Специфика творческого метода З.Е. Серебряковой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного исследования продиктована тем, что в последние годы в современной России возрос интерес к художественной иммиграции первой половины ХХ века. Творчество Зинаиды Евгеньевны Серебряковой гармонично сочетает специфику индивидуального дарования с общими веяниями в культуре той эпохи. Особый интерес для нас представляет факт формирования и развития индивидуального творческого метода, ведь в творчестве художницы можно обнаружить как индивидуальные стилистические находки, так и следование популярным стилям. На протяжении всего творческого пути у Серебряковой встречались, и такие периоды, где ее творчество было относительно стабильно.

Содержание работы

Введение……………………………………….…….…………………………....................3
Глава I. Становление творческого метода З.Е. Серебряковой в контексте развития русской живописи серебряного века………………………………………......
1.1. Социокультурные предпосылки и особенности русской живописи серебряного века..............................................................................................................................................
1.2. Отражение личностных характеристик и биографических фактов в творчестве З.Е. Серебряковой……………………………………………………………………………..
Глава II. Индивидуальность творческого метода З.Е Серебряковой………………...
2.1. Стилевое своеобразие творческого наследия З.Е. Серебряковой……………………..
2.2. Образы и их выражение в живописи художницы……………………………………...
Заключение………………………………………………………………………...................
Библиографический список……………………………………………..............................

Файлы: 1 файл

Ярочкина.doc

— 794.50 Кб (Скачать файл)

   Как мы  поняли, дети Серебряковой этой  проблемой пока не занимаются.

   Александр  Борисович живет не здесь, а в своей квартире и занят собственной работой.

   Екатерина  Борисовна проживает в комнатах, что расположены над мастерской (она с удовольствием показывает  нам их, с необыкновенной легкостью  преодолевая крутые ступеньки,  ведущие на верхний этаж). Причем, все это помещение она уже продала агентству по недвижимости и существует на вырученные средства. В 1989 году мы о таких сделках еще не слышали. И услышав эту информацию, поежились: что же это? Жизнь в кредит? Или, напротив, смерть в кредит? А Екатерина Борисовна говорила об этой продаже, как о самом обычном деле.

   Со светлым  и грустным чувством покидали  мы этот островок русской культуры, затерявшийся почти в самом  центре Парижа. Это хранилище  ожидавших своего часа холстов,  рисунков и архивов, бесценных для нас и нашей культуры.

   Помня  о просьбе Екатерины Борисовны  подыскать при случае покупателей  на работы ее матери, мы добросовестно  опросили всех своих знакомых  парижан, в том числе и ценителей  прекрасного: 

   -- Известна  ли вам художница Зинаида Серебрякова? Не хотите ли посмотреть ее работы?

   И каждый  раз в ответ слышали: 

   -- Нет,  это имя мне неизвестно, а всех  значительных художников я знаю.

   -- Нет,  это имя мне ничего не говорит. 

   -- Нет,  не знаю такой художницы. Наверное, это что-то мало интересное.

   В последующие  годы я еще раза два побывала  у Екатерины Борисовны. 

   Она совсем  не менялась: такая же сухонькая,  подвижная, очень аккуратненькая, в белоснежной блузке под темным  жакетом. Встречала она меня  очень приветливо, но на какие-то вопросы отвечала крайне неохотно. Даже на такой простой вопрос: "Приезжает ли к ней племянник из Москвы?" -- она туманно отвечала: "У вас там, наверное, не разрешают ездить. И я сейчас батареи меняю и не могу принимать гостей". Чувствовалось, что в контактах с московской родней она не очень заинтересована. И совсем не торопится произвести хотя бы опись всего, что досталось ей от матери. Я предлагала ей, пока нахожусь в Париже, хотя бы частично выполнить эту работу, но от моей помощи она отказалась.

   Знаю, что  к Екатерине Борисовне не раз  ездили эмиссары из Москвы, дабы  уговорить ее передать материнское  наследие России. И наше посольство  во Франции тоже, видимо, с этой  же дальней целью убедило ее  для начала согласиться на  организацию в своем здании выставки Серебряковой.

   Александр  Борисович той порой скончался. 

   И Екатерина  Борисовна, которой было уже  за девяносто, осталась, видимо, единственной  хранительницей и владелицей  парижского творческого наследия  Зинаиды Серебряковой.

   Какое-то  время назад двери ее дома  закрылись для посетитепей. И  даже давние друзья Серебряковых  не знали, что происходит за  этими дверями. 

   Однако  в самом скором времени загадка  эта разрешилась: 

   Екатерина  Борисовна с помощью какого-то  дальнего родственника начала успешно распродавать картины своей матери.

