Феномен социокультурной коммуникации в современной художественной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:42, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется тем, что. В в современном мире феномен коммуникации проявляется как одинним из важнейших и фундаментальных компонентовв системы глубинных,е имманентных связей человека с природой, культурой и обществом. Культура и человеческие взаимоотношения коммуникативны по своей природе, но коммуникационные явления и процессы полиструктурны и полимодальны в динамике своего формирования и развития, поэтому требуют глубокого и тщательного изучения в контексте сложившейся современной социокультурной ситуации.

Файлы: 1 файл

Феномен социокультурной коммуникации в современной художественно.doc

— 539.00 Кб (Скачать файл)

В своей интенции постоянно расширять границы, искусство ХХ и особенно ХХI века охотно вступает в контакт с наукой и техникой, политикой и философией. Временами это приводит к впечатляющим концепциям и результатам. Можно утверждать, что искусство – это реальная действительность, преобразованная чувствами, т.е. это мышление образами. Такова доминанта художественного познания в культуре, информационно-аксиогенное реальное пространство которой составляют социокультурные коммуникации. Наука же, – это преобразование реальной действительности разумом, интеллектом. Такова доминанта рационального познания в культуре.

Сегодня всё чаще наука использует чувства, а искусство – разум и они становятся креативно-коммуникативными. Сочетание и пересечения этих коммуникативно–когнитивных процессов и семантико–семиотических полей существенно влияют на современные науку и искусство, иногда кардинально – порождая на точках их роста и границах рационального и художественного знания новые науки и современные виды искусства.

Близость их создает новые способы рационального и художественного познания Вместе с тем, нельзя считать искусство сферой лишь эмоций и чувств, т.е. сферой только субъективного. Искусство столь же объективно, как наука, и если наука имеет дело с физическими закономерностями, то искусство формирует духовные законы.

Искусство ХХ-ХХI веков, отходя от ценностных принципов, подчас становится иррациональным (абстракционизм, сюрреализм, супрематизм), тем самым, утрачивая свою коммуникативную функцию. Потому что мысли и чувства художника должны быть понятны людям, воспринимающим искусство. Главная цель социокультурной коммуникации – понимание. Непонятая мысль и чувства художника или непонятое художественное произведение – это несовершенная или несостоявшаяся коммуникация в художественной культуре. Главное же заключается в передаче одним людям, посредством искусства, идей и чувств других людей, реализуя имманентную коммуникативную функцию искусства. Весьма продуктивным в исследовании социокультурной коммуникации современной художественной культуры может стать предлагаемый нами информационно --аксиологический анализ.

В условиях развития современного художественного пространства  решающими факторами его формирования становятся коммуникационные и информационные процессы, особенно, бурно развивающаяся в настоящее время система телекоммуникаций, компьютерных и других современных технологий, в том числе и глобальные информационные сети. Глобальные информсети остаются пока достоянием лишь коммуникационно-инкультурированной части российского общества и недоступны для многих. Сегодняшняя эпоха это эпоха утраченной простоты, девальвации слова (У. Эко), различия письменной и экранной культуры.

В настоящее время начинает доминировать не концептуально-рациональный подход к восприятию культурных ценностей, а их образное восприятие, но понимаемое не только в рамках гештальтпсихологии. Образ» сегодня становится наивысшей  концентрацией любой идеи научной, политической, религиозной, культурной, художественной и иной. Наблюдается интенсивный переход от традиционной линеарной к экранной культуре, основой которой и служит коммуникационный образ, то есть меняется парадигма восприятия информации, когда главным становится именно образ.

Современные исследователи отмечают, что сейчас знак, как основа текста стал недостаточным для художественного отображения реального объекта. Компьютерная графика, виртуальное искусство, мультипликация, мультимедийные технологии это те приметы образной системы, которые подтверждают неслучайность движения к нелинейности отображения информации, стремлении к многозначности форм её представления о мире (Г.Ф.Гордукалова). Этот процесс должен весьма благоприятно сказаться на развитии гуманитарной и художественной культуры, поскольку в произведениях искусства, именно, художественный образ – главная их составляющая. Электронные возможности отображения информации способствуют развитию новых форм художественных коммуникаций на основе сетевых ресурсов.

