Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:10, курсовая работа
Актуальность данного исследования продиктована тем, что в последние годы в современной России возрос интерес к художественной иммиграции первой половины ХХ века. Творчество Зинаиды Евгеньевны Серебряковой гармонично сочетает специфику индивидуального дарования с общими веяниями в культуре той эпохи. Особый интерес для нас представляет факт формирования и развития индивидуального творческого метода, ведь в творчестве художницы можно обнаружить как индивидуальные стилистические находки, так и следование популярным стилям. На протяжении всего творческого пути у Серебряковой встречались, и такие периоды, где ее творчество было относительно стабильно.
Введение……………………………………….…….…………………………....................3
Глава I. Становление творческого метода З.Е. Серебряковой в контексте развития русской живописи серебряного века………………………………………......
1.1. Социокультурные предпосылки и особенности русской живописи серебряного века..............................................................................................................................................
1.2. Отражение личностных характеристик и биографических фактов в творчестве З.Е. Серебряковой……………………………………………………………………………..
Глава II. Индивидуальность творческого метода З.Е Серебряковой………………...
2.1. Стилевое своеобразие творческого наследия З.Е. Серебряковой……………………..
2.2. Образы и их выражение в живописи художницы……………………………………...
Заключение………………………………………………………………………...................
Библиографический список……………………………………………..............................
Франция,
эта извечная законодательница
моды и родина самых
А французские
издательства в срочном
Правда, интерес к
современной русской прозе у
французских издателей
Мода -- и есть мода.
И захлестнувшая Францию в
годы перестройки быстротечная
волна моды на все русское
глубинного интереса к русской
культуре не породила и
А "злостный антисоветчик" Рене Герра с душевной щедростью открывал нам столь любимый им русский Париж -- час за часом демонстрировал свою сокровищницу: рисунки и рукописные издания Ремизова, целые коллекции работ Анненкова, Бушена, Шаршуна, Гончаровой и многих других русских художников, показывал нам кварталы, где жили и нередко бедствовали русские эмигранты, водил в гости к Зинаиде Шаховской и к Серебряковым.
Александру Борисовичу
и Екатерине Борисовне
Нужно ли объяснять,
что гнало лучших и
А ведь
как ждала дворянская семья
Зинаиды Серебряковой
"Я не понимаю твой страх перед социализмом. Раньше всего он неизбежен. Потом он несокрушим в силу требования справедливости. Уж мечту о лучшем будущем у рабочего из его души не вырвешь!.. И если социалистические книжки пишут люди, не интересующиеся искусством, то отсюда еще не следует, что и сама жизнь станет столь же теоретична и однообразна. И поэтому, т.е. для того, чтобы в будущем искусство заняло должное место, нужно теперь протянуть руку людям будущего и вместе строить... прямо невозможно в настоящий момент быть посередине, когда вся Россия раскололась на две половины и нельзя не сочувствовать или той, или другой ее части. Поэтому мне хотелось бы, чтобы все живое, все искреннее, все талантливое, все честное, и искусство и культурность перешли бы на сторону социализма... Еще общество и Россия полны "Боже, царя храни" и прочим хамством. Ведь ты проповедник, и вот хотелось бы, чтобы ты внес и направил бы этих людей партий по пути культурности и искусства..."
И она пришла, революция. И вот что она принесла:
"...Какая разруха, какие расправы, грабежи, насилия... Мы накануне отъезда из Нескучного и пора, так как со всех сторон слышишь о грабежах и убийствах... Ждать дольше в Нескучном, конечно, опасно", -- пишет мать Серебряковой своему брату Александру Бенуа из семейного имения (в ту пору это Белгородский уезд Курской губернии, а ныне -- Харьковская область) в конце октября и в ноябре 1917 года.
-- Крестьяне в Нескучном любили нашу маму: она раньше, чем они, приходила в поле, чтобы рисовать, -- спокойным, ровным голосом рассказывает Екатерина Борисовна.
Да и кто же из нас не любовался этими скульптурно выписанными крестьянами и крестьянками на полотнах ранней Серебряковой, выставленных в Третьяковке? Кто из нас не помнит ее сельские пейзажи или разморенную тяжким трудом и беззащитно раскинувшуюся в забытьи "Спящую крестьянку" (1917)? Или скромную чету ее "Крестьян", бережно наливающих из жбана молоко и отрезающих ломоть хлеба от большой буханки (1914)? Или исполненное поэзии "Беление холста" (1917)?
Как же
любила русскую деревню и
И крестьяне любили Серебрякову. Но...
-- Дом
наш весь по бревнышку
Ну, а
в Нескучном, уже после их
бегства, любившие художницу
"Украли весь запасной хлеб, да сани украли, ломают двери и т.д.", -- писала своим близким в конце ноября 1919 года мать художницы, Е.Н.Лансере.
