Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:42, автореферат
Актуальность темы исследования определяется тем, что. В в современном мире феномен коммуникации проявляется как одинним из важнейших и фундаментальных компонентовв системы глубинных,е имманентных связей человека с природой, культурой и обществом. Культура и человеческие взаимоотношения коммуникативны по своей природе, но коммуникационные явления и процессы полиструктурны и полимодальны в динамике своего формирования и развития, поэтому требуют глубокого и тщательного изучения в контексте сложившейся современной социокультурной ситуации.
Сложность объекта исследования и характер решаемых задач определили специфику и разнообразие методов исследования, включающих: логико-теоретический, историко-гносеологический, структурно-функциональный и компаративный анализ, системный и синергетический подходы, моделирование, социологические и социально-психологические методы изучения социокультурной среды, в их числе – социометрический анализ, метод репертуарных решёток и ряд других научных методов, а также предлагаемый автором информационно-аксиологический анализ, научно обоснованный и апробированный в ходе диссертационного исследования и реальной художественной жизни.
Основу предлагаемой в диссертации концепции аксиологической коммуникологии художественной культуры составляет информационно-аксиологический анализ социокультурных коммуникаций в современной художественной культуре.
На защиту выносятся:
1. Концепция аксиологической коммуникологии художественной культуры, основу которой составляет аксиогенно-коммуникативная парадигма формирования культуры, состоящая в рассмотрении информационно-коммуникационных процессов как основы формирования аксиогенного пространства современной художественной культуры. Эта концепция является теоретико-методологической базой исследования формирования и функционирования социокультурной коммуникационной системы современного российского общества.
2. Социокультурная коммуникация как информационно-аксиогенный феномен современной художественной культуры, определяемая как универсальная информационно-коммуникационная синергетическая система субъектного взаимодействия в социальном пространстве культуры на основе коммуникативно-познавательных процессов обмена, хранения, освоения и трансляции культурных ценностей в их духовном выражении и материальном воплощении.
3. Информационно-аксиологический анализ, как теоретико-праксеологическая основа исследования формирования и функционирования социокультурной коммуникационной системы современной художественной культуры позволяющий:
1) определить основные информационно-ценностные характеристики социокультурной коммуникации в современной культуре;
2) выявить отличия социокультурной коммуникации как информационно-аксиогенного феномена от близких ей явлений в современной художественной культуре;
3) интерпретировать по-новому понятие и сущность социокультурной коммуникации как информационно-аксиогенной системы и использовать её идентификационные признаки для объяснения коммуникационных явлений и реализации информационно-коммуникационных процессов происходящих в современной художественной культуре;
4) выявить социально-интеграционные и информационно-аксиогенные функции социокультурной коммуникации в современной сфере художественной культуры;
5) дать характеристику художественной культуры в её эстетических аксиогенных срезах информационно-коммуникационной реальности, как структуры информационно-художественного пространства современной культуры;
6) теоретически обосновать и выдвинуть новую концепцию аксиологической коммуникологии художественной культуры;
7) практически исследовать на основе нового методологического инструментария информационно-аксиогенные процессы формирования и функционирования социокультурной коммуникационной системы современной художественной культуры..
4. Идентификация и характеристика важнейших социально-кулътурных и информационно-аксиогенных факторов и условий, определяющих содержание, формы и особенности проявления художественной культуры. Это является основой выработки способов реализации социокультурной коммуникации в аксиогенном пространстве современной художественной культуры. Выделены следующие факторы и условия:
1) системный кризис современной российской культуры, разрушающий социально-культурную преемственность поколений и стимулирующий нетрадиционные для российской художественной культуры стили и способы индивидуальной самореализации художников и реципиентов искусства, выступающие компенсаторно-адаптивным механизмом современной российской художественной культуры;
2) невнятная государственная идеология и культурная политика, существенно влияющие на мировоззрение, аксиологическую основу, ценностную ориентацию и социально-культурную идентификацию субъектов современной российской художественной культуры;
3) социальная и культурная маргинальность современной художественной культуры, но вместе с тем, парадоксально широкая её включенность в общественные отношения и институты, в силу действия, на наш взгляд, следующих причин:
- примитивизации формы и содержания художественной культуры, при видимой усложненности самих художественных репрезентаций (реди-мейд, боди-арт, инсталляции и т.п.);
- массовизации художественной деятельности (перформансы, хеппенинги, буккроссинг и другие арт-акции);
- технизации, компьютеризации и виртуализации художественных процессов появления web-галерей и web-сайтов как составляющих виртуального художественного пространства;
- преобладания манипулятивных видов искусства, его медиация (масс-медиа, медиа-искусство);
- изменения социокультурного целевого назначения произведений искусства и снижения их эстетических критериев;
- доминирования массовой культуры над элитарной;
- отсутствия концептуально обоснованной художественной политики, имеющей четко выраженные приоритеты, соответствующие ключевым проблемам социально-культурной интеграции современного российского художественного сообщества.
