Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:10, курсовая работа
Актуальность данного исследования продиктована тем, что в последние годы в современной России возрос интерес к художественной иммиграции первой половины ХХ века. Творчество Зинаиды Евгеньевны Серебряковой гармонично сочетает специфику индивидуального дарования с общими веяниями в культуре той эпохи. Особый интерес для нас представляет факт формирования и развития индивидуального творческого метода, ведь в творчестве художницы можно обнаружить как индивидуальные стилистические находки, так и следование популярным стилям. На протяжении всего творческого пути у Серебряковой встречались, и такие периоды, где ее творчество было относительно стабильно.
Введение……………………………………….…….…………………………....................3
Глава I. Становление творческого метода З.Е. Серебряковой в контексте развития русской живописи серебряного века………………………………………......
1.1. Социокультурные предпосылки и особенности русской живописи серебряного века..............................................................................................................................................
1.2. Отражение личностных характеристик и биографических фактов в творчестве З.Е. Серебряковой……………………………………………………………………………..
Глава II. Индивидуальность творческого метода З.Е Серебряковой………………...
2.1. Стилевое своеобразие творческого наследия З.Е. Серебряковой……………………..
2.2. Образы и их выражение в живописи художницы……………………………………...
Заключение………………………………………………………………………...................
Библиографический список……………………………………………..............................
Блестящий театральный художник, живописец, художественный критик и историк искусства, Александр Бенуа приходился молодой художнице родным дядей. Однако, если и есть в его оценках что-то от «родственных пристрастий», то разве что удивление перед тем, чего прежде дядя Шура в своей замкнутой и тихой племяннице не замечал. «Тема самая простая, и даже как-то нет темы. Жила молодая женщина в глубокой деревенской глуши, в убогой хуторской обстановке, и не было ей другой радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, отрывавшие ее от всего мира, как видеть свое молодое веселое лицо в зеркале, как видеть игру своих обнаженных рук с гребнем и с гривой волос...»
Когда, овдовев,
старшая сестра привезла из
Нескучного, имения мужа, в родительский
дом в Петербург шестерых
«Мне особенно
мило в этом портрете то
именно, что в нем нет никакого
“демонизма”, ставшего за
По совету угрюмого, настойчивого Валентина Серова «За туалетом» и еще две картины были немедленно приобретены в Третьяковскую галерею.
На небосклоне
российского искусства
* * *
Родилась Зиночка Лансере во вьюжный день 28 ноября 1884 года в Нескучном, в белом господском доме. Отца своего, Евгения Александровича, не помнила. Многие-многие годы спустя читала о нем в воспоминаниях дяди Шуры:
«...когда я вызываю в памяти образ Жени Лансере, то я неизменно вижу его в зале дома в Нескучном, сидящим в глубоком кресле у самого окна и занятого отделкой очередной статуэтки. У него, еще совсем молодого человека, на носу очки, да и весь он, исхудалый и согбенный, с совершенно прозрачными пальцами, казался глубоким стариком. Работал он часами без перерыва, не выпуская из рук очередной фигурки лошади или человека. Изредка его кашель приобретал раздирающий характер, и тогда Женя прерывал работу и прогуливался несколько минут по комнате, борясь изо всех сил с новыми приступами. И не странно ли, что тот же человек даже в своем последнем году жизни чувствовал себя днями настолько хорошо, что ходил купаться в студеной речке, протекавшей неподалеку от их имения, и мог совершать далекие объезды верхом своих поместий. Приказав подвести к крыльцу свою любимую кобылу Кабарду, он по-прежнему ловко вскакивал на нее и выезжал за ворота с видом лихого черкеса».
Наездником
Евгений Александрович был
От отца
— талант и трудолюбие. Но только
ли от него. Дед Зины по матери,
Николай Леонтьевич Бенуа,
Вот в такой семье довелось Зине Лансере родиться...
Квартира
Бенуа на Никольской. Полутемная
зашторенная зала. Таинственно мерцают
зеркала, смугло светятся
В притолоке
двери между залой и
Творческая
атмосфера дома Бенуа,
Рисовать
Зина начала очень рано, впрочем,
как и все в семье Бенуа
— Лансере: «Дети у нас
«Дорогая мамуля,
Как здесь
чудно, как хорошо. Вчера мы
сорвали первую зацветшую
Нескучное — ее земля обетованная. Оно подсказало темы лучших картин, напитало солнцем ее палитру, Нескучное подарило любовь, огромную, чудесную, единственную на всю жизнь...
