Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 19:59, дипломная работа
В современных экономических условиях Республики Беларусь необхо-димо проведение разумной экономической политики выживания каждого субъекта хозяйствования, развитие торговли на качественно новой основе, достижение высокого уровня конкурентоспособности по всем направлениям деятельности торговой организации и, прежде всего, коммерческой – важ-нейшей его функции.
Коммерческая деятельность представляет собой один из важнейших элементов механизма управления экономическими отношениями реализуясь через различные операции, выполняемые хозяйствующими субъектами на всем пути продвижения товаров от производителя до конечного потребите-ля.
Введение 4
1 Содержание и проблемы организации коммерческой деятельности в розничной торговле в условиях рыночных отношений 7
1.1 Содержание коммерческой деятельности в розничной торговле 7
1.2 Проблемы организации коммерческой деятельности в розничной торговле в современных условиях 19
2 Организационно- экономическая характеристика Несвижского райпо и района ее деятельности 26
3. Анализ состояния коммерческой деятельности по организации розничной торговли в несвижском райпо 39
3.1 Формирование ассортимента в розничной торговой сети 39
3.2 Коммерческая деятельность по выбору форм, методов розничной
продажи товаров и ее стимулированию 48
3.3 Эффективность коммерческой деятельности в розничной торговле Несвижского райпо 55
4 Направление совершенствования коммерческой деятельности в розничной торговле 58
Заключение 70
Список использованных источников 74
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных организации
В то же время по некоторым товарам коэффициент устойчивости ассортимента находится ниже 1. В частности это макаронные изделия, сыр, безалкогольные напитки и уксус.
В магазине зачастую реализуются товары непредусмотренные ассортиментным перечнем, но пользующиеся спросом у населения. В этом случае, как мы видим, данные коэффициенты устойчивости принимают значения больше единицы.
Таким образом, можно сделать вывод, что управление ассортиментом находится не на должном уровне. Нехватка товаров в розничной торговой сети приводит к недополучению выручки от реализации, а замедление товарооборачиваемости приводит к замораживанию средств в товарных запасах и как следствие, нехватке оборотных средств и необходимости привлекать заемные средства.
3.2 Коммерческая деятельность по выбору форм, методов розничной продажи товаров и ее стимулированию
От выбора форм и методов розничной торговли зависит эффективность всей коммерческой деятельности торговой организации. Несвижское райпо использует преимущественно магазинные формы продажи товаров. При этом покупателям предоставляется также возможность приобретать продукцию по безналичному расчету.
В таблице 3.5 представлены данные по используемым формам продажи магазинов Несвижского райпо.
Таблица 3.5 – Используемые формы продажи Несвижского райпо за 2010-2012 гг.
Формы продажи |
2010 |
2011 |
2012 |
Отклонения уд. веса, % | ||||
сумма, млн. р. |
уд. вес, % |
сумма, млн. р. |
уд. вес, % |
сумма, млн. р. |
уд. вес, % |
2011 г от 2009 |
2011 г от 2010 | |
Магазинная |
26144 |
86,19 |
42847 |
87,9 |
65633 |
83,4 |
-2,8 |
-4,5 |
Внемагазинная |
4 190 |
13,81 |
5 898 |
12,1 |
13 105 |
16,6 |
2,8 |
4,5 |
Всего : |
30 334 |
100 |
48 745 |
100 |
78 738 |
100 |
- |
- |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных организации
По данным таблицы 3.5 видно, что наибольший удельный вес как в 2010, так и в 2012 годах занимает магазинная торговля. Это и понятно, ведь внемагазинную торговлю в Несвижском райпо осуществляют лишь 4 автомагазина и 9 объектов мелкорозничной сети, что является недостатком в организации торговли Несвижского райпо.
Далее проанализируем использование прогрессивных методов продажи товаров в магазинах Несвижского райпо с помощью данных таблицы 3.6.
Таблица 3.6 – Методы продажи
товаров, используемых в магазинах Несвижского
райпо за период с 2010-2012 гг. (ед.)
