Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:10, курсовая работа
Актуальность данного исследования продиктована тем, что в последние годы в современной России возрос интерес к художественной иммиграции первой половины ХХ века. Творчество Зинаиды Евгеньевны Серебряковой гармонично сочетает специфику индивидуального дарования с общими веяниями в культуре той эпохи. Особый интерес для нас представляет факт формирования и развития индивидуального творческого метода, ведь в творчестве художницы можно обнаружить как индивидуальные стилистические находки, так и следование популярным стилям. На протяжении всего творческого пути у Серебряковой встречались, и такие периоды, где ее творчество было относительно стабильно.
Введение……………………………………….…….…………………………....................3
Глава I. Становление творческого метода З.Е. Серебряковой в контексте развития русской живописи серебряного века………………………………………......
1.1. Социокультурные предпосылки и особенности русской живописи серебряного века..............................................................................................................................................
1.2. Отражение личностных характеристик и биографических фактов в творчестве З.Е. Серебряковой……………………………………………………………………………..
Глава II. Индивидуальность творческого метода З.Е Серебряковой………………...
2.1. Стилевое своеобразие творческого наследия З.Е. Серебряковой……………………..
2.2. Образы и их выражение в живописи художницы……………………………………...
Заключение………………………………………………………………………...................
Библиографический список……………………………………………..............................
В импрессионизме очень много от реализма, в нем его корни. Импрессионизм ту же действительность передавал с другими акцентами. Реальность изображается не наполненная невзгодами, а озаренная чистым вдохновением, радостью жизни. В раннем периоде творчества Серебряковой, в ее пленэрных этюдах можно увидеть влияние импрессионизма (Жатва,1910 год), и элементы этого направления будут встречаться на протяжении всего ее пути в искусстве, то, пропадая, то, появляясь вновь. Можно отметить некоторые из них: высветленная палитра, цветные тени, серийность произведений, интерес к повседневному и его поэтизация. Внимание к мгновенному впечатлению у Серебряковой все время соперничает с обобщенными свойствами бытия, фрагментарность композиции - с продуманностью. Художнице ближе чувственная сторона импрессионизма, чем научная теория. Русскому импрессионизму вообще не свойственна тяга к открытому цвету. Импрессионизму свойственна некая поверхностность, «невинность глаза» не отягощенная идейностью, что не всегда удовлетворяет художницу, для достижения большей содержательности она использует другие стилистические особенности. Черты импрессионизма в стиле Серебряковой видны в первую очередь в набросках домашних сцен, питавшимися, непосредственными впечатлениями от окружающего мира ( Нескучное. Телятник. 1910-е). Они отмечены живым ощущением изменчивости мира, богатства цвета и света, проникнуты радостью общения с жизнью. Непосредственность импрессионистического и законченность классического балансируют в произведениях художницы. В переработке подготовительного материала в законченную картину зачастую происходит трансформация: быт приподнимается над обыденным. «Французский период творчества поменяет акценты, импрессионизм с второстепенной роли в стиле Серебряковой войдет в равноправие с другими стилевыми формами.»(Русский импрессионизм. - СПб.: Palace editions, 2000, стр. 48. )
Модерн являлся основным стилем европейской и русской живописи начала XX в., его истоки лежат в романизме, реализме, импрессионизме. Модерн исходит из высшей точки реализма, импрессионизма, классицизма - элементы всех этих тенденций есть в творчестве Серебряковой. Она работала во время позднего периода модерна, для которого было свойственно неоклассическое направление. Её стиль нельзя полностью отнести к модерну, но черты модерна явно присутствуют в ее стиле в раннем периоде творчества. «Для модерна свойственна стилизация, которая в творчестве Серебряковой проявилась в обобщении впечатления от предмета, частности уходят из поля зрения, рождается особая цельность восприятия. Стилизации Серебряковой свойственна, характерная художникам модерна, сознательная эстетизация форм, исходящая из намеренного преобразования элементов видимого мира, ради достижения наибольшего художественного впечатления.»(Крицун) Стиль искусства тесно переплетается со стилем жизни. Модерн украшает среду существования человека, привнося в нее тончайшие оттенки театральной интриги и эстетизма. Азизян И. А. говорит об амбивалентности культуры «Серебряного века». Достижения в изобразительном искусстве становятся видны более отчетливо рядом с вещами ординарными и вторичными.
