Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:42, автореферат
Актуальность темы исследования определяется тем, что. В в современном мире феномен коммуникации проявляется как одинним из важнейших и фундаментальных компонентовв системы глубинных,е имманентных связей человека с природой, культурой и обществом. Культура и человеческие взаимоотношения коммуникативны по своей природе, но коммуникационные явления и процессы полиструктурны и полимодальны в динамике своего формирования и развития, поэтому требуют глубокого и тщательного изучения в контексте сложившейся современной социокультурной ситуации.
На правах рукописи
Грачев Владимир Иннокентьевич
ФЕНОМЕН СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
В СОВРЕМЕННОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ.
(информационно – аксиологический анализ)
Специальность 24.00.01
«Теория и история культуры»
Автореферат диссертации на соискание ученой
степени доктора культурологии
Санкт-Петербург
2008
Работа выполнена на кафедре гуманитарных наук Института телевидения, бизнеса и дизайна: г.Санкт – Петербург.
Официальные оппоненты:
– доктор культурологии, профессор О.В.Шлыкова
– доктор культурологии, профессор Г.М.Бирженюк
– доктор философских наук, профессор Н.Г.Багдасарьян
– Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.
Защита состоится «2 июня» 2008 г. в 11.00 час. на заседании диссертационного совета Д 210.010.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406, Московская обл., г. Химки-6, ул. Библиотечная, д.7, корпус 2, зал защиты диссертаций.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств, а с авторефератом на сайте университета.
Автореферат разослан «____»________________2008 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор философских наук, профессор Малыгина И.В.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования
определяется
тем, что. В
в современном мире феномен коммуникации
проявляется как одинним из
важнейших и фундаментальных компонентовв
системы глубинных,е имманентных
связей человека с природой, культурой
и обществом. Культура и
человеческие взаимоотношения коммуникативны по своей
природе, но коммуникационные
явления и процессы полиструктурны
и полимодальны в динамике своего формирования
и развития, поэтому требуют глубокого
и тщательного изучения в контексте сложившейся
современной социокультурной ситуации.
Социокультурная
ситуация, переживаемая
современной
Россией - это время
отрицания и переоценки
прежних ценностей,
поиска новых способов
сохранения и трансляции
культурного опыта,
связанных с распадом
традиционных и одновременным
возникновением нетрадиционных
социокультурных и художественных
структур, что ставит
разработку теоретико-методологических
основ изучения и адекватного
объяснения информационно -
коммуникационных
процессов и явлений,
происходящих в современной
культуре, в ряд актуальных
проблем культурологии.Социокультурная
ситуация в сегодняшней
России –
это время
отрицания и
переоценки прежних
ценностей, поиска
новых способов
сохранения и
трансляции культурного
опыта,
связанных с
распадом традиционных
и одновременным
возникновением
иных социокультурных
и художественных
структур, что
ставит исследование
теоретико-методологических
основ изучения
и адекватного
объяснения информационно
-коммуникационных
процессов
и явлений,
происходящих
в художественном
пространстве
современной культуры
в ряд актуальных культурологических
проблем.
Наряду с множеством дефиниций, современное культурологическое знание определяет культуру как ценностно-смысловое, нормативно-регулятивное и символико-информационное содержание любой сферы общественно значимой деятельности (А.Я.Флиер). Именно такая трактовка культуры близка позициям автора диссертационного исследования.
Художественная культура, в культурологии понимается как исторически детерминированная система конкретно-чувственного образного познания и выражения в образах опыта чувственно-эмоциональной и интеллектуальной жизни людей; закрепления его в художественных ценностях, накапливаемых в виде художественных произведений; это область кумуляции, тиражирования, распространения художественных ценностей (И.М.Быховская, Э.А.Орлова, В.М.Розин).
Традиционно к художественной культуре относят сферу создания материальных и духовных художественных ценностей, то есть, в первую очередь, сферу искусства. На наш взгляд, – это ограниченный и узкий подход оставляющий за «бортом» всё многообразие культурогенных и аксиогенных текстов культуры, информационных, коммуникационных процессов и явлений происходящих в современной художественной жизни.
