Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 19:59, дипломная работа
В современных экономических условиях Республики Беларусь необхо-димо проведение разумной экономической политики выживания каждого субъекта хозяйствования, развитие торговли на качественно новой основе, достижение высокого уровня конкурентоспособности по всем направлениям деятельности торговой организации и, прежде всего, коммерческой – важ-нейшей его функции.
Коммерческая деятельность представляет собой один из важнейших элементов механизма управления экономическими отношениями реализуясь через различные операции, выполняемые хозяйствующими субъектами на всем пути продвижения товаров от производителя до конечного потребите-ля.
Введение 4
1 Содержание и проблемы организации коммерческой деятельности в розничной торговле в условиях рыночных отношений 7
1.1 Содержание коммерческой деятельности в розничной торговле 7
1.2 Проблемы организации коммерческой деятельности в розничной торговле в современных условиях 19
2 Организационно- экономическая характеристика Несвижского райпо и района ее деятельности 26
3. Анализ состояния коммерческой деятельности по организации розничной торговли в несвижском райпо 39
3.1 Формирование ассортимента в розничной торговой сети 39
3.2 Коммерческая деятельность по выбору форм, методов розничной
продажи товаров и ее стимулированию 48
3.3 Эффективность коммерческой деятельности в розничной торговле Несвижского райпо 55
4 Направление совершенствования коммерческой деятельности в розничной торговле 58
Заключение 70
Список использованных источников 74
Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации
Как видно из таблицы 3.1 наибольший удельный вес в структуре розничного товарооборота продовольственными товарами занимают алкогольные напитки, в частности водка – 14,98%. Второй по удельному весу товарной группой являются мясные продукты – 12,56%. Третье место по удельному весу занимают хлебобулочные изделия – 11,26%.
Наиболее высокими темпами в анализируемом периоде увеличилась реализация прочих алкогольных напитков – + 3,43 п.п. в структуре продаж, молочной продукции – + 2,83 п.п. и хлеба – + 2,67 п.п.
Далее рассмотрим изменение структуры розничного товарооборота Несвижского райпо по данным таблицы 3.2.
Таблица 3.2 – Динамика структуры розничного товарооборота Несвижского райпо по ассортименту и структуре за 2010-2012 гг.
Показатели |
Год |
Темп роста, % или отклонение (+/-) | ||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2012 г. от 2011 г. |
2012 г. от 2010 г. | ||||
Сумма, млн р. |
Уд. вес, % |
Сумма, млн р. |
Уд. вес, % |
Сумма, млн р. |
Уд. вес, % | |||
Товарооборот всего |
26233 |
100 |
48813 |
100 |
78760 |
100 |
161,35 |
300,23 |
в том числе: |
||||||||
-по продовольственным товарам |
22224 |
84,72 |
39352 |
80,62 |
63981 |
81,24 |
162,59 |
287,89 |
-по непродовольственным товарам |
4009 |
15,28 |
9461 |
19,38 |
14779 |
18,76 |
156,21 |
368,65 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных организации
Из таблицы 3.2 видно, что в 2012 году по сравнению с 2011 годом доля непродовольственных товаров сократилась на 0,62% и составила 18,76%. В то же время по отношению к 2010 году наблюдается увеличение доли непродовольственных товаров на 3,48 п.п. Таким образом, несмотря на стремление потребительской кооперации к постепенному увеличению удельного веса продовольственных товаров значительных подвижек в данном направлении в деятельности Несвижского райпо не наблюдается.
Формирование ассортимента товаров в магазинах торговой системы Несвижского райпо осуществляется в несколько этапов.
1. Определяется ассортиментный профиль и направление специализации магазина в соответствии с выбранной коммерческой стратегией на розничном рынке с учетом специализации уже существующей сети магазинов в данном районе и ассортиментной стратегии конкурентов.
2. Устанавливается структура ассортимента (перечень и соотношение основных групп и подгрупп реализуемых товаров) в магазине. На этом этапе определяется количественное соотношение отдельных групп товаров и происходит их увязка с плановыми показателями магазина и рентабельностью групп и подгрупп товара.
