Феномен социокультурной коммуникации в современной художественной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:42, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется тем, что. В в современном мире феномен коммуникации проявляется как одинним из важнейших и фундаментальных компонентовв системы глубинных,е имманентных связей человека с природой, культурой и обществом. Культура и человеческие взаимоотношения коммуникативны по своей природе, но коммуникационные явления и процессы полиструктурны и полимодальны в динамике своего формирования и развития, поэтому требуют глубокого и тщательного изучения в контексте сложившейся современной социокультурной ситуации.

Файлы: 1 файл

Феномен социокультурной коммуникации в современной художественно.doc

— 539.00 Кб (Скачать файл)

Сложность объекта исследования и характер решаемых задач определили специфику и разнообразие методов исследования, включающих: логико-теоретический, историко-гносеологический, структурно-функциональный и компаративный анализ, системный и синергетический подходы, моделирование, социологические и социально-психологические методы изучения социокультурной среды, в их числе – социометрический анализ, метод репертуарных решёток и ряд других научных методов, а также предлагаемый автором информационно-аксиологический анализ, научно обоснованный и апробированный в ходе диссертационного исследования и реальной художественной жизни.

Основу предлагаемой в диссертации концепции аксиологической коммуникологии художественной культуры составляет информационно-аксиологический анализ социокультурных коммуникаций в современной художественной культуре.

На защиту выносятся:

1. Концепция аксиологической коммуникологии художественной культуры, основу которой составляет аксиогенно-коммуникативная парадигма формирования культуры, состоящая в рассмотрении информационно-коммуникационных процессов как основы формирования аксиогенного пространства современной художественной культуры. Эта концепция является теоретико-методологической базой исследования формирования и функционирования социокультурной коммуникационной системы современного российского общества.

2. Социокультурная коммуникация как информационно-аксиогенный феномен современной художественной культуры, определяемая как универсальная информационно-коммуникационная синергетическая система субъектного взаимодействия в социальном пространстве культуры на основе коммуникативно-познавательных процессов обмена, хранения, освоения и трансляции культурных ценностей в их духовном выражении и материальном воплощении.

3. Информационно-аксиологический анализ, как теоретико-праксеологическая основа исследования формирования и функционирования социокультурной коммуникационной системы современной художественной культуры позволяющий:

1) определить основные информационно-ценностные характеристики социокультурной коммуникации в современной культуре;

 

2) выявить отличия социокультурной коммуникации как информационно-аксиогенного феномена от близких ей явлений в современной художественной культуре;

 3) интерпретировать по-новому понятие и сущность социокультурной коммуникации как информационно-аксиогенной системы и использовать её идентификационные признаки для объяснения коммуникационных явлений и реализации информационно-коммуникационных процессов происходящих в современной художественной культуре;

4) выявить социально-интеграционные и информационно-аксиогенные функции  социокультурной коммуникации  в современной сфере художественной культуры;

5) дать характеристику художественной культуры в её эстетических аксиогенных срезах информационно-коммуникационной реальности, как структуры информационно-художественного пространства современной культуры;

6) теоретически обосновать и выдвинуть новую концепцию аксиологической коммуникологии художественной культуры;

7) практически исследовать на основе нового методологического инструментария информационно-аксиогенные процессы формирования и функционирования социокультурной коммуникационной системы современной художественной культуры..

4. Идентификация и характеристика важнейших социально-кулътурных и информационно-аксиогенных факторов и условий, определяющих содержание, формы и особенности проявления художественной культуры. Это является основой выработки способов реализации социокультурной коммуникации в аксиогенном пространстве современной художественной культуры. Выделены следующие факторы и условия:

1) системный кризис современной российской культуры, разрушающий социально-культурную преемственность поколений и стимулирующий нетрадиционные для российской художественной культуры стили и способы индивидуальной самореализации художников и реципиентов искусства, выступающие компенсаторно-адаптивным механизмом современной российской художественной культуры;

2) невнятная государственная идеология и культурная политика, существенно влияющие на мировоззрение, аксиологическую основу, ценностную ориентацию и социально-культурную идентификацию субъектов современной российской художественной культуры;

3) социальная и культурная маргинальность современной художественной культуры, но вместе с тем, парадоксально широкая её включенность в общественные отношения и институты, в силу действия, на наш взгляд, следующих причин:

