Государственный контроль и надзор в сфере предоставления государственных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность диссертационного исследования. Проводимая в настоящее время в Российской Федерации административная реформа настоятельно требует изменить характерную для нашей страны и существующую еще с советских времен систему отношений между государственными органами исполнительной власти, подведомственными им учреждениями и гражданином, при которой последний выступает в роли просителя даже в случае удовлетворения его бесспорных прав и законных интересов. Одним из важнейших направлений процесса реформирования государственного управления является формирование и развитие системы государственных услуг.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Понятие, классификация и принципы государственных услуг.
§ 1.1. Понятие и функции государственной услуги.
§ 1.2. Классификация государственных услуг.
§ 1.3. Принципы государственных услуг.
Глава 2. Административно-правовое регулирование деятельности государственных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений по предоставлению государственных услуг.
§ 2.1. Субъекты предоставления государственных услуг.
§ 2.2. Оказание государственных услуг как функция федеральных агентств.
§ 2.3. Предоставление государственных услуг в субъектах Российской
Федерации.
Глава 3. Государственный контроль и надзор в сфере предоставления государственных услуг.

Файлы: 1 файл

совершенствование системы государственных услуг в учреждениях социального обслуживания (на примере деятельности гбу тцсо царицынский).doc

— 584.71 Кб (Скачать файл)

 

Введение.

Глава 1. Понятие, классификация и принципы государственных услуг.

§ 1.1. Понятие и функции государственной услуги.

§ 1.2. Классификация государственных услуг.

§ 1.3. Принципы государственных услуг.

Глава 2. Административно-правовое регулирование деятельности государственных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений по предоставлению государственных услуг.

§ 2.1. Субъекты предоставления государственных услуг.

§ 2.2. Оказание государственных услуг как функция федеральных агентств.

§ 2.3. Предоставление государственных услуг в субъектах Российской

Федерации.

Глава 3. Государственный контроль и надзор в сфере предоставления государственных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность диссертационного исследования. Проводимая в настоящее время в Российской Федерации административная реформа настоятельно требует изменить характерную для нашей страны и существующую еще с советских времен систему отношений между государственными органами исполнительной власти, подведомственными им учреждениями и гражданином, при которой последний выступает в роли просителя даже в случае удовлетворения его бесспорных прав и законных интересов. Одним из важнейших направлений процесса реформирования государственного управления является формирование и развитие системы государственных услуг. Результатом реализации данного направления должно стать создание такого правового поля и реального его воплощения в административно-правовую практику, при котором потребители государственных услуг будут обладать широкими правами и полномочиями и не являться пассивными субъектами, которыми манипулируют государственные служащие.

Определенные шаги для достижения вышеназванной цели делаются. Разрабатываются и принимаются административные регламенты предоставления государственных услуг, должностные регламенты государственных служащих, внедряются в работу государственных органов исполнительной власти электронные административные регламенты предоставления государственных услуг. Но пока еще рано говорить о реализации всех программно-целевых установок административной реформы в данной сфере. Бюджеты всех уровней ежегодно направляют существенную часть полученных ими доходов на содержание различных органов, оказывающих государственные услуги гражданам. Население, в свою очередь, активно пользуется предоставляемыми услугами, оставаясь в большей или меньшей степени удовлетворенным их качеством. Логично предположить, что объем средств, которые государство тратит на предоставление услуг населению, напрямую влияет на степень удовлетворенности граждан качеством данных услуг. Также очевидно, что любую предоставляемую услугу ее получатель оценивает одновременно по нескольким критериям. Таким образом, для того, чтобы определить, насколько предоставляемая государственная услуга удовлетворяет ее потребителей и какой объем средств целесообразно тратить на улучшение качества данной услуги, необходимо разработать некую систему оценки качества, которая позволила бы не только оценить качество услуги по определенным параметрам или стандартам, но и способствовала бы наиболее эффективному распределению средств бюджета. В нормативно-правовых актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации государственные услуги выделены в самостоятельную управленческую категорию, и функция их предоставления закреплена в качестве важнейшей за государственными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями. Вместе с тем термин «государственная услуга» не получил толкования ни в правовых источниках, ни в научных исследованиях по административному праву, что порождает различное понимание указанной категории учеными и юристами-практиками.

Актуальность темы исследования определяется также и тем, что значительная часть граждан России дает отрицательную оценку качеству государственных услуг. По данным независимых опросов, качество государственных услуг и формы их предоставления удовлетворяют не более 14 процентов населения. На наш взгляд, в целях оптимизации механизма предоставления государственных услуг политика государства должна быть продуманной и построена на соответствующем современным реалиям комплексном анализе административно-правового регулирования государственных услуг.