В своем искусстве Серебрякова опиралась на вневременные ценности. В стиле художницы видны тенденции модерна, нет демонстрации крайних черт стиля, есть лишь тяготение к общим формам. Д. В. Сарабьянов считает, что этот стиль в русской живописи приобрел «стертый», не выявленный характер, так как он существовал в общем потоке разнообразных движений. Г.Ю. Стернин писал в книге "Русская художественная культура второй половины XIX - начала XX века", что ни один из мастеров никогда не делал модерн ни своей эстетической платформой, ни своим художественным знаменем. Стилевое «многоязычие» русского модерна стало его особенностью. В творчестве Серебряковой наследие романтизма, модерна, символизма, импрессионизма не подчиняют себе художника, а воплощаются в индивидуальный почерк. Модерн определяют как стиль конца XIX - начала XX в., так что только ранние произведения Серебряковой (их не так много) попадают под определение этого стиля. Особая заслуга художницы состоит в том, что, начав творить, когда модерн находился на завершающей стадии своего развития, она сумела на него повлиять. Эскизы художницы для оформления вокзала – кульминация стиля модерн в ее творчестве, а также ярчайшие проявление модерна в русском искусстве и оригинальное воплощение темы обнаженной модели. ( Япония (Одалиска). 1916) В продолжение своего творческого пути художница преодолевает модерн.
Символизм. В истории искусства модерн выступает в тесной взаимосвязи с идеями символизма, как форма и содержание, как язык и смысл. Символизм создал новую эстетику, систему ценностей, в которой главную роль играла чувственноть, восприятие красоты как высшей нормы в искусстве. Это направление к моменту формирования художницы вошло уже в завершающую стадию. В начале XX в. ускорились процессы сближения художественных ценностей между разными странами, в данном случае между Россией и Францией. В равной степени увеличивается интерес и к собственной, национальной культуре, развитие ее традиций в противовес духовной экспансии других наций. Серебрякова с европейским искусством знакомилась не по периодическим изданиям, а самостоятельно совершая поездки. Больше всего времени художница провела в Париже, где акцентировала свое внимание не на современных направлениях, а на художниках, придерживающихся классических традиций. Она серьезно относилась к коллекции Лувра. Но черты символизма не стали ведущими в ее творчестве. В. А. Леняшин пишет о связи импрессионизма и символизма:
«Символизм и импрессионизм перепутываются, переговариваются, бранятся и расходятся, меняются местами, но в отличие от реализма и авангарда не претендуют на победу... Они могут быть совершенным стилем, а могут не быть - могут небрежничать, подхватывать слова друг у друга и у других языков - совершенство для них всегда немного эгоцентрично и замкнуто, а если искусство только стиль, то речь идет не об очень значительном искусстве. И так же как символизм вошел в поры русской живописи «От Репина до Григорьева», так и импрессионизм освещал то прямым, то рассеянны светом.»(Русский импрессионизм. - СПб.: Palace editions, 2000, стр. 57,58.)
Символизм тесно связан с литературой, но в творчестве Серебряковой он берет основу не прозе или поэзии, а в собственных ощущениях. Хотя в ее работах отражена двойственность мира: то, что изображает художница, с одной стороны было в действительности, с другой стороны - это некая духовная, внутренняя, «подлинная» сущность изображаемого, определенная интуитивным путем. А. Белый писал, что в символизме сочетается реализм, романтизм, классицизм — это видно и в стиле
З. Серебряковой. Не все произведения художницы отображают жизнь, некоторые - мечту о жизни, о счастье, есть и такие, которые иносказательно передают трагедии. В картинах основное эмоциональное содержание создается элементами «незримого», языком намека. Смысл образа заключен не в самих фигурах, а в их состоянии и взаимоотношении. В ее стиле больше определяется самобытность, чем влияние извне. К внешней восприимчивости склонны светские люди, Серебрякова же по складу характера больше была замкнутым человеком, находя внутри собственного мира пути к творчеству. Ей был не свойствен аналитический, научный подход к искусству, характерный для А. Бенуа. Если А. Бенуа в живописи мог идти «от ума», то Серебрякова только «сердцем и рукой». Знакомство с новыми направлениями не повлекло за собой намеренного использования их приемов. Ее обращение к европейскому опыту происходило не для подражания, а для собственного развития. Для символизма характерны мифотворчество, трансформирование действительности, выявление в ней универсальных законов и движущих сил бытия, что можно увидеть и в произведениях Серебряковой. В ее работах воплотились идеи: Красоты-Женственности, России-Родины, порою сложно отделить образность от аллегоризма и от символизма - ее живопись балансирует на грани. Возможно это уже не идеи символизма, а идеологическая платформа неоклассицизма.
