Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 19:59, дипломная работа
В современных экономических условиях Республики Беларусь необхо-димо проведение разумной экономической политики выживания каждого субъекта хозяйствования, развитие торговли на качественно новой основе, достижение высокого уровня конкурентоспособности по всем направлениям деятельности торговой организации и, прежде всего, коммерческой – важ-нейшей его функции.
Коммерческая деятельность представляет собой один из важнейших элементов механизма управления экономическими отношениями реализуясь через различные операции, выполняемые хозяйствующими субъектами на всем пути продвижения товаров от производителя до конечного потребите-ля.
Введение 4
1 Содержание и проблемы организации коммерческой деятельности в розничной торговле в условиях рыночных отношений 7
1.1 Содержание коммерческой деятельности в розничной торговле 7
1.2 Проблемы организации коммерческой деятельности в розничной торговле в современных условиях 19
2 Организационно- экономическая характеристика Несвижского райпо и района ее деятельности 26
3. Анализ состояния коммерческой деятельности по организации розничной торговли в несвижском райпо 39
3.1 Формирование ассортимента в розничной торговой сети 39
3.2 Коммерческая деятельность по выбору форм, методов розничной
продажи товаров и ее стимулированию 48
3.3 Эффективность коммерческой деятельности в розничной торговле Несвижского райпо 55
4 Направление совершенствования коммерческой деятельности в розничной торговле 58
Заключение 70
Список использованных источников 74
БЕЛОРУССКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СОЮЗ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ
Учреждение образования
«Белорусский торгово-экономический
университет потребительской кооперации»
Кафедра коммерции и
логистики
Допущена к защите
Заведующий кафедрой
_______________ Пигунова О.В.
«___» _____________ 2013 г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему «Совершенствование коммерческой деятельности по организации розничной торговли продовольственными товарами» (на материалах Несвижского райпо)
Студентка
факультета коммерции и
менеджмента
VI курс, группа К-61 Шлык Марина Владимировна
Научный руководитель
ст. преп. Юркова Ирина Богдановна
Гомель 2013
Содержание
Введение
В современных экономических условиях Республики Беларусь необходимо проведение разумной экономической политики выживания каждого субъекта хозяйствования, развитие торговли на качественно новой основе, достижение высокого уровня конкурентоспособности по всем направлениям деятельности торговой организации и, прежде всего, коммерческой – важнейшей его функции.
Коммерческая деятельность представляет собой один из важнейших элементов механизма управления экономическими отношениями реализуясь через различные операции, выполняемые хозяйствующими субъектами на всем пути продвижения товаров от производителя до конечного потребителя.
В настоящее время особое место в организации торгового обслуживания населения занимает розничная торговля. Благосостояние населения и регионов оценивается, в первую очередь, по уровню торгового обслуживания.
Розничная торговля является конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей в процессе товародвижения от изготовителей к потребителям. В розничной торговой сети материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли-продажи, поскольку покупатели приобретают нужные им товары в обмен на свои денежные доходы.
Экономическое значение розничной торговли состоит в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и качества на всем пути от производства до потребителя. Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества.
Социальное значение розничной торговли заключается в удовлетворении материальных, социальных и бытовых потребностей членов общества, повышении уровня жизни народа, создании благоприятных условий для всестороннего развития личности. Можно сказать, что социальный аспект розничной торговли находит свое проявление в величине свободного времени трудящихся. Таким образом, сокращение затрат времени на приобретение товаров и приготовление пищи создает необходимые условия для развития рыночной экономики, технического процесса, повышение производительности труда и эффективности общественного производства.
Совершенствование работы торговых организаций в рыночной среде требует наличие необходимой инфраструктуры для решения задач по ее эффективному функционированию. Достигнутый в современных условиях уровень развития инфраструктуры как в целом по потребительской кооперации, так и по отдельным потребсоюзам не соответствует требованиям нормального обращения товаров в сложившейся структуре общественного производства.
