Праздники и обряды русского народа как часть факультативного курса "Народное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение основных праздничных обрядов и ритуалов и установление связи народной культуры и современности через преподавание истории русских праздников на факультативных занятиях в школе.
Задачи исследования:
1. Получение знаний о народном календаре и составляющих его сезонных праздников и обрядов.
2. Систематизация сведений о русских праздниках.
3. Разработка программы и ддактического материала для проведения факультативных занятий по русским народным праздникам в средней школе.

Файлы: 1 файл

РАБОТА.docx

— 167.89 Кб (Скачать файл)

Имя самого Ильи - пророка  проникло в «целительные» поверья  и заговоры. К нему обращались за исцелением от разных болезней. Чудодейственную  силу при лечении болезней имели  свечи, вытоплённые из змеи, убитой в день Ильи-пророка, а от зубной боли помогала кора, снятая со старого  дуба, считавшегося деревом громовержцев (в частности, Перуна), из-под которого вытекали бы ключи. Вымоченная в этих ключах кора подвешивалась в ладанках.

Почти повсеместно по всей России наиболее значимым обрядом Ильина дня были коллективные трапезы с  закланием барана или быка (ранее - оленя), известные под названием  «мольбы», «жертвы», «мирские складчины», «братчины», «быкобои». Помимо завершения жатвы, старались к Ильину дню  закончить сенокос. Сушили, убирали  сено в стога: «Илья - пророк косьбе срок», «Кто до Ильина дня соберёт 100 копен сена, у того в сене будет  собрано 12 пудов мёду». «До Ильина дня сено сметать, пуд мёду в него накласть, после Ильина дня - пуд  навоза», «Сенокос надобно кончать  до Ильина дня: после Ильи на вилах  сено сушить». Запрет на работу в Ильин  день допускал исключение для одного занятия - подрезания первых сортов на пчельнике, перегонки пчёл, подчищения ульев. Исключительное отношение к  работе, связанной с пчёлами, было не напрасным - «Божьей работницей»  называл народ пчелу и считал, что её работа - «Богу на свечку», что защищает пчелу от недовольства Ильи-пророка.

Пограничное положение Ильина дня между летом и осенью связывало  с ним много народных наблюдений: «Во что Илья - в то и Воздвижение» (то есть, в какой день недели), «На  Илью до обеда лето, после обеда  осень», «Придёт Петрок - отщипнёт листок, придет Илья - отщипнёт и два», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «Трава растёт до Ильина дня. Смятая до этого  дня, поднимается, после Ильина дня  так смятою и останется». С Ильина дня раньше начинает темнеть, становится холоднее. После Ильина дня изменилось поведение насекомых и птиц: «Муха  до Ильина дня кусается, а после  запасается», «С Ильина дня комары и  пауты пропадают», «С Ильина дня  всякой мухе по решету убудет», «Если  после Ильина дня убьешь одного комара, то их целое решето убудет», «До Ильина дня грачи по одиночке, а после  Ильи большими стаями» Миронов В.А. Двенадцать месяцев года. М., 1991 г., с. 54.

Первый  спас

Народное название праздника  православной церкви, посвящённого Иисусу Христу - Спасителю (Спасу), который  отмечается 1/14 августа.

В церковной традиции в  этот день совершается два торжества: Происхождение Честных Древ Животворящего  Креста Господня (отсюда название - Происхожденьев день) и празднество Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. Праздник Происхождения Честных  Древ перенесён на Русь из Константинополя, где он сложился на основе водоосвящения  и крестного хода воды и состоял  в вынесении из императорского дворца в храм Софии сохранившейся части  Животворящего Древа Креста, на котором  распят Иисус Христос. Реликвию носили до праздника Успения Богородицы по городу с крестным ходом «для освящения мест и для отвращения болезней», предлагая народу поклониться  святому кресту. Отсюда и произошло  наименование праздника - «Происхождение» - (вместо «вынесение») честных древ креста как неточный перевод греческого названия.

На Руси видоизменение  праздника Происхождение Креста привело к установлению в конце XIV века праздником с поклонением  Честному Кресту Христову и с торжественной  службой Всемилостивому Спасу и  Кресту. На рубеже XIV-XV веков в прологах появляется русское сказание об утверждении  этого празднества. В этом сказании говорится, что оно было установлено  Константинопольским патриархом Лукою  и Киевским митрополитом Константином в память знамений от трёх святынь - Креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса.

