Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:59, реферат
Цель исследования – обоснование условий и разработка модели работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников. Задачи исследования: Анализ состояния, теоретического и нормативно-правового обеспечения профориентационной работы социальных педагогов образовательных учреждений.
Разработка модели работы социального педагога по профориентации старшеклассников.
Экспериментальная проверка модели профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.
Выявление социально-педагогических условий эффективности профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.
Вместе с тем своевременность
воспитания личности, способной к
профессиональному и личностном
В современных условиях в России особая ситуация сложилась с подготовкой специалистов технического профиля. За последние двадцать лет интерес к профессии инженера со стороны молодого поколения заметно упал, и без возвращения должного высокого престижа инженерному труду успешное дальнейшее развитие нашего общества и производства представляется достаточно проблематичным
Между тем количество часов
в средней школе на преподавани
• успешно адаптироваться
к новым социально-
• самостоятельно находить решения технических ситуаций;
• творчески мыслить и действовать.
Учитывая, что фундаментом
инженерного образования
Такая задача ставит перед
общеобразовательной школой необходимость
изыскивать новые средства и возможности
повышения эффективности целост
• качественную подготовку к самоопределению выпускников средних общеобразовательных школ;
• активизацию познавательной дея
• психологические аспекты
проблемы профориентации разраб
• с точки зрения общей
теории формирования личности вопросы самоопределения рассма
• вопросам активизации познавательной деятельности учащихся посвящены работы крупных учёных отечественной педагогики П.И. Пидка-систого, М.М. Левиной, Г.И. Щукиной, Т.А. Шамовой и др.;
• о высоком интересе исследователей
к проблемам игрового стимулиро
Вместе с тем на этапе
реформирования образования критику
вызывает некоторая консервативность
в разработке проблемы. Так, остаются
порою без внимания или оказываются
лишь фрагментарно представленными
вопросы, касающиеся осмысления новых
возможностей развития подготовки учащихся
к выбору профессии. Кроме того, исследования,
в которых рассматриваются
Актуальность темы усиливается необходимостью изучения и разрешения некоторых противоречий:
• между новой направленностью пе
• между необходимостью ориентиро
• между общественной потребностью
в подготовке технически адаптированной
личности и недостаточной научно-
Названные и другие противоречия
требуют своего решения, усиливают
актуальность темы, свидетельствуют
о ее недостаточной разработанности
и обращают наше внимание на следующую
проблему: какими содержательными, структурными и функциональными
особенностями характеризуются педагогические
ресурсы школы, дополнительного образования,
семьи в процессе профориентационной ра
Цель исследования: состоит
в том, чтобы раскрыть характер, условия
и особенности использования иг
Объект исследования: профориентационная деятельность учащихся старших классов в образовательном процессе при использовании личностно-ориентированных игровых технологий.
Предмет исследования: применение
личностно-ориентированных
Гипотеза исследования: эффективность и качество профориентационной работы с использованием личностно-ориентированных игровых технологий будут более высокими, если они основаны на:
• личностно-ориентированной модели образовательного процесса (принципы, целеполагание, содержание, формы, методы);
• игровых технологиях осуществления профориентационной работы;
• создании развивающей и воспитывающей среды;
• совместной работе школы и семьи.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. С позиций личностно-
2. Выявить особенности профориент
3. Дать определение
4. Определить пути (формы, направления, методы, приемы) взаимодействия школы и семьи в осуществлении профориентационной работы.
Методологическую основу
исследования составили: положения
материалистической философии об активной
сущности человеческой деятельности;
философские законы о единстве теории
и практики; положения о развитии
личности как субъекта познавательной,
трудовой, коммуникативной деят
Методы исследования:
Теоретические: анализ изученной
научной литературы, анализ документации
и статистических данных, обобщение
опыта подготовки старшеклассников
к профессиональному
Эмпирические: наблюдения, анкетирование, метод экспертных оценок, диагностические, мониторинг.
