Управление учреждениями культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В 90-е годы XX века в результате изменений социально-политических, социально-экономических условий сети учреждений культуры России был нанесен значительный ущерб. Государство сократило свое участие в регулировании влияния культуры на российское общество. В настоящее же время, в связи с относительной стабилизацией общественных отношений, уровень потребностей населения страны в культурных ценностях значительно возрос. Одновременно сфера культуры оказалась под противоречивым воздействием глобализации мировых общественных отношений. В этой связи, в области культуры возникло ряд сложных проблем: сохранение единого национально-культурного пространства; защита его от низкопробной продукции; обеспечение качества предоставляемых населению услуг в сфере культуры. Эти проблемы в ре

Содержание работы

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ.
1.1. Сущность и содержание социального управления учреждениями культуры.
1.2. Учреждение культуры как бюрократическая организация.
1.3. Ретроспективный анализ отечественного и зарубежного опыта социального управления учреждениями культуры.
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ И ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ.
2.1. Содержание и методика экспериментального исследования условий и путей совершенствования социального управления учреждениями культуры.
2.2. Организация системы социального управления учреждениями культуры.
2.3. Обоснование показателей и критериев эффективности системы социального управления учреждениями культуры.
2.4 Основные условия и пути совершенствования системы социального управления учреждениями культуры.
Введение:

Файлы: 1 файл

Культуры.doc

— 966.50 Кб (Скачать файл)

 

ѕ обеспечение условий для доступа граждан к культурным ценностям и информационным ресурсам;

 

ѕ сохранение и развитие начального профессионального образования, поддержка молодых дарований в области культуры и искусства;

 

ѕ повышение уровня профессиональных знаний работников культуры, их социальная защита;

 

ѕ эффективное использование бюджетных средств, привлечение других источников финансирования.

 

Важнейшей целью культурной политики должно стать установление связи между культурой и развитием вообще и распространение подхода к культуре как к одному из важнейших измерений развития. Задача культурной политики - организовать спокойный и конструктивный диалог в процессе перехода к новой системе ценностных установок и идей. Целью культурной политики является создание богатого гражданского общества, основанного на существовании разнообразных общественных и частных проектов. Важнейшей ролью сильного Министерства должна стать организация взаимодействия всех участников культурной жизни и регулирование рынка культурной продукции и услуг.

 

Для того, чтобы культура не на словах, а на деле стала приоритетной сферой, ее финансирование должно осуществляться полностью,в предусмотренном законодательством объеме.

 

В качестве стратега культурного развития Министерство культуры должно изменить свои отношения с внешним миром и методы работы, для чего необходима административная реформа. Во-первых, должна быть обеспечена прозрачность принятия решений, критериев финансирования, организационных структур. Политика, проводимая властью, не всегда объяснима.

 

Необходимо также увеличить число людей, принимающих участие в принятии решений, создавая различные комитеты и комиссии экспертов, сотрудничающих с Министерством. Необходимо перейти от методов "пожалования" финансовой помощи к выделению ее на основе голосования, основанного на ясных критериях и системе оценки результатов.

 

Необходимо развитие законотворческой деятельности , принятие федеральных законов: "О минимальных социальных гарантиях", "Об адресной социальной помощи", "О театре", "О творческих работниках и творческих союзах", "О порядке реорганизации и приватизации учреждений культуры", "О меценатстве", порядок налогообложения объектов культуры.

 

Если в Программе сохранения и развития культуры и искусства на 2006- 2008 годы была подпрограмма "Развитие материально-технической базы культуры в регионах", то в новой программе этот раздел вообще исчез.

 

Отсутствие единого подхода к установлению налогов в области культуры, разночтения в законах создают значительные трудности в работе государственных и муниципальных учреждений культуры. Для обеспечения единого подхода к налогообложению следовало бы освободить все некоммерческие учреждения культуры от всех видов и платежей в бюджет, дать им возможность направлять полученные доходы на расширение и совершенствование культурной деятельности.

 

Совершенствование форм государственной поддержки культуры должно привести к созданию целостной системы государственного протекционизма, призванной обеспечить сохранение и развитие культурного потенциала России.

 

1.3 Организация управления культуры в муниципальном образовании

 

Условия хозяйствования в сфере культуры находятся под воздействием ряда противоречивых факторов. Конкретные организационно-правовые формы субъектов хозяйствования зависят, прежде всего, от целей и задач, которые ставят перед ними с одной стороны учредители, с другой - организаторы и создатели культурных ценностей, а также внутренних закономерностей развития культурной деятельности и применяемых технологий. Необходимо определить совместимость этих целей, задач и технологий с системой экономических отношений, наличие всего объема экономических и интеллектуальных ресурсов и системой правовых норм, регулирующих условия и формы хозяйствования (их форм, типов, образцов) Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. 3-е изд. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008..