В соответствии с представленной в диссертации концепцией аксиологической коммуникологии художественной культуры, предлагается следующие определение. Художественная культура – это результативная продуктивно-репродуктивная деятельность по созданию её субъектами (индивидами, социальными группами и обществом в целом), художественных ценностей и анти-ценностей транслируемых в социальном пространстве и времени с помощью художественных коммуникаций. Под художественными коммуникациями нами понимается система взаимодействия между художником (автором), произведением искусства, корпусом критики, различными художественными институциями (музеи, галереи, арт-центры и т.п.) и, главное, зрителем, слушателем, читателем как реципиентами воспринимающими искусство.
Наше понимание и определение художественной культуры усиливает значение интегративной функции социокультурной коммуникации. Это более широкое понятие, чем художественная коммуникация, поскольку включает в себя не только процессы взаимодействия в художественном пространстве культуры, но и другие виды коммуницирования в социальном мире культуры, в целом.
Социокультурная коммуникация в современной культурологии трактуется как процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования. Она выступает как один из базовых механизмов и неотъемлемая составляющая социокультурного процесса, обеспечивая саму возможность формирования социальных связей, управления совместной жизнедеятельностью людей и регулирования ее отдельных областей, накопление и трансляцию социального опыта (А.Я.Флиер).
Научные представления о культуре
как особом синкретическом
материально-духовном единстве
материального и духовного,в
человеческой
деятельности, создающемго, сохраняющем
и передающемго смыслы, артефакты,
ценности и идеалы человеческой жизни
позволяют утверждать, что социокультурные
коммуникации и являются основанием этого
культурного единства. Следовательно,
именно социокультурная коммуникация,
является основой современной мозаичной
и синкретичной художественной культуры.
С этих позиций социокультурная коммуникация может быть определена как универсальная информационно-коммуникационная синергетическая система субъектного взаимодействия в социальном пространстве культуры на основе коммуникативно-познавательных процессов обмена, хранения, освоения и трансляции культурных ценностей в их духовном выражении и материальном воплощении.
Стремительно меняющиеся условия жизни, постоянные авангардные, новаторские поиски самого искусства, а также использование новых информационно-коммуникационных технологий, несомненно, должны привести и приводят к коренным изменениям традиционного понимания художественного пространства.
Культурное пространство, согласно современной научной парадигме, детерминируется языком, его носителями, системой сложившихся в хронотопном континууме культурных ценностей. Художественное пространство как более локальное, подчас характеризуется специалистами, как свойственная произведению искусства, глубинная связь его содержательных частей, придающая произведению особое внутреннее единство и способствующее превращению его в эстетическое явление. Это связь всех элементов произведения в некое внутреннее, ни на что другое не похожее единство, и придание этому единству особого, ни к чему иному не редуцируемого качества (И.П.Никитина). По-видимому, это несколько ограниченное понимание подлинных масштабов и содержания художественного пространства. Художественное пространство, на наш взгляд, включает в себя собственно художественную среду, произведения искусства, социокультурные и художественные коммуникации в искусстве. В условиях компьютерных технологий и глобальных телекоммуникационных сетей оно предстает практически целостным и единым.
Важно подчеркнуть, что искусство всё больше становится сферой репрезентации и коммуникации художественных ценностей в информационно-аксиогенной сфере современной художественной культуры, а не только искусством создания художественных произведений. Искусство сегодня уже не столько творение, сколько сотворение смыслов
Одним из феноменов сегодняшней художественной культуры можно назвать постепенную замену традиционных средств взаимодействия в художественном пространстве новыми способами коммуницирования. На смену традиционным коммуникациям приходят современные способы взаимодействия зрителя и предметов искусства, когда произведение искусства становится неким информационным посланием или виртуальной репрезентацией искусства.