Важным фактором формирования современного художественного пространства и арт-рынка является участие в художественной и маркетинговой коммуникациях всех его агентов. Вместе с тем, при «перемещении» искусства в «Интернет», во многом меняются их роли. В частности, художник становится не только создателем произведения искусства, но коммуникантом и реципиентом различных видов информации. Арт-дилер   не столько эксперт или судья, сколько помощник художника, его соратник, проводник эстетической и маркетинговой информации. Произведение искусства не только художественный артефакт, товар, но и социокультурная коммуникация, позволяющая связать в единое художественно-коммуникационное пространство ресурсы глобальных информационных сетей. Однако следует учитывать специфику виртуального пространства, не позволяющего во всей полноте представить художественные особенности выбранного произведения. Требуется, в конечном итоге непосредственный контакт зрителя с произведением искусства. Презентация художников и их работ в «Интернете»  формирует новую идеологию «сетевого художника», «сетевого арт-дилера» и поведение «сетевого реципиента» виртуального искусства.

На основе теоретико-методологического анализа коммуникационных явлений, структур и процессов в современной художественной культуре и предложенного в диссертации информационно-аксиологического анализа была разработана теоретическая информационно-аксиогенная модель коммуникативного пространства современной художественной культуры, позволяющая проанализировать, обосновать и репрезентировать аксиогенную природу информационно-коммуникационных процессов и явлений в контексте современной культуры.

Разработанная концептуальная информационно-аксиогенная модель отражает:

а) характеристику устойчивых аксиогенных доминант, составляющих  информационно-коммуникационное пространство современной художественной  культуры;

б) содержание, специфику и социокультурные формы реализации информационно-коммуникационных процессов на основе системы жанров социокультурных коммуникаций для трансляции культурных ценностей в информационно-аксиогенном пространстве современной художественной культуры.

Для построения системы социокультурных коммуникаций использованы жанровые структуры, существующие в художественной культуре, как архетипическая основа. Жанры художественной культуры достаточно разнообразны. Понятие «жанр», с французского – genre, означает род, вид и поэтому, именно оно было взято в качестве названия системообразующей основы для социокультурных коммуникаций в современном пространстве художественной культуры.

В русском искусстве, – писал Н.В.Гоголь, – «жанры всегда путали». Это было отмечено им в поэме «Мёртвые души», которая, как известно, совсем не поэма, а скорее, как он и сам это понимал, особого рода лирико-эпический роман, если не полноценный эпос русской жизни того времени (курсив мой – В.Г.).

Культура держится на иерархии ценностей, норм и традиций. Любая же современная культурная акция связана с нетрадиционными формами и тяготеет к авангарду, «симулякрам» постмодернизма или к иным еще не узнанным и непривычным репрезентациям художественной культуры. Нетрадиционность – это реакция на традиции, она вторична по отношению к традиции. В культуре, если начинают доминировать нетрадиционные начала – они разрушают национальный «генотип» культуры.

Социокультурная коммуникация как особый аксиогенный фильтр обладает ценностной структурой. Ценностный фильтр социокультурной коммуникации несет в себе некую сакральность. Сакральность же, можно рассматривать как этико-аксиогенный аспект социокультурной коммуникации. В сообществе людей на этом основывается мир живых смыслов. Это язык символов. За символом всегда стоит некая история, культурная ассоциация, текст. В символическом языке нет вариативности текста, он инвариантен. Образ динамичен, он есть вариативная, бесконечная незавершенность. Социокультурная коммуникация – это трансляция культурных ценностей в виде жанровых структур и их модификаций в системе хронотопов.

Жанр, по образному выражению М.М.Бахтина, – это «память искусства». Ценность проявляется как генетическая структура, память культуры. Механизм же памяти всегда связан с отбором, а отбор, по своей природе, ценностный процесс. Ценностна ли сама коммуникация, в социокультурном пространстве ? Отвечая на этот ключевой вопрос, заметим, что отличительные особенности социально-культурных коммуникаций заключаются в самих их субъектах, взаимодействие которых является осмысленным, ценностным процессом, т.е. эти коммуникации, несомненно аксиогенны или ценностнообразующие.

Жанровая классификация социокультурных коммуникаций может быть основана на их ценностной, аксиогенной природе. В современном искусствознании жанр определяется как исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения. В нашем представлении жанр есть конвенциональная система смыслов в сфере художественной культуры, конвенция смыслов. Художественная культура избрана нами как система социокультурных коммуникаций с четкими ценностными характеристиками.