 

Развитие организации как таковой и организации культуры и искусства в данном случае детерминировано двумя крупными группами факторов - внешней и внутренней средой.

 

Первая группа факторов не зависит от организации, которая не может на них повлиять, изменить их действия, а может лишь приспособиться к ним. Вторая группа факторов определяется творческой и экономической тенденциями развития самой организации. Следовательно, вся совокупность социально-экономических условий составляет внешнюю среду, в которой функционирует организация культуры, а все творческие, технические, экономические, финансовые условия реализации ее культурных проектов - внутреннюю среду.

 

Выделим основные группы факторов внешней и внутренней среды.

 

Факторы внешней среды.

 

Уровень дохода населения и платежеспособного спроса на культурные блага и услуги.

 

Существующая правовая регламентация организационно-экономической деятельности (регистрация, лицензирование, авторские и смежные права и т.д.).

 

Источники поступления финансовых средств, условия их получения, использования и отчетность, в том числе

 

ѕ бюджетозаменяющие источники (от продажи табачной и алкогольной продукции, аудиовизуального оборудования, материалов и т.д., а также казино;

 

ѕ встречные дотации (взаимодействие бюджетов разных уровней).

 

Глобализация и ее последствия:

 

ѕ степень и уровень зависимости от зарубежной конкуренции, поставок импортного оборудования, материалов и технологий;

 

ѕ степень интегрированности в международный культурный рынок и экспортные возможности;

 

ѕ государственная защита отечественного производителя.

 

Факторы внутренней среды.

 

Характер и масштабы финансовых ресурсов, необходимых для реализации культурных проектов.

 

Наличие оборудования, технологий, производственных помещений.

 

Организационный уровень.

 

Уровень организационно-экономических партнерских связей, специализации и кооперирования.

 

Внутренняя логика развития организации диктует некоторые правила управления творческими и экономическими процессами, которые могут совпадать или не совпадать с внешними условиями. Проблемы определения границ, принципов и методов взаимодействия внешней и внутренней среды из теоретических становятся практической проблемой функционирования организации культуры во всех случаях, когда необходимо применять любое управленческое решение, касающееся творческой либо хозяйственной деятельности.

 

В поиске и нахождении совпадающих аспектов внешней и внутренней среды заключается суть всех проводимых в стране экспериментов в сфере культуры и искусства. На каждом этапе результаты этих экспериментов выражались в выработке определенных механизмов, норм, методов согласования во взаимодействии внешней и внутренней среды. Однако динамичность развития социально-экономического положения в стране и в сфере культуры обуславливает недолговечность этих результатов, их изменчивость и недостоверность. Поэтому каждый раз организации культуры должны искать свой вариант организации культурной деятельности, способствующей выполнению поставленных целей и задач в творческой и хозяйственной деятельности и учитывающей ограничения внешней среды. Крайним случаем является диаметрально противоположное действие факторов внешней и внутренней среды, при котором реализация культурного проекта не может осуществляться, ибо для его решения требуется преодоление существующих ограничений за счет новых организационно-экономических и правовых решений.

 

Рыночные формы координации культурных процессов, распределения ресурсов влияют на уровень организационных мероприятий и их объем, формы хозяйственной деятельности, стимулы работы организации, обуславливают необходимую экономичность использования ресурсов, возможность достижения определенного экономического результата, соизмеримо с затратами, что определяется внешней средой (цены, спрос и т.д.). Если эти условия не удается выполнить, то деятельность организации невозможна и теряет смысл. Внутренняя среда в этом случае противоречит условиям внешней, как правило, более сильной по отношению к внутренней среде. В этом случае организация ищет другие средства внешней среды, позволяющие ей развиваться, или прекращает свою деятельность.

 

Противоречия между внутренней и внешней средой находят выход в создании новых нестандартных организационно-экономических образований, объединений, холдингов и т.д.

