Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:23, доклад
У всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям положительного жизненного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Система традиций – результат воспитательных усилий народа в течение многих веков. Через эту систему народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой национальный характер и психологию, сменяющих друг друга поколений.
ВВЕДЕНИЕ
У всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям положительного жизненного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Система традиций – результат воспитательных усилий народа в течение многих веков. Через эту систему народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой национальный характер и психологию, сменяющих друг друга поколений.
В Корее сохранилась традиционная патриархальная семья, исчезнувшая на Западе более ста лет назад, но она претерпела за последние десятилетия большие изменения; семейные проблемы в корейском обществе стоят остро, и важно найти способы их решения.
Семья является самой маленькой ячейкой таких общностей, как государство и народ. Человек проходит определенные этапы жизни: рождение, взросление, учебу, работу, старость. Проживая жизнь, все хотят быть счастливыми и имеют на это право, но в реальной жизни человек не так счастлив, как хотел бы. Счастье начинается с семьи, но из-за множества проблем семьи несчастливы. В чем причина несчастья? Живя в семье, мы испытываем не только счастливые моменты, но также сталкиваемся с различными приносящими страдания проблемами, с непониманием между поколениями, родителями и детьми, ссорами между братьями и сестрами, с проблемами в браке между людьми, планировавшими создать счастливую семью. Из-за разницы в воспитании и условиях жизни в семьях происходят серьезные конфликты. Они возникают из-за различий в культуре, из-за экономических проблем, разных взглядов на воспитание детей и многих других причин.
Семья является первым в жизни человека
местом, где происходит его социализация.
Социализация выступает как необходимый
процесс усвоения человеком образцов
поведения, социальных норм и ценностей,
нужных для успешного функционирования
его в данном обществе. В семье
формируются эмоциональные
Традиции воспитания в корейской семье сложились в глубокой древности и уходят своими корнями в историю человечества на заре его существования. Внутренний строй корейской патриархальной семьи со свойственным ему повышенным вниманием к этическим сторонам общения оказывал значительное влияние на процесс социализации детей и подростков и содействовал становлению личности взрослого человека, т.е. превращал его в члена семьи, общества, государства путем присвоения ему культуры и норм поведения. Отношения в семьях, закрепляемые традициями, обычаями и обрядами, из поколения в поколение создавали определенные устоявшиеся связи и формы поведения.
Основой формирования семейных и общественных отношений у корейцев являлись конфуцианские этические нормы. Следует заметить, что конфуцианство по своей сути не есть религия, это собрание нравственных правил, которые должны содействовать человеку в сохранении душевного спокойствия и полной гармонии между его внутренним миром и миром внешним. Достижение этого, по мнению Конфуция, возможно только путем формирования отношений человека ко всему его окружающему миру. Человек является членом семьи, общества и государства, вследствие чего получается пять так называемых человеческих отношений: отношения между родителями и детьми, между монархом и подданным, между мужем и женой, между старшими и младшими братьями и между друзьями. Идеальное урегулирование этих отношений должно быть основано на «сяо» (кор. хе) – сыновняя почтительность – и является первообразом всяких человеческих отношений, так же как семья является первообразом общества и государства. Поэтому важнейшей задачей воспитания детей у корейцев считается приучение их к беспредельному уважению и глубокому почитанию своих родителей, и в особенности, отца. Согласно конфуцианским этическим нормам почитание родителей как нравственная категория включала в себя повиновение родительской воле, уважение и любовь к ним, выполнение сыновнего долга и утешение. Подобное почитание родителей рассматривалось как врожденная нравственная категория, вытекающая из самой природы человека, универсальная норма, которая должна быть присуща каждому .
Главой семьи являлся отец, который сосредотачивал в своих руках абсолютную власть. Каждому ребенку с малых лет, прежде всего, внушали уважение к отцу. Его решение было обязательным и окончательным, ему нельзя было возражать. В присутствии отца детям не разрешалось сидеть, курить или пить, при встрече его приветствовали низким поклоном. Обращаясь к отцу, дети должны были выражаться изысканными фразами и именовать его почтительными названиями. Вечером они обязаны были пожелать отцу спокойной ночи, а утром с поклоном пожелать доброго утра. За едой младшие никогда не приступали к еде первыми, а поев, тихо сидели за столом и ждали, когда закончит есть отец. Почитание отца было делом столь важным, что, как отмечают исследователи, в патриархальной Корее чиновники получали отпуска только для того, чтобы иметь возможность навестить своих родителей. Вообще в Корее ни одна добродетель не ценилась и не почиталась в той мере, как почтительность сына или дочери к отцу. Лиц, отличившихся в этом отношении, правительство освобождало навсегда от податей, в честь них воздвигались триумфальные ворота, их награждали назначением на видную государственную должность. Не удивительно, что примеры самопожертвования ради родителей составляют у корейцев не редкое явление. Эта система ценностей сохраняется у корейского народа и в наши дни.
