Игра как средство профориентации социального педагога со старшеклассниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:59, реферат

Описание работы

Цель исследования – обоснование условий и разработка модели работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников. Задачи исследования: Анализ состояния, теоретического и нормативно-правового обеспечения профориентационной работы социальных педагогов образовательных учреждений.
Разработка модели работы социального педагога по профориентации старшеклассников.
Экспериментальная проверка модели профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.
Выявление социально-педагогических условий эффективности профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.

Файлы: 1 файл

Введение и все для курсовой.docx

— 127.98 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем своевременность  воспитания личности, способной к  профессиональному и личностному самоопределению, осознанию себя как субъекта жизненного существования и выбора, диктуется не только потребностями государства и общества, но и потребностями личности, которая в современных экономически и социально нестабильных условиях должна максимально целенаправленно развивать свои способности, свой внутренний потенциал.

В современных условиях в  России особая ситуация сложилась с  подготовкой специалистов технического профиля. За последние двадцать лет  интерес к профессии инженера со стороны молодого поколения заметно упал, и без возвращения должного высокого престижа инженерному труду успешное дальнейшее развитие нашего общества и производства представляется достаточно проблематичным

Между тем количество часов  в средней школе на преподавание такой технической дисциплины, какой является черчение, неоправданно сократилось. Инженерная деятельность в современных условиях становится исключительно сложной и дифференцированной, вследствие чего значительно повышаются требования к личности технического профиля: необходимы новые знания, нестандартное мышление, развитые профессионально значимые качества. Следовательно, состояние технического образования, перспективы его обновления как в общеобразовательной школе, так и в профессиональной средней и высшей школе делают актуальной задачу повышения качества знаний и умений выпускников этих учебных заведений. Уровень подготовки таких выпускников должен не только отвечать текущему состоянию общественных и производственных отношений, но и обеспечить способность личности будущего специалиста:

• успешно адаптироваться к новым социально-экономическим  условиям;

• самостоятельно находить решения технических ситуаций;

• творчески мыслить и действовать.

Учитывая, что фундаментом  инженерного образования оказываются  предметы физико-математического цикла, а также черчения, очевидной становится необходимость выявления психолого-педагогических условий совершенствования образовательного процесса как в средней, так и в высшей школе, направленного на улучшение правильного профессионального и социального выбора выпускниками средних школ специальностей, связанных с технической деятельностью.

Такая задача ставит перед  общеобразовательной школой необходимость  изыскивать новые средства и возможности  повышения эффективности целостного педагогического процесса, создавать системы, которые обеспечивали бы:

• качественную подготовку к самоопределению выпускников средних общеобразовательных школ;

• активизацию познавательной деятельности школьников за счёт использования инновационных технологий в образовательном процессе. Анализ научной литературы, свидетельствует об интересе к проблеме:

• психологические аспекты  проблемы профориентации разработаны в трудах отечественных учёных (Л.И. Божович, Е.А. Климов, И.С. Кон, Б.А. Поляков, Н.С. Пряжников, Д.И. Фельдштейн);

• с точки зрения общей  теории формирования личности вопросы самоопределения рассматриваются в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, С.Г. Геллерштейна, В.Ф. Витиныпа, Н.Д. Левитова, К.К. Платонова, В.В. Чебышева, С.Н. Чистяковой;

• вопросам активизации познавательной деятельности учащихся посвящены работы крупных учёных отечественной педагогики П.И. Пидка-систого, М.М. Левиной, Г.И. Щукиной, Т.А. Шамовой и др.;

• о высоком интересе исследователей к проблемам игрового стимулирования свидетельствуют работы М.В. Кларина, А.А. Вербицкого, Г.Л. Ильина, Л.Р. Вартановой, З.Н. Нагоевой, Д.Б. Эльконина, М.А. Эркено-вой и др.

Вместе с тем на этапе  реформирования образования критику  вызывает некоторая консервативность в разработке проблемы. Так, остаются порою без внимания или оказываются  лишь фрагментарно представленными  вопросы, касающиеся осмысления новых  возможностей развития подготовки учащихся к выбору профессии. Кроме того, исследования, в которых рассматриваются только отдельные направления и проблемы, не позволяют составить целостное представление о развивающем и воспитывающем характере процесса профориентационной работы в русле важной составляющей - графической подготовки старшеклассников.