 

Типология форм организационно-экономической деятельности организаций культуры в зависимости от сочетания факторов внешней и внутренней среду может включать:

 

ѕ бюджетные организации (учреждения), строящие свою финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с бюджетным кодексом РФ;

 

ѕ бюджетные учреждения, имеющие собственные доходы и поэтому сочетающие принципы бюджетного хозяйства и коммерческого расчета (к ним тяготеют ведомственные учреждения культуры, уровень доходов некоторых из них позволяет осуществлять деятельность при полной самостоятельности);

 

ѕ организации культуры, работающие в соответствии с задачами, поставленными общественными, религиозными и другими объединениями и фондами и финансируемые за их счет (а также имеющие некоторые доходы от своей деятельности). Их организационно-экономическая деятельность тяготеет к бюджетному типу;

 

Социально-экономические процессы, происходящие в России, существенно затронули культуру. Меморандум «Об экономической политике Российской Федерации», да и все последующие программные документы, принимаемые властями страны, не оставляют надежд на приоритетное финансирование культуры в обозримой перспективе. Между тем, положение, сложившееся в этой важнейшей сфере жизни общества, дает основание для серьезной тревоги, и не выглядят преувеличением заявления о том, что культура оказалась в трагической ситуации. Наметились четкие тенденции сокращения числа клубных учреждений, падение посещаемости театров при росте их числа, идет сокращение количества библиотек (особенно профсоюзных) Бабич А.М., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 2007..

 

В плохом состоянии находится материально-техническая база учреждений культуры. На начало 1991 года 12,9% зданий массовых библиотек и 26,4% зданий клубов требовали капитального ремонта, а в аварийном состоянии находились соответственно 2,7% и 4,3 %. Крайне ограниченные ассигнования из российского бюджета на социально-культурные нужды не позволяют изменить это положение в лучшую сторону; напротив, будет все более сказываться не встречающая ощутимого противодействия разрушительная работа времени.

 

Сфера культуры в принципе однородна и может рассматриваться как отвечающая требованиям, лежащим в основе собирательного понятия «отрасль». С другой стороны, в сфере культуры действуют, если смотреть на дело с позиций товарно-денежных отношений, два сектора: коммерческий и некоммерческий Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учебное пособие. - М.: «Академия», 2008..

 

Еще больше сомнений вызывает другая достаточно распространенная позиция, согласно которой культура как отрасль наряду с фундаментальной наукой, охраной природы и львиной долей здравоохранения относится к там называемому нерыночному сектору экономики. Но если так, исключительно из бюджета надо содержать не только, скажем, театры и цирки, но и всякого рода эстрадные шоу и т.п. Вряд ли здесь есть смысл обосновывать неоправданность такой позиции.

 

Культура как сфера человеческой деятельности имеет ряд особенностей, без учета которых невозможно создать действенный механизм ее выживания в условиях рынка Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономика культуры. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008..

 

Во-первых, это уникальность и неповторимость ее результатов, а в ряде случаев и невоспроизводимость в классическом смысле; здесь налицо родство культуры с другими подсистемами духовного производства.

 

Во-вторых, культура интегрирует самую образованную и одаренную часть трудовых ресурсов. Это роднит ее с наукой.

 

В-третьих, материально-техническая база культуры, а также уровень и масштабы потребляемых его материальных ресурсов значительно отличаются от таковых в других отраслях народного хозяйства. Например, максимальный уровень затрат на материалы не превышает 10% от общей величины совокупных затрат (да и то лишь у самых крупных потребителей материалов - театров оперы и балета). Что же касается машин, оборудования и других элементов средств труда, то их доля в культуре чисто символическая. Этого не скажешь о науке, где современный эксперимент требует сложного и дорогостоящего оборудования.

 

В-четвертых, результаты культуры как сферы деятельности проявляются в обществе опосредованно и далеко не сразу: в достаточно широком объеме общество ощущает их лишь через два-три поколения.

 

Каковы же основные принципы экономической политики государства в области культуры с учетом ее места в народнохозяйственной системе? Не вызывает сомнения тот факт, что экономический механизм сферы культуры является неотъемлемой частью целостной системы хозяйствования. Хозяйственный механизм един. Однако, признавая это, неразумно игнорировать и особенности его в той или иной сфере. Это в первую очередь относится к сфере культуры (специфика финансирования, ценообразования, налогообложения, оплаты труда, гонорарной политики и т.д.).

 

Выживание культуры в условиях вхождения России в рыночную экономику зиждется, как представляется, на следующих принципах:

 

ѕ приоритетность культуры в обеспечении бюджетными средствами;

 

ѕ участие субъектов рыночной экономики (экономических единиц) - концернов, ассоциаций, консорциумов, кооперативов и т.д., а также общественных организаций (партий, фронтов, союзов) и отдельных граждан - в развитии и финансировании культуры;

 

ѕ рациональное сочетание бюджетного финансирования и коммерческих начал в деятельности учреждений культуры;

 

ѕ укрепление материально-технической базы культуры и усиление социальной защищенности ее работников;

 

ѕ льготное налогообложение как собственно учреждений культуры, так и предприятий, учреждений и организаций (государственных, коллективных, частных и т.д.), финансирующих за счет прибыли деятельность таких учреждений;

Информация о работе Управление учреждениями культуры