Промаявшись
года два в Харькове, Серебряковы
продают жалкую мебелишку,
И в Петрограде их ждет мыканье по чужим углам, разор, нужда и беспросветное отчаяние:
"Живем мы до того однообразно, и дни бегут так быстро, что страшно за эту тоскливую жизнь, которая так безвозвратно и бесплодно проходит. Дети ходят в школу... усталые и голодные возвращаются, носят дрова, бегут за хлебом, картофелем и т.д., т.ч. устают ужасно... Как я мечтаю и хочу уехать, чтобы изменить эту жизнь, где каждый день только одна острая забота о еде (всегда ничтожной и плохой) и где мой заработок такой ничтожный, что не хватает на самое необходимое. Заказы на портреты страшно редки и оплачиваются грошами, проедаемыми раньше, чем портрет готов", -- пишет в своих письмах из Петрограда в 1922-23 годах молодая вдова Зинаида Серебрякова, которой приходилось кормить четверых детей и больную мать.
Отъезд за границу казался спасением. И Зинаида Евгеньевна уезжает в Париж, на родину своих французских предков, -- в надежде продать там какие-то из своих работ, получить заказы на портреты, поправить свои материальные дела. Как и многие русские эмигранты, бежавшие от погромов и террора, она уезжала из России ненадолго. Но получится, что навсегда. Позже к ней переберутся младшие ее дети -- Шура и Катя, а дочь Татьяна, сын Евгений и мать останутся в России.
И навсегда распадется эта большая семья, где все так любили друг друга.
О жизни Зинаиды Серебряковой и ее детей во Франции можно узнать из ее писем.
Все было в этой жизни: и безденежье, и некоторый успех, и нечастые путешествия, и выставки, и заказы. Но "своей" эта русская художница с французскими корнями во Франции так и не стала:
"Никому не пожелаю быть на моем месте... Вообще я часто раскаиваюсь, что заехала так безнадежно далеко от своих ..." -- пишет Зинаида Серебрякова из Парижа в 1926 году.
И на протяжении всей ее парижской жизни самая большая боль -- разлука с близкими. Во время болезни и сразу после смерти матери она пишет дочери Татьяне:
"Вообще я думаю беспрестанно о вас, жалею, что рассталась, и вообще так во многом раскаиваюсь, главное, что оставила вас..." (6 марта 1933 г.)
"...Писать невозможно -- ты сама знаешь и чувствуешь сердцем, что со мной. Одна цель у меня была в жизни, один смысл -- увидеть, услышать, дождаться моей Бабули, самой чудной на свете, с которой ничто не может сравниться. Теперь все оборвалось, все кончено навсегда. Еще мираж -- увидеть тебя и Женечку, моих любимых, но эта мечта также не сбудется, как и увидеть Бабулика. И зачем я так эгоистично покинула вас и ее, мою ненаглядную, когда все сердце, вся душа связана с вами!" -- сокрушается и корит себя художница в письме дочери от 14 марта 1933 года.
А через год, в другом письме Зинаида Серебрякова горько признается:
"...Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы..."
Хотя трудно предположить, как сложилась бы судьба этой мягкой, кроткой, чадолюбивой, но не умевшей угождать властям художницы, останься она в СССР.
-- Мама
всегда была очень добрым, ласковым
человеком. Она с годами
На стенах
обширной мастерской, где работала
и жила Зинаида Серебрякова,
автопортреты молодой и
-- У мамы много автопортретов, -- проследив наш взгляд, говорит Екатерина Борисовна. -- Да и нас она очень много рисовала. На натурщиков денег никогда не хватало. И она сама, и мы служили ей бесплатными моделями.
И как
не узнать художницу на
А как
хороши ее автопортреты 1911 года,
на которых темный ночной фон
оттеняет белоснежные одеяния
и лунно светящееся, но такое
живое, прелестное и такое
Старея, художница никогда себе не льстила, и по ее многочисленным автопортретам можно без труда угадать всю ее нелегкую жизнь, ее печаль и мягкую доброту, скромность, неумение себя выгодно "подать" и продать.
Она, как птица, рвалась на волю из клетки-мастерской. Ей, как воздух, нужны были путешествия, яркие впечатления. Но на поездки требовались деньги. А их у Серебряковой не было.
-- Мама
так любила путешествовать! -- рассказывает
нам Екатерина Борисовна. -- Но
где было взять на это
"Жили здесь всегда без денег, а все здесь ведь так недоступно... Ни натурщиц, ни поездки в живописные провинции и т.д. А Катюшу и Шуру уже не заставишь позировать -- все они заняты, спешат, и у них нет минуты спокойной!.." -- сетовала Серебрякова в 1964 году в письме жившему в СССР сыну Е.Б.Серебрякову.
Но пока
дети были маленькими, Зинаида
Евгеньевна рисовала их
Дети
Зинаиды Евгеньевны начали
-- Но мама никогда не давила на нас, не мешала искать свой стиль, -- вспоминает Екатерина Борисовна.
Сама
она стала мастером миниатюры.
А брат, Александр Борисович, уже
многие годы с величайшим
-- Шура, покажи свои работы! -- просит Екатерина Борисовна.
И Александр Борисович с молодой живостью показывает альбомы со своими акварелями, поясняя, где находятся зарисованные им городские пейзажи или роскошные интерьеры. А потом ставит на мольберт все новые и новые работы -- свои и Зинаиды Евгеньевны. Среди них -- многочисленные портреты, сделанные Серебряковой на заказ, которые доносят до нас не только лики их моделей, но и теплый свет души самой художницы.
Широкого
признания Серебряковой во
И мы
не можем не спросить: составлен
ли каталог этих сокровищ? Какое
будущее у всего этого
Информация о работе Специфика творческого метода З.Е. Серебряковой