В процессе коммерциализации отечественной экономики особую значимость приобретает именно розничная торговля. Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продаже товаров в розничных торговых организациях, в отличие от оптовых предприятий, имеет свои особенности. Розничные торговые организации реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают товарное обращение.
Правильная организация коммерческой работы в рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению коммерческого успеха. Среди новых методов продажи, включающих совокупность приемов и способов реализации товаров, на первый план выступают самообслуживание, обслуживание через прилавок, по образцам с открытой выкладкой и по предварительным заказам. Кроме того, эффективная коммерческая деятельность в розничной торговле ведет к повышению социальной эффективности организации. В частности социальная эффективность коммерческой деятельности в розничной торговле выражается в увеличении коэффициента завершенности покупок и снижении времени на совершение покупки.
В настоящее время розничный рынок стал высококонкурентным, в том числе и для торговых организациях потребительской кооперации. Правила игры продиктованы условиями жёсткой конкуренции, согласно которым определяется ассортимент, качество и ценовая политика. Сегодня торговой деятельностью занимаются сельскохозяйственные кооперативы, подразделения РУП «Белпочта», промышленные предприятия, а также индивидуальные предприниматели.
Для сохранения и повышения конкурентоспособности необходимо совершенствовать работу по формированию ассортимента, выбору форм и методов продажи, активизировать деятельность по стимулированию продаж, что позволит повысить эффективность коммерческой работы.
Широкое развитие розничной торговли и важность правильной организации коммерческой деятельности в розничной торговле определяет актуальность выбранной темы дипломной работы.
Объектом исследования представленной дипломной работы является Несвижское районное потребительское общество.
Предметом исследования дипломной работы является коммерческая деятельность Несвижского райпо в области розничной торговли.
Целью представленной дипломной работы является разработка направлений совершенствования коммерческой деятельности в области розничной торговли Несвижского райпо.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
- выявить сущность и значение коммерческой деятельности в розничной торговле;
- проанализировать проблемы организации коммерческой деятельности в розничной торговле;
-исследовать организационно-экономическое положение Несвижского райпо;
-провести анализ эффективности коммерческой деятельности Несвижского райпо;
-предложить рекомендации по
совершенствованию
В результате реализации поставленных задач должны быть выявлены и разработаны основные направления совершенствования коммерческой деятельности в розничной торговле Несвижского райпо.
При написании данной дипломной работы использовалась как учебная литература, представленная такими авторами как Виноградова С.Н., Панкратов Ф.Г., Сергина Т.Г., Осипова Л.В, Пигунова О.В., Синяева И.М. и др., так и научные, периодические издания.
В качестве информационной базы для написания дипломной работы послужили материалы статистических ежегодников Республики Беларусь, а также материалы бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности Несвижского райпо за 2010-2012 гг. При написании работы использовались статистические и экономические методы исследования (группировок, табличный и др.).
1 Содержание и проблемы организации коммерческой деятельности в розничной торговле в условиях рыночных отношений
Розничная торговля представляет собой деятельность по продаже товаров или услуг конечному потребителю для их личного использования [12, c.29]. Розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли. В ней завершается процесс обращения товаров. Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых предприятий и торговых единиц [21, с.84].
Коммерческая деятельность в розничной торговле заключается в необходимости формирования марки (дифференциация, качество, постоянство), внимания к товародвижению и использовании таких элементов, как продукт, цена, место и продвижение товара. Так же необходимо удовлетворять потребности, как конечного потребителя, так и промежуточных звеньев.
В условиях рыночной экономики принципиально изменяется содержание и целевые установки деятельности торговых организаций, их экономическое поведение. Основной целью хозяйствования становится их прибыльная, рентабельная работа. Непременным условием их деятельности является переход к созданию торгового ассортимента, ориентированного на удовлетворение запроса конкретных групп потребителей и приносящего прибыль от реализации. Естественным в этой связи является то, что в число важнейших факторов эффективного хозяйствования входит уровень и качество организации коммерческой работы в розничной торговле, так как это направлено на создание и реализацию ассортимента, отвечающего требованиям потребителей на розничном рынке.
