Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 19:59, дипломная работа
В современных экономических условиях Республики Беларусь необхо-димо проведение разумной экономической политики выживания каждого субъекта хозяйствования, развитие торговли на качественно новой основе, достижение высокого уровня конкурентоспособности по всем направлениям деятельности торговой организации и, прежде всего, коммерческой – важ-нейшей его функции.
Коммерческая деятельность представляет собой один из важнейших элементов механизма управления экономическими отношениями реализуясь через различные операции, выполняемые хозяйствующими субъектами на всем пути продвижения товаров от производителя до конечного потребите-ля.
Введение 4
1 Содержание и проблемы организации коммерческой деятельности в розничной торговле в условиях рыночных отношений 7
1.1 Содержание коммерческой деятельности в розничной торговле 7
1.2 Проблемы организации коммерческой деятельности в розничной торговле в современных условиях 19
2 Организационно- экономическая характеристика Несвижского райпо и района ее деятельности 26
3. Анализ состояния коммерческой деятельности по организации розничной торговли в несвижском райпо 39
3.1 Формирование ассортимента в розничной торговой сети 39
3.2 Коммерческая деятельность по выбору форм, методов розничной
продажи товаров и ее стимулированию 48
3.3 Эффективность коммерческой деятельности в розничной торговле Несвижского райпо 55
4 Направление совершенствования коммерческой деятельности в розничной торговле 58
Заключение 70
Список использованных источников 74
Примечание. – Источник: [35]
Данные таблицы 1.5 показывают, что количество торговых объектов снижается по всем ведомственным подразделениям, за исключением предприятий Белкоопсоюза. Причем снижение торговых объектов наблюдается как по магазинным так и внемагазинным формам торговли.
Наибольшее снижение количества торговых объектов наблюдается по Минскому облпотребсоюзу – 153 единицы. Наименьшее сокращение розничной торговой сети произошло по Могилевскому облпотребсоюзу – 56 объектов.
Совокупное количество торговых объектов потребительской кооперации снизилось на 604 единицы.
Далее рассмотрим динамику изменения торговых площадей магазинов, относящихся к потребительской кооперации с помощью данных, представленных в таблице 1.6.
Таблица 1.6 –Динамика развития
торговой площади магазинов потребительской
кооперации в разрезе облпотребсоюзов
за 2010-2012 гг.
Наименование облпотребсоюзов |
Количество магазинов, ед. |
Торговая площадь магазинов, тыс.кв.м |
Средняя торговая площадь 1 магазина, кв.м | ||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2010 |
2011 |
2012 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Брестский |
1938 |
1863 |
1788 |
178,7 |
175,6 |
173,4 |
92,2 |
94,3 |
97,0 |
Витебский |
1694 |
1625 |
1615 |
168,8 |
165,6 |
163,5 |
99,6 |
101,9 |
101,2 |
Гомельский |
1766 |
1713 |
1698 |
171,7 |
170,1 |
165,6 |
97,2 |
99,3 |
97,5 |
Гродненский |
1354 |
1270 |
1240 |
132 |
127,2 |
131,8 |
97,5 |
100,2 |
106,3 |
Минский |
2097 |
1992 |
1955 |
199,5 |
195,4 |
198,2 |
95,1 |
98,1 |
101,4 |
Могилевский |
1435 |
1398 |
1389 |
140,2 |
139,5 |
135,6 |
97,7 |
99,8 |
97,6 |
Хозяйства Белкоопсоюза |
25 |
41 |
44 |
5,3 |
10,4 |
11,7 |
212,0 |
253,7 |
265,9 |
Белкоопсоюз |
10309 |
9902 |
9895 |
996,2 |
983,8 |
1006,6 |
96,6 |
99,4 |
101,7 |
Примечание. – Источник: [35]
Наряду со снижением количества магазинов наблюдается также и снижение торговых площадей, что свидетельствует о кризисе в развитии розничной торговли системы потребительской кооперации. В то же время необходимо отметить, что происходит укрупнении магазинов. Соответственно средняя торговая площадь 1 магазина увеличилась с 96,6 кв. м в 2010 году до 101,7 кв. м в 2012 году. Особенно эта тенденция наглядно демонстрируется предприятиями находящимися в непосредственном подчинении Белкоопсоюза, где средняя торговая площадь торговых объектов в 2,6 раза больше чем в целом по системе потребительской кооперации.
Далее проанализируем эффективность использования стационарной торговой сети потребительской кооперации и торговли Республики Беларусь в целом с помощью данных таблицы 1.7.
Как видно из таблицы 1.7, по всем структурным подразделениям наблюдаются схожие темпы роста розничного товарооборота, при этом наибольший прирост в 2012 году наблюдается по Могилевскому облпотребсоюзу (32,59%), а наименьший прирост – по Витебскому облпотребсоюзу (23,38%).
Таблица 1.7 – Эффективность использования стационарной розничной торговой сети отдельных хозяйствующих субъектов системы Белкоопсоюза за 2010 -2012 гг. (млн. р.)
