Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:10, курсовая работа
Актуальность данного исследования продиктована тем, что в последние годы в современной России возрос интерес к художественной иммиграции первой половины ХХ века. Творчество Зинаиды Евгеньевны Серебряковой гармонично сочетает специфику индивидуального дарования с общими веяниями в культуре той эпохи. Особый интерес для нас представляет факт формирования и развития индивидуального творческого метода, ведь в творчестве художницы можно обнаружить как индивидуальные стилистические находки, так и следование популярным стилям. На протяжении всего творческого пути у Серебряковой встречались, и такие периоды, где ее творчество было относительно стабильно.
Введение……………………………………….…….…………………………....................3
Глава I. Становление творческого метода З.Е. Серебряковой в контексте развития русской живописи серебряного века………………………………………......
1.1. Социокультурные предпосылки и особенности русской живописи серебряного века..............................................................................................................................................
1.2. Отражение личностных характеристик и биографических фактов в творчестве З.Е. Серебряковой……………………………………………………………………………..
Глава II. Индивидуальность творческого метода З.Е Серебряковой………………...
2.1. Стилевое своеобразие творческого наследия З.Е. Серебряковой……………………..
2.2. Образы и их выражение в живописи художницы……………………………………...
Заключение………………………………………………………………………...................
Библиографический список……………………………………………..............................
И вдруг известие: Борис в Москве, Борис изводится без семьи. Оставив детей на бабушку, Зинаида Евгеньевна тотчас уехала к мужу. Целый месяц они были вместе. И это был самый счастливый праздник в их жизни, всего-то месяц. Борис выхлопотал себе отпуск, три дня, да и те ушли на дорогу. Он никак не хотел расставаться с детьми. Но уехал, что же делать. А от Белгорода плюнул на все, и вернулся в воинском эшелоне. Тут-то и подстерег его брюшной тиф. Ровно на 12-й день он заболевает, но беседует, шутит. Агония продолжалась пять минут, паралич сердца... «Зинок мало плакала, но не отходила от Боречки», — пишет родным Екатерина Николаевна.
Вот тогда
и кончилось счастье: свет
«Для меня всегда казалось, что быть любимой и быть влюбленной — это счастье, и я была всегда как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива, хотя и тогда знала и печаль, и слезы... Ах, так горько, так грустно сознавать, что жизнь уже позади, что время бежит и ничего больше, кроме одиночества, старости и тоски впереди нет, а в душе еще столько нежности, чувства...».
Для Зинаиды
Евгеньевны счастье было
По свидетельству
очевидцев, она выглядела
А теперь прочь из Харькова, прочь. Общими усилиями всех родственников, они отбывают на север. В Петрограде Зинаида Евгеньевна поступает на службу в мастерскую наглядных пособий. Но на скудное жалование содержать семью невозможно. Она подрабатывает заказами. Заказы все жалкие, случайные. Хотя рисует Зинаида Евгеньевна в ту пору очень много, своих детей, друзей, родственников, юных балерин из Мариинки. Кроме безденежья мучает страх: арестован по делу профессора Таганцева дядя — архитектор Леонтий Николаевич Бенуа. Шестидесятипятилетний старик шесть мучительных месяцев проводит в тюрьме. Взятый по этому же делу поэт Николай Гумилев, первый муж Ахматовой, расстрелян.
Идет 1924 год.
Зинаида Евгеньевна с ужасом
убеждается, что в новой Советской
России не может прокормить
свою многочисленную семью.
В России она оставляет 74-летнюю мать, сына Женю 18 лет, сына Сашу 17 лет, дочь Тату, 12 лет, дочь Катю, 11 лет.
«Мама считала, что уезжает на время, — вспоминала потом Тата, — но отчаяние мое было безгранично, я будто чувствовала, что надолго, на десятилетия расстаюсь с матерью...».