Экспериментальные: проектирование,
моделирование, организация опытно-
Теоретической основой исследования явились:
• теории проблем самоопределения личности (М.Р. Атутов, К.А. Абульханова-Славская, С.Г. Геллерштейн, С.С. Гриншпун, Е.А. Климов, В.Ф. Витинып, JI.A. Йовайша, В.А. Поляков, Е.Ю. Пряжников, Н.С.Пряжникова, С.Е. Матушкин, Ю.В. Укке, Л.В. Хохоева, С.Н. Чистякова, П.И. Чернецов);
• общая теория формирования личности (К.А. Абульханова-Славская, Е. Бондаревская, Л.И. Божович, JI.C. Выготский, К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев, В.В. Чебышева, К.Д. Ушинский);
• концепции игрового стимулирования в образовании (А.А. Вербицкий, Л.Р. Вартанова, Г.Л.Ильин, М.В. Кларин, З.Н.Нагоева, Д.Б. Элько-нин, М.Э. Эркенова, В.А. Яковлев и др.);
• теории активизации деятельности учащихся средней школы (П.И. Пидкасистый, М.М. Левина, Т.А. Шамова, Г.И. Щукина);
• теоретические положения об оптимизации процесса обучения черчению (Е.А. Василенко, И.А. Воротников, В.Л. Гервер, И.Г. Гузенко, Б.Ф. Ломов, В.В. Степакова, В.А. Яковлев).
База исследования. Экспериментальное
исследование проводилось в
Исследование проводилось в период с 2003 по 2006 год.
Первый этап: (2003-2004) был
связан с изучением и анализом
психолого-педагогической литературы
по проблеме исследования. Уточнялась
проблема исследования, его цель и
задачи, была сформулирована гипотеза
исследования, осуществлено планирование
опытно-экспериментальной
Второй этап: (2004-2005) разрабатывалась и реализовалась методика формирующего эксперимента, внедрялись разработанные нами игровые технологии, проводилась профориентационная работа, осуществлялось взаимодействие школы и среды.
Третий этап (2005-2006) характеризовался
контролем и оценкой
• выявлении наиболее предпочтительных
условий, играющих приоритетную роль в
процессе игрового профориентационного о
• создании интегративной модели применения игровых технологий
профориентационной работы, включающей
принципы, источник, квалификацию игр,
условия их эффективности, особенности, целостный педагог
• определении путей взаимодействия школы и семьи при осуществлении профориентационной работы.
Теоретическая значимость заключается в следующем:
• уточнении понятия «профориентационная работа», в котором акценты расставляются на взаимодействии личности с другими субъектами профориентации;
• «игровые технологии» с позиций личностно-ориентированного
подхода как такой совокупности игровых
действий, которые опираются на субъективную
позицию играющих и руководителей игры, на необходимость развития
навыков самоопределения учащихся, коммуникативных, мыслетехнических, рефлексивных
и профессиоально-предметных способов; воспитывающая и развивающая среда» как совокупность
организованных обстоятельств, стимулирующих личностное и профессиональное самоопределение
с применением игровых технологий в средней
школе при изучении черчения; выявлении
особенностей профориентационных игровых
технологий как средства активизации
профориентационной работы в процесс
изучения технических дисциплин (
Практическая значимость исследования определяется тем, что: содержащиеся в нём теоретические положения и выводы создали предпосылки для практического обеспечения профориентационной подготовки старшеклассников; разработанная нами модель интеграции игрового и профориентацион-ного образования содействовали модернизации этих процессов при проведении уроков по черчению; разработанная система взаимодействия школы и семьи более эффективно помогала профессиональному и личностному самоопределению старших школьников; практические результаты исследования, экспериментальные материалы и опубликованные работы были рекомендованы учителям, родителям, преподавателям вузов, техникумов, социальным педагогам, психологам, специалистам - профконсультантам для проведения бесед, занятий, лекций, уроков и занятий с родителями.
Информация о работе Игра как средство профориентации социального педагога со старшеклассниками