Праздники и обряды русского народа как часть факультативного курса "Народное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение основных праздничных обрядов и ритуалов и установление связи народной культуры и современности через преподавание истории русских праздников на факультативных занятиях в школе.
Задачи исследования:
1. Получение знаний о народном календаре и составляющих его сезонных праздников и обрядов.
2. Систематизация сведений о русских праздниках.
3. Разработка программы и ддактического материала для проведения факультативных занятий по русским народным праздникам в средней школе.

Файлы: 1 файл

РАБОТА.docx

— 167.89 Кб (Скачать файл)

Издавна в день Ивана Купалы допускалось наиболее свободное  общение полов, что позволяет  называть его «самым эротическим  русским празднованием», «праздником  всеобщего брака». Согласно преданиям  в купальскую ночь снимались все  запреты на любовные отношения между  мужчинами и женщинами.

О свободном добрачном  отношении юношей и девушек в  купальскую ночь сообщалось ещё в  материалах XIX века. Для девушки к  празднику летнего солнцеворота завершался период перехода во взрослое состояние, она получала право на брачные отношения. Она могла  себе позволить любую вольность  в отношении с парнями, а её жених, если он был, не имел право препятствовать ей в этом.

Петров  день (Пётр-Павел, Петры и Павлы, Петро, Петровки)

Великий православный праздник, посвящённый памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, отмечается 12 июля. В этот день совершилось перенесение  реликвий апостолов Петра и Павла  из Рима в Санкт-Себастьяно. Событие  это со временем забылось, а праздник стал восприниматься в христианской культуре как день общего мученичества святых Петра и Павла - «хотя они  пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий своих  они составляют одно» Праздники  и знаменательные даты. 1993 г., с. 127. Церковь  почитает Петра и Павла как  первых проповедников - «Посланцев»  христианского учения. Пётр один из виднейших учеников Иисуса Христа. После воскресения Христа Пётр стал ревностным проповедником новой  религии и возглавил одну из первых христианских общин. По легенде он являлся  первым епископом вселенской (римско-католической) церкви. Во время гонений происходивших  в период правления римского императора Нерона, Пётр был распят на кресте вниз головой.

Павел родился в семье  богатых иудеев в малоазиатском  городе Тарсе. Долгое время он сам  был гонителем христиан. Житие  повествует, что однажды Павел, услышав  Божий глас с Неба, ослеп. После  того как зрение вернулось к нему через три дня, но прозрел и в духовном отношении, восприняв христианский взгляд на мир. Его последующая деятельность заключалась в чтении проповедей, главной темой которых было раскрытие идеи духовного спасения. Это сыграло важную роль в распространение христианства.

Среди представителей разных народов и превращение его  в мировую религию. Подобно многим первым христианам, Павел принял мученическую смерть: по указанию императора Нерона, он был усечён мячом в Риме.

В традиционном мировоззрении  русского народа апостолы Петр и Павел  занимали особое место. Пётр относился  к числу наиболее чтимых в России святых угодников. В сказании и былинах  он фигурирует под именем апостола-ключаря. Считалось, что святой владеет ключами  от царства Небесного, закрывает  и открывает врата рая. В некоторых  поверьях оба апостола являются хранителями  ключей, они стоят у дверей рая  и ада, а, кроме того, управляют  местами обитания душ умерших  Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. Калининград, 1995 г., с. 17. День святых апостолов Петра и Павла считался одним из важнейших «годовых»  праздников. Ему предшествовал двухнедельный  пост (Петровский), служивший для  православного человека подготовкой  к великому празднику. В крестьянской среде считали, что этот пост один из самых голодных («Петровка - голодовка») и объясняли его происхождение  следующим образом.

Одни говорили, что Петров пост «выдумали старые чертовки (тёщи), скот собирать, да зятьёв угощать», другие, что он нужен священникам, чтобы  получать по его окончанию Петровщину - подать в виде зерна, масла, яиц. В  быту приготовление к празднику  заключалось в том, что накануне или за один - два дня до Петра  и Павла чистили, убирали избы, готовили кушанья, красили яйца в  жёлтый цвет, варили пиво и запасали другие спиртные напитки. Как и другие большие праздники, Петров день отмечался  в течение двух-трёх дней.