Знамения произошли во время победы византийского императора Мануила над сарацинами, а так  же русского князя Андрея Боголюбского над волжскими болгарами в  походе 1164 года. Противники были побеждены  и обратились в бегство: «а от святых икон, находившихся среди войск, исходили лучи, осенявшие полки. Греческий  царь и русский князь обменялись сообщениями об одержанных победах  и о чудесном сиянии, исходивших от святых икон, в честь чего и  был установлен праздник.

Праздник Происхождения  Честных Древ Животворящего Креста Господня широко отмечался в средневековой  Руси Артемова Т. Православный народный календарь. М., 2002 г. с. 181.

Не только в городах, но и в деревнях и сёлах России церковью устраивалось торжественное  внесение креста, совершался крестный ход к водоёмам (рекам, озёрам, прудам) и источникам воды (колодцам), где  происходили молебны и освящение  воды. В этот день отдавали дань воде, поэтому и называли в народе Первый Спас - «Спасом на воде», Водным или  Мокрым. После водосвятия принято  было купаться, чтобы защитить себя от лихорадки и сглаза. Так, в Валдае Новгородской губернии купались прямо  в рубашках. Говорили: «На Спаса  в ердани купаться - незаметные грехи  простятся».

Кроме людей купали лошадей, а пастухи пригоняли с пастбищ  домашнюю скотину и загоняли её в  реку. Для того чтобы защитить животных от разных болезней.

Именовался Первый Спас и  медовым - от обилия мёда, который в  этот день пчеловоды в первых вырезанных сотах носили освещать в церковь (иногда говорили: «На помин родителей»). Крестьяне считали, что с этого  дня пчёлы прекращают производить  мёд («Пчела перестаёт носить медовую  взятку»). Поэтому необходимо было «заломать  соты» («На Первый Спас заламывай  соты»), иначе пчёлы из соседних ульев  заберут весь мёд. После обеда  священник освящал мёд нового урожая, и только теперь его разрешалось, есть, часть освящённого мёда («Попова  доля») оставалась в церкви, затем  угощался причт, нищие («На Первый Спас и нищий медку попробует!») и  дети.

Возвратившись из церкви, пчеловоды  разговлялись свежим медком, пирогами с пшённой кашей и мёдом, варили «Медяные» квасы и угощали  всех пришедших в гости, а в  Древней Руси пекли на первом меду огромный хлеб - пряник из первой ржаной муки нового урожая.

Ко дню Первого Спаса  приурочивалось начало и других хозяйственных  работ. Так, начинали отделывать овины  и очищать гумна («Готовь гумна  и овины»), устраивали вдовьи и сиротские  помочи, то есть приходили помочь по хозяйству сиротам и вдовам, что  происходило обычно после службы в церкви, до праздничного обеда («На  вдовий двор хоть щепку кинь»). Часто  сами и приносили угощение.

Особо почитался Первый Спас в южных губерниях России. Где  раньше созревал хлеб и плоды и  где этот праздник приравнивался  по значению ко Второму Спасу. К Первому  Спасу обычно заканчивалась уборка овощей и хлеба, и было принято  освещать в церкви венки сплетённых из колосьев, наполненных новым зерном, и первые плоды созревшего урожая Земцовский И.И. Поэзия крестьянских праздников. Л., 1970 г., с. 18.

