Игра как средство профориентации социального педагога со старшеклассниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:59, реферат

Описание работы

Цель исследования – обоснование условий и разработка модели работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников. Задачи исследования: Анализ состояния, теоретического и нормативно-правового обеспечения профориентационной работы социальных педагогов образовательных учреждений.
Разработка модели работы социального педагога по профориентации старшеклассников.
Экспериментальная проверка модели профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.
Выявление социально-педагогических условий эффективности профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.

Файлы: 1 файл

Введение и все для курсовой.docx

— 127.98 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В современном мире экономические  и социальные изменения, происходящие в государстве и социуме, предъявляют  повышенные требования к мобильности  и адаптивности поведения человека, его личной ответственности за свою профессиональную карьеру, что делает весьма актуальными проблемы профессиональной ориентации. «Решение задач построения демократического, гражданского общества и социального государства связано  с повышением роли человеческого  фактора. Поэтому разработка проблемы выбора профессии и профессионального  становления личности имеет важное теоретическое и методологическое значение для решения задач общественной практики» [28].

В условиях рыночных отношений  происходят качественные изменения  в сфере труда, возникает множество  новых профессий, и мир профессий  приобретает чрезвычайную изменчивость и динамичность. К тому же, в условиях современного жесткого рынка не все  работники будут иметь постоянно  оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную  с одной и той же профессией. Поэтому каждому специалисту  необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым  к изменению вида профессиональной деятельности. Современный человек  должен проявлять экономическую  активность, ему необходимо уметь  самореализоваться в иной сфере труда. Но, к сожалению, профессиональная ориентация старшеклассников и содействие им в выборе профессии пока еще нередко ограничивается узкими целями формирования знаний, умений и навыков.

В России дополнительные социальные проблемы создают ситуацию несоответствия между высокими требованиями работодателей  к квалификации специалиста и  неготовностью молодежи к выбору профессии, а значит к труду в  новых экономических условиях.

Научная актуальность темы состоит  в том, что существующая теоретическая  база профессиональной ориентации недостаточна для ее эффективности. Проблемные вопросы  профориентации освещены в основном в работах психологов (Пряжникова Н.С., Климова Е.А., Дорн М.В., Митюрниковой Л.А., Лях В.И., Сазонова И.А., Зеер Э.Ф., Йовайша Л.А.). С позиции же социальной педагогики профориентация практически нигде не рассматривается.

Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует  индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию.

Проведенное нами исследование показало, что в настоящий момент учеными выделяются следующие противоречия:

1) между потребностью общества  в наличии эффективной системы  учебной профессиональной ориентации  в общеобразовательной школе  и недостаточной теоретической  и методологической разработанностью  данной проблемы в педагогической  науке;

2) между потребностью учеников  в личностном и профессиональном  самоопределении и реальными  условиями профессиональной ориентации, имеющимися в образовательных  учреждениях, недостаточными для  обеспечения данного процесса [44].

Практическая актуальность темы состоит в том, что на сегодняшний  день в образовательных учреждениях  профессиональной ориентации уделяется  очень мало внимания. Нет прочной  нормативно-правовой базы профориентации: ни в Законе об образовании, ни в  должностных инструкциях социального  педагога нет четких положений об организации профессиональной ориентации в образовательных учреждениях. Часто профориентация ограничивается проведением 3–4 тестов и оформлением небольших стендов. В бедственном положении находятся немногие сохранившиеся межшкольные учебно-производственные комбинаты. Исчезают школьные кабинеты и уголки профориентации. Все это препятствует профессиональному самоопределению старшеклассников и приводит к ошибкам в выборе профессии. Ошибки же в свою очередь наносят вред здоровью и психологическому состоянию молодых людей, а также обществу и государству в целом. Ведь если содержание профессии не отвечает возможностям человека, то и его производительность труда будет значительно ниже. Неудовлетворенность избранной специальностью приводит к тому, что многие студенты, молодые рабочие, служащие вынуждены искать новые учебные заведения или новые места работы – возникает текучесть кадров, что также наносит большой ущерб государству, которое выделяет деньги на их бесплатное обучение.

Таким образом, проблемой данного исследования является проблема методического обеспечения работы социального педагога по профориентации старшеклассников в условиях современных потребностей рынка труда, деятельности образовательных учреждений, способностей, наклонностей и интересов молодежи.

Объект исследования – теория и практика профессиональной ориентации старшеклассников в образовательном учреждении.

Предмет исследования – условия, факторы и методы работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников в образовательном учреждении.