Петров день был особо  почитаем среди рыбаков. Зачастую его  называли «рыбацким» или «ловецким» праздником. В районах с развитым рыболовецким промыслом и там, где  ловля рыбы существовала как подсобное  занятие, 12 июля устраивали крестные ходы и молебствия на рыболовецких угодьях, собирали с населения деньги Петру-рыболову на мировую свечу, которую ставили  в приходском храме перед образом  святого. В этот день рыбацкие деревни  считались праздничными и принимали  у себя гостей. Праздничная трапеза  непременно включала блюда из свежей рыбы.

Этнографические материалы  свидетельствуют, что в некоторых  районах России Петров день отмечался  как праздник пастухов. В народном календаре Петров день составляет вместе с праздником Аграфены Купальницы Аграфена Купальница (Аграфена Купальщица) - день памяти святой мученицы Агрипины, отмечается 6 июля. В русской традиции святая мученица известна под именем Аграфены Купальницы, так как день её памяти предшествовал празднику Ивана Купалы. Ночь с Аграфены Купальницы на Ивана Купалу считалась волшебной, на неё приходится пик празднества. В большинстве случаев день Аграфены Купальницы осмысляется как подготовка к купальскому празднику. и Ивана Купалы праздничный единый цикл, обозначающий кульминационный момент полного расцвета природных сил, и осмысляется как его завершающий этап. В обрядово-мифологическом плане этот день включает ряд поверий и ритуальных действий, характерных для Ивана Купалы. Роль девушек и женщин в обрядности Петрова дня, как и в предыдущий период, продолжает оставаться весьма значимой. Они были главными исполнителями аграрно-магических ритуалов Забылин М. Русский народ. Его обычаи, традиции, предания, суеверия и поэзия. М., 1992 г. с.18..

В большей степени Петров день сохранил значение праздника молодёжи. Это обусловлено, вероятно, тем, что  в период летнего солнцестояния  молодёжи, обладавшей мощной неизрасходованной  энергетикой, соотносимой с природной, приписывалась магическая сила, способствующая сохранению и преумножению жизненной  потенции. Молодые люди были одеты  в лучшие костюмы. Им отводилась ведущая  роль в обрядово-игровых действиях. Остальное население, как правило, выступало в качестве наблюдателей. Кардинально изменилось поведение  молодёжи в целом: оно отличалось от традиционных повседневных норм. Так, на время праздника снимались  некоторые ограничения между  полами. Эротическая и свадебная  символика четко просматривается  почти во всех молодёжных обрядах  петровского периода. Типичной чертой праздника являлись молодёжные гуляния. Начинались они обычно накануне праздника, вечером, и продолжались в течение  ночи и последующих одного-двух дней. Девушки и парни собирались вместе и оправлялись в места традиционных гуляний: в центр села или за его  пределы - в лес, на поляны, возвышенности  и водным источникам. Здесь специально для петровских гуляний устраивали качели, которые часто воспринимались в народе как символ праздника  Громыко М.М., Мир русской деревни. М., 1991г., с.185..

К наиболее распространённым среди молодёжи действиям относится  обычай устраивать в ночь на петров день обрядовые бесчинства: забираться во дворы односельчан, уносить и  растаскивать по округе, а иногда забрасывать  на крыши или пускать на воду бороны, телеги, сани, кадушки, брёвна и всё  что попадёт под руку, заваливать окна, двери, ворота, пугать население  шумом и криком. Крестьяне, ожидая разгула, в течение ночи не спали, сторожа свои усадьбы и старались  не допустить большого ущерба хозяйству, однако активных действий не предпринимали. Утром следующего дня домохозяева  занимались поиском своих вещей. Разбором завалов, по традиции громко ругая и браня молодёжь.

Гулянья молодёжи, разворачивавшиеся  в ночь на Петров день. Составляли неотъемлемую часть широко распространённого  в западных и южных губерниях  России обрядового действия, известного под названием «караулить солнце». Желая увидеть игру светила на рассвете, в день праздника девушки  и парни накануне вечером, сделав запасы еды, направлялись к месту  традиционных летних собраний. Здесь  разводили костры и варили на них  кашу или жарили яичницу, затем устраивали совместную трапезу. Встречался и обычай перепрыгивания через костры. С обрядом  «караулить солнце» тесно связаны  ритуальные бесчинства молодёжи.