В день Первого Спаса в  центральной и южной полосе России начинался сев озимой ржи. Накануне Первого Спаса варили яйца, по числу  находящихся во дворе мужчин - за обедом каждый разбивал яйцо и смотрел - у кого оно окажется полнее «тот должен сеять рожь, чтобы урожай был «полный». Перед началом озимого  сева находили в деревнях старика - умелого и опытного пахаря. Поддерживая  его под руки, потрясали ими  и говорили: «Посей ты, дедушко, первую горсточку на твоё стариковское счастье!». С Первым Спасом связывались проводы  лета, окончание летних хороводов, начало двухнедельного Успенского поста, считающегося «осколком от Великого поста», поэтому  его и почитали так же, как Великий  пост. Отмечались и различные природные  явления, бывающие около Первого  Спаса. Так, сибирские крестьяне  называли Первый Спас Калинником и  утверждали, что он «влечёт за собой  инеи», которые губят хлебные  злаки в период созревания («На  Спаса инью не было - хлеба уйдут (дозреют)», «Пронеси Калинника мороком  или туманом», говорили: «Если за неделю до Первого Спаса аисты  станут приготовляться к отлёту, то рано зима станет и будет морозная, а весна будет тёплая», «На  Первый Спас отлетают ласточки и стрижи». Замечали, что «ласточки отлетают в три раза, в три Спаса» (1, 6, 16 августа). В церковной традиции день 1 августа посвящён не только празднику  Спаса, но и памяти семи ветхозаветных  мучеников Маккавеев (отсюда и название - Маккавеев день) и их матери Соломонии. В народных представлениях произошло  соединение созвучного имени семи мучеников  и названия растения - «мак», сбор семян, которого приходился на это время. Говорили: «Маковой или Макотрус - собирают мак» Жекулина В.И. Обрядовая поэзия. М.,, 1983 г. с. 22.

Преображение

Преображение - народное название великого двунадесятого праздника  православной церкви Преображения Господа  Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, который отмечается 6/19 августа. Установлен в честь чудесного преображения Иисуса Христа на горе Фавор во время  молитвы при учениках. Христианской церковью праздник был установлен в IV веке святой Еленой, матерью Константина  Великого, на горе Фавор был построен храм в честь Преображения Господня, разрушенный Саладином в XIII веке. История самого события Преображения Господня излагается в Евангелие. Согласно повествованию евангелистов, вместе с Иисусом Христом на гору Фавор, где произошло Преображения Господня, пришли три его ученика, апостолы - Пётр, Иаков и Иоанн. Преображение сопровождалось появлением ветхозаветных  пророков Моисея и Илии, говоривших с Иисусом. На горе Фавор у учеников Христа открылось «духовное «зрение  и они смогли увидеть Свет, преобразивший  Христа. Христос показал ученикам своё Преображение. Чтобы они засвидетельствовали  Его Божественную природу и добровольное согласие на крестные муки» Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. Калининград, 1995 г., с. 131.

Суть Преображения раскрывается в символах. Гора - уединённое место  для сотворения молитвы, которая  ведёт к единению с Богом. Фавор  в переводе означает «чистота», «свет», человек, осознающий свои поступки и  кающийся в содеянном, может принять  «Божественный нетварный свет».

В народе Преображение Господне называли Вторым Спасом или Спасом на горе, что происходило от места, где оно совершилось. Но чаще всего  Второй Спас именовали «Яблочный», так как к этому дню поспевали  яблоки, другие плоды и огородные  овощи. Говорили: «Второй Спас - срывают  спелые яблоки».

Созревшие плоды (яблоки, горох, картофель, огурцы) носили для освящения  в церковь. Обычай - приносить плоды  в церковь и освящать их очень  древнего происхождения. На Руси освящённые яблоки встречали с торжеством. После  освящения и благословения разрешалось, есть плоды (до Второго Спаса не ели  ни каких плодов, кроме огурцов): «Второй Спас яблочком разговляется», «Пришёл Спас - оскомину принёс (от зелёных  яблок). Яблоки, освящённые в день Преображения Господня, назывались «спасовскими». При  разговении ими молодёжью соблюдался обычай - загадывать о своей судьбе. Считалось, что желание, задуманное в тот момент, когда проглатываешь  первый кусок Спасова яблока, должно обязательно исполниться. Девушки, думая о женихе, приговаривали: «Что загадано-то надумано! Что надумано-то сбудется! Что сбудется - не минуется!»  Холодная В.Т. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. СПб., 2001 г., с 481.