Хозяйствующий субъект |
Показатели |
Годы |
Темп роста (%) или отклонение | |||
2010 |
2011 |
2012 |
2011 от 2010 |
2012 от 2011 | ||
Брестский облпотребсоюз |
Оборот розничной торговли |
926109 |
2104807 |
2607149 |
227,27 |
123,87 |
на один магазин |
478 |
1130 |
1458 |
236,42 |
129,06 | |
на кв. метр торговой площади |
5182 |
11986 |
15035 |
231,29 |
125,44 | |
Витебский облпотребсоюз |
Оборот розничной торговли |
776041 |
1813949 |
2238079 |
233,74 |
123,38 |
на один магазин |
458 |
1116 |
1386 |
243,67 |
124,15 | |
на кв. метр торговой площади |
4597 |
10954 |
13689 |
238,26 |
124,97 | |
Гомельский облпотребсоюз |
Оборот розничной торговли |
649337 |
1881171 |
2425898 |
289,71 |
128,96 |
на один магазин |
368 |
1098 |
1429 |
298,67 |
130,10 | |
на кв.метр торговой площади |
3782 |
11059 |
14649 |
292,43 |
132,46 | |
Гродненский облпотребсоюз |
Оборот розничной торговли |
448227 |
1291843 |
1642434 |
288,21 |
127,14 |
на один магазин |
331 |
1017 |
1325 |
307,27 |
130,21 | |
на кв. метр торговой площади |
3396 |
10156 |
12462 |
299,09 |
122,70 | |
Минский облпотребсоюз |
Оборот розничной торговли |
750583 |
2128014 |
2775169 |
283,51 |
130,41 |
на один магазин |
358 |
1068 |
1420 |
298,46 |
132,88 | |
на кв. метр торговой площади |
3762 |
10891 |
14002 |
289,46 |
128,57 | |
Могилевский облпотребсоюз |
Оборот розничной торговли |
497493 |
1525422 |
2022599 |
306,62 |
132,59 |
на один магазин |
347 |
1091 |
1456 |
314,74 |
133,45 | |
на кв. метр торговой площади |
3548 |
10935 |
14916 |
308,16 |
136,41 | |
Белкоопсоюз |
Оборот розничной торговли |
3693622 |
10882476 |
13914987 |
294,63 |
127,87 |
на один магазин |
358 |
1099 |
1406 |
306,74 |
127,96 | |
на кв. метр торговой площади |
3708 |
11062 |
13824 |
298,34 |
124,97 | |
Торговые системы республики |
Оборот розничной торговли, млн.р. |
36390360 |
117903321 |
158124857 |
324,00 |
134,11 |
на один магазин, тыс.р. |
796,3 |
2492,7 |
3255,1 |
313,04 |
130,59 | |
на кв. метр торговой площади, тыс.р. |
9822,0 |
30426,7 |
39159,2 |
309,78 |
128,70 |
Примечание. – Источник: [35]
Аналогичная тенденция наблюдается и по обороту розничной торговли в расчете на 1 магазин, где наибольший прирост наблюдается по Могилевскому облпотребсоюзу (33,45%), а наименьший прирост – по Витебскому облпотребсоюзу (24,15%) и по обороту в расчете на 1 кв. м. где наибольший прирост наблюдается по Могилевскому облпотребсоюзу (36,41%), а наименьший прирост – по Гродненскому облпотребсоюзу (22,70%)
Динамика развития розничного товарооборота потребительской кооперации соответствует общереспубликанской динамике. При этом темпы роста оборот розничной торговли потребительской кооперации ниже темпов роста товарооборота всех торгующих систем на 6,24 п.п. В то же время оборот на один магазин в потребительской кооперации увеличивается на 2,63% медленнее, а товарооборот на 1 кв. м. в потребительской кооперации увеличивается 3,73% медленнее чем в челом по стране.
Показатели эффективности работы розничной торговли потребительской кооперации по сравнению с аналогичными показателями по республике остаются низкими: Основная причина - высокая издержкоемкость содержания стационарных торговых предприятий в малых населенных пунктах и автомагазинов.
Из 10,5 тысяч магазинов потребительской кооперации 2 тысячи (18% от общего количества) расположены в населенных пуншах с численностью жителей до 100 человек. Обслуживание малых населенных пунктов, в которых отсутствует стационарная торговая сеть, осуществляется 546 автомагазинами. Ежемесячные убытки от содержание магазинов в малых населенных пунктах и автомагазинов составляют 2,1 млрд. р.
Не изжиты в системе потребительской кооперации факты низкой культуры обслуживания, нарушений правил торговли, перебоев и продаже товаров, наличия товаров с истекшим сроком реализации. Низким остается уровень технического и технологического оснащения многих производственных предприятий потребительской кооперации, в связи с чем низка их конкурентоспособность.
По-существу потребительская кооперация не приступила к внедрению сетевых принципов организации производства и реализации товаров (продукции, работ, услуг).