Предполагалось, что с  помощью грохота, шума и криков можно  отогнать от поселений ведьм, колдунов, русалок и прочую нечисть. По некоторым  поверьям, обряд «караулить солнце»  и был установлен, с целью оградить человеческое пространство от нечистой силы, и в первую очередь от русалок.

Петров день являлся и  своеобразным рубежом в хозяйственной  деятельности крестьян. Новый цикл работ включал сенокос, вывоз  навоза на поля, подготовку к жатве. Заботы земледельца в это время  были связаны с уборкой урожая. Традиция требовала, чтобы до Петрова  дня были закончены все полевые  работы, проводимые в весенне-летний период Жекулина В.И. Обрядовая поэзия. М., 1989г., с.371..

Представление о Петрове  дне как о временной границе  нашло отражение и в социальной, и в экономической. И в общественной сферах жизни русских. Издавна соблюдался обычай отнести к празднику Петра  и Павла вынесение решений  по судебным и гражданским делам, взыскание налогов, сбор священником  подати маслом, зерном, яйцами, начало и окончание сроков службы, заключение новых договоров. Повсеместно в  России в Петров день проводили большие  ярмарки и торги, получившие название «петровских». Они проходили в  крупнейших населённых пунктах и  собирали огромное количество народа.

В народной традиции Петров день осмыслялся и как последний  день девичьих гуляний. К этому дню  приурочивались последние девичьи  гадания с использованием зелени. После Петрова дня повсеместно  переставали водить хороводы, качаться на качелях.

В народе была известна пословица: «У мужика то и праздник. Что Петров день». Традиционно в этот день устраивались мужские братчины Братчина (Братовщина, Братовщинок, Ссыпка) - совместная трапеза  деревенской общины, устраивавшаяся в складчину, праздничный общинный пир. Братчина проводилась ежегодно, обычно в дни памяти святых покровителей деревни. Организация любой братчины рассматривалась как дань благодарности  святому за его покровительство, а так же как форма чествования  его имени. Начиналась братчина с  молебен, после устраивался пир, праздник заканчивался всеобщим весельем, ночным гулянием парней и девушек., тёщи приглашали в гости зятьёв и  готовили для них «петровское  угощение» из продуктов, скопленных за пост. Пётр считался покровителем мужских  профессий: рыболовства, пастушества. Следует отметить, что основной движущей силой молодёжных бесчинств были парни.

Ильин день

День памяти ветхозаветного святого пророка Илии, который  отмечался 20 июля (2 августа). Святой пророк Илия (Илья) жил в Галааде в IX веке до Рождества Христова. Он происходил родом из города Фесвы, отчего и получил  своё название Илья Фесвитянин. Илья - потомок племени Ааронова, сын  Савака из Фезвита (Аравия). В его  облике соединились черты «нищенствующего  аскета-подвижника», обросшего волосами, подпоясанного кожаным поясом, и  «одарённого почти божественной властью чудотворца» и «проповедника, предсказывающего будущее от имени  Бога».

Ветхозаветный образ Илии характеризуется легендарными, мифопоэтическим  чертами. Илия представляется ангелом  в образе человека, который не имеет  ни предков, ни потомства, «птицей небесной». Облетающей мир и появляющийся там, где требуется божественное вмешательство, чудесным исцелителем, советников в  брачных спорах, примирителем детей  и родителей. Библейское повествование  о вознесении Илии на небо породило представление о том, что он не умер и должен вернуться на землю  перед вторым пришествием Христа. Культ пророка Илии, придя из Византии, где он был широко распространён, на Руси соединился с дохристианскими  славянскими верованиями и приобрёл ярко выраженный народный характер. Так, святому Илие приписывалась власть над грозой, громом, молнией, дождём, ветром, таким образом, он ассоциировался со своим предшественником - языческим  Перуном - громовержцем Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев, пословиц русского народа. Самара, 1995г., с.45.