Спасовскими яблоками угощали  в день Преображения Господня нищих  и больных: «На Второй Спас и нищий  яблочко съест». После праздничного освящения яблок, в день Второго  Спаса после обедни совершали  благодарственные молебны в садах. При этом выносились иконы, чаще других икона Преображения Господня. Затем  начинался сбор урожая в садах  и их продажа: «Вовремя убрать - вовремя  продать». В этот день начиналось массовое употребление гороха, тогда как в  Первый Спас (1/14 августа) его только защипывали. Так, в некоторых губерниях  справлялся «Горохов день». Надев праздничную  одежду, отправлялись на гороховое  поле, где угощали друг друга. Гулянье  сопровождалось песнями. Со Второго  Спаса начинался средний (самый  лучший по времени) посев озимой ржи. К празднику Преображения Господня приурочивался обряд засевания  полей, состоящий в следующем: священник. Приходивший на поле с иконами, окроплял вспаханную землю святой водой, при  этом один из «почётнейших хозяев»  бросал хлебные зёрна (над которыми была совершена молитва, и они  были окроплены святой водой) на освящённые места пашни.

С Преображения начиналась жатва  ярового хлеба. К Спасскому празднику  приурочивались ярмарки и народные гулянья. Праздничные игры состояли из того, что девушки ходили парами и пели песни. Часто случалось, что  собиралось несколько отдельных  групп поющих и играющих. Что называлось «кругами». «Круги» подразделялись на «богатые» и «бедные», то есть более зажиточные девушки отделялись от простолюдинок. Женихи выбирали «круги» соответственно своему положению. Даже песни имели в данных «кругах» свои различия. «Праздничная» обычно заканчивалась играми (чаще всего игрой «Горелки»), в которых разрешалось играть и мужчинам.

День Второго Спаса  завершался обрядом «Провожания  заката».

Принято было наблюдать заход  солнца, который сопровождался прощальными  песнями и плясками. Ко Второму  Спасу относилась первая встреча  осени, первые «Осенины». Преображение Господне называли в Сибири Вторым Калинником и ожидали второй иней, менее губительный для хлебов Петров В.М. Летние праздники, игры, забавы для детей. М., 2001 г., с. 55.

Успение

Успение Богородицы - Первые Осенины. Народное название великого двунадесятого  Богородичного праздника православной церкви Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 15/28 августа. Установлен в память её преставлении (вознесении).

Праздник Успения Пресвятой  Богородицы восходит к древнейшим временам христианства. В IV веке он является уже  повсеместным, как это видно из свидетельства Григория Турского и  из упоминания его во всех древнейших календарях.

Издавна к празднику Успения  предшествует пост, который был утверждён  в XII веке на Константинопольском Соборе при патриархе Луке. Празднование Успения с особой торжественностью проходит в Гефсимании на месте её погребения. Здесь был возведён храм, в котором хранились погребальные пелены Богородицы. В IV веке священный  покров был перенесён во Влахернский  храм. Отпевание над гробом Богоматери напоминает отпевание Иисуса Христа в субботу накануне Пасхи, и сам  праздник Успения считается второй Пасхой Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1991 г., с. 314..

Народные представления  об Успении Богородицы превратили это  событие в форму легенд, основанных на апокрифах. Легенда Вологодской  губернии сообщает о похоронах Богоматери: когда гроб с её телом несли  на кладбище, то выбежавший из дома еврей  хотел опрокинуть его, чтобы осквернить христианскую святыню. Слетевший с  небес ангел с огненным мечом  отсёк «дерзновенному еврею» руки. Это произвело впечатление на всех присутствующих, но особенно на самого еврея, который уверовал в Богородицу и стал ей молиться, после чего руки его приросли обратно. Успеньев день праздновался на Руси. В честь Успения  Богородицы написано множество икон, возведён не один храм, наиболее известный  среди которых Успенский собор  в Москве. В Московском Кремле особенно торжественно справляли храмовый праздник Успения Пресвятой Богородицы. В  этот день цари приходили в собор  «во всём великолепии и пышности своего сана», сопровождаемые боярами, облаченных в золотые «ферезеи». В народном календаре Успение  имеет несколько названий, часть  из которых образована под влиянием церкви, часть основана на созвучиях, связанных с сельскохозяйственными  работами. В первом случае от наименования Девы Марии Госпожою, то есть Владычицею, праздник Успения, связанный с Богоматерью, получил имя Госпожинок, Госпожи, Госпожина дня. Такое обозначение  Успеньева дня упоминается уже  в Никоновской летописи в 1132 года. В отличие от Госпожи Второй - Рождества Богородицы, Успение названо  Госпожою Первою.

Информация о работе Праздники и обряды русского народа как часть факультативного курса "Народное творчество"