Верно: Зинаида
Евгеньевна и Татьяна
Она работала как каторжная, выцарапывая деньги для детей. Ее душевное состояние сфокусировано в одной из фраз ее письма детям: «вечером убийственно тоскую». А зарабатывать деньги живописью все труднее и труднее. Европа упивалась новыми формами. Пришедший не откуда-нибудь, а из России авангард из нелепости превратился в экстравагантность, из экстравагантности в прихоть очень богатых людей. Смени Зинаида Евгеньевна манеру, начни писать «модно» и, вероятно, получила бы она богатых заказчиков, но при ее преклонении перед натурой, перед красотой человеческого тела — это было немыслимо.
Одна единственная радость: с помощью дяди Шуры, вырвала, выцарапала к себе двоих детей Шуру и Катю, отныне и навсегда они вместе.
В ней
не было ни капли русской
крови: французской больше всег
Она не
умела «делать деньги».
И вдруг
— везение. Бельгийский барон
Броуэр сделал заказ на
«Дорога от Касабланки до Марракеша совершенно гладкая и напоминала мне даже нашу губернию, но, подъезжая к Марракешу, вдруг начинается Африка — красная земля и пальмы, а вдали снежная цепь Атласа, но очень далеко, так что всегда закрыта облаками. Марракеш же весь розовый и совершенно ровный, без гор и холмов. Очень хотелось бы пожить здесь подольше... не нагляжусь на всю эту удивительную картину жизни...».
В Марокко
она пробыла шесть недель, отдохнула
сердцем, набралась сил, чтобы
вновь и с еще большим
Беда пришла в тридцать третьем году.
«Твое письмо о Бабулиной болезни ужасно встревожило нас. Надеюсь, что ты, Таточка, не оставляешь Драгоценную одну и сделаешь перерыв в своем учении — поухаживай, молю тебя, за нашей дорогой Бабулей!..».
Письмо написано 6 марта, Екатерина Николаевна скончалась 3 марта.
Большую часть своей жизни до отъезда из России Зинаида Евгеньевна провела рядом с матерью. Екатерина Николаевна была ее другом, ее ангелом-хранителем. В детстве выцарапывала дочь из многочисленных болезней, в отрочестве напитывала ее душу культурой Франции и Италии, в зрелые годы дочери, как могла, оберегала ее талант, мытарствовала вместе с нею в годы гражданской войны и, напоследок, благословила в Париж, взвалив на себя, старуху, непомерный груз ответственности за четверых внуков.
Необычайно резко и горько — Александр Николаевич Бенуа: «Напрасно Зина предпринимала из Парижа всякие меры, чтобы вывести сюда свою мать и двух оставшихся с нею детей. Советская власть, по совершенно необъяснимым причинам, отказывала ей в этом. Спрашивается, какие соображения, какие опасения могли ее заставить насильно держать безобидную, никогда ни в чем политическом не участвовавшую восьмидесятилетнюю старуху? Смерть, наконец, избавила бедную Катеньку от дальнейшего мучительства, и надо думать, что, освободившись от рая, уготовленного русским людям фанатиками-утопистами, она теперь отдыхает в подлинном раю, который она вполне заслужила».
Как они жили? Шура
уходит в 6.30 утра и возвращается
в восемь вечера, он работает
над кинематографическими
Собственных выставок
она не устраивает много лет:
очень дорого. Жизнь ее трудна
и достойна. Еще до начала второй
мировой войны, она пишет
После войны из России
во Францию собирается 48-летняя
Татьяна Борисовна Серебрякова.
Тата приехала с поручением: организовать выставку Зинаиды Евгеньевны в Москве. Выставка, как это у нас водится, готовилась пять лет.
