Государственный контроль и надзор в сфере предоставления государственных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность диссертационного исследования. Проводимая в настоящее время в Российской Федерации административная реформа настоятельно требует изменить характерную для нашей страны и существующую еще с советских времен систему отношений между государственными органами исполнительной власти, подведомственными им учреждениями и гражданином, при которой последний выступает в роли просителя даже в случае удовлетворения его бесспорных прав и законных интересов. Одним из важнейших направлений процесса реформирования государственного управления является формирование и развитие системы государственных услуг.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Понятие, классификация и принципы государственных услуг.
§ 1.1. Понятие и функции государственной услуги.
§ 1.2. Классификация государственных услуг.
§ 1.3. Принципы государственных услуг.
Глава 2. Административно-правовое регулирование деятельности государственных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений по предоставлению государственных услуг.
§ 2.1. Субъекты предоставления государственных услуг.
§ 2.2. Оказание государственных услуг как функция федеральных агентств.
§ 2.3. Предоставление государственных услуг в субъектах Российской
Федерации.
Глава 3. Государственный контроль и надзор в сфере предоставления государственных услуг.

Файлы: 1 файл

совершенствование системы государственных услуг в учреждениях социального обслуживания (на примере деятельности гбу тцсо царицынский).doc

— 584.71 Кб (Скачать файл)

Функциями (в данном случае под функциями понимается осуществление определенного назначения, долговременной цели или задачи с достижением определенных результатов) государственных услуг являются: удовлетворение потребностей граждан и организаций; обеспечение социального здоровья общества и социальной защищенности населения; формирование соответствующего качеству и доступности государственных услуг уровня жизни. Каждый из видов государственных услуг выполняет свойственные непосредственно ему функции.

2. Анализируя проблемы, существующие  в сфере предоставления государственных  услуг, разработаны принципы государственных  услуг, реализация которых имеет  стратегическое значение для  улучшения положения в рассматриваемой  области. Предоставление государственных  услуг должно базироваться на  принципах гуманизма, демократизма, законности, гласности, принципе равенства  перед законом и судом, принципе  доступности государственных услуг. Исследуя принцип доступности государственных услуг, диссертант акцентирует внимание на том, что одним из оснований доступности государственных услуг является отсутствие административных барьеров, под которыми автор понимает любое препятствие, созданное потребителю в получении государственной услуги, если оно установлено решением государственного органа либо может быть устранено или уменьшено соответствующим решением, либо явилось следствием бездействия, то есть отсутствия необходимых решений в создании условий для беспрепятственного получения государственной услуги.

Наряду с вышеуказанными принципами предоставление государственных услуг должно основываться также на территориальном принципе, принципе плановости, принципе мотивированности отказа в предоставлении государственной услуги, принципе ответственности, принципе ориентации государственных органов и подведомственных им учреждений, оказывающих государственные услуги на результат, принципе открытости, принципе недопустимости снижения уровня требований к государственной услуге по сравнению с базовыми требованиями, предусмотренными административными регламентами предоставления государственных услуг и стандартами государственных услуг.

3. Разработанная обширная  научная классификация государственных  услуг позволяет более полно  отразить сущность, значение, характер  и цели государственных услуг  как юридического явления и  преследует цель -выработка предложений, способствующих совершенствованию их административно-правового регулирования. При анализе критерия классификации - возмездность государственной услуги, отмечается, что производимые государством услуги оплачиваются потребителями через налоги, поэтому они должны предоставляться без взимания с граждан каких-либо средств, кроме установленной налоговым законодательством государственной пошлины. Вместе с тем автором предлагается перечень оснований, в соответствии с которым возможно и оправдано взимание платы за предоставляемые государственные услуги. Особо подчеркивается необходимость учета не только экономических возможностей государства, но и социальной значимости соответствующей государственной услуги при отнесении ее к разряду платных или льготных государственных услуг. При установлении цены на государственные услуги должны быть разработаны единые, нормативно установленные критерии ценообразования, позволяющие определить, из каких именно затрат формируется стоимость (временные затраты, необходимость получения содействия других государственных органов, характер и сложность деятельности и т.д.) и дать заключение о соразмерности цены качеству соответствующей государственной услуги.

4. Анализ нормативно-правовых  актов, регулирующих деятельность  федеральных органов исполнительной  власти и их территориальных  органов, показал, что несмотря на то, что функция оказания государственных услуг в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»1 была закреплена непосредственно за федеральными агентствами, ее осуществляют как федеральные агентства, так и федеральные министерства, федеральные службы, что является нарушением основного принципа организации системы и структуры федеральных органов исполнительной власти — четкого функционального деления федеральных органов исполнительной власти. Соответственно, и федеральные министерства, и федеральные службы, и федеральные агентства имеют право осуществлять административно-правовое регулирование отношений по оказанию государственных услуг.