Негативно сказывается на финансовом состоянии организаций потребительской кооперации и демографические процессы, связанные с сокращением численности обслуживаемого населения. За 2009 год численность обслуживаемого населения сократилась на 101,3 тыс. человек, в результате чего за 2010 год потери товарооборота составят 280 млрд. руб., валовых доходов - 50 млрд. руб. Низкорентабельная работа организаций потребительской кооперации объясняется и более высокой затратностью обслуживания сельского населения. Из 23,5 тыс. населённых пунктов обслуживаемых потребительской кооперацией 16,6 тысяч, или около 71% - с численностью населения до 100 человек. Валовые доходы от продажи товаров в малых населенных пунктах, в силу незначительных объемов товарооборота, не покрывают издержек обращения, что является одной из причин низкоэффективной работы.
В деятельности потребительской кооперации имеются и другие сдерживающие факторы, которые негативно оказывают влияние на её развитие.
К ним относятся:
- в большинстве районов магазины не интегрированы, практически отсутствуют торговые сети;
- большинство магазинов имеет небольшие площади. Средняя площадь магазинов потребительской кооперации – 101,7 квадратных метров;
- имеется значительное количество убыточных магазинов, в частности, расположенных в населённых пунктах с численностью населения менее 100 человек; указанные магазины зачастую имеют исключительно социальный характер и не являются коммерчески эффективными. Потребительская кооперация обслуживает 2100 населенных пунктов с числом жителей 5 и менее человек, 1870 населенных пунктов - от 6 до 10 человек, 4000 населенных пунктов - от 11 до 25 человек, 4372 населенных пункта - от 26 до 50 человек и 4240 населенных пунктов — от 51 до 100 человек. В этих населенных пунктах потребительская кооперация содержит 1672 стационарных магазина. Количество малых населенных пунктов, обслуживаемых потребительской кооперацией, с каждым годом увеличивается в связи с происходящими демографическими процессами в сельской местности. Обслуживание 13220 малых населенных пунктов, в которых отсутствует стационарная торговая сеть, осуществляют 549 автомагазинов, содержание которых также убыточно;
- многие торговые точки
находятся на значительном
Таким образом, в условиях бурного развития торговых сетей в ближайшее время может произойти вытеснение кооперативной торговли с наиболее коммерчески эффективных площадок на уровень, где существование экономически обоснованной торговли будет невозможным.
2 организационно- экономическая характеристика Несвижского райпо и района ее деятельности
Несвижский район образован 15 января 1940 года. Расположен на юго-западе Минской области, центр – г. Несвиж. Протяженность с севера на юг составляет 25 км, с запада на восток – 38 км. Граничит с Кореличским районом Гродненской области, Столбцовским, Копыльским, Клецким районами Минской области.
Северная часть территории района расположена на Столбцовской равнине, южная - в границах Копыльской гряды. Поверхность волнистая, на юге – мелкогористая. Полезные ископаемые: торф, песчано-гравийные смеси, строительные пески, глина. Под лесом занято 11% территории района; под болотами - 0,6%. Земли сельскохозяйственного пользования составляют 75,5 % площади земель района.
В районе гидрологический заказник местного значения Малевский, памятники природы республиканского значения: хвоя крымская, обычная и горная в Винклеровском лесничестве, дуб пирамидальный в д. Заозерье, 600-летний дуб «Якуб» в д. Козлы, 8 дубов-великанов, парк “Несвиж”, лесопарк “Альба”.
По территории района протекают реки Уша, Сновка и Турья (бассейн р. Неман), Лань и Цепра (бассейн р. Припять), проходит электрофицированная железная дорога и автомагистраль Брест – Минск – граница Российской Федерации, Несвиж соединен автомобильными дорогами с центрами соседних районов.
По территории района проходит электрофицированная железная дорога и автомагистраль Минск-Брест, Несвиж соединен автомобильными дорогами с центрами соседних районов.
По состоянию на 01.01.2011 текущая численность населения района составила 40,2 тысячи человек. Население города Несвижа составляет 14,4 тысячи человек, г.п. Городея – 4 тысячи человек, сельское население – 21, 8 тысячи человек. На территории района постоянно проживают представители 25 национальностей и народностей. Из них: белорусов – 88,8 %, русских – 5,3 %, поляков – 4 %, украинцев – 1, 1 %.
Потребительская кооперация в Несвижском районе была создана в 1924 году. Пайщиками были открыты два маленьких магазина, которые торговали лишь товарами первой необходимости: солью, мылом, спичками, нитками.
Несвижское райпо создано в марте 1968 года после реорганизации райпотребсоюза. С января 1987 года потребительская кооперация района работала в новых условиях хозяйствования, в условия самофинансирования и самоокупаемости. С 1 июля 1988 г. райпо преобразовано в райпотребсоюз, а в 1993 г. райпотребсоюз преобразован в райпо.
В настоящее время Несвижское райпо представляет собой модель: райпо и унитарными предприятиями, имеющими статус юридических лиц.
Организация зарегистрирована решением Несвижского исполнительного комитета № 1258, от 22.10.2007 г. в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 600032654. Устав райпо утвержден собранием уполномоченных Несвижского районного потребительского общества от 10 сентября 2007 г.
В соответствии с уставом основной целью деятельности Несвижского районного потребительского общества является удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей членов общества, обслуживаемого населения.