Одним из древнейших обычаев, соблюдаемых и сегодня, является уважительное отношение к старшим по возрасту. Как и во многих восточных культурах, у корейского народа незыблемым является уважение и почитание старших. Существовала целая система традиционно сложившихся правил поведения молодежи, выражающих почтительное отношение к взрослым. Соблюдение этих нравственных норм вырабатывало в детях вежливость, почтительность, дисциплинированность и сдержанность. Этикет почитания младшими старших включал в себя следующие устоявшиеся нормы поведения: сын не мог сидеть в присутствии отца, младший брат при старшем. Считалось признаком невоспитанности громко говорить в присутствии старших, спорить, вести себя дерзко по отношению к ним, будь то родственники или посторонние люди. Детей приучали к тому, что в разговоре со старшим неприлично смотреть ему прямо в лицо, что голову в знак почтительности следует наклонить вниз. Если старший по возрасту обращался к юноше или девушке с вопросом, они должны были вежливо ответить на него без лишних слов, почтительно выслушать советы. Подавать что-либо старшему полагалось двумя руками, либо прикоснувшись другой рукой к запястью подающей руки.
И в наши дни корейские родители очень заботятся о том, чтобы их дети глубоко уважали и почитали старших в семье. Даже сесть за стол раньше дедушки, бабушки или отца считается предосудительным. Если по какой-либо причине старшие члены семьи отсутствуют, первые порции блюд откладываются и оставляются отдельно: вдруг все-таки придут к столу. Девочки с детства видят, как мать в отсутствии мужа первую порцию еды оставит отцу, положит ему лучший кусок для того, чтобы по древнему поверью, удача не отвернулась от главы семьи. Совершенно неприемлемыми в корейской семье являются конфликты между старшими и младшими детьми. Старшим внушается, что они должны оберегать и опекать младших, а последние беспрекословно подчиняться своим старшим братьям и сестрам.
От успехов и благополучия старших детей в семье во многом зависит будущее младших, которым старшие служат опорой и всячески обязаны помогать им.
Обращает на себя внимание
большая привязанность друг к
другу и сплоченность членов корейской
семьи. По этому поводу П. Дмитриевский
писал: « Корейская семья живет
необыкновенно очень дружно и
составляет особенный мир, куда новый
элемент может проникнуть только
посредством брака одного из членов
семьи». После смерти отца его место
в семье переходит к старшему
сыну, который наследует все
Многие исследователи отмечают, что в Корее дети до пяти- шести лет воспитываются достаточно либерально. Считается, что если начать дисциплинировать маленького ребенка, это может повредить его характеру, замедлить его духовный рост. Малыша редко ругают и почти никогда не наказывают. Ребенка просто правильно направляют, не ломая при этом его волю. Самое главное – привить ребенку ценностное отношение к миру. Не случайно в течение многих веков в восточных школах все дети начинали свои первые уроки с «Великого учения», регламентировавшего нормы семейного и общественного поведения. С раннего возраста его постулаты оставались в памяти и регулировали установленное поведение в определенных ситуациях.
Одним из главных факторов
в воспитании детей являлся пример
родителей. Если отец хочет, чтобы его
сын был любящим и
Свод строгих правил, касающихся определения роли мужа и жены, предписывал женщинам находиться внутри дома. Женщина должна уметь вести домашнее хозяйство, быть сдержанной, вежливой, следить за воспитанием и обучением детей. В трактате «Нехун», написанном королевой Сохйе в 1475 году, излагаются основные наставления для женщин. Согласно положениям «Нехун» добродетельная женщина должна говорить тихо и искренне, быть нежной, красивой, преданной семье мужа, не лениться, почитать родителей мужа, исполнять их желания .
По данным ряда этнографических,
социально-психологических и
Система воспитания корейского
народа ориентирует на развитие конкретных
национально-психологических
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :
Информация о работе Традиционная корейская система семейных ценностей