Степень разработанности темы исследования. На современном этапе развития отечественной юридической науки отсутствуют комплексные научные исследования в сфере административно-правового регулирования государственных услуг.

Вместе с тем необходимо отметить, что общетеоретические вопросы услуг в целом как правовой и экономической категории достаточно подробно исследованы такими видными отечественными учеными-юристами и учеными-экономистами, как Э.М. Агабабьян, В.Т. Баринов, Н.А. Баринов, Б.А. Дубовиков, П.М. Емец, Г.К. Закарая, А.Ю. Кабалкин, II.Б. Кобелев, В.Е. Козак, В.Е. Комаров, Н.М. Конин, В.П. Корчагин, А.И. Кочерга, С. Круль, Э. Липиньский, В.М. Манохин, В.А. Медведев, Э.Ф. Миженская, В.И. Новоселов, JI.H. Овсянников, С.Н. Подольский, Т.Д. Полякова, Д.И. Правдин, Ф.Ф. Ревякин, М.Г. Розе, М.Б. Россинский, J1.C. Сбытова, М.В. Солодков, В.Д. Улановская, В. Ястржембовский.

Отдельные аспекты в рамках дискуссии по вопросу толкования термина «государственная услуга» рассматривались в работах Ю.М. Акаткина, JI.M. Кликич, В.Н. Лексина, И.В. Лексина, М.И. Лепихова, А.В. Нестерова, П.И. Селезнева, Э.В. Талапиной, Л.К. Терещенко, Ю.А. Тихомирова, А.Е. Шаститко.

Некоторые проблемы административно-правового регулирования государственных услуг были освещены в исследованиях В.Г. Вишнякова, Е.Н. Жуковой, Н.А. Игнатюк, С.Е. Нарышкина, А.Ф. Ноздрачева, О.В. Панковой, Ю.А. Тихомирова, Т.Я. Хабриевой, А.В. Шарова, А.В. Яцкина.

Теоретической основой диссертации послужили труды по административному праву таких видных ученых, как В.Б. Аверьянова, Ю.С. Адушкина, А.П. Алехина, Г. В. Атаманчука, Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачило, Г.А. Дорохова, Н.И. Еропкина, А.А. Кармолицкого, А.П. Клюшниченко, Ю.М. Козлова, И.Н. Кузнецова, Б.М. Лазарева, А.Е. Лунева, В.М. Манохина, А.В. Оболонского, М.И. Пискотина, Б.В. Российского, Ю.Н. Старилова, Н.Ю. Хаманевой.

Ряд выводов исследования сформулирован на основе трудов отечественных правоведов и экономистов: Л.И. Абалкина, С.Ф. Анисимова, Л.Е. Басовского, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, В.П. Грибанова, В.Л. Кулапова, Е.Н. Лобачевой, А.В. Малько, Ю.А. Палкина, Ю.Н. Пахомова, Б.А. Райзберга, В.Г. Слагоды, В.В. Субочева, З.М. Чешки.

Объект исследования - система предоставления государственных услуг в Российской Федерации.

Предмет исследования - административно-правовые нормы, закрепляющие механизм предоставления государственных услуг в Российской Федерации.

Цели и задачи диссертационного исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является системный анализ административно-правового регулирования государственных услуг.

Указанная цель достигается при решении следующих задач:

- определить понятие и  функции государственной услуги;

- разработать классификацию  государственных услуг;

- рассмотреть принципы  государственных услуг;

- выявить субъектов оказания  государственных услуг;

- исследовать деятельность  федеральных агентств по оказанию  государственных услуг;

- проанализировать предоставление  государственных услуг в субъектах  Российской Федерации;

- рассмотреть понятие  и виды государственного контроля  и надзора как организационно-правовых  способов обеспечения предоставления  государственных услуг;

- исследовать административную  и другие виды правовой ответственности  как заключительную стадию контрольно-надзорной  деятельности государства в сфере  предоставления государственных  услуг.

Методологическая основа исследования. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы общенаучные методы познания: индукции и дедукции, метод анализа и синтеза, абстрагирования, системно-структурный подход, исторический и логический методы; специальный метод - статистический и частно-научные методы: метод толкования норм права, догматико-юридический, метод сравнительного правоведения.

Эмпирическая и нормативно-правовая база исследования. В качестве эмпирического материала в работе использовались статистические данные, результаты социологических исследований, материалы научно-практических конференций и печати.

Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция РФ, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, приказы, распоряжения, письма и регламенты федеральных органов исполнительной власти, а также государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленные на обеспечение прав и свобод граждан и организаций в сфере предоставления государственных услуг, а также эффективное функционирование государственных органов исполнительной власти, подведомственных им учреждений в данной сфере.