Неоклассицизм. Выбирая основой своего творчества классические принципы, Серебрякова обращается к проблемной линии развития искусства. Если А.Е.Яковлев и В. И. Шухаев декларировали традиционные принципы, невольно сближая их с академизмом, то Серебрякова органично «говорит» языком классики, в ее стиле нет нарочитости. Многие исследователи, говоря о неоклассицизме, больше внимания уделяют архитектуре, чем живописи.
Классическая живопись в это время обогатилась чертами реализма, психологизма и пленэризма. Вместе с тем неоклассицизм не отображал действительность, а противоречил ей. Одна из особенностей неоклассицизма -противостояние авангарду, что четко видно в живописи Серебряковой. Противодействие стало двигателем неоклассицизма. В творчестве многих художников были классические периоды (М.В.Добужинский, А.Н.Бенуа, Л. С. Бакст, Б. М. Кустодиев, К. С. Петров-Водкин), но у редких мастеров он становится основой всего творчества. Эволюция модерна в своей завершающей стадии придала неоклассицизму новый импульс. Модерн и неоклассика — цепь сложных взаимодействий, соединений нового и вечного. Они существовали до модерна, во время этого стиля, но на этапе зрелого модерна приобрели особое концентрированное выражение. Неоклассицизм одновременно становится и продолжением модерна и реакцией на него, он выделяется из модерна и потом отделяется от него. Неоклассический стиль Серебряковой не отрицает модерн, а взаимодействует с ним. В творчестве художницы проявляется стремление к устойчивым, традиционным основам бытия, где все просто, мерно, ясно, целостно, гармонично. Классические тенденции в стиле Серебряковой - естественная потребность в непреходящих ценностях, чем сложнее становится мир, тем сильнее эта необходимость. Стремление к классике придает искусству художницы вневременной, наднациональный характер. Обобщающие качества искусства Серебряковой вырастают из личного. Г. Ю. Стернин выделяет сильно возросшее внимание к прошлым эпохам искусства как характерное свойство художественного сознания этого времени:
«В таком своем качестве оно, казалось, демонстрировало перед лицом смятенных чувств эпохи, ее социального напряжения свое внутреннее спокойствие, свою независимость, обретенную в силе и прочности высоких художественных традиций.» (Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России 1900 - 1910-х годов. - М.: Искусство, 1988, стр. 163. )
Далее он пишет, что неоклассические искания не получили законченного организационного оформления в русской художественной жизни начала XX столетия. Стернин говорит, что деятели "Мира искусства" и тогда, когда они составляли свой петербургский кружок, и позже, когда они пополнили состав Союза русских художников, шли часто навстречу процессу формирования черт неоклассицизма и более того, играли в этом важную роль. Е. Борисова и Г. Стернин говорят о неоклассицизме как о самостоятельном стилевом направлении, претендующем на стилевую завершенность.
В работах Серебряковой нет проявления чистого модерна или отдельно неоклассицизма, они всегда выступают взаимосвязано, не исключая диалога с вышеперечисленными стилевыми формами. Художница вошла в жизнь искусства, когда модерн вошел в завершающую стадию, для которой характерна массовость произведений, неоклассицизм сохранил элитарность. С этой точки зрения, можно говорить о преобладании черт неоклассицизма в ее стиле. Неоклассицизм начала XX в. появляется благодаря обостренному чувству самосохранения культуры, страху перед кризисом художественного сознания". Е Гришковец отметила, что в недрах модерна в 1900-1910 гг. зарождался альтернативный ему стилевой феномен - неоклассицизм.
Факт возникновения неоклассицизма благодаря импульсу, заданному мирискусническим движением, является общепризнанным. Только недавно бывшие сторонниками модерна мирискусники вдруг стали его горячими противниками(Азизян).
