Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:07, курсовая работа
Цель исследования: изучение основных праздничных обрядов и ритуалов и установление связи народной культуры и современности через преподавание истории русских праздников на факультативных занятиях в школе.
Задачи исследования:
1. Получение знаний о народном календаре и составляющих его сезонных праздников и обрядов.
2. Систематизация сведений о русских праздниках.
3. Разработка программы и ддактического материала для проведения факультативных занятий по русским народным праздникам в средней школе.
Во втором случае дню Успения
соответствует название Спожинок, Оспожинок,
Дожинок, характеризующее его
Народный опыт говорил: «До Успения пахать - лишнюю копну нажать», «Оземь сей за три дня до Успения три после Успения», «Пречистая Матерь засевает, а покров собирает».
Так, в некоторых местах Сибири с «Успения» только начиналась жатва ячменя, вслед за которым жали пшеницу.
С Успеньева дня лето поворачивало на осень. В этот день происходили проводы лета, и встреча осени - Первые Осенины. Считалось, что «с Успенья солнце засыпается», то есть поздно всходит. Поэтому в этот день закат солнца провожали песнями. Так как Успенье считалось последним летним днём, то заканчивался праздник тем, что в этот вечер в избах впервые «вздували огонь», жагигали лучину, лампу или свечу и садились ужинать при свете.
15 августа начиналось «бабье лето», продолжавшееся до дня Ивана Постного (29 августа/8 сентября). Успенье было последним днём отлёта ласточек, а так же, по народным поверьям, с Успеньева дня у лягушек зарастает рот, и они перестают квакать.
К Успеньеву дню поспевало всё «слетьё» и начиналась заготовка различных припасов на зиму. «На Успенье огурцы солить», «На Сергия (25 сентября/8 октября) капусту рубить».
С Успеньева разговенья в деревнях начинались осенние посиделки. С Покрова Богородицы наступал период свадеб, поэтому с Успения девушки приглядывали себе женихов. Первых сватов засылали не раньше, чем через две недели после Успенья, а «первый сват другим дорогу кажет». Вот и говорили девушки: С Успенщины не успеешь присмотреть - зиму тебе в девках сидеть».
День Успенья считался траурным днём. В знак кончины Богородицы, в некоторых деревнях пожилые женщины одевались в тёмные и чёрные одежды, поминая, таким образом, Богородицу Петров В.М. Летние праздники, игры и забавы для детей. М., 2001г., с.59.
Третий Спас
Третий Спас - народное название
праздника православной церкви, посвящённого
Иисусу Христу_ Спасителю (Спасу), который
отмечается 16/29 августа. Установлен церковью,
в честь перенесения из Эдессы
в Константинополь
Согласно древнему преданию, основанному на документе. Найденном в IV веке Евсевием Кесарийскимв Эдессинском архиве, властитель месопотамского города Эдессы Авгарь страдал проказой. Желая избавиться от поразившей его неизлечимой болезни и зная об исцеляющих способностях Иисуса Христа, он послал к Спасителю живописца Анания с письмом, в котором просил Господа прийти и исцелить его. Господь обещал послать князю одного из своих учеников, а все попытки Анания написать образ Иисуса Христа остались безуспешными. Тогда Господь попросил подать ему полотенце и отёр своё лицо. На полотенце отпечатался его лик. По воскресении Христа, апостолом Фомой был послан один из 70 учеников Христа, Фаддей, который с помощью Нерукотворного образа Спасителя исцелил царя от тяжёлого недуга и распространил там христианство. Образ Иисуса, прикреплённый царём Авгарем над главными воротами города, был похищен мусульманами и лишь девять столетий спустя был выкуплен византийским императором Михаилом III 944 году царствование Константина Багрянородного, Эдесский образ был перенесён в Константинополь, тогда же и было установлено празднество в честь этого.
В народе Третий Спас, кроме названия «Спас на полотне», носил наименование «Спас на холсте», либо «Холщовый Спас», так как в данный праздник происходили ярмарки, на которых торговали полотном и холстами. Так как к Третьему Спасу в некоторых местах. Вместо дня Успенья Богородицы, приурочивались дожинки и обряды. Связанные с последним именинным снопом, поэтому и назвали Третий Спас - «хлебным».