3. Если торговля осуществляется по комплексам, то определяется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в размере потребительских комплексов и микрокомплексов.
4. Осуществляется подбор внутригруппового ассортимента по отличительным признакам с увязкой его с конкретной торговой площадью, рентабельностью товаров. Таким образом, определяется количество видов и разновидностей товаров в разрезе отдельных групп и подгрупп товаров (в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов).
Формирование ассортимента товаров в конкретном магазине производится с учетом действия целого ряда факторов.
При формировании ассортимента розничных торговых организаций Несвижского райпо используется подход, основанный на разработке ассортиментного перечня.
Формирование ассортимента магазинов Несвижского райпо основывается на необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей в товарах, пользующихся спросом, т.е. управление ассортиментом выпускаемой продукции на основе концепции маркетинга заключается в производстве и предложении рынку такой продукции, которую в данный момент потребитель хочет приобрести.
Для торговых объектов потребительской кооперации Несвижского райпо ассортиментные перечни согласовываются с Председателем (или его заместителем) Несвижского райисполкома. Примеры ассортиментных перечней торговых объектов Несвижского райпо представлены в Приложении Б.
В ассортиментных перечнях для своих торговых объектов Несвижское райпо указывается: наименование товара, количество видов и разновидностей по каждому наименованию, которые должны быть в продаже, удельный вес товаров отечественного производства в розничном товарообороте, объемы закупок у конкретных поставщиков либо производителей товаров
Ассортиментный перечень для торгового объекта разрабатывается Несвижским райпо на основании обязательного минимального ассортиментного перечня, рекомендуемого Министерством торговли Республики Беларусь, с учетом типизации, специализации, месторасположения торгового объекта, регионального (местного) производства товаров, наличия торговых площадей и контингента обслуживаемого населения.
Ассортиментный перечень для торговых объектов утверждается по представлению Несвижского райпо после согласования в установленном порядке с органами государственного санитарного надзора.
Эффективность управления ассортиментом товаров в соответствии со спросом обслуживаемого контингента покупателей и принятой ассортиментной политикой предполагает его поддержание в полном и устойчивом состоянии на протяжении всего времени работы магазина.
Для анализа полноты и устойчивости ассортимента во времени и принятия соответствующих мер оперативного и тактического характера могут быть рассчитаны соответствующие показатели — коэффициенты полноты и устойчивости ассортимента.
Полнота ассортимента:
, (3.1)
где КП – коэффициент полноты ассортимента;
РФ – фактическое количество разновидностей товаров;
РН – количество разновидностей товаров, предусмотренное обязательным ассортиментным перечнем.
Устойчивость ассортимента:
, (3.2)
где КУСТ – коэффициент устойчивости ассортимента за период;
Р1, Р2, Рn – фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;
РН – количество разновидностей товаров, предусмотренное обязательным ассортиментным перечнем.
Если значение этих коэффициентов ниже единицы, то выбор товаров хуже и, соответственно, магазин несет скрытые потери оборота за счет несовершенных покупок. Кроме того, такое состояние торговли отрицательно сказывается на имидже данной розничной торговой организации.
Коэффициенты полноты и устойчивости ассортимента можно рассчитывать как по всему товарному ассортименту, так и по отдельным товарным группам, разновидностям или потребительским комплексам. Чем ближе эти показатели к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент магазина. Это свидетельствует также о хорошей организации товароснабжения магазина, оптимизации товарных запасов. Кроме того, полнота и стабильность ассортимента товаров магазина являются важными определяющими культуры торговли.
В Несвижском райпо контроль за состоянием ассортимента проводится специалистами торгового отдела. В ходе проверок проверяется соответствие фактического наличия товаров обязательному ассортиментному перечню, проверяется санитарное состояние магазинов, работа по подаче заявок на отсутствующие товары, наличие в магазине товаров с истекшим сроком годности и т.д. По итогам проверок составляется справка по проверке торгового предприятия.
Несоблюдение ассортиментного перечня или удельного веса товаров отечественного производства в розничном товарообороте рассматривается как нарушение условий и правил осуществления розничной торговли, за что может применяться административное взыскание по статье 154 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Товары, включенные в ассортиментные перечни, должны быть в наличии в течение всего рабочего дня торгового объекта.
