Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:59, реферат
Цель исследования – обоснование условий и разработка модели работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников. Задачи исследования: Анализ состояния, теоретического и нормативно-правового обеспечения профориентационной работы социальных педагогов образовательных учреждений.
Разработка модели работы социального педагога по профориентации старшеклассников.
Экспериментальная проверка модели профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.
Выявление социально-педагогических условий эффективности профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.
Введение
В современном мире экономические
и социальные изменения, происходящие
в государстве и социуме, предъявляют
повышенные требования к мобильности
и адаптивности поведения человека,
его личной ответственности за свою
профессиональную карьеру, что делает
весьма актуальными проблемы профессиональной
ориентации. «Решение задач построения
демократического, гражданского общества
и социального государства
В условиях рыночных отношений
происходят качественные изменения
в сфере труда, возникает множество
новых профессий, и мир профессий
приобретает чрезвычайную изменчивость
и динамичность. К тому же, в условиях
современного жесткого рынка не все
работники будут иметь
В России дополнительные социальные проблемы создают ситуацию несоответствия между высокими требованиями работодателей к квалификации специалиста и неготовностью молодежи к выбору профессии, а значит к труду в новых экономических условиях.
Научная актуальность темы состоит в том, что существующая теоретическая база профессиональной ориентации недостаточна для ее эффективности. Проблемные вопросы профориентации освещены в основном в работах психологов (Пряжникова Н.С., Климова Е.А., Дорн М.В., Митюрниковой Л.А., Лях В.И., Сазонова И.А., Зеер Э.Ф., Йовайша Л.А.). С позиции же социальной педагогики профориентация практически нигде не рассматривается.
Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию.
Проведенное нами исследование показало, что в настоящий момент учеными выделяются следующие противоречия:
1) между потребностью общества
в наличии эффективной системы
учебной профессиональной
2) между потребностью учеников
в личностном и
Практическая актуальность
темы состоит в том, что на сегодняшний
день в образовательных учреждениях
профессиональной ориентации уделяется
очень мало внимания. Нет прочной
нормативно-правовой базы профориентации:
ни в Законе об образовании, ни в
должностных инструкциях
Таким образом, проблемой данного исследования является проблема методического обеспечения работы социального педагога по профориентации старшеклассников в условиях современных потребностей рынка труда, деятельности образовательных учреждений, способностей, наклонностей и интересов молодежи.
Объект исследования – теория и практика профессиональной ориентации старшеклассников в образовательном учреждении.
Предмет исследования – условия, факторы и методы работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников в образовательном учреждении.
Цель исследования – обоснование условий и разработка модели работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников.
Задачи исследования:
Анализ состояния, теоретического
и нормативно-правового
Разработка модели работы социального педагога по профориентации старшеклассников.
Экспериментальная проверка модели профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.
Выявление социально-педагогических
условий эффективности
Разработка методических рекомендаций по социально-педагогическому обеспечению профессиональной ориентации старшеклассников в образовательном учреждении.
В процессе исследования использовались следующие методы:
Теоретические: изучение и анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение, конкретизация, моделирование, абстрагирование.
Эмпирические: эксперимент, анкетирование, наблюдение, изучение педагогической документации, беседа, консультирование, проведение тренингов.
Основным результатом исследования явилась разработка модели работы социального педагога по профориентации старшеклассников. Модель включает в себя четыре составляющих: профессиональную диагностику, профессиональное просвещение (профессиональная информация и профессиональная агитация), коррекционно-развивающие занятия и профессиональную консультацию. Первые три части проводятся в группе, консультация проводится индивидуально. Модель реализуется через следующие методы: тестирование, лекция, групповая и индивидуальная беседа, диспут, игра. Согласно данной модели функции социального педагога как профориентатора следующие: диагностическая, просветительская, коррекционно-развивающая и консультативная.
Практическая значимость данной модели заключается в том, что при ее реализации ожидается повышение уровня профориентированности старшеклассников, появление у них желания подойти к вопросу о своем профессиональном будущем с большим вниманием.
1.2 Сущность и
содержание социально-
Существуют различные
подходы к определению
В психологическом словаре
дано такое определение
профессиональное просвещение, информирование о мире профессий;
профессиональное воспитание,
выработка профессионально
профессиональное
В Энциклопедии социологии дается следующее определение: профессиональная ориентация (профориентация или ориентация на профессию) – это процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией [56].
В словаре по экономике
и финансам профессиональная ориентация
определена как комплекс взаимосвязанных
экономических, социальных, медицинских,
психологических и
на формирование профессионального призвания;
на выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности [57].
В энциклопедическом словаре
экономики и права
В медицинской энциклопедии
дано следующее определение
Определение профессиональной ориентации с точки зрения социально-педагогического подхода дает Н.И. Никитина: профессиональная ориентация – это обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении [34].
Теперь рассмотрим подробнее сущность профессиональной ориентации.
Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации определяет следующие направления профессиональной ориентации:
профессиональная информация
– ознакомление различных групп
населения с современными видами производства,
состоянием рынка труда, потребностями
хозяйственного комплекса в квалифицированных
кадрах, формами и условиями освоения профессий,
требованиями, предъявляемыми профессиями
к человеку, возможностями профессионально-
профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
профессиональный отбор
– определение степени
профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма [36].
Основные цели профессиональной ориентации:
Обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
Достижения сбалансированности
между профессиональными
Прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
Содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния [36].
Н.И. Никитина выделяет следующие задачи профессиональной ориентации:
постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития;
формирование положительного отношения к труду как ценности в жизни;
развитие познавательного интереса к разнообразным сферам трудовой деятельности;
оказание морально-
формирование
диагностика ценностных ориентаций, установок в выборе профессии, профессиональной предрасположенности;
разработка программы реализации профессионального выбора учащегося [34].
По мнению Сазонова И.А. основными методами профессиональной ориентации являются:
Информация о работе Игра как средство профориентации социального педагога со старшеклассниками