Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 19:59, дипломная работа
В современных экономических условиях Республики Беларусь необхо-димо проведение разумной экономической политики выживания каждого субъекта хозяйствования, развитие торговли на качественно новой основе, достижение высокого уровня конкурентоспособности по всем направлениям деятельности торговой организации и, прежде всего, коммерческой – важ-нейшей его функции.
Коммерческая деятельность представляет собой один из важнейших элементов механизма управления экономическими отношениями реализуясь через различные операции, выполняемые хозяйствующими субъектами на всем пути продвижения товаров от производителя до конечного потребите-ля.
Введение 4
1 Содержание и проблемы организации коммерческой деятельности в розничной торговле в условиях рыночных отношений 7
1.1 Содержание коммерческой деятельности в розничной торговле 7
1.2 Проблемы организации коммерческой деятельности в розничной торговле в современных условиях 19
2 Организационно- экономическая характеристика Несвижского райпо и района ее деятельности 26
3. Анализ состояния коммерческой деятельности по организации розничной торговли в несвижском райпо 39
3.1 Формирование ассортимента в розничной торговой сети 39
3.2 Коммерческая деятельность по выбору форм, методов розничной
продажи товаров и ее стимулированию 48
3.3 Эффективность коммерческой деятельности в розничной торговле Несвижского райпо 55
4 Направление совершенствования коммерческой деятельности в розничной торговле 58
Заключение 70
Список использованных источников 74
Специализацию магазинов Несвижского райпо проанализируем с помощью данных таблицы 2.5.
Таблица 2.5 – Специализация магазинов Несвижского райпо на 01.01.2013 г.
Показатели |
Количество |
Торговая площадь | ||
Ед. |
% |
м2 |
% | |
Всего магазинов |
66 |
100 |
6856 |
100 |
в том числе Специализированных магазинов по продаже отдельных групп продовольственных товаров |
14 |
21,21 |
1275 |
18,60 |
Специализированных магазинов по продаже отдельных групп непродовольственных товаров |
9 |
13,64 |
2008 |
29,29 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных организации
Как видно из таблицы 2.5 специализированных магазинов в Несвижском райпо всего 23: девять специализируются на непродовольственных группах товаров и 14 специализируются на продовольственных товарных группах. Торговая площадь непродовольственных специализированных магазинов составляет 29,29% от общей торговой площади всех магазинов, а торговая площадь продовольственных специализированных магазинов составляет 18,60% от общей торговой площади.
Далее проанализируем динамику экономических показателей деятельности Несвижского райпо используя данные таблицы 2.6.
Таблица 2.6 – Динамика экономических показателей Несвижского райпо за 2010-2012гг
Показатели |
Год |
Темп роста, % | |||
2010 |
2011 |
2012 |
2012 г. от 2011 г. |
2012 г. от 2010 г. | |
Валовой товарооборот |
|||||
- в действующих ценах |
26233 |
48813 |
78760 |
161,35 |
300,23 |
- в сопоставимых ценах |
26233 |
23389 |
30984 |
132,47 |
118,11 |
Прибыль от реализации: |
|||||
- в сумме |
10 |
1729 |
1528 |
88,37 |
в 152 раза |
- в % к товарообороту |
0,04 |
3,54 |
1,94 |
-1,60 |
1,90 |
Расходы на реализацию |
|||||
- в сумме |
7409 |
10438 |
18817 |
180,27 |
253,97 |
- в % к товарообороту |
28,24 |
21,38 |
23,89 |
2,51 |
-4,35 |
Прибыль (убыток) |
|||||
- в сумме |
160 |
1132 |
346 |
30,57 |
216,25 |
- в % к товарообороту |
0,61 |
2,32 |
0,44 |
-1,88 |
-0,17 |
Численность работников |
501 |
476 |
453 |
95,17 |
90,42 |
Производительность труда |
|||||
- в действующих ценах |
52,4 |
102,5 |
173,9 |
169,54 |
332,05 |
- в сопоставимых ценах |
52,4 |
49,1 |
68,4 |
139,20 |
130,63 |
Индекс цен |
2,087 |
1,218 |
156,97 |
267,88 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных организации
Из данных таблицы 2.6 следует, что суммарный товарооборот розничной торговли общественного питания и заготовительной деятельности Несвижском райпо за анализируемый период вырос на 200,23% в действующих ценах и на 18,11% в сопоставимых ценах.
Прибыль от реализации выросла более быстрыми темпами – за весь анализируемый период произошло увеличение в 152 раза. В результате чего уровень прибыли от реализации в процентах к товарообороту вырос на 1,90 п.п. и составил в 2012 году 1,94 %.