5. Информационно-аксиогенная основа жанровой системы социокультурных коммуникаций в художественном пространстве современной культуры.
6. Базовая концептуальная информационно-аксиологическая модель системы социокультурных коммуникаций в современной художественной культуре.
7. Типология жанров социокультурных коммуникаций по их аксиогенным признакам и способам распространения информации для трансляции культурных ценностей в пространстве современной художественной культуры;
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что исследование феномена социокультурной коммуникации как проблемы теории и практики культуры дает возможность нового осознания этого процесса с позиций современной культурологии. Выявлены, проанализированы и раскрыты характеристики социокультурной коммуникации как явления в современной художественной культуре, специфика генезиса и основные функции; систематизирован понятийный аппарат по коммуникативной проблематике; в научный оборот введен большой объём фактологического материала по современной художественной культуре.
Предпринятое исследование вносит определенный вклад в систематизацию знаний о социокультурной коммуникации как феномене современной художественной культуры, что позволяет анализировать коммуникацию как фактор социокультурной динамики. Исследование расширяет теоретическую и эмпирическую базу для информационно-аксиологического анализа коммуникационных процессов и явлений в пространстве современной художественной культуры.
Практическая значимость:
1. Теоретические и практические результаты проведенного исследования могут быть использованы в практической деятельности современных социально-коммуникационных центров при разработке целевых культурных программ, а также при разработке методических материалов для реальной работы художественных галерей, библиотек, музеев, клубов, парков, издательств, книжных магазинов и других учреждений культуры.
2. Научные результаты, полученные диссертантом в ходе работы, могут быть использованы и при дальнейшем исследовании данной проблематики, а также при разработке учебных курсов в вузах, готовящих специалистов по специальностям коммуникационного цикла.
3. Разработанная методическая и праксеологическая база информационно-аксиологического подхода позволяет использовать её для построения коммуникационных моделей в иформационно-аксиогенном пространстве современной художественной культуры.
Достоверность результатов диссертационной работы обеспечена применением совокупности научных методов, адекватных проблемам диссертационного исследования, системно – синергетическим подходом и информационно-аксиологическим анализом объекта и предмета исследования, научной доказательностью и объективностью фактологического материала, представленного в диссертации.
Апробация исследования и внедрение результатов в практику проводилось по ряду направлений, включающих: 1) публикацию основных результатов исследования в печати (опубликовано 29 работ, общим объемом 32 п.л.); 2) выступления на международных, межвузовских научно-теоретических и научно-практических конференциях; 3)доклады и лекции для работников учреждений культуры, досуга, образования и региональных органов управления культурой, 4) разработку программ поддержки и развития социокультурной и социально-коммуникативной деятельности для различных регионов РФ (Алтайский и Красноярский края, Кемеровская и Томская области); 5) проведение инновационных деловых игр по разработке социокультурных региональных программ, а также обучающих игр, брейнстормингов, кейс-стади, социометрического анализа, использования метода репертуарных решёток (Красноярский край, Кемеровская область, Томская область, Республика Саха (Якутия), Казахстан); 6) разработку программы профессионального кадрового клиринга для вузов культуры и искусств; 7) использование материалов и выводов исследования в учебном процессе по коммуникативным дисциплинам в гуманитарных вузах по следующим курсам: «Основы теории коммуникации», «Коммуникационный менеджмент», «Теория и практика социокультурного менеджмента», «Организационная культура», «Информационная культура», «Теория и практика связей с общественностью».
Научная новизна исследования определяется, интердисциплинарным, системно-синергетическим, многоаспектным исследованием феномена социокультурной коммуникации в художественной культуре как объекта культурологии на основе принципиально нового. ранее не используемого информационно-аксиологического анализа и может быть сформулирована следующим образом:
информационно-аксиогенную функцию художественной культуры;
Структура работы. Цель, задачи и характер исследования определили логику и последовательность изложения материала. Диссертация включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы - 587 наименований. Общий объем диссертации - 347 с.
ПII. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования,
дается характеристика его теоретической
базы и исходных методологических принципов,
степени изученности проблемы, формулируются
объект и предмет научного анализа, гипотезы,
определяется
терминологическое поле исследования.
В первой главе «Коммуникация как социокультурный феномен» анализируются проблемы генезиса и теоретико-методологические подходы к изучению социокультурной коммуникации, рассматриваются и оцениваются феноменологические и культурологические основания социально-коммуникативной деятельности и информационно-коммуникационная картина современного мира культуры, определяются методологические основы информационно-аксиологического подхода к социокультурной коммуникации.
Информация о работе Феномен социокультурной коммуникации в современной художественной культуре