Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:42, автореферат
Актуальность темы исследования определяется тем, что. В в современном мире феномен коммуникации проявляется как одинним из важнейших и фундаментальных компонентовв системы глубинных,е имманентных связей человека с природой, культурой и обществом. Культура и человеческие взаимоотношения коммуникативны по своей природе, но коммуникационные явления и процессы полиструктурны и полимодальны в динамике своего формирования и развития, поэтому требуют глубокого и тщательного изучения в контексте сложившейся современной социокультурной ситуации.
Для социокультурной коммуникации, прежде всего, важен смысл обмениваемых сообщений, представленных различными знаковыми и незнаковыми системами. В процессе коммуникации некоторая часть смысла неминуемо теряется и важно знать закономерности семантической коммуникации, чтобы регулировать эти потери или искажения смысла. Смысл тесным образом связан с ценностью социокультурной коммуникации – центральным вопросом данного диссертационного исследования.
Социокультурные коммуникации могут осуществляться
на основе самых разнообразных знаков
и знаковых систем: звуки речи, письменные
и печатные буквы и цифры, графики, картины,
эскизы, жесты и мимика, бесчисленное множество
эмпирических знаков, эмблем, ярлыков,
позволяющих человеку добиваться какой-то
степени координации и согласования с
другими людьми. Говоря о знаковой природе
коммуникации, мы неминуемо приходим к
диалогическому или коммуникативному
характеру познания и знания, как результата
познавательного процесса в науке и искусстве.
Идеи выражаются в знаковой форме. Точно
и ярко это отметил ещё Дж.Локк, подчеркнув,
что «знание –
это восприятие отношений между идеями».
Следовательно, познание это процесс тесно
связанный со знаковой коммуникацией.
Более того, поскольку идеи выражаются
в знаковой форме, т.е. в коммуникации присущей
и доступной лишь людям, то знание есть
результат социокультурнойальной
коммуникации. Знание –
это Универсум Культуры, поэтому можно
уверенно говорить о коммуникативной
основе культуры.
В параграфе 2.3. «Социально-коммуникационные
центры в информационно-аксиогенном пространстве
современной культуры» на примере современных художественных
галерей, библиотек, музеев, рассматривается
специфика их социально-коммуникативной
деятельности, а сами они оцениваются
как учреждения нового типа, сочетающие
в себе информационные и коммуникационные
функции, как центры информационного взаимодействия
и общения людей, т.е. как социально-коммуникационные
центры (СКЦ). Под системой социокультурныхальной коммуникаций нами понимается универсальная информационно-коммуникационная
синергетическая система субъектного
взаимодействия в социальном пространстве
культуры, на основе коммуникативно-познавательных
процессов обмена, хранения, освоения
и трансляции культурных ценностей. Художественные
галереи, библиотеки, музеи, издательства,
книжные магазины, клубы, парки и другие
учреждения системы культуры и художественной
культуры, в частности, являясь социокультурными
институтами, имеющими дело с социальной
информацией и людьми, органично вписываются
в общую систему социокультурных альнойкоммуникаций.
Эта система представляет собой совокупность
социальных институтов, основной функцией
которых является обеспечение социальной
информацией с помощью различных видов
социокультурных коммуникаций всех членов
общества.
Третья глава
«Социокультурная
коммуникация как информационно--аксиогенный
феномен современной художественной культуры»
посвящена
рассмотрению
и решению
проблем
рассогласования
глубинных ценностных
доминант и
их сегодняшних
воплощений в
художественно-коммуникационном
пространстве. В
ней рассматриваются
информационно-аксиогенные аспектыам
социокультурной коммуникации; характеризуются
информационно-
-коммуникационные
процессы и
явления в
современной зарубежной и отечественной
художественной культуре и предлагается
на основе информационно-
-аксиологического
анализа коммуникационных
явлений, структур
и процессов
в культуре
ХХ-ХХI века
теоретическая
модель информационно-
-аксиогенного
пространства
современной художественной
культуры.
