Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 14:01, курсовая работа
Актуальность диссертационного исследования. Проводимая в настоящее время в Российской Федерации административная реформа настоятельно требует изменить характерную для нашей страны и существующую еще с советских времен систему отношений между государственными органами исполнительной власти, подведомственными им учреждениями и гражданином, при которой последний выступает в роли просителя даже в случае удовлетворения его бесспорных прав и законных интересов. Одним из важнейших направлений процесса реформирования государственного управления является формирование и развитие системы государственных услуг.
Введение.
Глава 1. Понятие, классификация и принципы государственных услуг.
§ 1.1. Понятие и функции государственной услуги.
§ 1.2. Классификация государственных услуг.
§ 1.3. Принципы государственных услуг.
Глава 2. Административно-правовое регулирование деятельности государственных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений по предоставлению государственных услуг.
§ 2.1. Субъекты предоставления государственных услуг.
§ 2.2. Оказание государственных услуг как функция федеральных агентств.
§ 2.3. Предоставление государственных услуг в субъектах Российской
Федерации.
Глава 3. Государственный контроль и надзор в сфере предоставления государственных услуг.
3. Метод групповых дискуссий (фокус-группы) с представителями общественных организаций (позволяет собрать информацию о мнении представителей общественных организаций по проблемам внедрения административных регламентов, отследить их оценку и оценить степень готовности к участию в обсуждениях, как самих административных регламентов, так и проблем, с которыми наиболее часто сталкиваются потребители государственных услуг, а также определить предложения по налаживанию процесса регулярного мониторинга качества предоставления государственных услуг). (см. Рисунок 13)
Ниже представлены следующие системы индикаторов для оценки качества предоставления государственных услуг и порядка выполнения административных регламентов, которые детально можно рассмотреть на рисунках: 14,15,16
3. Совершенствование системы информирования заявителей по вопросам предоставления государственных услуг
Предложение по повышению качества информирования заявителей по вопросам исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг нацелено на улучшение информированности граждан о своих правах при получении государственных услуг, о порядке исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, и возможностях обжалования действия (бездействия) государственных служащих, а также в целях создания надлежащей практики информирования потребителей государственных услуг о проведении мониторинга административных регламентов.
Размещение информации об исполнении органом государственной власти государственных функций и предоставлении ими государственных услуг осуществляется в соответствии с пунктом 2.4 "Порядка разработки и утверждения административных регламентов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации" от 11 ноября 2005 г. № 679[1]. В подразделе административного регламента, касающемся порядка информирования о правилах исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), необходимо указывать следующие сведения:
а) информацию о местах нахождения и графике работы федеральных органов исполнительной власти, исполняющих государственную функцию (предоставляющих государственную услугу), их структурных подразделениях и территориальных органах, а также о других государственных и муниципальных органах и организациях, обращение в которые необходимо для исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги). В случае большого объема такой информации она приводится в приложении к административному регламенту.
б) справочные телефоны структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, исполняющих государственную функцию (предоставляющих государственную услугу), в том числе номер телефона-автоинформатора;
в) адреса официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти в сети Интернет, содержащих информацию об исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги), адреса их электронной почты;
г) порядок получения информации заявителями по вопросам исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), в том числе о ходе исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги);
д) порядок, форма и место размещения указанной в подпунктах "а – г" настоящего пункта информации, в том числе на стендах в местах исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), а также в сети Интернет на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, исполняющего государственную функцию (предоставляющего государственную услугу).
На сегодняшний день уровень информирования граждан и организаций о ходе административной реформы нельзя признать достаточным. Низкий уровень и недостаточное качество информирования заявителей по вопросам исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг обусловлены наряду с имеющимися пробелами и недостатками действующего законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, также отсутствием нормативно закрепленных требований к информации о правилах исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), распространяемой в печатной форме и (или) размещаемой на официальных сайтах, срокам ее размещения, а также иных технологических, программных, лингвистических, организационных и правовых требований, предъявляемых ко всем официальным сайтам государственных органов и органов местного самоуправления.
Сегодня существует необходимость разработки единых подходов для эффективного информирования физических и юридических лиц как о ходе проведения административной реформы в целом, так и об исполнении конкретных государственных функций (предоставлении государственных услуг) на основе административных регламентов.
В соответствии с положениями части 5 статьи 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", доступ к информации – возможность ее получения и использования. При этом предоставление информации – действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц; распространение информации – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Следует отметить, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления должен обеспечиваться не только возможностью получить такую информацию по запросу, но и обязанностью соответствующих органов власти распространять определенную ее часть среди неопределенного круга лиц.
