Управление учреждениями культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В 90-е годы XX века в результате изменений социально-политических, социально-экономических условий сети учреждений культуры России был нанесен значительный ущерб. Государство сократило свое участие в регулировании влияния культуры на российское общество. В настоящее же время, в связи с относительной стабилизацией общественных отношений, уровень потребностей населения страны в культурных ценностях значительно возрос. Одновременно сфера культуры оказалась под противоречивым воздействием глобализации мировых общественных отношений. В этой связи, в области культуры возникло ряд сложных проблем: сохранение единого национально-культурного пространства; защита его от низкопробной продукции; обеспечение качества предоставляемых населению услуг в сфере культуры. Эти проблемы в ре

Содержание работы

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ.
1.1. Сущность и содержание социального управления учреждениями культуры.
1.2. Учреждение культуры как бюрократическая организация.
1.3. Ретроспективный анализ отечественного и зарубежного опыта социального управления учреждениями культуры.
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ И ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ.
2.1. Содержание и методика экспериментального исследования условий и путей совершенствования социального управления учреждениями культуры.
2.2. Организация системы социального управления учреждениями культуры.
2.3. Обоснование показателей и критериев эффективности системы социального управления учреждениями культуры.
2.4 Основные условия и пути совершенствования системы социального управления учреждениями культуры.
Введение:

Файлы: 1 файл

Культуры.doc

— 966.50 Кб (Скачать файл)

 

ѕ усиление муниципальных (коммунальных) начал в области финансирования, налогообложения, ценообразования, ставок и тарифов применительно к сфере культуры.

 

Критическое состояние этой сферы во многом объясняется существующей системой финансирования, построенной на пресловутом остаточном принципе выделения ресурсов. В самом общем плане в основу нового подхода к финансированию культуры должна быть положена множественность источников при нормативных ассигнованиях из государственного бюджета.

 

Системы финансирования сферы культуры, действующие в различных странах, определяются принятым значением ее как фактора развития национальной экономики и соответствующей роли государства. Немаловажное значение имеет экономический потенциал государства, исторические традиции культурного поведения населения, его платежеспособный спрос, а также степень развития институтов общественных пожертвований и спонсорской поддержки со стороны предпринимательских структур.

 

Если говорить о финансировании сферы культуры в целом, то в мировой практике существует три типа финансовых систем, основанных на финансировании:

 

ѕ за счет сборов;

 

ѕ за счет сборов, частных вкладов и общественных пожертвований;

 

ѕ за счет бюджетных ассигнований, сборов и пожертвований.

 

Первые два типа финансирования широко распространены в США и Англии (англосаксонская модель), третий тип финансирования, получивший название смешанного или многоканального типа финансирования (германская модель), широко применяется в европейский странах, включая Россию.

 

Основу многоканальной системы финансирования по объемам и значению составляет государственное финансирование, осуществляемое за счет бюджетов разных уровней. Его в свою очередь следует подразделить на прямое бюджетное и косвенное. Другими составляющими элементами многоканальной системы финансирования являются сборы от проводимых культурных мероприятий, доходы организаций культуры от прочих, в том числе предпринимательских видов деятельности, общественных пожертвований, спонсорской поддержки и меценатской помощи.

 

Прямое бюджетное финансирование массовых учреждений культуры устанавливается законодательными федеральными или региональными (местными) органами власти в определенной доле расходной части бюджета в целом или его части, предназначенной на социально-культурное обслуживание населения Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере. Учебное пособие. - СПб, 2008.. По российскому законодательству финансирование сферы культуры должно осуществляться в размере 2% расходной части городского бюджета и не менее 6% - бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов

 

 

 

Описание.

целью данной курсовой работы является изучение управления учреждениями культуры на примере муниципального образования Балашовского района Саратовской области.

 

В задачи представленной работы входит:

 

- Изучить нормативно – правовую базу управления учреждениями культуры на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;

 

- Рассмотреть государственное управление культуры;

 

- Выявить особенности организации и реализации региональной политики в области культуры;

 

- Проанализировать организационные основы культурной политики органов местного самоуправления на примере муниципального образования Балашовского района

Выдержка из работы.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

 

Глава I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ  КУЛЬТУРЫ….6

Нормативно – правовая база поддержки учреждений культуры………..6

Государственное управление культуры……………………………………12

 

 

Глава II. ОСОБЕННОСТИ  ОРГАНИЗАЦИИ И  РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ К СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАЛАШОВСКОГО РАЙОНА………………………………………………….18

 

2.1 Особенности  организации и реализации региональной  политики в области культуры………………………………………………………………………….18

 

2.2  Организационные  основы культурной политики органов  местного самоуправления на примере  муниципального образования Балашовского  района…………………………………………………………………………….26

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….35

 

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..37 - 40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Образ будущего общества и новая система  социальных отношений в современной  России формируются под воздействием разнообразных по своему содержанию идеологических, политических, экономических, информационных, технологических и  других факторов, среди которых, несомненно, присутствует и культура.

 

     Культура  – это духовный компонент человеческой деятельности, как составная часть  и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны  жизни человека.

 

     Культурная  деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.1

 

Государственное управление в области культуры, как  и в других сферах, прошло определенную эволюцию, отражающую новые явления  и тенденции в современной  российской экономике и социально-культурной сфере, в первую очередь преобразования, связанные с развитием рыночных отношений и учетом особенностей территориальной принадлежности.