Неоклассицизм Серебряковой является одним из проявлений романтизма. Ее произведения воплощают человеческие чувства, мечты, благородство, нечто восторженное и устремленное к несбыточному идеалу. Искусству художницы подходят определения «непревзойденный, наилучший, неподвластный времени, старению, вечно прекрасный», что является синонимами черт классического стиля. Классика — достижение античности, но не устарела до сего времени, получает дальнейшее развитие и дает плоды, что является актуальным в наше время и будет необходимым завтра. В эстетическом смысле она является идеалом, нормой, уравновешенностью всех составляющих художественного образа, рационального и эмоционального начала, статики и динамики, изобразительности и выразительности, формы и цвета. Что верно для стиля Серебряковой. Определим стиль художницы в целом как неоклассический, но это не означает, что она в своем творчестве обращается в основном к античным темам. Напротив, подобные мотивы являют собой единичные случаи. Сцены частной жизни в ее стиле приобретают обобщающее вневременное значение. Основная тенденция в манере художницы не передача повседневности, а выделение главного, неподвластного времени.
Таким образом можно сделать вывод….
2.2. Образы и их выражение в живописи художницы
На протяжении всей своей творческой жизни Серебрякова «находила» для себя какие-то излюбленные образы и мотивы. Самым первым образом она обрела пейзаж, точнее тему села Нескучное. Позже приходило новое и новое. В итоге можно выделить несколько основных мотивов: пейзаж, крестьянская тема, семья (дети, муж), балет, обнаженная натура, Марокко, Франция, автопортрет, портрет.
Рассмотрим сначала автопортрет, как один из главных сюжетов. «Улыбкой русской Джоконды» называют автопортреты Зинаиды Серебряковой. Но если на ее знаменитых ранних автопортретах это светлые улыбки предвкушения счастья, то на этом позднем полотне — полное горечи осознание невосполнимой утраты. Утраты Родины, утраты иллюзий и надежд. Переехав во Францию после революционных потрясений, художница потерялась в бурной и яркой, но чужой и холодной жизни. А возвращение в Россию уже было невозможным. Эта «потерянность» щемящей нотой звучит в картине.
Судьба художницы,
одновременно счастливая и трагическая,
отразилась прежде всего в серии
её автопортретов. Кто-то, быть может, спросит:
зачем было так часто писать себя?
Ответ прозаичен: у художницы
часто не было денег на оплату натурщиков и натурщиц.
И она, привыкшая к постоянной работе,
рисовала себя, своих детей, родных, гостей.
Одна из них вспоминала, что, живя в доме
у Зинаиды Евгеньевны, как-то прикорнула
на диване. А проснувшись, увидела смутившуюся
Серебрякову, спешно рисующую её спящей.( http://www.aif.ru/culture/
Самым знаменитым автопортретом является «Автопортрет. За туалетом» 1909 год. Сюжет картины не затейлив. «Жила молодая девушка в глубокой деревенской глуши, в убогой хуторской обстановке, и не было ей другой радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, отрывавшие ее от всего мира, как видеть свое молодое, веселое лицо в зеркале, как видеть игру своих обнаженных рук с гребнем… Как и само лицо, таки все в этой картине юно и свежо… Здесь нет и следа какой-либо модернистской утонченности. Но простая и даже пошлая жизненная обстановка в освещении молодости становится прелестной и радостной» (Воспоминания Бенуа)
Автопортрет нарисован в холодном тоне в сочетании с темными оттенками, но в основном преимущество светлых оттенков. По середине картины расположена женщина любующаяся своим отражением в зеркале. Женщина держит в правой руке длинные и темные волосы, а левой держит темный гребень. Сама женщина одета в белый блузон. На переднем плане по всей видимости изображен стол на котором лежат все ее принадлежности. На столе присутствует разнообразие разных цветов: золотой, фиолетовый, зеленый и красно-розовый. По бокам зеркала видно две свечи. На заднем плане виден стол на котором расположены моющие принадлежности и кровать на которой спала женщина. На умывальном столе видно четкое очертание кувшина и таза, так же видно темную вешалку, на которой весит белое полотенце.
Информация о работе Специфика творческого метода З.Е. Серебряковой