. Слонимский, Б. Тищенко, В. Гаврилин, Г. Белов, И. Ельчева. Объединяет этих композиторов разного дарования, разной творческой направленности, постоянный интерес к русскому фольклору. Знакомятся они с народным искусством не в кабинетах — по записям и сборникам, — а непосредственно участвуя в фольклорных экспедициях. Каждый из них по-своему, творчески активно использует открывшиеся ему богатства.

 

Неповторимый мир увидел в фольклоре  Валерий Гаврилин 1 (1 Валерий Александрович  Гаврилин родился 17 августа 1939 года в  Вологде. С 1953 года обучался в Ленинградской  специальной средней музыкальной школе при консерватории. Окончив ее по композиции у С. Я. Вольфензона, в 1958 поступил в Ленинградскую консерваторию в класс профессора О. А. Евлахова (композиция). В консерватории Гаврилин специализировался также как фольклорист под руководством профессора Ф. А. Рубцова. Увлекшись теорией фольклора, написал дипломную работу о народно-песенных истоках в творчестве В. П. Соловьева-Седого. После окончания в течение нескольких лет вел класс композиции в музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова. С 1965 г. — член Союза композиторов. В настоящее время входит в правление СК РСФСР и Ленинградского отделения СК РСФСР), открыв для себя и для слушателей особую прелесть не только мелодий, но и текстов поздних крестьянских романсов, частушечно-страдальных напевов — тот фольклорно-стилистический пласт, записывать и изучать который, по какой-то непонятной условности, долгое время считалось зазорным. Но не чрезмерную чувствительность, а по-детски трогательную открытость, чистоту чувств, непритворность их выражения услыхал композитор в этом незаслуженно оставленном без внимания слое фольклора.

Выступив впервые в 1965 году с  вокальным циклом «Русская тетрадь» — произведением, принесшим 28-летнему  композитору звание лауреата Государственной  премии РСФСР им. М. И. Глинки, — Е. Гаврилин, поначалу сосредоточивший свой интерес преимущественно на камерном творчестве, продолжает много работать и в других жанрах.

Не все произведения композитора  опубликованы. Сведения о его творчестве и произведениях часто обрывочны, неполны, а порой — противоречивы как по датам, по обозначению жанра, исполнительского состава, так и по наличию или отсутствию их в творческом активе композитора. Из этих разрозненных материалов следует, что В. Гаврилиным написано несколько опер, пять вокально-симфонических произведений, сюиты и пьесы для оркестра, три квартета, около десяти вокальных циклов, большое количество фортепианных пьес в две и четыре руки, хоровые произведения, музыка к кинофильмам, к драматическим спектаклям, более 50 песен. Таким образом, создано уже немало. В какой-то мере отсутствием достаточно полной информации о творчестве В. Гаврилина объясняется характер высказывания о нем Д. Д. Шостаковича (в начале 70-х годов), внимательно следившего в то время за успехами талантливого ленинградца: «Большим дарованием обладает Валерий Гаврилин. Но, к моему огорчению, он мало внимания уделяет крупной форме. Стремление к широким полотнам, разумеется, не должно становиться самоцелью. А то нередко бывает и так: встречаешься с молодым композитором, ему едва за двадцать, а уже в портфеле четыре оперы, две симфонии... Но все же в крупной форме больше возможностей до конца раскрыть нечто важное, значительное. Я восхищаюсь и «Немецкой тетрадью», и «Русской тетрадью» Гаврилина, но мне кажется, что при его даровании мы вправе ожидать от этого автора более масштабных произведений»

Неповторимость творчества Гаврилина  обусловлена оригинальным строем мышления композитора, самобытностью его  мироощущения, своеобразием творческих задач.

В своих эстетических суждениях Гаврилин предстает как цельная личность, не знающая компромиссов, противоречий. Это мысли об ответственности художника перед народом, о защите подлинной красоты, о необходимости нести большое искусство людям, о том, чтобы это искусство было нужным, притягательным.

Для самого Гаврилина, как и для  большинства художников его поколения, «судьба и жизнь искусства  — это судьба и жизнь людей» а смысл работы композитора состоит  в том, чтобы «... бороться за музыку, за ее счастливую жизнь в сердцах людей»

Каждый композитор, желающий быть не только услышанным, но и понятым, сознательно или подсознательно ориентируется в своем творчестве на тех или иных слушателей. Массовому  слушателю адресует Гаврилин свое творчество.