Расходы на реализацию в анализируемом периоде выросли на 58,54%, в результате их удельный вес в товарообороте сократился на 4,35 п.п.
Прибыль в 2012 году по сравнению с 2011 годом значительно сократилась и составила в 2012 году 346 млн р. В результате рентабельность хозяйственной деятельности организации сократилась на 1,88 п.п. В то же время по отношению к 2010 году произошло увеличение прибыли на 116,25%, при этом рентабельность сократилась на 0,17 п.п.
Производительность труда в сопоставимых ценах увеличилась на 30,63% и составила в 2012 году 68,4 млн р.
В заключение проанализируем финансовую устойчивость организации используя данные таблицы 2.7.
Таблица 2.7 – Динамика показателей финансовой устойчивости Несвижского райпо за 2010-2012гг
Показатели |
На 1.01. 2011 г. |
На 1.01. 2012 г. |
На 1.01. 2013 г. |
Нормативное значение |
1. Оборотные активы |
8 728 |
13 018 |
20 103 |
|
2. Запасы и затраты |
5 369 |
9 433 |
15 134 |
|
3. Финансовые вложения и денежные средства |
159 |
1 048 |
273 |
|
4. Собственный капитал |
11 223 |
23 269 |
32 043 |
|
5. Заемный капитал |
13 186 |
15 701 |
24 004 |
|
6. Краткосрочные обязательства |
3 900 |
3 167 |
2 282 |
|
7. Итого пассивов (активов) |
24 409 |
40 564 |
57 546 |
|
8. Кредиторская задолженность |
7 958 |
12 534 |
21 719 |
|
9. Дебиторская задолженность |
1 936 |
2 418 |
3 017 |
|
10. Коэффициент ликвидности: |
||||
абсолютной (стр.3/стр.6) |
0,041 |
0,331 |
0,120 |
> 0,2 |
промежуточной ((стр.1-стр.2)/стр.6) |
0,861 |
1,132 |
2,177 |
0,75 |
текущей (стр.1/стр.6) |
2,238 |
4,111 |
8,809 |
>1 |
11. Коэффициенты финансовой устойчивости: |
||||
автономии (стр.4/стр.7) |
0,460 |
0,574 |
0,557 |
0,5 |
маневренности собственных средств (стр.1/стр.7) |
0,358 |
0,321 |
0,349 |
0,5 |
обеспеченности собственными оборотными средствами ((стр.1-стр.5)/стр.6) |
-1,143 |
-0,847 |
-1,709 |
0,1 |
соотношения кредиторской и дебиторской задолженности (стр.8/стр.9) |
4,111 |
5,184 |
7,199 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных организации
По данным таблицы 2.7 видно, в текущем периоде платежеспособность улучшилась. Коэффициент абсолютной ликвидности, показывающий удельный вес краткосрочных обязательств, которые могут быть погашены за счет абсолютно ликвидных активов (денежных средств и финансовых вложений), составил на начало 2011 г. 0,041, при нормативе 0,2. К концу 2012 года значение коэффициента абсолютной ликвидности осталось ниже нормы - 0,120. Следовательно, организации не хватает денежных средств для оплаты своих обязательств.
Коэффициент промежуточной ликвидности характеризует долю краткосрочных обязательств, которые могут быть погашены за счет имеющихся остатков денежных средств, реализации финансовых вложений и погашения краткосрочной дебиторской задолженности. На начало 2012 года значение этого коэффициента составляло 0,861, к концу 2012 г он вырос до 2,177, что выше норматива.
Коэффициент текущей ликвидности характеризует долю краткосрочных обязательств, которая может быть погашена в результате реализации оборотных активов. Значение этого коэффициента на начало 2011 года составляло 2,238 и к концу 2012 года увеличилось до 8,809, что также выше норматива. Следовательно, в перспективе у организации не ожидаются проблемы с наличием неплатежей по своим обязательствам.
Коэффициент автономии характеризует долю собственных источников финансирования в формировании активов организации. Увеличение этого показателя с 0,460 до 0,557 свидетельствует о росте финансовой независимости, однако показатель продолжает находиться ниже нормативного значения.
Коэффициент маневренности собственных средств на протяжении всего анализируемого периода оставался стабильным, однако находился ниже нормы, что свидетельствует о недостатки наличия оборотных средств. Об это м же свидетельствует значение показателя обеспеченности собственными оборотными средствами. Это означает, что в обороте находятся преимущественно заемные средства, что говорит о низком уровне финансовой устойчивости организации.
Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности показывает, что задолженность перед поставщиками у организации значительно меньше, чем у покупателей перед Несвижским райпо. Это говорит о том, что организация стремиться своевременно погашать свои обязательства пред поставщиками.
Таким образом, необходимо отметить, что наряду с увеличением количественных показателей деятельности Несвижского райпо наблюдается сокращение уровня расходов на реализацию, что приводит к увеличению прибыли от реализации. При этом положительно можно отметить и улучшение финансовой устойчивости организации, что способствует высвобождению оборотных средств и направлению их в расширение товарооборота.
3. Анализ состояния коммерческой деятельности по организации розничной торговли в Несвижском райпо
3.1 Формирование ассортимента в розничной торговой сети
К общим факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров Несвижского райпо, относятся покупательский спрос и производство товаров.
Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, которое направлено на максимальное удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие на спрос в сторону его расширения. Формирование ассортимента и покупательский спрос в своем развитии взаимосвязаны. Существенные изменения в спросе должны сопровождаться изменениями в сформированном ассортименте.
При формировании ассортимента продовольственных товаров Несвижское райпо учитывает некоторые особенности спроса на продукты питания. Так, спрос на продовольственные товары по сравнению со спросом на непродовольственные товары обладает высокой степенью устойчивости, а в отдельных случаях — известной консервативностью. Потребитель привыкает к определенным видам продуктов (сортам хлеба, сыра, кондитерских изделий и т. д.), Поэтому важно достигнуть стабильности в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивая их бесперебойную продажу.
При формировании в розничной торговой сети ассортимента продовольственных товаров учитывается фактор их взаимозаменяемости. В случае отсутствия в продаже нужного продукта или если покупатель не удовлетворен качеством предложенного товара, он, как правило, не откладывает покупку, а ищет ему замену, покупая другой продукт с аналогичной пищевой ценностью. Особенно это проявляется внутри группы товаров, но существует и межгрупповая взаимозаменяемость: мясо можно заменить рыбой, картофель крупами, макаронами и т. д. Кроме того, на продовольственные товары спрос комплексный, т. е. при совершении покупки приобретаются продукты, дополняющие друг друга, например, мясо, жиры, овощи; хлеб, молоко; чай, сахар и т. д. Учитывая постоянство требований и комплексность спроса на товары из рациона питания, при формировании ассортимента Несвижского райпо уделяет им первоочередное значение.
Покупательский спрос на товары простого и сложного ассортимента также имеет свои отличия. Так, на товары простого ассортимента, которые имеют незначительное количество разновидностей, спрос в основном конкретный, твердосформированный и не допускающий замены этих товаров. Наоборот, при покупке товаров сложного ассортимента, насчитывающих десятки и сотни разновидностей, в спросе допускается их широкая взаимозаменяемость. Причем, многие из этих товаров являются товарами периодического спроса, т. е. не покупаются и не потребляются ежедневно.
Необходимо также отметить, что на спрос и потребление многих товаров, в особенности продуктов питания оказывает влияние сезонность их производства (молочных, мяса, овощей, фруктов и др.). Вследствие этого происходит неравномерность их потребления в течение года и спрос переключается на товары их заменяющие. Например, в зимний и весенний периоды увеличивается спрос на овощные и фруктовые консервы, заменяющие свежие плоды и овощи; весной и в начале лета при недостатке картофеля увеличивается продажа круп и макаронных изделий и т. д. Проблема сглаживания сезонности в потреблении пищевых продуктов решается в известной степени путем создана сезонных запасов соответствующих товаров, что особо следует учитывать при формировании ассортимента.
Потребности населения в товарах складываются исторически; в них отражается достигнутый обществом уровень экономического и культурного развития, национальные и другие особенности. Иными словами, они определяются уровнем развития общественного производства, благосостоянием и культурой общества. Потребности – идут впереди производства, стимулируя его развитие и ставя перед ним новые проблемы. В свою очередь, развитие производства расширяет ассортимент и увеличивает массу товаров, вызывая к жизни все новые и новые потребности. Общество должно подчинять производство удовлетворению потребности людей.
Основополагающим принципом формирования торгового ассортимента Несвижского райпо является соответствие ассортимента магазина характеру предъявляемого потребителями спроса.
Принцип обеспечения оптимальной широты, глубины, а также устойчивости и обновляемости ассортимента учитывается в процессе разработки ассортиментной модели магазина и реализации ассортимента и позволяет обеспечить максимальные объемы продаж с каждого квадратного метра торговой площади.