В Несвижском райпо осуществляется ведомственный и вневедомственный контроль за состоянием торговой сети и в том числе за ассортиментом товаров, а также общественный контроль (таблица 3.3).
Таблица 3.3 – Государственные
органы, осуществляющие проверки состояния
ассортимента магазинов Несвижском райпо
Наименование организации, осуществляющей проверки магазинов |
Направление проверки |
Отдел экономики Управление торговли и услуг райисполкома |
Проверка санитарного состояния магазина, сроков хранения товаров, цен, соответствие предоставляемого ассортимента утвержденному перечню, наличие сертификатов соответствия, документов, подтверждающих качество и безопасность товаров |
Комитет государственного контроля |
Комплексная проверка |
Центры гигиены и эпидемиологии |
Проверка сроков реализации и условий хранения товаров, санитарного состояния магазинов, работников. |
Налоговая инспекция |
Соблюдение порядка ведения отчетной документации, порядок формирования цен и др. |
Примечание – Источник: данные организации.
Ведомственный контроль для Несвижского райпо осуществляется вышестоящим контролирующим органом – Белкоопсоюзом, Миснким облпотребсоюзом. С этой целью создается торговая комиссия, в состав которой входят специалисты из различных отделов и подразделений райпо. Проверки проводят не реже 1 раза в месяц. По результатам составляется акт или справка, которые подписываются проверяющими и руководителем проверяемого объекта.
По результатам государственного и общественного контроля составляются акты в произвольной форме. Справку подписывают проверяющие и заведующая магазина.
Лица, осуществляющие проверку, должны быть ознакомлены с «памяткой по проверке магазинов». Этот документ содержит 42 пункта направлений проверки магазинов и перечень информации для стендов «Информация для покупателей» и «Информация сдатчика», которая также должна быть отмечена проверяющими.
Запись о результатах проверки проверяющие вносят в книгу учета проверок. По результатам проверки могут быть составлены: протокол, акт или справка, которые подписываются проверяющими и руководителем (представителем) проверяемой организации торговли.
На основании материалов таких проверок производится анализ соответствия ассортимента товаров в магазинах райпо установленными для них обязательными ассортиментными перечнями.
Помимо проверки соответствия фактического наличия товаров в магазинах райпо с данными ассортиментных перечней, в ходе проведения проверок выявляют наличие товаров с истекшим сроком реализации, наличие записей в книге отзывов и предложений, выполнение каждым магазином доведенных планов.
Наличие ассортиментного перечня в каждом магазине райпо и осуществление контроля за его соблюдением способствует лучшему обслуживанию покупателей и созданию устойчивого ассортимента.
По результатам самостоятельно проведенных проверок полноты и устойчивости ассортимента продовольственных товаров в магазине №109, расположенном в деревне Островки численностью 493 человека проведен анализ устойчивости ассортимента. Результаты анализа представлены в таблице 3.4.
Исходя из данных таблицы 3.4 видно, что коэффициент устойчивости ассортимента по анализируемому магазину больше единицы или равен ей. Это говорит о хорошей работе заведующей магазина, которая подает заявки в торговый отдел по расширенному рабочему перечню.
Таблица 3.4 – Показатели полноты
и устойчивости ассортимента продовольственных
товаров по данным проверки по магазину
№109 в деревне Островки Несвижского
райпо, с торговой площадью 150 кв.м.