С Борей Серебряковым были они двоюродными. Жил Боря на другом берегу реки Муромки на «хуторе», в имении его матери, тоже Зинаиды, тоже Серебряковой, которая была родной сестрой Евгения Лансере. Так что, знали они друг друга с детства, взрослели вместе. В юности нелюдимая тихая Зиночка обернулась очаровательной барышней, хрупкой, невыразимо изящной, с чудесным цветом лица, пышной косой и темными лучистыми глазами. Борис влюбился в нее смертельно. Она ответила взаимностью. Несколько лет они хранили свои чувства в великой тайне, которая для окружающих, так уж водится, секрета не составляла.
«Боря Серебряков (жених Зики, но секрет — никому) уехал отбывать практические занятия в Манжурию. Ты можешь себе представить, как мы за него боимся», — пишет мама Екатерина Николаевна жене дяди Шуры Анне Карловне Бенуа.
Они обвенчались
в 1905 году, 9-го сентября в церкви
в Нескучном, дав добрым
«Мой муж
Борис Анатольевич, —
Детей у
них было четверо, два
* * *
Тысяча девятьсот десятый год в среде художников «Мира искусства» — это элегантность, безупречность. Вместо угрюмоватой серой балахонности вдруг, как грибы после дождя, выросли намеренно модные безукоризненные джентльмены.
Вызывающе
элегантен был Михаил Врубель,
он тщательно продумывал
Добужинский
имел честь предстать в
Константин
Сомов носил чрезвычайно
Ну а Зина Серебрякова, что она? Она в простой темной или черной юбке, в простой белой блузке, с челкой и с бантиком — и это все? Все.
Техника
у «мирискуссников» была
Но был ли среди них хоть кто-нибудь пленительнее ее?
Разве что Кустодиев, этот простодушный хитрец, этот немощный титан был под стать ей.
Обезноженный,
искореженный мучительной
Шедевры
Серебряковой — это
Виртуозы, технари,
мастера «Мира искусства»
Мамиными и Бориными заботами Зина не знала нужды. Но зато она и «отрабатывала». Вот малая частица того, что она создала в 10-е годы:
«КУПАЛЬЩИЦА»,
1913 год. Портрет старшей сестры
Кати, кстати, удивительно похожей
на нее. Огромные прозрачные
глаза, довольно тонкая гибкая
фигура с пышной крепкой
«БАНЯ», 1913 год.
Крестьянки моются в бане. Гимн
любимым ею «московкам» —
«КРЕСТЬЯНЕ», 1914 год. Полдень. Поле. Он режет хлеб, она наливает молоко. На ней онучи и лапти — как в жизни, у нее прекрасное и чистое лицо — как в мечте. У него сильные, жилистые руки, как в жизни. Он режет уж слишком большой великаний хлеб, как в сказке.
Так вот, тайное тайных ее обаяния: она наблюдала жизнь, затем пропускала через себя, колдовски опускала в живую воду своего таланта и высветленную, очищенную, ясную, спокойную выносила на свет. Всю ту свежесть, все то неприкрытое счастье, когда и самая дрянная вещь становится драгоценной и изумительной.
В начале
1917 года тридцатитрехлетнюю
* * *
В стране революция. Как предвестие страшного в июне 1917 погибла Поля Молчанова, одна из любимых натурщиц, крестьянка из Нескучного.
Зинаида
Евгеньевна с невыразимой
Итак, в стране
революция. В Нескучном
Из Оренбурга муж вернулся, перевез семью из Нескучного в Харьков, поселил их наспех и опять уехал в поисках работы.
Помните белый господский дом имения Лансере? Сейчас в Харькове: кровати, два стола, стулья, печка-буржуйка. И все.
От Бориса
нет известий больше года. Но
жить надо, ведь четверо детей.
За копейки Зинаида Евгеньевна
рисует для местного
Они живут впроголодь, с наслаждением пьют морковный чай. Екатерина Николаевна спокойно и мудро разучивает с детьми «У лукоморья дуб зеленый», и внуки дарят ей рисунки с ученым котом и с рыжей золотой цепью. Ежемесячная зарплата Зинаиды Евгеньевны — 5400 рублей. Фунт масла стоил столько же. Наступала нищета.
Информация о работе Специфика творческого метода З.Е. Серебряковой