Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 19:59, дипломная работа
В современных экономических условиях Республики Беларусь необхо-димо проведение разумной экономической политики выживания каждого субъекта хозяйствования, развитие торговли на качественно новой основе, достижение высокого уровня конкурентоспособности по всем направлениям деятельности торговой организации и, прежде всего, коммерческой – важ-нейшей его функции.
Коммерческая деятельность представляет собой один из важнейших элементов механизма управления экономическими отношениями реализуясь через различные операции, выполняемые хозяйствующими субъектами на всем пути продвижения товаров от производителя до конечного потребите-ля.
Введение 4
1 Содержание и проблемы организации коммерческой деятельности в розничной торговле в условиях рыночных отношений 7
1.1 Содержание коммерческой деятельности в розничной торговле 7
1.2 Проблемы организации коммерческой деятельности в розничной торговле в современных условиях 19
2 Организационно- экономическая характеристика Несвижского райпо и района ее деятельности 26
3. Анализ состояния коммерческой деятельности по организации розничной торговли в несвижском райпо 39
3.1 Формирование ассортимента в розничной торговой сети 39
3.2 Коммерческая деятельность по выбору форм, методов розничной
продажи товаров и ее стимулированию 48
3.3 Эффективность коммерческой деятельности в розничной торговле Несвижского райпо 55
4 Направление совершенствования коммерческой деятельности в розничной торговле 58
Заключение 70
Список использованных источников 74
Основными задачами деятельности Несвижского райпо являются:
Несвижское районное потребительское общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы. Райпо на добровольных основах входит в Минский областной союз потребительских обществ и Белорусский республиканский союз потребительских обществ. Уставный фонд организации на 01.01.2012 г. составил 3 млн. р.
Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности потребительской кооперации определяются нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь от 25 февраля 2002 года «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 28, 2/842).
Несвижское районное потребительское общество многоотраслевая организация, осуществляющая торговую деятельность, общественное питание, заготовки, производство потребительских товаров, оказание услуг, перевозку товаров, внешнеэкономическую деятельность.
Сегодня в состав Несвижского потребительского общества входят три учрежденных им частных унитарных предприятия:
С помощью данных таблицы 2.1 проанализируем динамику изменения доли рынка занимаемую Несвижским райпо в районе.
Таблица 2.1 – Доля рынка, занимаемая Несвижским райпо в общем товарообороте Несвижского района за 2010-2012 гг.
Показатели |
Год |
Темп роста, % | |||
2010 |
2011 |
2012 |
2012 г. от 2011 г. |
2012 г. от 2010 г. | |
Розничный товарооборот Несвижского района через все каналы реализации |
212466 |
388600 |
541242 |
139,28 |
254,74 |
Товарооборот Несвижское райпо |
26233 |
48813 |
78760 |
161,35 |
300,23 |
Удельный вес товарооборота Несвижское райпо в товарообороте электрооборудования Несвижского района |
12,35 |
12,56 |
14,55 |
115,85 |
117,86 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных организации
Как видно из данных таблицы 2.1, доля Несвижского райпо на рынке Несвижского района в анализируемом периоде увеличилась с 12,35% до 14,55%. Увеличение доли рынка позволяет сделать вывод об улучшение конкурентоспособности организации на рынке. В то же время необходимо отметить, что величина доли рынка продолжает оставаться невысокой, что говорит о том, что в настоящий момент райпо не имеет лидирующей позиции в торговле Несвижского района.
Потребительская кооперация Несвижского района является организацией, выполняющей административно-хозяйственные, финансовые операции, предусмотренные уставом. Имеет устав, утвержденный общим Собранием Уполномоченных пайщиков, зарегистрированный в финансовых организациях.
Несвижское райпо осуществляет свою деятельность на основании устава, а также других нормативных документов, регулирующих хозяйственно-финансовую деятельность.
В число основных задач Несвижского райпо входит следующий перечень вопросов:
Структура аппарата управления Несвижского райпо представлена на рисунке 2.1.
Организационная структура Несвижского райпо является линейно-функциональной. Высшим органом в структуре управления является собрание уполномоченных, которое правомочно решать любые вопросы. Правление райпо является его исполнительным и распорядительным органом. Председатель правления руководит работой правления общества и осуществляет руководство текущей деятельностью общества.
Председатель правления Несвижского райпо имеет четырех заместителей: заместителя по торговле, по кадрам, по экономике и по заготовкам. Заместитель председателя правления по торговле осуществляет общее руководство организацией коммерческой деятельности, оценивает степень ее эффективности, разрабатывает мероприятия по ее совершенствованию и выносят их на рассмотрение правления райпо.
Рисунок 2.1 – Организационная структура Несвижского райпо
Примечание – Источник: данные организации
Далее проанализируем организацию коммерческой работы в Несвижском райпо с помощью рисунка 2.2.
Рисунок 2.2 – Структура подчиненности коммерческой службы Несвижского райпо
Примечание – Источник: данные организации
Заместитель председателя по торговле осуществляет контроль за состоянием коммерческой работы в райпо, полнотой и качеством выполнения должностным инструкций работников торговли. Он руководит организацией хозяйственных связей с поставщиками, совместно с руководители структурных подразделений заключает договора поставки товаров и др.
Товароведы занимаются изучением потребности в товарах, организацией договорной работы, осуществляют контроль за выполнением договорных обязательств, участвуют в формировании ассортимента товаров, следят за основными его характеристиками (полнотой, широкой, обеспечением требуемого уровня доходности, соответствием покупательскому спросу и др.) в целом по торговле и в разрезе магазинов, за соответствием его ассортиментным перечням, участвуют в работе по выбору форм, методов продажи и ее стимулированию и др.