Композитор хорошо знает жизнь народа. Как чуткий художник Гаврилин остро чувствует поэзию повседневной жизни и умеет интересно и увлекательно о ней рассказывать. Не случайно поэтому главными героями его произведений становятся обыкновенные люди, в которых композитор увидел необыкновенную душевную красоту. Таковы — девушка из «Русской тетради», влюбленные из «Военных писем», вспоминающие свою молодость женщины из «Вечерка», таковы герои песенной сюиты «Земля», массовых песен композитора.

Композитора, тяготеющего к психологизму, привлекает и прямодушие, даже некоторая наивность, простосердечие в сочетании с сентиментальностью, импульсивной открытостью в проявлениях чувств.. Поэтизируя «прозу жизни», композитор как бы заново открыл в обычном, простом человеке неиссякаемый родник человечности, щедрости чувств, доброты.

Генезис гаврилинских народных характеров порожден психологической достоверностью народных образов Даргомыжского  и Мусоргского

На глубокую содержательность творчества В. Гаврилина одним из первых обратил  внимание видный советский музыковед А. Сохор, отметивший органичную и самобытно выраженную народность как самое приметное и существенное свойство музыки композитора. А. Сохор обращает внимание на то, что в русской народной песне Гаврилина привлекает преимущественно современный фольклор: «...из бытовой музыки он извлекает, как из будней самой жизни, таящиеся в ней поэзию и красоту».

Вдумчиво изучал взаимоотношения  музыки Гаврилина с фольклором И. Земцовский. Фольклорист пришел к  заключению, что В. Гаврилин глубоко  постиг музыкальную речь народа, умело, свободно и талантливо изъясняется в искусстве, «не копируя, а претворяя эту речь», и что «такого типа интонационное мышление, как видно, глубоко свойственно самому композитору».

В народной песне композитора поражает сдержанность в выражении чувств, отсутствие субъективного произвола. Не надлом, «изуродованный дух», но «прямой  открытый взгляд на трагедию», который  «не погрязал, не застывал в ней, а шел дальше через нее», восхищает  композитора в простых крестьянских песнопениях.

Красота для В. Гаврилина — это  и то, что возвышает людей, делая  их нравственно совершенными, и оружие в борьбе за духовное богатство человека, против обывателей от искусства.

Не только словом борется композитор за высокую нравственную красоту нашего современника, но прежде всего своим искусством. Стремясь к простоте, он отметает все, что непонятно, связано с позой, «профессиональным чванством», что является следствием и проявлением дурного вкуса.

В понимании простоты он близок С. Прокофьеву: это должна быть не старая, не тривиальная, не трафаретная простота, а высокая простота большой мелодийной музыки, богатая разнообразием выразительных средств. Доступность же, считает В. Гаврилин, — это отсутствие глубокого постижения, многомерности, смысловой напряженности, информативности в музыке. Доступность рождает интеллектуальную и духовную лень; это уже не живое искусство, дающее, по словам композитора, семена и побеги, а «продукция, годная лишь к немедленному проглатыванию». Однако писать просто — не значит для Гаврилина избегать сложности. Выражаясь экономными, простыми, ясными средствами, композитор, глубоко верящий в художественную интуицию людей, в то, что «всякое явление, независимо от его сложности, оценится ими по достоинству» стремится к многозначности концепционной, эмоциональной, образной.

Яркость, выразительность, свойственные гаврилинским музыкальным образам, их многоплановая ассоциативность  происходят от развитого в нем  чувства театральности, которое, по-видимому, лежит в самой природе его композиторского дарования. Все произведения Гаврилина — «Русская тетрадь» и «Военные письма», «Земля» и «Скоморохи», оркестровые и фортепианные пьесы — театральны. И в песенном жанре он стремится к образной характеристичности, портретности. «В работе над песней, — замечает Гаврилин, — некоторых композиторов привлекают широко бытующие темы, они передают в произведениях лишь общее состояние героя. Я, напротив, стремлюсь индивидуализировать характеры» Его вокальные циклы построены по законам драмы. В них живут, общаются между собой персонажи, чьи судьбы и переживания становятся сюжетом произведения, а экстремальные обстоятельства, которые нередко избирает для себя в качестве фабулы Гаврилин (в «Русской тетради» — смерть возлюбленного, в «Военных письмах» — гибель мужа-солдата, в «Земле» — подвиг комсомольца-тракториста), способствуют наиболее полному раскрытию их характеров.

Информация о работе Отечественная музыкальная культура 1960-2000-х годов