Товарные группы |
Количество по ассортиментному перечню |
Фактическое наличие разновидностей, ед. |
К уст. | |||||
На 01.04. 13 |
Кп 1 |
На 12.04.13 |
Кп 2 |
На 25. 04. 13 |
Кп 3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Хлебобулочные изделия |
5 |
7 |
1,40 |
7 |
1,40 |
6 |
1,20 |
1,33 |
Сахар, соль |
2 |
3 |
1,50 |
4 |
2,00 |
2 |
1,00 |
1,50 |
Чай |
5 |
4 |
0,80 |
11 |
2,20 |
11 |
2,20 |
1,73 |
Кофе |
3 |
6 |
2,00 |
3 |
1,00 |
4 |
1,33 |
1,44 |
Растительное масло |
3 |
2 |
0,67 |
4 |
1,33 |
4 |
1,33 |
1,11 |
Макаронные изделия |
5 |
4 |
0,80 |
4 |
0,80 |
5 |
1,00 |
0,87 |
Мука |
2 |
3 |
1,50 |
3 |
1,50 |
3 |
1,50 |
1,50 |
Крупа |
5 |
6 |
1,20 |
5 |
1,00 |
5 |
1,00 |
1,07 |
Конфеты, карамель |
10 |
12 |
1,20 |
9 |
0,90 |
18 |
1,80 |
1,30 |
Печенье, пряники, вафли |
8 |
7 |
0,88 |
8 |
1,00 |
8 |
1,00 |
0,96 |
Кондитерские изделия собств. пр-ва без крема |
5 |
6 |
1,20 |
8 |
1,60 |
6 |
1,20 |
1,33 |
Консервы рыбные |
5 |
7 |
1,40 |
7 |
1,40 |
8 |
1,60 |
1,47 |
Консервы овощные, фруктово-ягодные, соки |
7 |
6 |
0,86 |
6 |
0,86 |
6 |
0,86 |
0,86 |
Консервы мясные, мясорастительные |
4 |
5 |
1,25 |
5 |
1,25 |
4 |
1,00 |
1,17 |
Сыр |
5 |
3 |
0,60 |
4 |
0,80 |
7 |
1,40 |
0,93 |
Йогурт |
3 |
5 |
1,67 |
4 |
1,33 |
4 |
1,33 |
1,44 |
Пельмени |
1 |
2 |
2,00 |
2 |
2,00 |
3 |
3,00 |
2,33 |
Фарш фас., куры фасованные |
3 |
3 |
1,00 |
3 |
1,00 |
5 |
1,67 |
1,22 |
Сырки глазированные |
2 |
1 |
0,50 |
4 |
2,00 |
2 |
1,00 |
1,17 |
Масло животное |
2 |
3 |
1,50 |
1 |
0,50 |
4 |
2,00 |
1,33 |
Колбасные изделия |
7 |
8 |
1,14 |
6 |
0,86 |
8 |
1,14 |
1,05 |
Рыба |
2 |
4 |
2,00 |
4 |
2,00 |
4 |
2,00 |
2,00 |
Шоколад |
4 |
4 |
1,00 |
4 |
1,00 |
7 |
1,75 |
1,25 |
Майонез |
2 |
4 |
2,00 |
2 |
1,00 |
5 |
2,50 |
1,83 |
Водка, ликеро-водочные изд. |
4 |
5 |
1,25 |
6 |
1,50 |
7 |
1,75 |
1,50 |
Вино виноградное |
5 |
7 |
1,40 |
4 |
0,80 |
8 |
1,60 |
1,27 |
Пиво |
5 |
5 |
1,00 |
4 |
0,80 |
6 |
1,2 |
1,00 |
Безалкогольные напитки |
8 |
7 |
0,88 |
9 |
1,13 |
7 |
0,88 |
0,96 |
Пряности, приправы |
10 |
9 |
0,90 |
12 |
1,20 |
13 |
1,30 |
1,13 |
Окончание таблицы 3.4 | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Сода |
1 |
3 |
3,00 |
1 |
1,00 |
1 |
1,00 |
1,67 |
Уксус |
1 |
1 |
1,00 |
1 |
1,00 |
0 |
0,00 |
0,67 |
Табачные изделия |
12 |
13 |
1,08 |
12 |
1,00 |
15 |
1,25 |
1,11 |
Овощи и фрукты |
4 |
6 |
1,50 |
4 |
1,00 |
7 |
1,75 |
1,42 |
Спички |
1 |
1 |
1,00 |
1 |
1,00 |
1 |
1,00 |
1,00 |
Мороженое |
4 |
4 |
1,00 |
5 |
1,25 |
7 |
1,75 |
1,33 |
Цельномолочная продукция |
4 |
3 |
0,75 |
3 |
0,75 |
7 |
1,75 |
1,08 |