Исследовательским
полем диссертационной
работы послужило
художественное
пространство
современной художественной
культуры и
информационно-
-коммуникационные
процессы, происходящие
в нем. Изучение проводилось
на избранном
материале отечественного
и зарубежного
искусства, в
основном изобразительного
искусства (живописи
и ряда нетрадиционных
жанров и
видов – различные арт-объекты,
инсталляции,
перформансы, хеппенинги и т. п.)
– в хронологическом
диапазоне от 1900-х
годов и
до новейшего
времени –- 2007года. В диссертации
сочетаются диахронический
и синхронический
планы исследования.
В параграфе 3.1. «Аксиогенные особенности информационно-коммуникационных процессов в зарубежной художественной культуре» отмечается, что основу культуры ХХ и ещё более ХХI века, составляют, с одной стороны – дискретность, разорванность коммуникационных процессов и явлений, людское отчуждение, а с другой стороны – парадокс вселенской связи телекоммуникаций Интернета и состояния Мира как «глобальной деревни». Всё это самым странным, неожиданным и причудливым образом влияет на жизненно важные функции культуры и искусства и, в первую очередь, социально-коммуникативную функцию современной художественной культуры.
Этим понятием условно обозначается вся совокупность искусств, художественной и пост-художественной деятельности XX в. и ее результаты. Специфика художественной культуры XX в. в отличие от предшествующих периодов заключается в ее принципиальном переходном характере, выражающем суть глобального переходного процесса в культуре XX в. в целом, одной из главных частей которой она и является (В.Бычков). Художественная культура также рассматривается с позиций информационного и ноосферного подходов (А.С.Дриккер, Т.Н.Суминова) как «инфосфера» и «артосфера», включающая в себя самые различные традиционные и современные виды искусств и арт-практик.
С позиций предлагаемого информационно-
-аксиологического
анализа художественная культура
трактуется нами как результативная продуктивно-репродуктивная
деятельность по созданию её субъектами
(индивидами, социальными группами и обществом
в целом), художественных ценностей и анти-ценностей
транслируемых в информационно--аксиогенном
пространстве культуры с помощью системы социокультурных коммуникаций
В ХХ веке возникает совершенно новый тип художественной культуры. Он связан со многими обстоятельствами в социальной и эстетической сферах. Во-первых, огромное влияние на мировую культуру оказала европейская художественная традиция, что позволяет в очередной раз говорить об «европеизации» мировой культуры в первой половине ХХ века. В свою очередь европейская культура обогатилась культурными традициями разных народов и именно на рубеже XIX–XX вв. в европейском искусстве произошли существенные изменения под влиянием первобытных, архаичных, традиционных культур, культур восточных стран и т.д. Во второй же половине ХХ столетия более сильным оказалось влияние на мировые художественные процессы культуры США (В.С.Турчин).
Немаловажно подчеркнуть, что существенное влияние на художественную культуру ХХ столетия оказало разделение культуры на массовую и элитарную. Более того, если в первой половине века элитарная культура находилась в авангарде, то к концу столетия эти позиции она уступила массовой культуре. Элитарная художественная культура перешла либо к абсолютной автономии, либо к стиранию границ между элитарной и массовой. Изменение стиля жизни, мировоззрения и формирования новых философский теорий способствовало появлению таких направлений в искусстве как авангард и модернизм, существенным образом, повлиявшим на традиционные формы искусства.
В искусстве ХХ века начинает формироваться новая система художественных коммуникаций, основанная не только на традиционном восприятии художественного образа через непосредственный контакт с оригинальным художественным произведением, но и на восприятии художественной вербальной информации через теоретический или критический текст, или же через контакт зрителя с автором, причем не межличностный, а медиальный – опосредованный СМК.
Искусство в ХХ веке во многом утрачивает миметическую функцию, превращаясь зачастую в некий текст, несущий информацию от художника к зрителю, когда важен не сам артефакт, а определенный контекст, в который погружено произведение. Традиционные критерии оценки произведения, используемые до ХХ века, размываются и видоизменяются.