Показатель |
Количество магазинов, ед. |
Отклонение (+/-) | |||
2010 |
2011 |
2012 |
2012 от 2010 |
2012от 2011 | |
1. Магазины самообслуживания |
24 |
26 |
27 |
3 |
1 |
2. Магазины, применяющие традиционный метод продажи |
41 |
39 |
39 |
-2 |
- |
3. Магазины, применяющие продажу товаров по образцам |
4 |
4 |
4 |
- |
- |
4. Магазины, реализующие
товары по предварительным |
15 |
16 |
16 |
1 |
- |
Всего магазинов |
65 |
65 |
66 |
1 |
1 |
Примечание. – Источник: собственная разработка на основе данных организации
Как видно из представленной таблицы, происходит снижение количества магазинов, применяющим традиционные методы продажи товаров (на 2 единицы). При этом количество магазинов самообслуживания увеличилось на 3 единицы, что является положительным моментом.
Если провести анализ методов торговли Несвижского райпо, то можно сделать вывод, что в большей степени используется такой метод торговли как самообслуживание.
В продолжение анализа оценим динамику магазинов самообслуживания (таблица 3.7).
Таблица 3.7 – Динамика магазинов самообслуживания Несвижского райпо за 2010-2012гг.
Показатели |
Годы |
Отклонение (+/-) | |||
2010 |
2011 |
2012 |
2012 от 2010 |
2012от 201 | |
1. Всего магазинов райпо, ед. |
65 |
65 |
66 |
1 |
1 |
2. Торговая площадь магазинов, м2 |
6841 |
6780 |
6856 |
15 |
76 |
3. Количество магазинов самообслуживания, ед. |
24 |
26 |
27 |
3 |
1 |
4. Торговая площадь магазинов самообслуживания, м2 |
2665 |
2828 |
2973 |
308 |
145 |
5. Уд. вес магазинов самообслуживания |
|||||
по количеству, ед. |
36,92 |
40,00 |
40,91 |
3,99 |
0,91 |
по торг. площади, м2 |
38,96 |
41,71 |
43,36 |
4,41 |
1,65 |
Примечание. – Источник: собственная разработка на основе данных организации
Как следует из таблицы 3.7 магазины, работающие с использованием метода самообслуживания составляют 40,91 % от общей численности магазинов, причем по торговой площади данный показатель составляет 43,36%. Это свидетельствует о том, что магазины самообслуживания в среднем обладают большей торговой площадью по сравнению с остальными магазинами.
Как известно затраты времени покупателей в магазинах, использующих прогрессивные методы продажи, сокращаются на 30-50%, в 1,5-2 раза увеличивается пропускная способность. При рациональной организации торгово-технологического процесса в магазинах самообслуживания производительность труда повышается на 15-20%, улучшается использование материально-технической базы, снижаются расходы на реализацию на 10- 15%. Социологические исследования показывают, что внедрение самообслуживания позволяет сэкономить в расчете на семью не менее 10 часов в неделю.
Прогрессивные методы продажи позволяют решать одну из важнейших социальных и экономических задач торговли - снижение издержек потребления, актуальность которой с переходом на рыночные отношения возрастает. Это связано с повышением ритма жизни и, следовательно, более высокой оценкой каждого свободного часа. Поэтому данные методы продажи постепенно находят большее распространение в практике деятельности Несвижского райпо.
Таким образом, можно отметить, что дальнейшее увеличение численности магазинов, торгующим методом самообслуживания в настоящее время рассматривается в качестве основного направления повышения эффективности деятельности розничной торговли Несвижского райпо.
Далее проанализируем показатели работы автомагазинов Несвижского райпо, используя данные таблицы 3.8.
Таблица 3.8 –Динамика автомагазинов Несвижского райпо за 2010-2012 гг.
Показатели |
Годы |
Отклонение (+/-) | |||
2010 |
2011 |
2012 |
2012 от 2010 |
2012от 201 | |
1. Всего автомагазинов |
3 |
4 |
4 |
1 |
0 |
2. Розничный товарооборот автомагазинов за год, млн. р. |
2015 |
<span class="dash041e_0431_044b_ |