В проекте Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" [5] называется несколько способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов. Так, согласно ст. 7 законопроекта, доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается следующими способами:
- обнародование (опубликование)
государственными органами и
органами местного
- размещение государственными
органами и органами местного
самоуправления информации о
своей деятельности в
- размещение государственными
органами и органами местного
самоуправления информации о
своей деятельности в
- ознакомление пользователей
информации с документами
- присутствие граждан
и представителей организаций
на заседаниях коллегиальных
органов государственных
- предоставление пользователям
информации о деятельности
1. Обнародование (опубликование) информации.
В качестве примера обнародования (опубликования) информации можно привести официальное опубликование нормативных правовых актов. Следует отметить, что официальное опубликование является составляющей частью нормотворческой процедуры. В связи с этим, такой способ обеспечения доступа к информации в большей степени играет роль юридического факта, определяющего момент с которого опубликованная информация (нормативный правовой акт) считается действительным. Кроме того, официальное опубликование в традиционных печатных изданиях в настоящее время является не самой эффективной формой доступа к информации о деятельности государственных органов.
Любое официальное опубликование в печатном издании затрудняет и делает неудобным процесс хранения, систематизации, поиска и использования гражданами информации о деятельности государственных органов.
В настоящее время степень доступности
любого печатного издания – несоизмеримо
мала по сравнению со степенью доступности
официальных сайтов государственных органов
(тираж "Российской газеты" составляет
450 тысяч экземпляров, в то время как Интернет
аудитория по состоянию на начало 2011 года
составляет 50,3 миллионов пользователей[24].
В связи с этим наиболее эффективным представляется
упомянутый выше способ обеспечения доступа
– размещение государственными органами
информации о своей деятельности в информационно-
2. Предоставление информации по запросу.
Предоставление информации о деятельности государственных органов по запросу является самым традиционным способом обеспечения доступа к такой информации. Право граждан на запрос в настоящее время предусмотрено Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"[3]. Согласно п. 3 ст. 4 этого закона, под заявлением, в том числе, понимается просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц. Таким образом, по смыслу этого закона информационные запросы подпадают под понятие "заявление", поскольку в них сформулирована просьба о содействии в реализации конституционного права на доступ к информации.
Согласно Федеральному закону "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган или орган местного самоуправления обязан объективно, всесторонне и своевременно рассмотреть запрос гражданина и дать письменный ответ по существу поставленных в нем вопросов. Закон также устанавливает срок рассмотрения обращений – 30 дней с момента их регистрации в государственном органе, с возможностью продления этого срока еще на 30 дней в исключительных случаях. Следует отметить, что, согласно положениям статей 39 и 40 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", запрос редакции средства массовой информации должен быть рассмотрен в семидневный срок. При этом любая отсрочка в предоставлении информации по запросу редакции должна быть обоснована в специальном уведомлении. К сожалению, на практике нередки случаи, когда сроки рассмотрения запросов о предоставлении информации не соблюдаются.
3. Присутствие граждан и представителей организаций на заседаниях государственных органов.
Представляется, что такие способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов как обеспечение присутствия граждан и представителей организаций на заседания коллегиальных органов государственных органов, а также ознакомление пользователей с документами также нельзя признать достаточно эффективными с точки зрения обеспечения массового доступа.
При таких формах информационного взаимодействия не все граждане поставлены в равные условия для реализации своего права. В частности, географическая удаленность места жительства граждан от места нахождения государственных органов будет препятствием реализацией права граждан, проживающих, например, в Приморском крае, на доступ к информации о деятельности центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти, сосредоточенных в Москве.
4. Размещение информации
в общественно доступных
В настоящее время государственные органы не достаточно эффективно используют такой способ распространения информации о своей деятельности, как ее размещение в общедоступных местах. В большинстве случаев этот способ в большинстве случаев сводится к организации информационных стендов, которые, как правило, размещаются в помещениях государственных органов.
5. Размещение информации в сети Интернет.
Размещение всех информационных материалов на соответствующих официальных сайтах государственных органов позволило бы создать на базе каждого из вышеупомянутых учреждений пункт общественного доступа к информации о деятельности государственных органов. При этом, указанным учреждениям понадобится ответственный сотрудник, имеющий необходимую квалификацию и соответствующее техническое оснащение (компьютер, принтер и средства связи для доступа в Интернет), которое у многих уже имеется.
Таким образом, доступ к информации
о деятельности государственных органов
и органов местного самоуправления может
эффективно обеспечиваться путем ее распространения,
посредством размещения такой информации
на официальных сайтах соответствующих
органов власти в информационно-
В вопросе перечня необходимых документов для публикации (рекомендованных для распространения среди получателей результатов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)), можно использовать следующую классификацию информационных материалов:
Информация о работе Государственный контроль и надзор в сфере предоставления государственных услуг