Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:42, автореферат
Актуальность темы исследования определяется тем, что. В в современном мире феномен коммуникации проявляется как одинним из важнейших и фундаментальных компонентовв системы глубинных,е имманентных связей человека с природой, культурой и обществом. Культура и человеческие взаимоотношения коммуникативны по своей природе, но коммуникационные явления и процессы полиструктурны и полимодальны в динамике своего формирования и развития, поэтому требуют глубокого и тщательного изучения в контексте сложившейся современной социокультурной ситуации.
6. Исследовать и проследить основные тенденции формирования разных видов социокультурных коммуникаций на различных этапах развития современной художественной культуры.
7. Разработать информационно-аксиогенную основу жанровой системы социокультурных коммуникаций в художественном пространстве современной культуры.
Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать базовую гипотезу исследования, которая представляет совокупность следующих научных предположений:
1. Системообразующим основанием художественной культуры является информационно-коммуникационные процессы и явления, происходящие в её аксиогенном пространстве, требующие информационно-аксиологического анализа социально-коммуникативной деятельности и социокультурных коммуникаций, формирующих художественное пространство современной российской культуры.
2. Современная художественная культура сформировалась под влиянием информационно-коммуникационных процессов обеспечивающих целостность её аксиогенного пространства и предлагаемый информационно-аксиологический анализ может позволить выявить аксиогенную основу современной художественной культуры и точнее определить информационно-аксиогенные факторы и условия формирования и реализации системы социокультурных коммуникаций в ней.
Степень научной разработанности проблемы исследования
Осмысление проблем диалога, коммуникации
и общения имеет многовековую историю,
у истоков которойго стояли античные
философы и, прежде всего,
Сократ, Платон и Аристотель.
Проблема
изучения коммуникации и общения как социокультурныхого
феноменова оказывается в центре
внимания философских исследований с
начала ХХ в., хотя интерес к ней
четко прослеживается уже в работах
И.Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга,
С.Кьеркегора, где дан глубокий философский
анализ проблемы субъекта и его коммуникативных
возможностей.По
оценкам Э.Беттинхауса
только в американской
научной школе коммуникологии
существует более 50
различных описаний
процессов коммуникаций.
Наиболее влиятельными научными школами, занимающимися проблемами коммуникации в социально-философском аспекте являются: этнометодологическая школа Г.Гарфинкеля, символический интеракционизм Дж.Мида, Д.Блумера, М.Куна, а также экзистенциальная теория коммуникации К.Ясперса, теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса и коммуникативная теория общества Н.Лумана.
Обострение исследовательского внимания к коммуникационной
проблематике в философии связаны с развитием
научных дисциплин, в проблемное поле
которых входит понятие «информация».
Пик интереса к процессам коммуникации
фиксируется в 19540-60-е годы
с появлением кибернетики (Н.Винер, А.Тьюринг,
У.Эшби, А.Берг, А.Колмогоров, А.Лебедев,
В.Глушков). Изучение коммуникации как
обмена информацией
замыкается на проблемах формализации
сообщений, их кодирования и декодирования
(К.Шеннон, У.Уивер).
Конец 1960-70-х годов – эпоха расцвета семиотики,
лингвистики, психологии и акцент делается
на раскрытии механизмов общения и коммуникации,
выявлении их социально-психологических
и лингвистических особенностей. Наиболеее
ценными в
это время оказываются достижения
структурально-семиотической методологии
(К. Леви-Стросс, Р.Барт, Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский,
У.Эко).
Историческому анализу и социально-философской рефлексии
общения и коммуникации посвящены обобщающие
монографические исследования Л.Н.Буевой,
М.С.Кагана, Д.Прилюка. На передний план
философского анализа выходят проблемы
диалога и понимания феноменов, раскрывающих
природу современной коммуникации. Особое
значение имеет наследие М.М.Бахтина, работы
М.Бубера и В.С.Библера..
Следующая волна отечественного исследовательского интереса к общению и коммуникации наблюдается в начале 90-х годов (В.А.Подорога, А.В.Резаев, В.Е.Семёнов).
Большой вклад в разработку общей теории общения и коммуникации, внесли известные психологи – Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, Е.С.Кузьмин, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, К.С.Платонов, С.Л.Рубинштейн.
Говоря об исследованиях
постиндустриального
информационного
общества в
связи с
широкой экспансией
информационно-коммуникационных
процессов и
их проявления
в сфере
культуры ,
следует отметить,
что наибольшую
разработку они
получили в
зарубежной философии
и социологии.