Цель исследования – обоснование условий и разработка модели работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников.

Задачи исследования:

Анализ состояния, теоретического и нормативно-правового обеспечения  профориентационной работы социальных педагогов образовательных учреждений.

Разработка модели работы социального педагога по профориентации старшеклассников.

Экспериментальная проверка модели профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.

Выявление социально-педагогических условий эффективности профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.

Разработка методических рекомендаций по социально-педагогическому  обеспечению профессиональной ориентации старшеклассников в образовательном  учреждении.

В процессе исследования использовались следующие методы:

Теоретические: изучение и  анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение, конкретизация, моделирование, абстрагирование.

Эмпирические: эксперимент, анкетирование, наблюдение, изучение педагогической документации, беседа, консультирование, проведение тренингов.

Основным результатом  исследования явилась разработка модели работы социального педагога по профориентации старшеклассников. Модель включает в  себя четыре составляющих: профессиональную диагностику, профессиональное просвещение (профессиональная информация и профессиональная агитация), коррекционно-развивающие  занятия и профессиональную консультацию. Первые три части проводятся в  группе, консультация проводится индивидуально. Модель реализуется через следующие  методы: тестирование, лекция, групповая  и индивидуальная беседа, диспут, игра. Согласно данной модели функции социального педагога как профориентатора следующие: диагностическая, просветительская, коррекционно-развивающая и консультативная.

Практическая значимость данной модели заключается в том, что при ее реализации ожидается  повышение уровня профориентированности старшеклассников, появление у них желания подойти к вопросу о своем профессиональном будущем с большим вниманием.

1.2 Сущность и  содержание социально-педагогического  подхода к профессиональной профориентации  старшеклассников

 

Существуют различные  подходы к определению профессиональной ориентации. Так в Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации дается следующее определения профессиональной ориентации: профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда [36].

В психологическом словаре  дано такое определение профориентации: профессиональная ориентация – система  мероприятий по включению индивида к миру труда. Предполагает:

профессиональное просвещение, информирование о мире профессий;

профессиональное воспитание, выработка профессионально важных личностных качеств (работоспособность, ответственность);

профессиональное консультирование.

В Энциклопедии социологии дается следующее определение: профессиональная ориентация (профориентация или ориентация на профессию) – это процесс определения  индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей  и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах  и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения  конкретной профессией [56].

В словаре по экономике  и финансам профессиональная ориентация определена как комплекс взаимосвязанных  экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных:

на формирование профессионального  призвания;

на выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии  или на смену рода деятельности [57].

В энциклопедическом словаре  экономики и права профессиональная ориентация определятся как –  система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Включает информацию о профессиях, о профессионально-технических, средних  специальных и высших учебных  заведениях, индивидуальные консультации и т.д.; часть системы трудового  воспитания и учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе.

В медицинской энциклопедии дано следующее определение профессиональной ориентации – это совокупность мероприятий, направленных на подготовку молодежи к рациональному выбору профессии, наиболее соответствующей индивидуальным анатомо-физиологическим и психологическим  особенностям человека, состоянию его  здоровья, склонности и имеющимся  у него навыкам, с учетом потребностей народного хозяйства в кадрах.

Определение профессиональной ориентации с точки зрения социально-педагогического  подхода дает Н.И. Никитина: профессиональная ориентация – это обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении [34].

Теперь рассмотрим подробнее  сущность профессиональной ориентации.

Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации определяет следующие направления профессиональной ориентации:

профессиональная информация – ознакомление различных групп  населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, формами и условиями освоения профессий, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

профессиональный отбор  – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;

профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма [36].

Основные цели профессиональной ориентации:

Обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

Достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими  особенностями и возможностями рынка труда;

Прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

Содействия непрерывному росту профессионализма личности как  важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния [36].

Н.И. Никитина выделяет следующие задачи профессиональной ориентации:

постепенное формирование у  школьников внутренней готовности к  осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального  развития;

формирование положительного отношения к труду как ценности в жизни;

развитие познавательного  интереса к разнообразным сферам трудовой деятельности;

оказание морально-эмоциональной  поддержки учащихся (формирование оптимистичного отношения к своему профессиональному  будущему);

формирование целеустремленности, предприимчивости, деловитости;

диагностика ценностных ориентаций, установок в выборе профессии, профессиональной предрасположенности;

разработка программы  реализации профессионального выбора учащегося [34].

По мнению Сазонова И.А. основными методами профессиональной ориентации являются:

Информация о работе Игра как средство профориентации социального педагога со старшеклассниками