Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:10, курсовая работа
Актуальность данного исследования продиктована тем, что в последние годы в современной России возрос интерес к художественной иммиграции первой половины ХХ века. Творчество Зинаиды Евгеньевны Серебряковой гармонично сочетает специфику индивидуального дарования с общими веяниями в культуре той эпохи. Особый интерес для нас представляет факт формирования и развития индивидуального творческого метода, ведь в творчестве художницы можно обнаружить как индивидуальные стилистические находки, так и следование популярным стилям. На протяжении всего творческого пути у Серебряковой встречались, и такие периоды, где ее творчество было относительно стабильно.
Введение……………………………………….…….…………………………....................3
Глава I. Становление творческого метода З.Е. Серебряковой в контексте развития русской живописи серебряного века………………………………………......
1.1. Социокультурные предпосылки и особенности русской живописи серебряного века..............................................................................................................................................
1.2. Отражение личностных характеристик и биографических фактов в творчестве З.Е. Серебряковой……………………………………………………………………………..
Глава II. Индивидуальность творческого метода З.Е Серебряковой………………...
2.1. Стилевое своеобразие творческого наследия З.Е. Серебряковой……………………..
2.2. Образы и их выражение в живописи художницы……………………………………...
Заключение………………………………………………………………………...................
Библиографический список……………………………………………..............................
Зинаида Евгеньевна Серебрякова ( урожденная Лансере) родилась 28 ноября (10 декабря) 1884 году в имение своих родителей «Нескучное» под Харьковом в Украине. Девочка росла в поистине творческой семье: дедушка Серебряковой Николай Леонтьевич Бенуа – профессор, председатель Петербургского общества архитекторов. Все его сыновья – художники и деятели искусства. Её мать, Екатерина Николаевна, тоже училась в Академии. Её отец тоже был творческим человеком. Евгений Александрович Лансере – известный русский скульптор, был мастером мелкой пластики и с особой любовью лепил лошадей. Но сложилось так, что Зинаида почти не знала отца, он умер от туберкулеза в 1886 году, и девочка воспитывалась в семье деда, Бенуа.
Духовная атмосфера, в которой росла Зинаида, была насыщенна искусством: постоянно звучащей музыкой, философскими разговорами, спорами о театральных новинках, выставках и о назначение искусства.
Девочка росла на редкость нелюдимой и замкнутой, что резко контрастировало с общительными, веселыми домочадцами семьи Бенуа, зато в рисовании она проявляла недетское упорство и трудолюбие. Зинаида могла часами повторять на листе бумаги одну и ту же фигуру, предмет, добиваясь совершенства. По вечерам, когда каждый в большом доме занимался своим делом — читал, писал, готовил стол к ужину, — девочка рисовала ту или иную комнату. Летом, когда семья уезжала в деревню, Зинаида целыми днями работала над пейзажами, писала акварелью цветы и домашних животных. Ее мало видели с книгой, она редко играла со сверстниками и не интересовалась учебой. Такое самозабвение, несомненно, свидетельствовало о незаурядном даровании девочки, — попробуйте заставьте ребенка заниматься постоянно каким-то одним делом, если в нем нет внутренней потребности, внутреннего огня, который принуждает человека к творчеству.
В этом же доме жила семья Александра Николаевича Бенуа (дядя 3. Е. Лансере) — историка искусства, художника, идеолога объединения «Мир искусства», театрального деятеля. Кроме теории, все члены семьи Бенуа были знакомы и с практикой, излюбленным материалом в доме была акварель. Все эти факты способствовали убеждению 3. Е. Лансере, что именно классические черты необходимо воплощать и в современном искусстве. До сих пор не придавалось этому значение, но определим ведущую роль в формировании стиля художницы деду Н. Л. Бенуа. Важное влияние в становлении личности играет, как мать, так и отец. В той ситуации, когда отец не может принимать участие в воспитании ребенка, эту роль на себя берет ближайший родственник, часто дедушка, как и в данном случае. После смерти Н. Л. Бенуа, конечно значительное влияние прибрел А. Н. Бенуа, но изначально было влияние убежденного академиста. Получается, что 3. Е. Лансере приняла для себя художественные принципы предыдущего поколения. Возможно, если бы ее воспитывал отец, обращая большое внимание на современное искусство, то Серебрякова вошла бы в историю искусства с другим стилем. Но обстоятельства сложились таким образом, что именно к классическим принципам ее приобщили изначально. Произошло это органично и естественно, без давления, формализма и принуждения, поэтому они не вызвали протеста как у многих художников конца XIX начала XX вв. Прежде чем принять традиции «вечного» искусства необходимо было проделать большой путь.
Созданное вокруг Бенуа объединение «Мир искусства» стало для Серебряковой ее художественными университетами. Александр Николаевич открыл в 1890-годах Венецианова, почти забытого на тот момент, и Зинаида Евгеньевна полностью погрузилась в его творчество, изучению его манеры письма. Многие полотна Серебряковой напоминают в чем-то полотна Венецианова и она никогда не скурывала этого.