Это работы
таких авторов,
как Д.Белл,
Ф.Варелла,
Р.Дарендорф,
И.Иллич,
П.Козловски,
Н.Луман,
И.Масуда,
У.Матурана, О.Тоффлер,
А.Турен, Ю.Хабермас, К.Ясперс.
Вместе с
тем, коммуникационный
аспект данной
проблемы исследован
ещё недостаточно.
Изменения в ценностных системах, связанные с размыванием
традиционных оценок, во многом обусловленные
кризисом индустриального общества и
зарождением информационной цивилизации,
вывели проблему коммуникации на новый
уровень. В основном, это связывается с
постструктуралистскими изысканиями
– работы Р.Барта, Ж.Бодрийара, Ж.Делёза,
Ж. Деррида, Ж.Лиотара, М.Мерло-Понти,
М.Фуко, У. Эко.
Большое количество
число работ, посвящено
рассмотрениюивающих
коммуникации и общениюе в социокультурном,
историко-философском контекстах и анализирующих
эти культурные
феномены в
интегральномирующее исследовательскомие
полея социологии, психологии, лингвистики,
культурологии, и ряда других дисциплин.
В диссертационной работе учитывались самые разные направления исследований социокультурных коммуникаций: социолингвистическое(Ф.де Соссюр, Л.В.Щерба, Ж.Вандриес, Э.Сепир); герменевтическое (Ф.Шлейермахер, В.Дильтей, Г.Гадамер); феноменологическое (Э.Гуссерль, М.К.Мамардашвили, М.Хайдеггер, М.Шелер, А.Шюц); экзистенциально-онтологическое (Ж.-П.Сартр, С.Кьеркегор, К.Ясперс, В.В.Налимов); культурологическое (А.Моль, Н.Г.Багдасарьян, Г.М.Бирженюк, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, Ю.И.Мирошников, Э.В.Соколов, Т.Н.Суминова, А.Я.Флиер, О.В.Шлыкова); искусствоведческое (Б.М.Бернштейн А.Г.Габричевский, М.Ю.Герман, И.Голомшток, Б.Гройс,. С.Даниэль, А.Курбановский, Т.П.Новиков, В.С.Турчин, А.К.Якимович); семиотическое(Ф. де Соссюр, М.М.Бахтин, Т.С.Дридзе, Э.Кассирер, Ю.М.Лотман, Ч.Моррис, Ч.Пирс, Б.Успенский, Г.Фреге); коммуникологическое (Л.Лассуэл, Г.М.Маклюэн, В.Шрамм), лингвокультурологическое (В.Г.Костомаров, Е.М.Верещагин, В.В.Воробьев, С.Г.Тер-Минасова), информологическое (К.Черри, Д.Шира, Д.И.Блюменау, А.С.Дриккер, Ю.А.Шрейдер); синергетическое (И.Пригожин, И.Стенгерс, Г.Хакен, С.П.Курдюмов, В.В.Василькова).
Различные грани межкультурного диалога и коммуникации изучались в рамках социальной антропологии и культурантропологии (К.Леви-Стросс, Э.Лич, Б.Малиновский, А.Р.Рэдклиф-Браун, С.Н.Артановский, Э.А.Орлова).
Осознание коммуникации как основы всех форм человеческого бытия связано с работами М.М.Бахтина, диалогическая методология которых вызвала к жизни целый ряд исследований, посвященных изучению специфики и форм диалога культур (В.С.Библер, П.С.Гуревич, М.С.Каган). Общетеоретический анализ проблем диалога и межкультурных отношений стал основой углубленного изучения данного феномена в конкретных аспектах: социологического (Б.С.Ерасов, В.Д.Карандашов, В.Е.Семенов, А.В.Соколов, И.П.Яковлев); психологического и социально-психологического (А.А.Брудный, Б.Д.Парыгин).
Методология исследования основана на единстве философско-культурологического и информационно-аксиологического подходов к решению обозначенных в диссертации проблем. Междисциплинарный характер исследования потребовал обращения к достижениям в различных отраслях социально-гуманитарного знания: культурологии, философии, искусствознания, семиотики, теории коммуникаций, информатики, а также анализа современных научных представлений об информационно-коммуникационных процессах и явлениях в обществе и культуре. Методологическая база выстраивается на понимании коммуникации, как процесса и формы семантико-семиотического понятийного и образного информационного обмена в природе, культуре, обществе на разных уровнях их формирования и развития.
Автор опирается на понимание культуры, как создаваемой человечеством «второй природы», особом синкретическом материально-духовном единстве деятельности создающей и сохраняющей смыслы, артефакты, ценности и идеалы человеческой жизни, как полимодальной и полифункциональной системно-синергетической целостности.