   "Беспретенциозное, бесхитростное искусство" Серебряковой (как сама художница скромно  определяла свое творчество) внезапно  выросло в цене. И ее работы  стали расходиться по баснословным  ценам. Скачок этот, как говорят, произошел благодаря "новым русским", которые вкладывают деньги в искусство и скупают все подряд, безудержно взвинчивая цены на международных аукционах.

   Когда  за 600 000 долларов был продан портрет  обнаженной Кати в юности, всколыхнулась и наша пресса. В интервью, которое девяностолетняя Екатерина Борисовна дала по телефону одной из наших газет, она невозмутимо заявила, что является законной наследницей своей матери и имеет полное право продавать ее картины, Чтобы сберечь остальные работы и в дальнейшем создать фонд Зинаиды Серебряковой.

   И всем  нам ничего не остается, как  все свои вопросы оставить  при себе. Например: какая задача  будет у этого будущего фонда?  И почему ради его создания  нужно продавать лучшие работы  Серебряковой, которые перейдут в частные руки, и мы их, скорее всего, уже никогда больше не увидим?

 

 

http://wiki.kspu.karelia.ru/index.php/Художественный_метод

Художественный  метод (творческий) метод – это  совокупность наиболее общих принципов  эстетического освоения действительности, которое устойчиво повторяется в творчестве той или иной группы писателей, образующих направление, течение или школу.

 

О.И. Федотов  отмечает, что «понятие «творческий  метод» мало, чем отличается от породившего  его понятия «художественный метод», хотя его и пытались приспособить для выражения более масштабного значения – как пути исследования социально бытия или как основных принципов (стилей) целых направлений».

 

Понятие художественного  метода появляется в 1920 –е годы, когда  критики «Российской ассоциации пролетарских писателей» (РАПП) заимствуют данную категорию из философии, стремясь тем самым теоретически обосновать развитие своего литературного течения и глубину творческого мышления «пролетарских» писателей.

 

Художественный  метод имеет эстетическую природу, он представляет собою исторически обусловленные общие формы эмоционально окрашенного образного мышления.

 

Предметы искусства  – это эстетические качества действительности, т.е «широкая общественная значимость явлений действительности, втянутых в общественную практику и несущих на себе печать сущностных сил» (Ю.Борев). Предмет искусства понимается как исторически изменчивое явление, и изменения будут зависеть от характера общественной практики и развития самой действительности. Художественный метод является аналогом предмета искусства. Таким образом, исторические изменения художественного метода, а также появление нового художественно метода могут быть объяснены не только через исторические изменения предмета искусства, но и через историческое изменение эстетических качеств действительности. В предмете искусства заключена жизненная основа художественно метода. Художественный метод является результатом творческого отражения предмета искусства, который воспринят через призму общего философско-политического мировоззрения художника. «Метод всегда выступает перед нами лишь в своем конкретном художественном воплощении – в живой материи образа. Эта материя образа возникает как результат личного, интимнейшего взаимодействия художника с окружающим его конкретным миром, определяющим весь художественно-мыслительный процесс, необходимый для создания художественного произведения» (Л.И. Тимофеев)

 

Творческий  метод представляет собой не что  иное, как проекцию образности в  определенную конкретно – историческую обстановку. Только в ней образное восприятие жизни и получает свое конкретное осуществление, т.е. претворяется в определенную, органически возникшую систему характеров, конфликтов, сюжетных линий.

 

Художественный  метод – это не отвлеченный  принцип отбора и обобщения явлений действительности, а исторически обусловленное осмысление ее в свете тех основных вопросов, которые жизнь ставит перед искусством на каждом новом этапе его развития.

 

Многообразие  художественных методов в одну и  ту же эпоху объясняется ролью мировоззрения, которое выступает как существенный фактор формирования художественного метода. В каждом периоде развития искусства наблюдается одновременное возникновение различных художественных методов в зависимости от социальной обстановки, поскольку эпоха буде рассмотрена и воспринята художниками по-разному. Близость эстетических позиций определяет единство метода ряда писателей, которое связано с общностью эстетических идеалов, родством характеров, однородностью конфликтов и сюжетов, манерой письма. Так, например, К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Блок связаны с символизмом.

 

Метод художника  ощущается через стиль его  произведений, т.е. через индивидуальное проявление метода. Поскольку метод  является способом художественного  мышления, то метод представляет собой субъективную сторону стиля, т.к. данный способ образного мышления порождает определенные идейно – художественные особенности искусства. Понятие метода и индивидуально стиля писателя соотносятся между собой как понятие рода и вида.

 

Взаимодействие метода и стиля:

многообразие  стилей в пределах одного творческого  метода. Это подтверждается тем, что  представители того или иного  метода не примыкают к какому-то одному стилю;

стилевое единство возможно лишь в пределах одного метода, поскольку даже внешнее сходство произведений авторов, примыкающих к одному методу, не дает основания для отнесения их к единому стилю;

обратное влияние  стиля на метод.