5. Основываясь на статистических  данных, характеризующих деятельность  федеральных государственных унитарных  предприятий и учреждений, автор  пришел к выводу, что при решении  вопроса о передаче государственных  услуг в негосударственный сектор  одной из первоочередных задач  должна стать оценка целесообразности  деятельности данных организаций. См.: СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; № 21. Ст. 2023; 2005. № 52 (ч. 3). Ст. 5690; 2007. № 40. Ст. 4717; 2008. № 20. Ст. 2290; 2005. № 12. Ст. 1023; 2006. № 14. Ст. 1509.

6. Одним из этапов реформирования деятельности в сфере оказания государственных услуг должен стать этап выделения групп государственных услуг, которые могли бы при соблюдении ряда условий быть переданы негосударственным организациям в административном либо в договорном порядке.

Обязательным субъектом предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения и сфере образования в числе других субъектов, их оказывающих, должно являться государство. Оказание государственных услуг в указанных сферах в соответствии с Конституцией РФ (ст.41, 43) является обязанностью государства, следовательно, полная передача данных видов государственных услуг в частный сектор будет являться неконституционной. Отказ государства от продуцирования государственных услуг в данных сферах повлечет нарушение принципа доступности оказания государственных услуг для широких слоев населения (услуги в данных сферах по преимуществу являются бесплатными), так как передача данных услуг потребует возмещения издержек, которые будут нести частные организации.

Итогом вхождения государственных услуг в конкурентную среду должно стать повышение их качества, ориентация на интересы граждан (организаций), равенство перед потребителями государственных и негосударственных субъектов оказания услуг, так как назначение оказываемых услуг идентично.

6. Эффективное осуществление  функции оказания государственных  услуг государственными органами  исполнительной власти и подведомственными  им учреждениями требует совершенствования  нормативно-правовой базы. Представляется  необходимым 

1) принятие федерального  закона о стандартах государственных  услуг;

2) разработать реестры  государственных услуг;

3) в положениях о федеральных  агентствах точно формулировать  цели и задачи их деятельности, конкретизировать полномочия;

4) разработать стандарты  государственных услуг;

5) ускорить процесс разработки  и принятия административных  регламентов предоставления государственных  услуг как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ;

6) решив вопрос о придании  юридической значимости электронным  документам, активнее внедрять в  практику электронные административные  регламенты предоставления государственных  услуг;

7) разработать унифицированный  порядок создания, деятельности  и ликвидации территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти, который  должен в первую очередь позволить  устранить дублирование полномочий  по оказанию государственных  услуг агентств субъектов РФ  и территориальных органов федеральных  агентств;

8) разработать соглашения  между территориальными органами  федеральных органов исполнительной  власти и государственными органами  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, определяющих  основные направления и формы  их взаимодействия, а также регламентов  межведомственного взаимодействия, регулирующих процесс предоставления  государственных услуг, протекающий  при взаимодействии территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти и государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

7. Законодательством Российской  Федерации предусмотрен достаточно  широкий круг организационно-правовых  способов обеспечения надлежащего  оказания государственных услуг. В основу контроля и надзора  в сфере предоставления государственных  услуг должен быть положен  стандарт государственной услуги. Диссертант определяет стандарт  государственной услуги как обязательные  для исполнения правила, установленные  в интересах получателя, содержащие  совокупность характеристик государственной  услуги, определяющих ее способность  при фиксированных затратах труда  и средств удовлетворять установленные  или предполагаемые потребности  граждан (организаций) в отношении  процесса и результата обслуживания.

Основными недостатками правового регулирования контроля за качеством государственных услуг является отсутствие стандартов качества государственных услуг и неопределенность круга субъектов, осуществляющих контроль в данной сфере.

Весомое значение в осуществлении контроля за надлежащим оказанием государственных услуг должны иметь сами граждане - потребители государственных услуг. Диссертант полагает, что содержащиеся в п. 19, 20 Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2005г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» права государственных органов на вынесение отдельных вопросов на публичное обсуждение, на рассмотрение предложений от заинтересованных лиц и граждан, на проведение опросов получателей соответствующих государственных услуг, целесообразнее было бы закрепить в виде обязанностей, а не прав, что в свою очередь способствовало бы: во-первых, своевременному принятию необходимых мер для совершенствования процедур оказания государственных услуг, развитию механизма учета интересов потребителей государственных услуг и созданию системы обратной связи с последними для использования полученной информации при выработке решений и корректировки целевых значений показателей результативности деятельности органов исполнительной власти; во-вторых, позволило бы повысить эффективность деятельности государственных органов, обеспечить общую доступность государственных услуг для получателей, а, следовательно, и простоту контроля за их оказанием со стороны потребителей.