Основные функции товароведа:
Заведующие магазинов следят за работой конкретного магазина в области организации розничной торговли, обеспечения выполнения плановых заданий по развитию розничного товарооборота, экономии расходов на реализацию товаров, увеличению валовых доходов, занимаются управлением товарными запасами и др.
Важную роль в координации деятельности и высоких результатах работы играют трудовые ресурсы организации (таблица 2.2).
Таблица
2.2 – Обеспеченность
трудовыми ресурсами и изменение их структуры
по
Несвижскому райпо в 2010-2012 гг. (чел.)
Категории сотрудников |
Год |
Изменение численности работников |
Изменение структуры персонала |
Работники в разрезе структуры предприятия в 2012 году | |||||||
2010 |
2012 | ||||||||||
чел |
уд. вес |
чел |
уд. вес |
работники старше 55 лет и старше |
работники до 24 лет |
работники с высшим образованием |
работники со средним образованием |
женщины | |||
1.Рабочие |
407 |
81,2 |
365 |
80,6 |
-42 |
-0,6 |
42 |
44 |
16 |
346 |
253 |
2.Служащие |
94 |
18,8 |
88 |
19,4 |
-6 |
0,6 |
9 |
25 |
31 |
57 |
76 |
2.1.Руководители |
27 |
5,4 |
21 |
4,6 |
-6 |
-0,8 |
2 |
1 |
10 |
11 |
17 |
2.2.Специалисты |
51 |
10,2 |
55 |
12,1 |
4 |
1,9 |
5 |
21 |
20 |
14 |
47 |
2.3. Другие служащие |
16 |
3,2 |
12 |
2,6 |
-4 |
-0,5 |
2 |
3 |
1 |
11 |
12 |
Итого |
501 |
100 |
453 |
100 |
-48 |
0,0 |
51 |
69 |
47 |
403 |
329 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных организации
Как видно из таблицы 2.2, основную долю работников составляют рабочие (80,6%). Это является положительным фактором, поскольку именно категория рабочих влияет на производительность труда в организации. В то же время доля рабочих постепенно сокращается (изменение составило 0,6 п.п.)
Среди служащих основную долю занимают специалисты. Их удельный вес в структуре персонала в 2007 году составил 16,5%. Причем в анализируемом периоде произошло увеличение доли специалистов на 1,9 п.п. В структуре специалистов преобладают сотрудники со высшим образованием и женщины. Высокий удельный вес специалистов с высшим образованием является положительным фактором, свидетельствующим о достаточно высоком уровне подготовки персонала. Среди руководителей основную долю составляют работники со средним образованием, что оценивается негативно. Таким образом, можно сказать, что в целом, трудовой коллектив обладает достаточным уровнем знаний для квалифицированной работы, однако целесообразно повысить долю сотрудников с высшим образованием среди руководителей.
В структуру персонала входит 51 сотрудник старше 55 лет, большую часть из них являются рабочими. В то же время в качестве позитивного момента можно отметить, что на предприятии работает 69 человек младше 24 лет, что говорит о направленности руководства организации на привлечение молодых кадров.
В таблице 2.3 представим информацию о торговой сети Несвижского райпо за 2010-2012 годы.
Таблица 2.3 – Изменение структуры розничной торговой сети Несвижского райпо за 2010-2012 гг.
Показатель |
Количество единиц |
Торговая площадь, кв. м |
Отклонение 2012 г. от 2010 г.(+/-) | |||||
Год |
Год |
по количеству |
по торговой площади | |||||
2010 |
2011 |
2012 |
2010 |
2011 |
2012 | |||
Всего торговых единиц, в том числе: |
||||||||
· магазины |
65 |
65 |
66 |
6841 |
6780 |
6856 |
1 |
15 |
· мелкорозничная сеть |
9 |
7 |
8 |
х |
х |
-1 |
х | |
· автомагазины |
3 |
4 |
4 |
х |
х |
1 |
х |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных организации
Как следует из данных таблицы 2.3, наибольшую часть торговой сети Несвижского райпо составляют магазины. Их количество в 2010-2012 году увеличилось на 1 единицу, при этом в 2012 году торговая площадь магазинов увеличилась на 76 квадратный метр. Мелкорозничная сеть в анализируемом периоде сократилась на 1 объект и составила 8 единиц. При этом по сравнению с 2011 годом произошло увеличение количества объектов мелкорозничной торговой сети. Количество автомагазинов увеличилось на 1 единицу и в 2012 году составило 4 единицы.
С помощью данных таблицы 2.4 рассмотрим типы магазинов Несвижского райпо.
Таблица 2.4 – Типы магазинов Несвижского райпо на 01.01.2013 г.
Тип магазина |
Количество |
Торговая площадь |
Товарооборот | |||
Ед. |
Уд. вес, % |
м2 |
Уд. вес, % |
Сумма, млн р. |
Уд. вес, % | |
Продовольственный |
14 |
21,21 |
1275 |
18,60 |
14542 |
22,16 |
Непродовольственный |
9 |
13,64 |
2008 |
29,29 |
10452 |
15,92 |
Смешанный |
43 |
65,15 |
3573 |
52,11 |
40639 |
61,92 |
Всего |
66 |
100 |
6856 |
100 |
65633 |
100 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных организации
Из данных таблицы 2.4 видно, что наибольший удельный вес в структуре магазинов занимают магазины, реализующие товары смешанного ассортимента. Их количество составляет 43 единицы или 65,15% от общего количества. Доля продовольственных магазинов по торговой площади составляет 18,60%, а по товарообороту – 22,16%. В свою очередь непродовольственные обладают наименьшим удельным весом в структуре магазинов – лишь 13,64%. Однако по товарообороту их доля выше – 15,92%, что говорит о более высокой эффективности торговли данным типов магазинов.