Сегодня выделяется три рода коммуникации или, в нашей интерпретации, жанров коммуникации: 1.Устная коммуникация. 2.Документальная коммуникация. 3.Электронная коммуникация. (А.В.Соколов).

На основании предпринятого нами информационно-аксиологического анализа была выстроена принципиально новая типология жанров социокультурных коммуникаций по их ценностным признакам для последующего их использования и интерпретации в сфере художественной культуры.

С позиции информационно-аксиологического анализа предлагается следующая типология жанров социокультурных коммуникаций (СКК) по способам распространения информации в пространстве современной художественной культуры:

1.Линейные СКК. 2.Диффузионные СКК. 3.Волновые СКК. 4.Диссонансные СКК. 5.Аберрационные СКК. 6.Симультанные СКК. 7.Адиабатические СКК. 8.Адаптивные СКК. 9.Итеративные СКК. 10.Альтернативные СКК. 11.Циклические СКК. 12.Амбивалентные СКК.

Художественный жанр является носителем конкретного содержания, информационного сообщения и обладает знаковой, семантико-семиотической ценностью, становясь своеобразным аксиогенным фильтром. Информация, несомненно, обладает ценностным вектором. Следовательно, информационно-коммуникационный канал может и, чаще всего, обладает ценностью.

По изначальной своей природе жанры не что иное, как тип социального поведения человека, тип контактов человека в обществе, т.е. жанры социокультурной коммуникации. Жанр – это готовый к использованию тип нашего отношения к окружающей жизни, выраженный в акте культурной деятельности, в слове, в текстах культуры, в произведениях искусства. Разновидности культурного пространства, ресурсов и системы социокультурных коммуникаций и являются не чем иным как жанрами. Как и культура в целом, жанровые «паттерны» передаются от поколения к поколению через систему социокультурных коммуникаций в их семантико-семиотической репрезентации.

Цель нашего научного поиска – нахождение таких механизмов передачи информации в системе жанров социокультурных коммуникаций, которые бы давали возможность качественного, ценностного отбора полезной информации отвлекаясь от информационнго шума, т.е. создания своеобразного аксиогенного фильтра. Таким механизмом, на наш взгляд, может стать система художественных хронотопов социокультурных коммуникаций.

Хронотоп может рассматриваться как присущая событию или состоянию субъекта пространственная и временная определенность, оформленность и жанровая завершенность (В.И.Щукин).

Понятие «художественный хронотоп» вполне можно использовать и для обозначения пространственно-временных характеристик художественных произведений в системе социокультурных коммуникаций современной художественной культуры.

Социокультурные коммуникации реализуясь в пространстве художественной культуры наполнены событиями, хронотопная оформленность которых детерминируется локусом.

В диссертации предпринята попытка выявить логику отношений в информационных потоках выделенных жанров СКК и когда информационные потоки вступают в определенные взаимодействия, то выстраивается особая ценностная иерархия. И здесь главное, что сама коммуникация ценностна и от характера связи может меняться результат. Например, если изначально информационный мотив обладает ценностными параметрами, то вероятность разворота во все названные жанровые формы вполне возможна. И наоборот, если изначально информационный посыл ложен, он может стать своеобразным информационным «вирусом» способным разрушить всю социально-коммуникационную систему в рамках информационно-коммуникационного императива конкретного времени. В лоне современной художественной культуры возникает опасность непонимания разрушения национальной культурной традиции, но тем самым возрастает ценность традиции, как таковой. Традиция - это есть некая «рама» жизни и культуры, а состояние культуры в течении времени различно. Один и тот же факт может быть передан по разным коммуникационным каналам и ценностный разворот его может быть самым разным – назовем этот процесс «коммуникативной мультифактуальностью».

В Заключении подводятся общие итоги диссертационного исследования, основное содержание которых сводится к следующим позициям.

В ходе диссертационной работы удалось в той или иной степени решить все поставленные задачи, проверить меру подтверждения исходной теоретической гипотезы, оценить валидность и универсальность разработанной и апробируемой методологии на основе использования информационно-аксиологического анализа и определить его познавательный потенциал в исследовании коммуникационных процессов и явлений современной художественной культуры.

Информация о работе Феномен социокультурной коммуникации в современной художественной культуре