Обеспечение рентабельной работы магазина - это непременное коммерческое условие и соответственно принцип формирования ассортимента Несвижского райпо.
Проведем анализ структуры товарооборота продовольственных товаров Несвижского райпо (таблица 3.1).
Таблица 3.1 – Динамика розничного товарооборота продовольственных товаров Несвижского райпо по ассортименту и структуре за 2010-2012 гг.
Товарная группа |
Годы |
Отклонение | ||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2012 г. от 2010г. |
2012 г. от 2011г. | ||||||
сумма, млн р. |
уд. вес, % |
сумма, млн р. |
уд. вес, % |
сумма, млн р. |
уд. вес, % |
по сумме |
по уровню |
по сумме |
по уровню | |
мясо |
2668 |
12,01 |
5763 |
14,64 |
8037 |
12,56 |
5369 |
0,56 |
2274 |
-2,08 |
водка |
3242 |
14,59 |
4784 |
12,16 |
9584 |
14,98 |
6342 |
0,39 |
4800 |
2,82 |
хлеб |
1908 |
8,59 |
4447 |
11,30 |
7203 |
11,26 |
5295 |
2,67 |
2756 |
-0,04 |
вино |
2805 |
12,62 |
3635 |
9,24 |
8288 |
12,95 |
5483 |
0,33 |
4653 |
3,72 |
молочные продукты |
1468 |
6,61 |
2967 |
7,54 |
6035 |
9,43 |
4567 |
2,83 |
3068 |
1,89 |
табачные изделия |
1451 |
6,53 |
2626 |
6,67 |
3984 |
6,23 |
2533 |
-0,30 |
1358 |
-0,45 |
кондитерские изделия из сахара |
1326 |
5,97 |
2213 |
5,62 |
3869 |
6,05 |
2543 |
0,08 |
1656 |
0,42 |
пиво |
1117 |
5,03 |
1753 |
4,45 |
3279 |
5,12 |
2162 |
0,10 |
1526 |
0,67 |
безалкогольные напитки |
868 |
3,91 |
1407 |
3,58 |
2219 |
3,47 |
1351 |
-0,44 |
812 |
-0,11 |
рыба |
602 |
2,71 |
1203 |
3,06 |
1759 |
2,75 |
1157 |
0,04 |
556 |
-0,31 |
прочие алкогольные напитки |
520 |
2,34 |
1131 |
2,87 |
3689 |
5,77 |
3169 |
3,43 |
2558 |
2,89 |
пищевые масла и жиры |
480 |
2,16 |
1062 |
2,70 |
930 |
1,45 |
450 |
-0,71 |
-132 |
-1,25 |
чай, кофе, специи |
235 |
1,06 |
756 |
1,92 |
593 |
0,93 |
358 |
-0,13 |
-163 |
-0,99 |
овощи |
215 |
0,97 |
644 |
1,64 |
644 |
1,01 |
429 |
0,04 |
0 |
-0,63 |
сушеные и консервированные овощи и фрукты |
299 |
1,35 |
565 |
1,44 |
1052 |
1,64 |
753 |
0,30 |
487 |
0,21 |
фрукты |
447 |
2,01 |
557 |
1,42 |
791 |
1,24 |
344 |
-0,78 |
234 |
-0,18 |
лапша и макаронные изделия |
121 |
0,54 |
295 |
0,75 |
369 |
0,58 |
248 |
0,03 |
74 |
-0,17 |
рис и крупы |
177 |
0,80 |
249 |
0,63 |
320 |
0,50 |
143 |
-0,30 |
71 |
-0,13 |
яйца |
105 |
0,47 |
167 |
0,42 |
270 |
0,42 |
165 |
-0,05 |
103 |
0,00 |
мука |
102 |
0,46 |
166 |
0,42 |
269 |
0,42 |
167 |
-0,04 |
103 |
0,00 |
коньяк и бренди |
44 |
0,20 |
95 |
0,24 |
88 |
0,14 |
44 |
-0,06 |
-7 |
-0,10 |
соль |
27 |
0,12 |
48 |
0,12 |
121 |
0,19 |
94 |
0,07 |
73 |
0,07 |
прочие продтовары |
1997 |
8,99 |
2819 |
7,16 |
588 |
0,92 |
-1409 |
-8,07 |
-2231 |
-6,24 |
Всего продовольственных товаров |
22224 |
100 |
39352 |
100 |
63981 |
100 |
41757 |
|
24629 |
|