Актуальность темы усиливается  необходимостью изучения и разрешения некоторых противоречий:

• между новой направленностью педагогического процесса (гуманитаризация, личностная дифференциация, индивидуализация) и сложившимися способами ориентации на профессии;

• между необходимостью ориентирования на субъектные, личностные факторы профессионального самоопределения и реальным состоянием образовательной практики;

• между общественной потребностью в подготовке технически адаптированной личности и недостаточной научно-теоретической  и практической разработанностью этой проблемы.

Названные и другие противоречия требуют своего решения, усиливают  актуальность темы, свидетельствуют  о ее недостаточной разработанности  и обращают наше внимание на следующую  проблему: какими содержательными, структурными и функциональными особенностями характеризуются педагогические ресурсы школы, дополнительного образования, семьи в процессе профориентационной работы, со старшеклассниками.

Цель исследования: состоит  в том, чтобы раскрыть характер, условия  и особенности использования игровых технологий в процессе профориентационной деятельности.

Объект исследования: профориентационная деятельность учащихся старших классов в образовательном процессе при использовании личностно-ориентированных игровых технологий.

Предмет исследования: применение личностно-ориентированных игровых  образовательных технологий как  условие эффективной подготовки старшеклассников к выбору профессии.

Гипотеза исследования: эффективность  и качество профориентационной работы с использованием личностно-ориентированных игровых технологий будут более высокими, если они основаны на:

• личностно-ориентированной  модели образовательного процесса (принципы, целеполагание, содержание, формы, методы);

• игровых технологиях осуществления профориентационной работы;

• создании развивающей и воспитывающей среды;

• совместной работе школы  и семьи.

В соответствии с целью  и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. С позиций личностно-ориеитированного подхода определить сущность (структуру, принципы, источники, субъектов, модель, условия, критерии) профориентационной работы и дать понятие этому процессу с современных позиций.

2. Выявить особенности профориентационных игровых технологий, разработать авторскую классификацию игр по черчению, модель игры как условие активизации профориентационной работы со старшеклассниками.

3. Дать определение воспитывающей  и развивающей среде как условию  эффективной профориентационной работы со старшеклассниками, обозначить важнейшие характеристики этой работы.

4. Определить пути (формы,  направления, методы, приемы) взаимодействия  школы и семьи в осуществлении  профориентационной работы.

Методологическую основу исследования составили: положения  материалистической философии об активной сущности человеческой деятельности; философские законы о единстве теории и практики; положения о развитии личности как субъекта познавательной, трудовой, коммуникативной деятельности; философские трактовки объективных и субъективных факторов развития личности; принцип системности и целостности в образовании; принцип историзма в процессе анализа всех процессов и явлений.

Методы исследования:

Теоретические: анализ изученной  научной литературы, анализ документации и статистических данных, обобщение  опыта подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению  в процессе освоения черчения с помощью  игровых технологий.

Эмпирические: наблюдения, анкетирование, метод экспертных оценок, диагностические, мониторинг.

Экспериментальные: проектирование, моделирование, организация опытно-экспериментальной  работы, статистические методы обработки  экспериментальных данных.

Теоретической основой исследования явились:

• теории проблем самоопределения  личности (М.Р. Атутов, К.А. Абульханова-Славская, С.Г. Геллерштейн, С.С. Гриншпун, Е.А. Климов, В.Ф. Витинып, JI.A. Йовайша, В.А. Поляков, Е.Ю. Пряжников, Н.С.Пряжникова, С.Е. Матушкин, Ю.В. Укке, Л.В. Хохоева, С.Н. Чистякова, П.И. Чернецов);

• общая теория формирования личности (К.А. Абульханова-Славская, Е. Бондаревская, Л.И. Божович, JI.C. Выготский, К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев, В.В. Чебышева, К.Д. Ушинский);

• концепции игрового стимулирования в образовании (А.А. Вербицкий, Л.Р. Вартанова, Г.Л.Ильин, М.В. Кларин, З.Н.Нагоева, Д.Б. Элько-нин, М.Э. Эркенова, В.А. Яковлев и др.);

• теории активизации деятельности учащихся средней школы (П.И. Пидкасистый, М.М. Левина, Т.А. Шамова, Г.И. Щукина);

• теоретические положения  об оптимизации процесса обучения черчению (Е.А. Василенко, И.А. Воротников, В.Л. Гервер, И.Г. Гузенко, Б.Ф. Ломов, В.В. Степакова, В.А. Яковлев).