Зинаида Евгеньевна сама набивает подрамники и осторожно прикладывает к ним картины. Достает пастели, пролежавшие в папках никому не нужными 32 года, — и все-таки не верит происходящему. Уже отосланы ящики с картинами в Россию, уже готова и афиша к выставке, ее сделал внук, Иван Николаев, сын Татьяны Борисовны — она все еще не верит и на всякий случай извиняется: «Я очень боюсь, что не оправдаю ожидающих чего-нибудь большого от “художницы Серебряковой”, ничего интересного из Франции не приславшей. Ну, что ж поделать!».
Через год, после того как Зинаиде Евгеньевне исполнилось 80 лет, в Москве открылась ее персональная выставка. День, второй — тихо, глухо. А потом такой грандиозный обвал, такое сплошное восклицание, такие толпы у входа на выставку, такие восторженные отклики в прессе, что даже такой робкий, самокритичный человек, как Зинаида Евгеньевна, мог быть уверен в полном, безусловном успехе. Десятилетиями забытая, она стала знаменитой. Государственный Русский музей приобрел 21 ее произведение. У нее отхлынуло от души — картины вернулись на родину.
Ее последние годы окружены ясным светом добра, далекой славы и бедности.
Умерла Зинаида Евгеньевна Серебрякова 19 сентября 1967 года.
Неделю спустя Александр Серебряков написал из Парижа брату Евгению:
«Сегодня
идет уже 5-й день, что мы
похоронили нашу дорогую,
Мы получили
телеграммы из Русского музея,
от Академии художеств, от
...Собралось на службу около 50 человек друзей и наших близких родственников. На проводах же, на кладбище, нас было совсем мало, человек 10–15. Погода в этот грустный день была ужасающая — лил проливной дождь и был густой желтый туман — темно, как бывает только в ноябрьские дни. На следующий день, в пятницу, проглянуло солнце...».
http://kot-amour.ru/dreams5.
Наталья Попова
Из сборника "Давние сны"
Рассказы. Очерки. Воспоминания. Встречи
<<
Зинаида Серебрякова и ее дети
-- Дорогие мои, ну просто не знаю, чем вас угостить. Вот, попробуйте! Это бретонский пирог. Очень вкусный! Я его специально для вас купила. Шура, не задерживай гостей! Я уже налила им
чаю. Потом дорасскажешь! Дорогие мои, пожалуйста, возьмите еще пирога! Давайте, я вам сама положу! Ох, я совсем запустила вас! Хотите еще горяченького чайку? -- хлопочет радушная хозяйка.
Где же это мы?
Неужто на чужбине, а не у
себя дома, среди родных и близких
людей, с которыми уютно, по-
Да, эту милую русскую речь мы с мужем слышим не в Москве, а в центре шумно-праздничного Парижа, на улице Кампань-Премьер, неподалеку от Монпарнаса. И со стен на нас смотрят юные
Александр и Екатерина Серебряковы, запечатленные на холсте своей матерью -- Зинаидой Серебряковой. И это они, ее дети, так узнаваемо похожие и в детстве и в преклонные годы, душевно принимают нас в бывшей мастерской художницы.
В этот дом нас
привел давний друг
Сейчас
о нем снимают фильмы, наперебой
интервьюируют газеты и
А в 1989 году, когда мы с ним впервые встретились в Париже, в стране Советов он слыл "злостным антисоветчиком", и ему уже не один год отказывали во въездной визе.
После нашей первой встречи с Герра мы с мужем опубликовали в газете "Книжное обозрение" статью о нем, которую назвали "Мечтаю по-русски"'. И на следующий же день один из самых ярых недругов Герра позвонил нам и долго выговаривал нам за эту публикацию: "Как вы могли? Почему не посоветовались? Почему не проконсультировались с соответствующими органами?"
Так было у нас в советское время. И даже в годы перестройки.
А как
относились к Рене Герра его
соотечественники? Во Франции к
Рене Герра и к его страстному
собирательству творческого
Такая
парадоксальная ситуация
Почему парадоксальная?
Потому
что Францию -- благодаря открытому,
живому и обаятельному
Информация о работе Специфика творческого метода З.Е. Серебряковой