- примитивизации формы и содержания художественной культуры, при видимой усложненности самих художественных репрезентаций (реди-мейд, боди-арт, инсталляции и т.п.);

- массовизации художественной деятельности (перформансы, хеппенинги, буккроссинг и другие арт-акции);

- технизации, компьютеризации и виртуализации художественных процессов появления web-галерей и web-сайтов как составляющих виртуального художественного пространства;

- преобладания манипулятивных видов искусства, его медиация (масс-медиа, медиа-искусство);

- изменения социокультурного целевого назначения произведений искусства и снижения их эстетических критериев;

- доминирования массовой культуры над элитарной;

- отсутствия концептуально обоснованной художественной политики, имеющей четко выраженные приоритеты, соответствующие ключевым проблемам социально-культурной интеграции современного российского художественного сообщества.

5. Информационно-аксиогенная основа жанровой системы социокультурных коммуникаций в художественном пространстве современной культуры.

6. Базовая концептуальная информационно-аксиологическая модель системы социокультурных коммуникаций в современной художественной культуре.

7. Типология жанров социокультурных коммуникаций по их аксиогенным признакам и способам распространения информации для трансляции культурных ценностей в пространстве современной художественной культуры;

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что исследование феномена социокультурной коммуникации как проблемы теории и практики культуры дает возможность нового осознания этого процесса с позиций современной культурологии. Выявлены, проанализированы и раскрыты характеристики социокультурной коммуникации как явления в современной художественной культуре, специфика генезиса и основные функции; систематизирован понятийный аппарат по коммуникативной проблематике; в научный оборот введен большой объём фактологического материала по современной художественной культуре.

Предпринятое исследование вносит определенный вклад в систематизацию знаний о социокультурной коммуникации как феномене современной художественной культуры, что позволяет анализировать коммуникацию как фактор социокультурной динамики. Исследование расширяет теоретическую и эмпирическую базу для информационно-аксиологического анализа коммуникационных процессов и явлений в пространстве современной художественной культуры.

Практическая значимость:

1. Теоретические и практические результаты проведенного исследования могут быть использованы в практической деятельности современных социально-коммуникационных центров при разработке целевых культурных программ, а также при разработке методических материалов для реальной работы художественных галерей, библиотек, музеев, клубов, парков, издательств, книжных магазинов и других учреждений культуры.

2. Научные результаты, полученные диссертантом в ходе работы, могут быть использованы и при дальнейшем исследовании данной проблематики, а также при разработке учебных курсов в вузах, готовящих специалистов по специальностям коммуникационного цикла.

3. Разработанная методическая и праксеологическая база информационно-аксиологического подхода позволяет использовать её для построения коммуникационных моделей в иформационно-аксиогенном пространстве современной художественной культуры.

Достоверность результатов диссертационной работы обеспечена применением совокупности научных методов, адекватных проблемам диссертационного исследования, системно – синергетическим подходом и информационно-аксиологическим анализом объекта и предмета исследования, научной доказательностью и объективностью фактологического материала, представленного в диссертации.

Апробация исследования и внедрение результатов в практику проводилось по ряду направлений, включающих: 1) публикацию основных результатов исследования в печати (опубликовано 29 работ, общим объемом 32 п.л.); 2) выступления на международных, межвузовских научно-теоретических и научно-практических конференциях; 3)доклады и лекции для работников учреждений культуры, досуга, образования и региональных органов управления культурой, 4) разработку программ поддержки и развития социокультурной и социально-коммуникативной деятельности для различных регионов РФ (Алтайский и Красноярский края, Кемеровская и Томская области); 5) проведение инновационных деловых игр по разработке социокультурных региональных программ, а также обучающих игр, брейнстормингов, кейс-стади, социометрического анализа, использования метода репертуарных решёток (Красноярский край, Кемеровская область, Томская область, Республика Саха (Якутия), Казахстан); 6) разработку программы профессионального кадрового клиринга для вузов культуры и искусств; 7) использование материалов и выводов исследования в учебном процессе по коммуникативным дисциплинам в гуманитарных вузах по следующим курсам: «Основы теории коммуникации», «Коммуникационный менеджмент», «Теория и практика социокультурного менеджмента», «Организационная культура», «Информационная культура», «Теория и практика связей с общественностью».