В качестве субъектов коммерческих операций выступают торговые организации. В процессе их деятельности определяются принципы этой работы, выбираются наиболее приемлемые в конкретной ситуации формы и методы ее выполнения. Объектами коммерческих операций как управленческой деятельности выступают на потребительском рынке товары и услуги.
Торговля, удовлетворяя нужды и запросы потребителей, является конечным звеном деятельности субъектов рынка. Особая роль принадлежит коммерческой деятельности, связанной с выполнением комплекса мер по доведению товаров от производителя до покупателя.
Цели коммерческой деятельности определяют её содержание [14, c.129]:
-установление хозяйственных и партнёрских связей с субъектами рынка;
-изучение и анализ источников закупки товаров;
-обеспечение связи производства с потреблением товаров, ориентированных на спрос покупателей (ассортимент, объём и обновление продукции);
-осуществление купли и продажи товаров с учётом рыночной среды;
-глубокое проникновение на существующие рынки и перспективное развитие целевых рынков товаров.
Коммерческая деятельность в розничной торговле включает следующие основные элементы [22, c.361]:
-детальное изучение потребителя, его требований к товару, мотивов покупки и особенностей покупательского поведения;
-определение объема и структуры спроса на товары и услуги;
-формирование конкурентоспособного ассортимента и управление им;
-организацию процесса продажи и стимулирование объемов реализации;
-рекламно-информационную деятельность;
-услуги, сервисное обслуживание.
Особенности розничного рынка предопределяют специфику коммерческой деятельности в розничной торговле. Основные отличия розничного рынка [5, c.180]:
-представляет конечное звено в цепи товародвижения (непосредственная связь с конечным потребителем);
-привлекает большое количество покупателей с разными требованиями к товарам (услугам) и хозяйствующих субъектов рынка;
-происходит смена формы стоимости, если товары (услуги) признаны конечными потребителями (покупателями) и соответственно компенсация затрат розничного торговца и получение им прибыли или отторжение товаров (услуг), приносящих убытки;
-высокий уровень конкуренции между хозяйствующими субъектами.
Принципиальной и важной особенностью современной коммерческой деятельности является тот факт, что она может отвечать требованиям рынка только в том случае, если осуществляется на основе маркетинга-менеджмента, т.е. на основе теории и практики маркетингового управления процессами, трудовыми, материальными, финансовыми и информационными ресурсами организации торговли.
Организация коммерческой деятельности на основе маркетингового управления позволяет практически привести потенциальные ресурсы организации в соответствие с намеченными стратегическими целями, которые, в свою очередь, определены с учетом возможностей и требований рынка. Маркетинг обогащает теорию и практику коммерческой деятельности, приспосабливает и развивает ее инструментарий к условиям развития конкурентных отношений.
Рассмотрим основные коммерческие решения, которые необходимо принять розничному торговцу в отношении целевого рынка, товарного ассортимента и комплекса услуг, цен, стимулирования и места размещения своего торгового предприятия, которые изложены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Задачи коммерческой деятельности в розничной торговле
Задачи коммерческой деятельности |
Содержание |
Разработка стратегий |
Размещение организации; формирование имиджа; создание розничной сети; определение уровня специализации; организация новых форм торговли; диверсификация деятельности. |
Проведение исследований |
Исследование магазинов-конкурентов; исследование работы наиболее известных организации торговли; исследование поведения покупателей в торговом зале; исследование рынка поставщиков. |
Коммерческая деятельность в области закупок |
Оценка поставщиков по имиджу торговых марок товаров, деловой репутации; разработка политики закупок. |
Разработка комплекса маркетинга |
Товарная и ассортиментная политика; марочная политика; ценовая политика. |
Примечание – Источник: : [5, с.181].
Эффективное использование механизма управления коммерческой деятельностью требует [10, c.237]:
- эффективного сочетания основных и обеспечивающих операций;
- рационального использования преимуществ;