 

Полное использование  стилевых приемов художников, которые  примыкают к одному методу, несовместимо с последовательным соблюдением принципов нового метода.

 

Наряду с  понятием творческого метода возникает  и понятие направления или  типа творчества, которые в самых  в разнообразных формах и соотношениях будут проявляться в любом  методе, который возникает в процессе развития истории литературы, поскольку в них выражаются общие свойства образного отражения жизни. В своей совокупности методы образуют литературные течения (или направления: романтизм, реализм, символизм и др).

 

Метод определяет лишь направление творческой работы художника, а не ее индивидуальные свойства. Художественный метод взаимодействует с творческой индивидуальностью писателя

 

Понятие «стиля»  не тождественно понятию «творческая  индивидуальность писателя». Понятие  «творческой индивидуальности» является более широким, чем то, чем выражается узким понятием «стиль». В стиле писателей проявляется ряд свойств, которые в своей совокупности характеризуют творческую индивидуальность писателей. Конкретным и реальным результатом этих свойств в литературе является стиль. Писатель вырабатывает на основании того или иного художественного метода свой индивидуальный стиль. Можно говорить о том, что творческая индивидуальность писателя является необходимым условием дальнейшего развития каждого художественного метода. О новом художественном методе можно говорить тогда, когда новые единичные явления, созданные творческими индивидуальностями писателей, становятся общими и представляют в своей совокупности новое качество.

 

Художественный  метод и творческая индивидуальность писателя проявляются в литературе через создание литературных образов, построении мотивов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://www.liveinternet.ru/users/2496320/post149441373/

Обнаженные Зинаиды Серебряковой

Символизм создал новую эстетику, систему ценностей, в которой главную роль играла чувственность, восприятие красоты как высшей нормы в искусстве. Его особенность в том, что иносказание выражено академическими средствами. Так, Серебрякова передает образ Красоты в виде конкретных, реальных девушек с классическими пропорциями. Как и многие молодые мастера, она стремилась к обновлению искусства, к выработке гибкого художественного языка, но при этом не посягала на основы реализма — она его обогащала. У символистов, несмотря на принадлежность к одному направлению, превалировали остро индивидуальные черты, у Серебряковой тоже.

Лишь в начале творческого пути в учебных работах  художницы можно встретить мужскую  модель — натурщика. В коробке  с ее зарисовками в Русском  музее есть несколько карандашных  набросков с обнаженного мужчины, вероятно, мужа. В дальнейшем она отдает предпочтение изображению только женского тела. Работы художницы отличаются аскетизмом, по сравнению с тем, как подавалась тема "ню" многими мастерами модерна. Серебрякова идет по другому пути: убирает манерные изломы, отбрасывает все незначительное, опирается на классические традиции. Присущий неоклассике образный мир впитывает жизненные начала или отвлекается от них, ее развитие идет от элегичности к энергичности, последнее и демонстрирует Серебрякова. Тема купальщиц — традиционная для живописи и для объединения "Мир искусства", в частности, но в работе художницы нет момента подглядывания, свойственного произведениям мирискусников. На полотне "Купальщица" (1911, ГРМ) изображена сидящая обнаженная женщина, целомудренно прикрытая белой драпировкой. В этой работе художница пытается соединить классицистическую трактовку модели с импрессионистической натурностью пейзажа, что является сложной задачей, так как тело имеет гладкую фактуру, а природное окружение состоит из массы деталей и нюансов. Оценив трудность задачи, Серебрякова лишь в единичных случаях возвращалась к теме "ню" на природе.

Купальщица, 1911

В "Купальщице", возможно, чувствуется французское  влияние, а возрастающее национальное самосознание требовало русских тем. Таким мотивом стала баня. В 1913 году Серебрякова работала над многофигурной композицией "Баня" (ГРМ). Она изобразила обнаженных женщин без прикрас, черты идеализации появились в ее творчестве позже. Живописными средствами художница передала мягкость чистого женского тела. У этих моделей не спортивное сложение, в них нет жесткости, резкости. Простая композиция, обобщенная форма, плоскости локального цвета монументализируют, укрупняют образы. Созданию образов, несомненно, способствовало обращение к классическому искусству прошлого. Но картина не ретроспективна. От классики шли поиски пропорций, строгой пластики форм. Это дало возможность выявить в облике натурщиц, далеком от совершенства, черты идеального и сохранить при этом ощущение жизненной непосредственности изображенной сцены. "Баня" имеет композиционные и колористические сложности, но без этого опыта русское искусство не обогатилось бы таким безусловным достижением, как эскизы росписи Казанского вокзала.

Информация о работе Специфика творческого метода З.Е. Серебряковой