Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:04, контрольная работа
Проблемы. Стили. Направления.Отечественная музыкальная культура 2-й половины ХХ века: сложность осмысления современного искусства (многообразие событий и явлений, стилевой поворот, стремительность темпов развития). Периодизация. 1960-е годы: общая характеристика периода; глубокие социально-политические преобразования; понятие «шестидесятники»; расцвет искусства и культуры. Основные тенденции развития музыкальной культуры: восстановление связей с зарубежными странами, фестивали современной музыки.
В программности как важнейшем
свойстве своего творчества видит Гаврилин
большие возможности приобщения
широкого слушателя к современным
темам и образам, к миру красоты
серьезной музыки. Поднимая актуальные
гражданственные темы, раскрывая богатый
духовный мир современников, композитор
стремится к сложной и многозначной концепционности
своих произведений. Броская, яркая театральность
его мышления, рождающая многообразие
жанровых решений, способствует общительности,
доходчивости гаврилинской музыки. http://www.booksite.ru/
СочиненияБалеты
Анюта, балет в 2-х действиях, либретто А. А. Белинского по А. П. Чехову. постановка В. В. Васильева (1982)
Дом у дороги, балет в 1-м действии, либретто А. А. Белинского по поэме А. Т. Твардовского (1984)
Подпоручик Ромашов по А. И. Куприну (1985)
Женитьба Бальзаминова по А. Н. Островскому (1989)
Оперы
Моряк и рябина (1968)
Семейный альбом (1969)
Пещное действо (1970)
Произведения для музыкального театра
Так женился Копачи, музыкальная комедия в 1-м действии по пьесе Л.Таби
Симфонические произведения
Тараканище, симфоническая сюита (1963)
Увертюра C-dur для симфонического оркестра (1964)
Адажио для струнного оркестра (1964)
Свадебная, симфоническая сюита № 1 (1967)
Театральный дивертисмент, симфоническая сюита № 2 (1969)
Русская, симфоническая сюита № 3 (1970)
Французская, симфоническая сюита № 4 (1973)
Портреты, симфоническая сюита № 5 (1979)
Памяти Батюшкова, вальс для симфонического оркестра (1981)
Анюта, симфоническая сюита № 6 (1982)
Дом у дороги, симфоническая сюита № 7 (1984)
Камерно-вокальные произведения
О любви, вок. цикл для голоса и ф-но на сл. В. Шефнера (1958)
Сатиры, вок. цикл для голоса и ф-но на сл. A. Григулиса (1959)
Немецкая тетрадь № 1, вок.цикл для голоса и ф-но на сл. Г. Гейне (1961)
Русская тетрадь, вок.цикл для голоса и ф-но на народные тексты (1964, Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки в 1965) 1. Над рекой стоит калина
2. Страдальная («Что, девчоночки, стоите…») 3. Страдальная («Зорю видно…») 4. Зима 5. Сею-вею 6. Дело было на гулянке 7. Страдания («Ой, не знаю, не знаю, не знаю я…») 8. В прекраснейшем месяце мае.
Марина на слова М.Цветаевой (1967)
Времена года вок. цикл для голоса и ф-но на народные слова и стихи С. Есенина (1969)
Пьяная неделя, вок.цикл для голоса и ф-но. Слова народные.
Три песни Офелии по В. Шекспиру, пер. Б. Пастернака (1971)
Немецкая тетрадь № 2, вок. цикл для голоса и ф-но на сл. Г.Гейне (1972)
Вечерок, вок. цикл для 2-х голосов и ф-но. ч.1 «Альбомчик», слова народные, А. Шульгиной и В. Гаврилина (1973); ч.2 «Танцы, письма, окончание», слова С. Надсона, И. Бунина, А. Ахматовой, А. Шульгиной и В. Гаврилина (1975)
Немецкая тетрадь № 3, вок.цикл для квартета голосов и ф-но на сл. Г. Гейне (1976) — не реализована.
Город спит, на слова А. Шульгиной (1978)
Простите меня, на слова А. М. Володина (1983)[3]
Вокально-симфонические произведения
Скоморохи, действо для солиста, мужского хора, балета и симф.оркестра. Слова В.Коростылева (1967 г.)
Военные письма, вокально-симфоническая поэма для солистов, детского и смешанного хоров и симфонического оркестра. Слова А. Шульгиной (1972 г.)
Земля, вокально-симфонический цикл для свободного состава хора, солиста и симфонического оркестра. Слова А. Шульгиной (1974 г.)
Здравица («Апофеоз»), кантата для смешанного хора и симфонического оркестра, слова В. Максимова (1977 г.)
Заклинание, кантата для женского хора и симфонического оркестра. Слова А. Шульгиной (1977 г.)