Научная новизна диссертации определяется сформулированными выше целью и задачами, способами их решения. Автором впервые проведено комплексное исследование юридической природы государственных услуг. Предпринята попытка систематизировать государственные услуги, разработать основные принципы предоставления государственных услуг, определить состав субъектов, предоставляющих государственные услуги, исследовать содержание и функционирование способов государственного контроля и надзора в сфере предоставления государственных услуг.

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы:

1. Уточняется понятийный  аппарат административно-правовой  науки, в частности, дается авторское  определение понятия государственной  услуги. Государственная услуга представляет собой нормативно-закрепленную, правомерную, индивидуализированную деятельность, т.е. ряд целесообразных, совершаемых в определенной последовательности действий государственных органов, подведомственных им учреждений по запросу граждан или организаций, или в порядке исполнения полномочий, возложенных на конкретные органы государственной власти, подведомственные им учреждения, имеющую полезный эффект, направленный на реализацию и обеспечение прав и законных интересов граждан (организаций) или исполнение возложенных на них обязанностей.

2. Автором предложена  развернутая научная классификация  государственных услуг.

3. Диссертантом разработаны  принципы государственных услуг, реализация которых имеет стратегическое  значение для улучшения положения  в сфере предоставления государственных  услуг.

4. Обосновывается необходимость  разработки и нормативного закрепления  единых критериев определения  цен на государственные услуги, позволяющих определить, из каких  именно затрат формируется стоимость (временные затраты, необходимость  получения содействия других  государственных органов, характер  и сложность деятельности и  т.д.) и установить соразмерность  цены качеству соответствующей  государственной услуги.

5. Доказывается необходимость четкого формулирования целей и задач деятельности федеральных агентств в положениях о них, что, в свою очередь, позволит дать объективную оценку деятельности рассматриваемых федеральных органов исполнительной власти, правильно рассчитать и распределить имеющиеся ресурсы, спланировать деятельность, сконцентрировать усилия на эффективном предоставлении закрепленных за федеральными агентствами государственных услуг.

6. Указывается на необходимость разработки соглашений между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определяющих основные направления и формы их взаимодействия, а также регламентов межведомственного взаимодействия, а именно регламентов, регулирующих процесс предоставления государственных услуг, протекающий при взаимодействии территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Обосновывается необходимость учитывать мнение субъектов Российской Федерации при создании на их территории территориальных органов федеральных агентств.

7. В основу государственного контроля и надзора в сфере предоставления государственных услуг должен быть положен стандарт государственной услуги. Стандарт государственной услуги - это обязательные для исполнения правила, установленные в интересах получателя, содержащие совокупность характеристик государственной услуги, определяющих ее способность при фиксированных затратах труда и средств удовлетворять установленные или предполагаемые потребности граждан (организаций) в отношении процесса и результата обслуживания. Диссертант обосновывает необходимость разработки и принятия федерального закона о стандартах государственных услуг.

8. Предлагается разработать и закрепить в правовых актах методики анализа и подсчета всех составляющих показателя эффективности соответствующей деятельности по оказанию государственных услуг. Диссертант критически оценивает снижение эффективности коллективного труда как основание привлечения к административной ответственности государственных служащих, оказывающих государственные услуги. Автор полагает, что формула, по которой рассчитывается абсолютный показатель деятельности конкретного государственного служащего, который, в свою очередь, ложится в основу расчета эффективности коллективного труда: Эт = Рт - Зт, где: Эт -экономический эффект за расчетный период; Рт - стоимостная оценка результатов реализации решения за расчетный период; Зт - стоимостная оценка затрат на реализацию решения за расчетный период отражает только конечный результат деятельности по оказанию государственной услуги, а сам процесс удовлетворения потребностей граждан (организаций), являющийся составным элементом качества государственной услуги, остается не учтенным.

9. В целях повышения эффективности предоставления государственных услуг диссертантом разработаны две статьи, которыми предлагается дополнить Главу 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: статья 5.39 со зн. 1: «Ненадлежащее обеспечение доступа к получению информации о деятельности государственных органов исполнительной власти»; статья 5.56 «Нарушение порядка приема и (или) рассмотрения обращений».

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно является первым комплексным научным исследованием в сфере административно-правового регулирования государственных услуг.

Основные теоретические положения и основанные на них выводы доведены до уровня практических рекомендаций по совершенствованию административно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере предоставления государственных услуг.

Сделанные в ходе работы выводы по развитию системы государственных услуг обеспечат принятие последовательных и целесообразных решений по проведению административной реформы в данной сфере и дальнейшее совершенствование деятельности государственных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений по предоставлению государственных услуг.

Информация о работе Государственный контроль и надзор в сфере предоставления государственных услуг