В день Третьего Спаса или около него крестьяне совершали «досевки», то есть сеяли озимую рожь. После общей домашней молитвы хозяйки провожали мужей на поля и хлебом и солью. При этом на телегу укладывали три снопа, а сверху помещалась предназначенная для посева рожь в мешках. На поле засевальщиков встречали ребята с гречневой кашей. Называли Третий Спас и ореховым, так как к этому дню поспевали лесные орехи, и начинался их сбор. В назначенный день в лесу расстилали ковёр и «веретья», от которых все крестьянские бабы, дворовые люди, горничные девушки расходились для сбора орехов, последние складывались в фартуки, а позже высыпались на разосланные предметы. Работа по сбору орехов могла продолжаться и несколько дней. По народным представлениям, урожай орехов предвещал на будущий год урожай ржи.
На Третий Спас происходил последний отлёт ласточек и журавлей: «Кто когда хочет, а журавль к Третьему Спасу отлетает», «Если журавль отлетит к Третьему Спасу, то на Покров будет мороз, а нет - так зимы позже». В городах с этого дня начинались «великоденские гулянья» Снегирёв И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1990г., с.147.
Подводя итог главы, можно выделить основные признаки летних праздников:
*Проводились обряды встречи лета;
*Начинался новый цикл сельскохозяйственных работ;
*Многие обряды этого периода были направлены на обеспечение роста и развития растений и плодов;
*совершались обрядовые
трапезы, посвященные началу
*празднование летнего
солнцестояния,
*главными исполнителями
обрядовых действий были
*совершались обряды, направленные на удачный сбор урожая.
каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Народ это совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его языке, в его обычаях, в его понятиях сердечных и умственных, в его религиозных, общественных и личных отношениях, одним словом во всей полноте его жизни. Отсюда ясно, что и воспитание должно быть утверждено на них,
Заключение
Главной целью написания работы было обобщение и систематизация знаний о народном календаре и связанных с ним обычаях и обрядах.
Проделанная работа завершена составлением программы «Праздники и обряды русского народа, как часть факультативного курса Народное творчество», и подборкой дидактического материала.
Данные материалы могут
быть использованы в любом общеобразовательном
учреждении для организации учебно-
И.В. Кириевский писал «Воспитание дабы принять характер народный».
Праздники играли значительную социальную роль в жизни русского народа. Прежде всего, они способствовали консолидарности людей, живших в одном селе, деревне, городском квартале.
Молебен и крестный ход, собиравшие
в обязательном порядке всех жителей,
общая праздничная гульба - всё
это сближало людей, поддерживало в
них чувство коллективизма. Праздник,
на который приходила вся ближняя
и дальняя родня, способствовал
укреплению родственных связей, развитию
родственной взаимопомощи. Он нёс
своеобразные образовательные функции.
Частое общение с приехавшей издалека
роднёй, с пришельцами, привлечёнными
праздником: ярмарочными торговцами,
балаганщиками, нищими, богомольцами -
позволяло жителям узнавать новости,
обмениваться впечатлениями о событиях
в стране, судить о победах и
поражениях войск, получать знания о
далёких странах и народах. Обсуждение
важных новостей помогало осознанию
общих интересов жителей не только
одного села, но и всего уезда. Губернии,
страны. Праздник, одним из условий
которого было ничегонеделанье, давал
передышку в тяжёлом труде
крестьянина или ремесленника. Кроме
того, праздник отвлекал людей от будничных
забот, семейных неприятностей, жизненных
трудностей, давал психологическую
разрядку, а совместное времяпрепровождение,
активное общение издавало иллюзию
равенства всех людей, хотя и на непродолжительное
время снимало социальную напряжённость
в обществе. Праздники с их весёлыми
плясками. Песнями, кулачными боями,
борьбой. Позволяли людям
Следует отметить также ещё
одну важную сторону народных праздников,
связанную с заботой о
Все эти праздники принято называть традиционными, так как основополагающая идея, сценарий празднества и его атрибутика передавались от поколения к поколению. На протяжении многих веков. К тому же они являлись важной составной, частью культуры русского народа определяли его национальный облик.
Литература
1. Артёмова Т. Православный народный календарь. М., 2002 г.
2. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия. М., 1970 г.
3. Афанасьев А.Н. Народные праздники // Древо жизни - М., 1982 г.
4. Брайковская В.И. Праздники, народные обряды, гулянья. Иваново, 1996.
5. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. Калининград, 1995 г.