Свадьба, действо для солистки, смешанного хора, балета и симфонического оркестра. Слова народные, А. Шульгиной и В. А. Гаврилина. (1978—1982)
Перезвоны (По прочтении В. М. Шукшина), хоровая симфония-действо для солистов, смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца. Слова народные, А. Шульгиной и В. А. Гаврилина (1978—1982)
Пастух и пастушка, действо для солистов, большого хора, смешанного инструментального ансамбля. По В.Астафьеву (1983 г.), не осуществлено до конца.
Хоровые произведения (a cappella)
Люди мира (на слова С.Васильева) (1962)
Мы говорили об искусстве, кантата для смешанного хора a cappella на собственные слова (1963)
Памяти павших, хоровой цикл (1963)
Дон капитан, концертное рондо для смешанного хора, слова Р.Баранниковой (1969)
Припевки, для смешанного хора, слова народные (1972)
Камерно инструментальные произведения
Три струнных квартета (1960, 1962, 1964)
Адажио в полифоническом стиле (1964)
Поэма для скрипки и ф-но (1963)
Соната для скрипки и ф-но (1964)
Соната для ф-но (1964)
Сочинения для ф-но в 2 руки (три тетради)
«Зарисовки» (цикл из 18-ти программных пьес) для ф-п в 4 руки (1970-е гг.) (CD с записью всех пьес в исп. Норы Новик и Раффи Хараджаняна — Рига-СПб)Прочее
Музыка к спектаклям (36): «Так женился Копачи», «Походный марш», «Бронепоезд 14-69», «После казни прошу», «Через 100 лет в Березовой роще», «Две зимы и три лета», «Преступлени и наказание», «С любимыми не расставайтесь», «Шаги командора», «Свои люди — сочтемся», «Над светлой водой», «Три мешка сорной пшеницы», «Черемуха». и др. (1959—1977)
Песни для голоса и ф-но, инструментального ансамбля или эстрадно-симфонического оркестра.
Поэма № 426 для солиста, инструментального ансамбля, ЭВМ 328-RS и магнитофона
Фильмография
1966 — На диком береге (Реж. А. М. Граник)
1968 — Источник (Реж. А. М.й Граник)
1968 — В день свадьбы (Реж. Вадим Михайлов)
1970 — Василий Меркурьев (
1969 — Счастье Анны (Реж. Ю. А. Рогов)
1971 — Месяц август (Реж. В. В. Михайлов)
1972 — Театральные истории (Реж. А. А. Белинский)
1979 — Рыцарь из Княж-города (Реж. В. В. Михайлов)
1980 — Пристань (Реж. В. Сорокин)
1981 — Деревенская история (Реж. В. Е. Каневский)
1982 — Анюта (Реж. А. А. Белинский,
1986 — Обида (Реж. А. В. Сиренко)
1987 — Байка (Реж. Георгий Бурков, Г. Н. Лавров)
1989 — Женитьба Бальзаминова (Реж. А. А. Белинский)
1993 — Провинциальный бенефис (Реж. А. А. Белинский
Для творчества Гаврилина характерны русская напевность и лиризм. Им введены новые формы хорового музицирования, основанные на синтезе академических и бытовых жанров. Со своей «Русской тетрадью» он вошел в музыку в 60-е годы, в период так называемой второй неофольклорной волны, своеобразной параллели творчеству русских писателей-"деревенщиков". В «Русской тетради» и в «Военных письмах» он воплотил образ северо-русской крестьянки, а в вокальном цикле «Вечерок» создал портрет своеобразной Гретхен русской провинции.
Как эстетика, так и стиль В.Гаврилина — наглядный пример неоромантических тенденций в современной русской музыке. Это проявляется прежде всего в тяготении к излюбленному романтиками жанру песни, в эстетизации и утонченной разработке простых песенных форм. Из песен складываются камерные вокальные циклы, вокально-симфонические поэмы. Композиционно им близки и своеобразные песенные «действа» — найденная композитором форма музыкально-поэтического театра. В «действах» угадывается отдаленная связь с народными музыкальными представлениями, с традиции «играть» песню, есть в них и психологическая тонкость вокальных циклов. Имеют они условный сюжет, обычно сводящийся к какой-нибудь одной драматической ситуации. «Действа» разнообразны по содержанию, по своей жанровой природе. Так, «Свадьба» (либретто В.Гаврилина и А.Шульгиной) и «Пастух и пастушка» (по В.Астафьеву) ближе к психологической драме, а представление и песенки из старой русской жизни «Скоморохи» (слова В.Коростылева) — образец социальной сатиры. В хоровой симфонии-действе «Перезвоны» сатирический элемент переплетен с мифологическим, со сказочной фантастикой, с аллегорией, с драматической темой суда личной совести перед лицом смерти.
В инструментальной музыке В.Гаврилина большое место занимают программная миниатюра, характерные и жанровые пьесы, составляющие его оркестровые сюиты и
Информация о работе Отечественная музыкальная культура 1960-2000-х годов