База исследования. Экспериментальное  исследование проводилось в общеобразовательной  школе №4 г. Усть-Джегуты, в Усть-Джегутинской школе искусств с охватом более 200 учащихся старших классов, 40 преподавателей, 60 родителей. Предварительный эксперимент проходил также в учебных заведениях г. Невинномысска и г. Карачаевска.

Исследование проводилось  в период с 2003 по 2006 год.

Первый этап: (2003-2004) был  связан с изучением и анализом психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Уточнялась проблема исследования, его цель и  задачи, была сформулирована гипотеза исследования, осуществлено планирование опытно-экспериментальной работы.

Второй этап: (2004-2005) разрабатывалась  и реализовалась методика формирующего эксперимента, внедрялись разработанные  нами игровые технологии, проводилась профориентационная работа, осуществлялось взаимодействие школы и среды.

Третий этап (2005-2006) характеризовался контролем и оценкой результатов  опытно-экспериментальной работы, диагностикой изменений профессионально и личностно значимых качеств старшеклассников, корректировкой положений, выносимых на защиту. На этом этапе завершена апробация гипотезы, активизирован процесс её внедрения в массовую практику. Научная новизна исследования заключается в следующем:

• выявлении наиболее предпочтительных условий, играющих приоритетную роль в процессе игрового профориентационного обучения и воспитания. Среди наиболее ведущих из них были определены - целе-полагание, необходимость создания благоприятной воспитывающей и развивающей среды, совместная деятельность и сотрудничество в профориентационном игровом обучении старшеклассников;

• создании интегративной модели применения игровых технологий профориентационной работы, включающей принципы, источник, квалификацию игр, условия их эффективности, особенности, целостный педагогический результат;

• определении путей взаимодействия школы и семьи при осуществлении профориентационной работы.

Теоретическая значимость заключается  в следующем:

• уточнении понятия «профориентационная работа», в котором акценты расставляются на взаимодействии личности с другими субъектами профориентации;

• «игровые технологии» с позиций личностно-ориентированного подхода как такой совокупности игровых действий, которые опираются на субъективную позицию играющих и руководителей игры, на необходимость развития навыков самоопределения учащихся, коммуникативных, мыслетехнических, рефлексивных и профессиоально-предметных способов; воспитывающая и развивающая среда» как совокупность организованных обстоятельств, стимулирующих личностное и профессиональное самоопределение с применением игровых технологий в средней школе при изучении черчения; выявлении особенностей профориентационных игровых технологий как средства активизации профориентационной работы в процесс изучения технических дисциплин (результативная насыщенность игры, символический характер игры ее эмоциогенность, открытость, взаимодействие участников, свободное самоосуществление участников игры, возможность проявления графических способностей); разработке и апробации авторской классификации игры по черчению как средства активизации профориентационной работы со старшеклассниками (пропедевтические, исполнительские, коррекционные, завершающие).

Практическая значимость исследования определяется тем, что: содержащиеся в нём теоретические положения  и выводы создали предпосылки  для практического обеспечения  профориентационной подготовки старшеклассников; разработанная нами модель интеграции игрового и профориентацион-ного образования содействовали модернизации этих процессов при проведении уроков по черчению; разработанная система взаимодействия школы и семьи более эффективно помогала профессиональному и личностному самоопределению старших школьников; практические результаты исследования, экспериментальные материалы и опубликованные работы были рекомендованы учителям, родителям, преподавателям вузов, техникумов, социальным педагогам, психологам, специалистам - профконсультантам для проведения бесед, занятий, лекций, уроков и занятий с родителями.

Информация о работе Игра как средство профориентации социального педагога со старшеклассниками