В юности она много работала в селе Нескучное, на природе беря пример с Венецианова. Писала красоты природы, крестьянок за работой в поле и всегда только с натуры, как учил ее дядя. И хотя школа дяди оказала на нее большее влияние, были у нее и так называемые официальные учителя. Зинаида Евгеньевна окончила Коломенскую гимназию в Санкт-Петербурге и поступила в художественную школу М.К. Тенишевой, где преподавал знаменитый Илья Репин, но проучилась она там меньше месяца.
Событие юности, которое действительно повлияло на становление ее как мастера, явилась поездка в Италию вместе с матерью, сестрами и друзьями семьи Бенуа, где в то время находился и Александр Николаевич Бенуа – несравненный знаток итальянского искусства и их вдохновляющий гид.
Осенью 1903 года Зинаида Лансере поступила в мастерскую Осипа Браза. У него художница проучилась два года. Известный портретист мало занимался с учениками, направляя все свои усилия на заказные работы, но в то же время в его мастерской Зинаида Евгеньевна усовершенствовала свой рисунок. Мастер ввел такое занятие как «Копирование картин Эрмитажа», что позволяло студентам не только изучать приемы письма признанных художников, но позволило им с головой окунуться в творческие замыслы художников.
В 1905 году в личной жизни Зинаиды Евгеньевны произошли перемены. Она вышла замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова, оканчивающего Институт путей сообщений, и вместе с ним после свадьбы она уехала в Париж для продолжения своего художественного образования. Она посещала занятия в Академии де ла Гранд-Шомье и восхищалась картина старых мастеров, особенно итальянскими художниками эпохи Возрождения. Зинаида Евгеньевна делает зарисовки на улицах, е муж фотографирует мосты. Однако главным занятие для Серебряковой было посещение студий. Но, увы, парижские студии ее разочаровали: ей кажется небрежным отношение наставников к своим ученикам, которые полностью предоставлены себе. Главным утешение для нее стал Лувр, где она ка и в Эрмитаже копировала шедевры почитаемых мастеров. В Париже она освоила сложнейший нюанс живописи – движение, изменилась и манера её письма. На смену четкой штриховке пришла более мягкая, контурная линия стала более мягкой.
Пребывание в Париже закончилось художественным образование Серебряковой. В последствие в одном из своих писем она ответила: « У меня не было ни одного «учителя» рисования, но были занятия…в мастерской». И это скорее всего действительно так, ведь ее художественное образование носило бессистемный характер, однако ее собственное упорство позволило приблизится к совершенству, и через четыре года после возвращения из Парижа она представит публике свою главную картину, лучшую за всю жизнь.
Александр Бенуа так отзовется о работе Зинаиды Серебряковой: «Тема самая простая, и даже как - то нет темы. Жила молодая женщина в глубокой деревенской глуши, в убогой хуторской обстановке, и не было ей другой радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, отрывавшие её от всего мира, как видеть свое молодое веселое лицо в зеркале, как видеть игру своих обнаженных рук с гребнем и с гривой волос…»
Её автопортрет «Перед зеркалом» был первой работой художницы, выполненной масляными красками, первая и самая значительная, ее камертон. Серебрякова уже никогда не повторит того успеха.
После революции 1917 года от сыпного тифа скончался ее муж, Борис Анатольевич. Серебрякова остается одна с четырьмя детьми в Петербурге. В период революции не спасает ни слава, ни признание, ни мастерство художницы. И что бы хоть как – то прокормить семью Зинаида Евгеньевна берется за любую попавшуюся работу – от заказных портретов до оформления большевистских плакатов.
В 1920 году, в Харькове, Зинаида Евгеньевна получает приглашение стать профессором Академии, однако согласится преподавать Зинаида Евгеньевна так и не решилась: это было не ее призвание, и переломить себя, даже ради детей она не смогла. В 1922 году в Петрограде выходит первая монография о Серебряковой, ее автор – Сергей Эрнст.
У семьи Серебряковой тот период не было никаких источников существования, кроме как ее заработков, но покупать ее картины все еще было некому. Поддержкой для Серебряковой оказалась продажа ее работ на выставке советских художников в Америке, это вселило ей надежду на то, что за границей ее искусство может иметь успех.
В 1924 году она оставляет своих четверых детей на попечение Екатерины Николаевны и уезжает в Париж, как ей думается ненадолго: она верит в то, что найдет там заработок, который даст ей возможность содержать ее большую семью. В воспоминаниях ее дочери Татьяны Серебряковой, она так описывает отъезд матери: «Я сорвалась, помчалась бегом на трамвай и добежала до пристани, когда пароход уже начал отчаливать и мама была недосягаема. Я чуть не упала в воду, меня подхватили знакомые. Мама считала, что уезжает на время, но отчаяние мое было безгранично, я будто чувствовала, что надолго, на десятилетия расстаюсь с матерью».