6. Воронина Т. Из опыта
работы по возрождению
7. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия Западных и Восточных славян: Генезис и типология колядования. М., 1982 г.
8. Виноградов Г.С. Русский народный календарь // Этнографический сборник. Иркутск, 1924 г., в. 2.
9. Ворошилин В.А. Встреча весны в селах Воронежской области // Живая старина. 1996 г., №4.
10. Григорьев В. Масленица - проводы зимы // Воспитание школьников. 1989 г., №2.
11. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991 г.
12. Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа - СПБ., 1980 г.
13. Зимина Т.А. Русский праздник. СПБ., 2001 г.
14. Земцовский И.И. Поэзия крестьянских праздников. Л., 1970 г.
15. Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времён. СПБ., 1876 г.
16. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1992 г.
17. Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. М., 1995 г.
18. Жекулина В.И. Обрядовая поэзия. М., 1989 г.
19. Ищук В.В. Народные праздники. Ярославль, 2000 г.
20. Исаенко В. Православные христианские праздники // Воспитание школьников. 1993 г., №3.
21. Исенво С.А. Народное творчество // История в школе. 1986 г., №4.
22. Ивлева Л.Н. Ряженые в русской традиционной культуре. СПб., 1994 г.
23. Иванова А.А. Гадания на зимние святки // Русская словесность. 1995 г.
24. Исаенко В. Погадай девица в коей руке былица // Воспитание школьников. 1994 г., №1.
25. Курносова Л. Кузьминки по лету поминки // Воспитание школьников. 2001 г., №4.
26. Капитунова А. От народных
промыслов до чудесной
27. Комарова Е. Учить по-русски // Учительская газета 2001 г., №36.
28. Ковалев В.М. Русская кухня // Традиции и обычаи. М., 1990 г.
29. Колинский И.П. Церковно-
30. Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев, пословиц русского народа. Самара, 1995 г.
31. Каршинова Л.В. Календарь. Пасха и её истоки // Школа. 2002 г., №2
32. Лисова К., Из истории русских поселений // Сельская школа. 2002 г., №5.
33. Миненко Н.А. Культура русских крестьян Зауралья XVIII-XIX вв., М., 1991 г.
34. Метелягин А. Воспитание
на традициях русской культуры
35. Малая Н., Празднуем Ивану Купалу // Воспитание школьников, 2001 г., №4
36. Мехова Т. Роль народной игры в формировании характера ребёнка. // Воспитание школьников. 2001 г., №3
37. Мельникова М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987 г.
38. Миронов В.А. Двенадцать месяцев года. М., 1991 г.
39. Максимов с.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. Литературное путешествие. М., 1986 г.
40. Наумова Т. Что за Масленица без тройки. // Учительская газета. 2001 г., №14
41. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1991 г.
42. Некрылова А.Ф. Русские народные праздники, увеселения, зрелища. Л., 1984 г.
44. Невский А.А. «Будни и праздники старой России: старобытовой календарь. Л., 1990 г.
45. Островский А.Б. Русский праздник. СПБ., 2002 г.
46. Панфилов А.А. Зелёные Святки // Встреча. 1997, №5
47. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963 г.
48. Проскурин А.А. Народный календарь. Праздники, приметы и обычаи от Руси до России. Ростов-на-Дону, 2002 г.
49. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994 г.
50. ПетровВ.М. Летние праздники, игры и забавы для детей, М., 2001 г.
51. Рыженков Г.Д. Народный месяцеслов. М., 1991 г.
52. Розов А.И. Обрядовая поэзия. М., 1989 г.
53. Рыженков Г.Д. Старинный русский календарь // Воспитание школьников. 1992 г., №1,2,3,4.
54. Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. СПб, 1899 г.
55. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX-XX в. М., 1979 г.
56. Соснина Н. Русский традиционный костюм. СПб, 2001 г.
57. Сахаров И.П. Сказания русского народа. М., 1990 г.
58. Семёнова М. Быт и верования древних славян. СПб., 2000 г.
59. Субботина Е.В. Масленица. Пермь, 1991 г.
60 Снегирёв И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1990 г.
61. Субботина Е.В. Семик и Троица. Пермь, 1992 г.
62. Санникова Т. Красно солнышко. Массовые праздники. Пермь, 1993 г.
63. Тульцева Л.А. Праздники народов России. М., РОСМЭН, 2002 г.
64. Терещенко А. Быт русского народа. М., 1848 г.