Семантическое понимание в коммуникационных
процессах достигается на базе единого
языка, создаваемых и интерпретируемых текстов культуры, под которыми понимается
организованное единство; связная, компактная и воспроизводимая
последовательность знаков и образов,
развернутая в социальном пространстве
и времени, выражающая некое структурированное
содержание и обладающая доступным пониманию
смыслом (Т.М.Дридзе). Язык рассматривается как форма
выражения и способ реализации диалогической,
коммуникативной природы человеческой
культуры. Язык в
этой связи рассматривается
как форма выражения
и способ реализации
диалогической природы
человеческой культуры.Язык
в этой связи рассматривается
как форма выражения
и способ реализации
диалогической природы
человеческой культуры.
Тексты культуры, аккумулируя многообразные
способы деятельности
и являясь
информационно-аксиогенным
и семантико-семиотическим
пространством
человеческого
бытия, содержат
в себе бесконечное
множество смыслов,
которые актуализируются
в разных
социокультурных
ситуациях в
форме
построения информационно-коммуникационной
картины мира, общества,
культуры,. Смысл
текста культуры
есть идеальный
конструкт, представляющий
информационное и эмоциональное
содержание культурного
объекта. Он
формируется в
процессе индивидуального
и коллективного
освоения
действительности
и имеет
коммуникативную
природу.
Одним из ведущих видов репрезентации
текста культуры
является художественное
произведение,
которое в
культурологическом
понимании представляет
собой сложную
семантико-семиотическую
систему, содержащую
бесконечное
число смыслов,
актуализирующихся
в информационно-аксиогенном
пространстве
субъектов художественной
культуры. Являясь
продуктом самосознания,
художественные
тексты выполняют функцию
рефлексии жизни
на уровне
ее образов,
смыслов, ценностей,
норм и
целей. Особенности и
функции художественного
текста определяют своеобразие
его понимания: художественный
текст содержит
в себе не
столько знание,
сколько ценности,
концентрирующиеся
вокруг определенных
идеалов.
Специфика культурологического анализа
коммуникационных процессов и явлений
состоит в том, что они рассматриваются
как база культурного и
межкультурного
диалога, выступающие
одновременно
основанием способом
обнаружения собственной
и информационно-аксиогенным пространством
формирования
культурных
ценностей и социокультурной идентичности
участников коммуникации.,и
механизмом обогащения
культуры.
Организация и методика исследования. Комплексное исследование
осуществлялось в три этапа на протяжении
17 лет. Исследовательским
полем диссертационной
работы послужило
художественное
пространство
современной культуры и
информационно-коммуникационные
процессы и
явления, происходящие
в ней. Диссертационное исследование
проводилось
на избранном
материале отечественного
и зарубежного
изобразительного
искусства в
хронологическом
диапазоне от 1900-х
годов и
до новейшего
времени –-
2007 года.
На первом этапе (1990-1996 гг.) изучался
феномен социальных коммуникаций, социологические
признаки и характеристики субъектов
коммуникативной деятельности в социально-культурной
сфере, механизмы формирования социально-коммуникационных
процессов в предпринимательстве и менеджменте
различных организаций и учреждений культуры.
Результаты данного этапа нашли свое отражение
в широком круге публикаций. Одним из итогов
исследования стала подготовка и защита
в 1991 году кандидатской диссертации по
проблемам социального портретирования.«
На втором этапе (1996-
– 2000 гг.) была сформирована программа
фундаментального исследования коммуникаций
в сфере культуры на основе, которой изучены
ценностно-нормативные и информационные
аспекты коммуникаций в информационном
и художественном пространстве
культуры ХХ века. Этап завершился
серией публикаций по проблемам теории
и практики использования коммуникаций
в современной социально-культурной сфере.
На третьем этапе (2000-2007 гг.)
проанализирован феномен социокультурной коммуникации
в её информационно-ценностном
плане, сущность и функции коммуникационных
систем в информационном и художественном
пространстве культуры ХХ-ХХI1
века, разработаны основы концепции аксиологической
коммуникологии художественной
культуры. На базе этого материала было
осуществлено теоретико-методологическое
обоснование информационно-аксиологического
анализа коммуникационных процессов
и явлений в современной
художественной
культуре. Опубликованы монография «Коммуникации
– Ценности – Культура (опыт информационно-аксиологического
анализа)», СПб.: Астерион, 2006. – 248 с. (15,5
п.л.) и статьи в целом ряде изданий, в том
числе, входящих в перечень рекомендованный
ВАК.
Информация о работе Феномен социокультурной коммуникации в современной художественной культуре