Возникновение разных, ранее не известных видов, жанров и форм искусства, появление интерактивной культуры, влияние информационно-коммуникационных технологий на искусство, оригинальные и непривычные формы представления художественных произведений и оценка взаимодействия с ними реципиентов искусства требуют новых методологических подходов к их изучению. Эта проблематика сближается с коммуникационными проблемами информационного общества, в которое стремительно вступает Россия
Информация становится сегодня одновременно предметом,
средством, орудием, целью и результатом
труда. В информационном обществе в отличие
от традиционного, индустриального и даже
постиндустриального общества, где названные
категории являются отдельными самостоятельными
составляющими трудового процесса, операции
обработки, поиска, оценки, хранения и
распространения информации представляют
некий единый синкретический процесс,
в чём заключается уникальная особенность
информационного труда и информационной
культуры в новом обществе. Информационные
и коммуникационные процессы в таком обществе
пронизывают все его структуры, а производственные
отношения становятся, по сути, не только
и не столько экономическими, сколько
информационно-
Трудности теоретического
изучения и
использования системы
социокультурных
коммуникаций
в современной
художественной
культуре заключаются
в недостаточности методологических
подходов для
объяснения сущностных
явлений, связанных
с ценностными
характеристиками и оптимальной реализацией
информационно-коммуникационных
процессов
Природа коммуникации делает необходимым
её изучение на стыке различных научных
дисциплин и обусловливает целесообразность
рассмотрения сущности
социокультурной коммуникации с позиций
ряда наиболее продуктивных научных подходов:
информационного, системного,
структурно-функционального,
семантико-семиотического, синергетического
и некоторых
других. Это
требует разработки
новых методологий
и поиска продуктивных
научных подходов. Именно
с таких
позиций автор диссертации
подходит к
многоаспектной,
инновационной
и сложной разработке
теоретико-методологических основ
изучения и адекватного объяснения информационно-коммуникационных
процессов
и явлений,
происходящих
в художественном
пространстве
современной культуры.
Одним из ранее неизвестных и впервые используемых научных подходов и методов, может стать предлагаемый в данной диссертации информационно-аксиологический анализ социокультурной коммуникации в современной художественной культуре.
Проблема исследования заключается в следующих противоречиях:
1. Противоречие между объективными потребностями в познании, объяснении и прогнозировании сложных и противоречивых коммуникационных процессов происходящих в современной художественной культуре и недостаточностью сложившихся традиционных исследовательских подходов, их неадекватности реалиям культурной жизни общества.
2. Противоречие между потенциально высоким познавательным уровнем информационно-аксиологического анализа социокультурных явлений и степенью его реализации в исследовательской теории и практике современной культурологии.
Сложившиеся противоречия между реальным состоянием системы социокультурных коммуникаций в современной художественной культуре и ее потенциальными возможностями в оптимизации информационно-аксиогенных процессов делают ещё более актуальным данное диссертационное исследование.
Объект исследования – социокультурная коммуникация в современной художественной культуре.
Предмет исследования – информационно-аксиогенные факторы и условия формирования системы социокультурных коммуникаций и её реализации в современной художественной культуре.
Назревшая актуальность и необходимость изучения феномена социокультурной коммуникации в аксиогенной сфере современной художественной культуры определила цель исследования – разработать теоретико-методологические основы информационно-аксиологического анализа, определить его познавательный потенциал и на этой научной базе исследовать феномен социокультурной коммуникации в современной художественной культуре. Для реализации данной цели необходимо было поставить и решить ряд следующих взаимосвязанных, но относительно самостоятельных задач.
Задачи исследования:
1. Изучить основы генезиса коммуникации в современной культуре.
2. Раскрыть феноменологические особенности информационно-коммуникационных процессов происходящие в современной культуре.
3. Обосновать
и апробировать метод информаци
4. Выявить аксиогенные аспекты социально-коммуникативной деятельности в информационно-коммуникационном пространстве современной художественной культуры.
5. Определить информационно-аксиогенные факторы и условия формирования системы социокультурных коммуникаций в современной художественной культуре.
Информация о работе Феномен социокультурной коммуникации в современной художественной культуре