Научная новизна исследования определяется, интердисциплинарным, системно-синергетическим, многоаспектным исследованием феномена социокультурной коммуникации в художественной культуре как объекта культурологии на основе принципиально нового. ранее не используемого информационно-аксиологического анализа и может быть сформулирована следующим образом:

  • на базе исследования основ генезиса коммуникаций выявлен процесс формирования социокультурной коммуникации в художественной культуре и обоснована правомерность культурологической концепции её изучения, развития и проявлений как информационно-аксиогенного феномена;
  • изучен генезис социокультурных коммуникаций как информационно-аксиогенного феномена, выявлена его внутренняя структура
  • систематизирован понятийно-категорийный аппарат исследуемой проблемы;
  • выявлены отличия социокультурной коммуникации как информационно-аксиогенного феномена от близких ей явлений в современной художественной культуре;
  • раскрыто значение социокультурной коммуникации как информационно-аксиогенного феномена современной художественной культуры на основе исследования, проведённого на избранном материале отечественного и зарубежного изобразительного искусства в хронологическом диапазоне от 1900-х годов и до новейшего времени - 2007 года;
  • на основе глубокого изучения и экспликации понятия исследуемого феномена предложена авторская дефиниция социокультурной коммуникации, определяемая нами, как информационно-аксиогенная универсальная коммуникационная синергетическая система субъектного взаимодействия в социальном и художественном пространстве культуры на основе коммуникативно-познавательных процессов обмена, освоения, оценки, хранения и трансляции культурных ценностей в их духовном выражении и материальном воплощении;
  • теоретически обоснована и выдвинута новая концепция аксиологической коммуникологии художественной культуры,
  • доказана аксиогенно-коммуникативная парадигма формирования, развития и исследования художественной культуры;
  • выявлены социально-интеграционные и информационно-аксиогенные функции социокультурной коммуникации в современной сфере художественной культуры, которые идентифицированы и определены нами как аксиологически–ориентирующая, консолидирующая, интериоризирующая, инкультурирующая;
  • установлено, что одной из основополагающих можно считать

информационно-аксиогенную функцию художественной культуры;

  • дана характеристика важнейших факторов и условий информационно-коммуникационной реальности в социокультурных, эстетических и аксиогенных аспектах художественного пространства культуры ХХ-ХХI вв.;
  • разработана базовая концептуальная информационно-аксиологическая модель системы социокультурных коммуникаций позволяющая проанализировать и обосновать ценностную природу информационно-коммуникационных процессов и явлений в контексте современной художественной культуры;
  • теоретически обоснована информационно-аксиогенная основа жанровой системы социокультурных коммуникаций для последующего их использования и интерпретации на базе предлагаемой информационно-аксиологической модели в современной художественной культуре;
  • предложена принципиально новая типология жанров социокультурных коммуникаций по их аксиогенным признакам и способам распространения информации для трансляции культурных ценностей в пространстве современной художественной культуры;
  • выработаны требования к разработке жанра портрета в системе социокультурной коммуникации как феномена современной художественной культуры;
  • предложена авторская дефиниция понятия «социально-коммуникационный портрет», определяемый нами как особый жанр художественной культуры, характеризующий художественное сообщество во всей полноте его социокультурных коммуникаций;
  • раскрыта роль социокультурных коммуникаций как фактора глобализации культурного пространства;
  • исследованы и прослежены основные тенденции появления различных видов социокультурных коммуникаций и их особенностей на различных этапах развития современной художественной культуры.

Структура работы. Цель, задачи и характер исследования определили логику и последовательность изложения материала. Диссертация включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы - 587 наименований. Общий объем диссертации - 347 с.

ПII. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, дается характеристика его теоретической базы и исходных методологических принципов, степени изученности проблемы, формулируются объект и предмет научного анализа, гипотезы, определяется терминологическое поле исследования.

В первой главе «Коммуникация как социокультурный феномен» анализируются проблемы генезиса и теоретико-методологические подходы к изучению социокультурной коммуникации, рассматриваются и оцениваются феноменологические и культурологические основания социально-коммуникативной деятельности и информационно-коммуникационная картина современного мира культуры, определяются методологические основы информационно-аксиологического подхода к социокультурной коммуникации.

Информация о работе Феномен социокультурной коммуникации в современной художественной культуре