Но как бы не было Зинаиде Серебряковой трудно в иммиграции, она так и не вернулась на родину. Но в письмах 30-х годов она изъявила такое желание. Во Франции она стала второсортной художницей, которая иногда устраивала свои выставки, собиравшие только узкий круг соотечественников. В первое время появился даже меценат: Барон Бройэр из Бельгии заказал Серебряковой портреты жены и дочери, оформление его дома, так же он организовал поездку художницы в Марокко, где она много и плодотворно работала. Но ее живопись не нужна была в Европе. Зинаида Евгеньевна не могла уступить своим вкусам, она держалась реалистической манеры письма. Она была слишком горда и необщительна, чтобы суметь приспособиться к новой жизни. Она не принимала и ненавидела «буржуазное искусство», но домой не вернулась, потому что была напугана сталинским террором.
Не выдержав разлуки с детьми, она вызывает из России дочь Катю и сына Шуру, с другими детьми она увидеться только через тридцать шесть лет.
Заботами ее оставшихся детей, выросших в СССР, в 1965 году была устроена выставка ее работ. Сама Зинаида Евгеньевна по старости присутствовать не могла, но она была бесконечна рада тому, что на родине ее помнят. Её последние годы окружены ясным светом добра, далекой славы и бедности.
Умерла Зинаида Евгеньевна Серебрякова 19 сентября 1967.
Таким образом….
Глава II. Индивидуальность творческого метода З.Е Серебряковой
2.1. Стилевое
своеобразие творческого
Как уже было сказано в прошлой главе, в разные периоды творчества З.Е. Серебрякова была приверженцем какого-то определенного стиля. Это было отражением тех стилевых переворотов, происходивших в искусстве начала ХХ века.
В тот период
русского искусство развивалось
очень многогранно. «Одновременно
рождались, доживали, сосуществовали,
взаимодействовали и
Для того что бы понять стилевое своеобразие Серебряковой, необходимо проследить эволюцию той культурной среды, которая ее окружала. В данный момент искусство художницы не только часть русского, но и часть европейского искусства. Ведь во время формирования стиля Серебряковой русская живопись развивалась параллельно европейской, а особенно французской школе. Сарабьянов, утверждал, что во французском искусстве сложилось гармоничное равновесие духовного, чувственного и поэтичного. Нужно отметить тот факт, что это выражение действительно и для творчества Серебряковой. На творчество З.Е. Серебряковой, так же как и на творчество других мастеров влияли такие факторы как:
- развитие культуры в современной ей исторической ситуации;
- постоянные
черты национального
Рассмотрим влияние стилей на творчество художницы.
Реализм. Начало ХХ века – это время таких великих реалистов как И.Б. Репин, В.И. Суриков. Школа реализма передвижников была настолько сильна, что просто не могла не оставить след в развитии индивидуального стиля Серебряковой. Обращение к реальности есть метод работы художницы с натуры, реализм по большей части преобладает в ее работах раннего периода, периода обучения. Впоследствии он стал совсем незначительной составляющей ее творчества. Реализм в живописи начала ХХ века индивидуально интерпретирует натуру. В творчестве Серебряковой нет углубленности в реализм, но есть интерес к состоянию окружающей среды, живописному целому. О. Кривцун писал, что в тот момент в обществе реализм перестал удовлетворять требования искусства: «Классические реалистические персонажи растеряли свою определенность и детализацию. Не только публика, но и сами авторы перестали верить в достоверность прежних художественных созданий. Доминантой нового искусства нередко выступает нечто расплывчатое и неуловимое, рядоположенное неопределенности самой жизни. Это уже не очерченные персонажи, а некие иллюзии, фантомы, модальности. Многомерность новой художественной оптики отказывается от помощи узнаваемых и давно адаптированных образов» (Кривцун)
Реалистическое начало присутствует в работах Серебряковой, так как оно заложено в природу изобразительного искусства и предполагает связь художественного творчества с жизнью. Динамичная жизнь начала XX столетия была насыщенна событиями, многие из которых были трагическими. Передать их только средствами реализма было невозможно. Стиль Серебряковой, начавшись с реалистической школы, впоследствии отдавая предпочтение другим стилям и направлениям, в позднем творчестве возвратился к нему снова, на новом этапе, дополненный достижениями искусства двадцатого столетия.
Импрессионизм. Импрессионизм возник как направление в живописи во второй половине XIX в., но его достижения прочно вошли во все искусство XX в. (и продолжаются и в XXI в.), растворяясь в разнообразных его проявлениях. Миновать импрессионизм, как и реализм, было немыслимо, через них прошли все художники этого времени. В. А. Леняшин отметил особенности русского импрессионизма:
«Судьба импрессионизма более или менее складывается, не складывается его историко-культурная судьба. Истина оказывается падчерицей времени. Слово не произносится, имя не называется, он вроде бы есть - вроде бы нет, то эхо, то плацдарм, все окрашивает и ни в чем не кристаллизируется, то незаконнорожденное дитя реализма, то дальний родственник авангарда» (Кривцун О. Знаки переходного сознания // Искусствознание. №1, 2002, стр. 463)
Информация о работе Специфика творческого метода З.Е. Серебряковой