Создавая мир «второй реальности», искусство становится для человека источником жизненного опыта, специально организованного, продуманного и оцененного с точки зрения подлинных смыслов и ценностей. Поэтому в структуре духовных отношений оно осуществляется с помощью системы художественных коммуникаций. Важные функции формирования и внедрения норм и ценностей, смыслов и знания, необходимых не только для полноценной жизни общества, как это было ранее, а для репрезентации социальных субъектов и, даже зачастую, манипулирования их сознанием реализуются с помощью социокультурных коммуникаций.
Все искусство ХХ века окружено плотной оболочкой текстов: программы, эссе, статьи и воспоминания, но для современной художественной культуры не столь важными уже становятся культурные тексты, артефакты или художественные объекты. Главное – это сам художник, как средство и выражение своей, а иногда и чужой художественной идеи. Желание увидеть необычное в обычном. Отсюда появление всех необычных объектов современного искусства – инсталляции, перформансы, хепенинги, боди-арт, динамические и виртуальные модели. Переоценка всех ценностей именно в художественной культуре осуществляется наиболее радикально.
В параграфе 3.2. «Информационно-
Российская художественная культура ХХ столетия имеет свои отличия от зарубежной, благодаря особым историческим и социальным условиям, в которых она развивалась. Особую роль в мировом художественном процессе сыграл «русский авангард», создавший новую систему коммуникаций. Русский авангард стал выдающимся явлением в художественной культуре ХХ века, повлиявшим на многие сферы жизни. Безусловно, под влиянием теоретических трудов, манифестов, деклараций и, собственно, творчества представителей авангардного искусства складывались и новые принципы понимания художественных произведений, основанные преимущественно на современных формальных методах. Художественная культура как особая форма деятельности сопрягает в себе и познавательную, и оценочную, и обозначающую, и коммуникативную функцию.
Одной из наиболее мощных форм социокультурных коммуникаций ХХ - ХХI века становится художественная критика. Критик такой же представитель художественного сообщества, как и художник. Он – по существу, куратор, арт-менеджер, арт-дилер, коллекционер. Роль критика именно в ХХ столетии возрастает и становится определяющей в системе художественных коммуникаций.
Немалую роль в формировании новой системы художественных коммуникаций сыграли не только собственно художники и искусствоведы, но философы и писатели. Само время будто подготовило почву для возникновения новых форм искусства и теоретических учений о нем и новых социокультурных коммуникаций. Современное искусство нуждается в комментарии, причем комментарий не обязательно должен что-либо объяснять, он скорее легитимизирует произведение. Критик с одной стороны пытается судить об искусстве от имени публики, а с другой – критиковать общество от имени искусства. Таким образом, без его действий становится невозможной художественная коммуникация(Б. Гройс).
Все виды искусства, объединяясь, образуют сеть художественных конвенций. Оригинальность произведения ограничивается художественным кодом или стилем, который доминирует в данную эпоху и в данном обществе, в частности, в российском, – классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, авангард, соцреализм, поп-арт, сюрреализм, соц-арт, концептуализм, contemporary art и другие.
Современное искусство России переживает совершенно новый этап, связанный с изменением всей социокультурной ситуации в стране, с влиянием новейших технологий на культуру и становлением и развитием арт-рынка. Рыночные законы диктуют свои условия как художникам, так и критикам, занимающимся проблемами современного искусства. Российское изобразительное искусство развивается сейчас в совершенно иной стране с возникающими в ней новыми демократическими и рыночными ценностями. Одной из острых проблем, в связи с этим, становится – формирование критериев оценки произведений искусства в новой системе социокультурных коммуникаций и художественных координат.
В параграфе 3.3. «Основные тенденции развития
информационно-коммуникационных процессов
в аксиогенном пространстве современной
художественной культуры» прослеживаются
важнейшие направления зарождения, формирования
и развития новейших и уже существующих
жанров современной художественной
культуры в её информационно-аксиогенном
пространстве. Важно
то, что современная
художественная
культура
все время
воспроизводит
– то буквально, то
иносказательно
– некий
текст, являющийся
его параллельной
подосновой, попыткой
объяснения и
саморефлексии,
субструктурой,
сама являясь
системой культурных
текстов.
Информация о работе Феномен социокультурной коммуникации в современной художественной культуре