В настоящее время государственное управление в сферах социального и культурного строительства осуществляется подведомственными федеральному правительству органами исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют региональные программы с учетом местных, национальных и других особенностей, содействуют развитию культуры в муниципальных образованиях, поддерживают культуры малочисленных народов. Наиболее объемной и широкой является деятельность Министерства культуры Российской Федерации (Минкулътуры России), действующего на основе Положения о нем от 6 июня 1997 г. 

Министерство культуры отвечает за финансирование из федерального бюджета развития и сохранения культурного наследия, подготовку творческих кадров высшей квалификации, обеспечение деятельности особо ценных объектов культуры,

 

     

 

     1 Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года № 3612-1. http://www.countries.ru/library/politic/zakon.htm

 

развитие международного и межрегионального культурного сотрудничества.2

 

     Большинство объектов культуры находится в непосредственном ведении территориальных органов, создаваемых Министерством культуры Российской Федерации. Организация  выставок, концертов, праздничных мероприятий, содержание музеев, архивов принадлежат  к компетенции местных органов  власти и служат способом самоутверждения  территориального образования, глубоким обоснованием его миссии и свидетельством его социальной привлекательности.

 

     В свою очередь, муниципальная социальная политика, в том числе муниципальная  политика в сфере культуры делится  на два блока:

 

     - деятельность органов местного  самоуправления по реализации  федеральных и региональных программ  на территории муниципального  образования;

 

     - собственная политика муниципального  образования, направленная на  решение вопросов местного значения  социального характера, в том  числе вопросов культуры.3

 

     Актуальностью изучения управления учреждениями культуры является общепризнанный факт необходимости возрождения и развития культурных ценностей, так как показатель культурного развития общества – есть показатель его социального благосостояния. Так как исполнителем государственной политики в сфере культуры является муниципальная власть, а, следовательно, нагрузка в продвижении культуры и внедрения её в общественные массы в большей степени приходится на муниципалитет,то естественным является изучение проблемы управления учреждениями

 

культуры «на местах»: на региональном и местном уровнях.

 

2 Рой М.О. Система государственного и муниципального управления. - Спб.: «Питер», 2003

 

3 Маштаков П. А. Дипломный проект на тему «Культурная политика муниципалитета на примере муниципального образования Балашовского района

 

     Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение управления учреждениями культуры на примере муниципального образования Балашовского района Саратовской области.

 

     В задачи представленной работы входит:

 

     - Изучить нормативно – правовую базу управления  учреждениями культуры на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;

 

     - Рассмотреть государственное управление культуры;

 

     - Выявить особенности организации и реализации региональной политики в области культуры;

 

     - Проанализировать организационные основы культурной политики органов местного самоуправления на примере муниципального образования Балашовского района

 

     Объектом исследования является  местная политика в сфере культуры на примере управления учреждениями культуры муниципального образования Балашовского района.

 

     Предметом исследования является исполнение государственной политики в сфере  культуры на региональном и муниципальном уровне  в Балашовском районе Саратовской области.

 

     В качестве методов исследования были использованы сравнительный и системный анализ.

 

     Теоретическая и практическая значимость состоит в том, что анализ исполнение федеральных и региональных программ в сфере культуры муниципальными властями выявит сильные и слабые стороны работы «на местах», что поможет в прогнозировании новых задач для улучшения результатов культурной политики.

 

     Новизной  нашей работы является сопоставление и анализ  выполнения программ в сфере культуры на региональном и муниципальном уровнях.

 

     Структура работы: курсовая работа состоит из введения, формулирующего цели и задачи исследования, основной части, заключения, подводящего итоги работы, списка использованной литературы и приложения.

 

     Глава I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ  КУЛЬТУРЫ

Нормативно – правовая база поддержки учреждений культуры

 

     На  заседании Правительства РФ 8 декабря 2005 г. была принята Федеральная целевая программа «Культура России 2006-2011 гг.». В ней четко и ясно обозначены приоритеты государственной политики в поддержке культуры.

 

     - сохранение культурного наследия Российской Федерации;

 

     -формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан;

 

     - создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации;

 

     - развитие международного сотрудничества, укрепление мировых культурных связей;

 

     - обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям.4

 

           Выбор данных приоритетов исходит из того, что без государственной поддержки эти сферы культуры просто прекращают свое существование.

 

     Законодательной базой для всех культурных программ является Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".

 

     Рассмотрим  более подробно нормативно – правовую базу поддержки учреждений культуры на трех уровнях: федеральном, региональном, на уровне местного самоуправления.

 

Федеральный уровень:

 

     Статья 37. Полномочия федеральных органов  государственной власти в области  культуры(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 

      К полномочиям федеральных органов  государственной власти в области  культуры относятся:(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 

4 «Культура России 2006-2011 гг.»: Фрагменты из Федеральной целевой программы//Культура.-2оо5

 

     - обеспечение прав и свобод человека в области культуры;

 

     - установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры;

 

     (в  ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 

     - правовое регулирование отношений собственности, основ хозяйственной деятельности и порядка распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации;

 

     - формирование федерального бюджета в части расходов на культуру;

 

     (в  ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 

     - координация внешней политики в области культурного сотрудничества;

 

     - регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей;

 

     абзацы  десятый - одиннадцатый утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

 

     - определение принципов государственной политики в области подготовки кадров, занятости, оплаты труда, установление минимального размера ставок авторского вознаграждения по федеральным учреждениям культуры на основании перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации;

 

     (в  ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 

     - создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации;

 

     - официальный статистический учет в области культуры;

 

     абзац утратил силу. - Федеральный закон  от 22.08.2004 N 122-ФЗ;5

 

     контроль  за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре;

 

      - сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в федеральной собственности, и государственная охрана объектов культурного наследия

Информация о работе Управление учреждениями культуры