Образ Ильи пророка принадлежал  к числу наиболее чтимых на Руси святых, особенно на севере - в Новгороде, в Пскове. Его изображение встречалось  на иконах среди избранных святых или в известном сюжете «Огненное  восхождение пророка Ильи», в  произведениях ювелирного искусства, в многочисленных апокрифических текстах  и лубочных картинах. И почти везде  его облик суров и грозен. «Сердитым», «страшным», «опасным», «огненным», «могучим», «тученостным», «громовым» величал  Илью народ и в то же время надеялся на его защиту и покровительство, воздавая должные почести, принося  жертвы, соблюдая определённые запреты  и молясь, так как только в этом случае, по народным представлениям, Илья не оставит своей милостью и не покинет в беде. Поэтому отмечался  не только праздник Ильин день, но и  предавалось большое значение его  канунам: «баскому четвергу» - четвергу на Ильинской неделе, в которой выпекали специальное обрядовое печенье «колоб».

В воображении народа Илья виделся то разъезжающим в вихре  по небу на запряжённой четырьмя конями огненной колеснице, окружённой со всех сторон пламенем и разбрасывающий свои огненные стрелы, то спокойным и  умиротворённым, проливающим на землю  щедрый дождь.

Образ Ильи пророка многогранен. Он вобрал в себя церковные и народные компоненты, элементы традиционной аграрной магии и древних культов, верований  и обрядов. В народе много сложено  легенд и преданий повествующих о  проявлении или милости пророка, о чудесах или небесных знамениях, связанных с ним. День почитания  Ильи-пророка падал на жаркий июльский и грозовой период, особенно ответственный  для крестьян - созревший и готовый  к жатве урожай мог погибнуть  от дождя, града или молнии, которыми «руководил» Илья - пророк.

Народ верил в то, что  Илья управлял плодородием земли  и без его воли не будет собран урожай, поэтому об Илье говорили: «Пророк  Илья - воевода небесных сил», «Илья - грозы держит и наводит», а, услышав  гром, отмечали: «Илья великий гудит», «Илья-пророк по небу на колеснице ездит».

В народе считалось, что гром образуется от стука по небесной дороге колесницы Ильи пророка, а день его  памяти называли «громовым» праздником. На Илью часто бывают так называемые воробьиные ночи с раскатами грома, молнией, озаряющей небо, с испуганными  птицами, которые мечутся, вспархивают, натыкаются на разные предметы и падают. В такие ночи ревёт скот и мучается бессонницей человек Некрылова  А.Ф. Круглый год. М., 1991г., с. 285.

Кроме функции повелителя грозы, грома, молнии, Илья-пророк исполнял функцию «хозяина дождя». В народе говорили: «До Ильи и поп дождя  не намолит. А после Ильи и баба фартуком нагонит», «до Ильина дня  дождь - в закром, а после Ильина дня из закрома», «На Ильин день дождь - будет мало пожаров, ведро - много». По народным поверьям, огненными стрелами - молниями, пускаемые на землю, Илья пророк очищает её от нечистой силы и дьявола (поражённая нечисть глубоко  уходит под землю и выходит  обратно через семь лет). Чтобы  нечистая сила, прячущаяся от Ильи пророка, не могла проникнуть в дома, и  чтобы его гнев не достиг людей, соблюдался целый ряд охранительных мер: хозяева не пускали в дом кошек  и собак, так как нечисть искала убежища внутри них, держали наготове ружья. Опасаясь того, что нечистая сила в облике волков и других зверей может приблизиться к жилью, а  змеи искусают людей и животный, рыболовы не ели пойманную во время  грозы рыбу, у которой красные глаза, так как в ней спрятаны черти, старались прятаться в воде и под деревом, особенно под сосной с двумя верхушками, бегать по дорогам и межам, громко разговаривать и кричать, стрелять и петь. Во время грозы следовало плотно закрыть двери и занавесить окна, перед иконами зажечь лампадку, крещенскую или четверговую свечу, креститься самому и крестить место вокруг себя со словами: «Свят, свят Господь Бог Саваоф» или «Илья - пророк, избавь от грома трясучего, от стрелы летучей», при этом быть с непокрытой головой.

Информация о работе Праздники и обряды русского народа как часть факультативного курса "Народное творчество"