8. Ответственность за  нарушения в сфере предоставления  государственных услуг может  быть выражена в следующих  формах: административной, уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной, материальной и конституционной. В целях повышения эффективности  и качества государственных услуг  необходимо конкретизировать основания  административной ответственности  государственных служащих в должностных  регламентах, учитывая при этом  положения административных регламентов  предоставления государственных  услуг и стандартов государственных  услуг, дополнить Кодекс Российской  Федерации об административных  правонарушениях следующими статьями: ст. 5.39 со зн. 1: «Ненадлежащее обеспечение доступа к получению информации о деятельности  См.: СЗ РФ. 2005. № 47. Ст. 4933; 2007. № 50; 2008. № 18. Ст. 2063. государственных органов исполнительной власти»; ст. 5.56 «Нарушение порядка приема и (или) рассмотрения обращений».

Административное право является одной из немногих отраслей права, нормы, которой служат в руках государства средством прямого, повседневного, беспрерывного руководства и регулирования объемных и многосоставных социальных процессов, в том числе и процессов, протекающих в сфере предоставления государственных услуг. Поэтому формирующееся в настоящее время законодательство, регулирующее общественные отношения, складывающиеся в сфере предоставления государственных услуг в Российской Федерации, должно создать фундаментальные правовые основы для внедрения эффективных механизмов оказания государственных услуг. Однако следует отметить, что нормативно-правовые акты сами по себе не правят, и функционируют лишь так и постольку, как и поскольку их применяют государственные служащие в своей каждодневной работе. Одним из надежных способов достижения роста качества государственных услуг является усвоение и претворение в жизнь принципов предоставления государственных услуг. Необходимо знать и неуклонно блюсти букву и дух законов, регулирующих вопросы данной сферы. Государственные служащие должны в полной мере осознать, что именно общество является их работодателем, и ответственность они несут перед всем российским обществом, перед российскими гражданами. Должностные лица государственных органов и подведомственных им учреждений должны иметь ясные цели, адекватные ресурсы, технические возможности и надлежащую мотивацию для предоставления государственных услуг высокого качества.

Административно-правовое регулирование государственных услуг должно исходить из приоритета интересов граждан и организаций как непосредственных потребителей государственных услуг. Президент РФ в своих выступлениях не раз особо подчеркивал, что: «инвестиции в человека являются нашим национальным приоритетом. Современной экономике должна соответствовать современная политика социального развития. Главным ее объектом должны стать не конкретные отрасли социальной сферы (это мы уже проходили), а каждый гражданин, каждая отдельная семья. И вокруг них и должны гармонично выстраиваться системы здравоохранения, образования и социальной поддержки, должны создаваться широкие возможности для самореализации людей. Совершенно очевидно, что государство обязано дать возможность людям самим выбирать себе поликлинику, лечащего врача и страховую компанию. И те деньги, которые в виде налогов и сборов изъяли у гражданина, должны прийти к врачу только через пациента, через оказание ему качественной услуги, а не от чиновника райздрава, и не по смете».

Решение проблем, имеющихся в сфере предоставления государственных услуг, является важной и многогранной задачей. Проводимые в настоящее время в Российской Федерации преобразования направлены, прежде всего, на развитие общества, а чем выше уровень развития общества, чем разнороднее оно по уровню доходов, тем большее многообразие государственных услуг должен предлагать рынок. Именно поэтому в ближайшем будущем актуальность темы даже при увеличении числа исследований, посвященных государственным услугам, не будет исчерпана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы диссертационного исследования 

1. Конституция (Основной  закон СССР) от 7.10.1977г. // Ведомости  ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.

2. Конституция Российской  Федерации от 12.12.1993г. // Российская  газета. 1993. 25 декабря. № 237.

3. Федеральный Конституционный  Закон от 26.02.1997г. № 1-ФКЗ (в ред. от 16.10.2006г. № 4-ФКЗ, 10.06.2008г. № З-ФКЗ) «Об  Уполномоченном по правам человека  в Российской Федерации» // СЗ  РФ. 1997. № 9. Ст. 1011; 2006. № 43. Ст. 4411; 2008. № 24. Ст. 2788.

4. Гражданский кодекс  РСФСР от 1.10.1964г. // Ведомости ВС  РСФСР. 1964. № 24. Ст. 406.

5. Закон Российской Федерации  от 27.04.1993г. № 4866-1 (в ред. от 14.12.1995г. № 197-ФЗ) "Об обжаловании в суд  действий и решений, нарушающих  права и свободы граждан" // Ведомости СНД и ВСРФ. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.

6. Федеральный Закон от 20.08.2004г. № 117-ФЗ (в ред. от 02.02.2006г. № 19-ФЗ, 04.12.2007г. № 324-ФЗ) «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» // СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3532; 2006. № 6. Ст. 636; 2007. № 50. Ст. 6237.

7. Федеральный Закон от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения  обращений граждан Российской  Федерации» // СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.

Информация о работе Государственный контроль и надзор в сфере предоставления государственных услуг