144. Раченко Н.П. Научная организация педагогического
труда. М.: 1972. -390 с.
145. Рассохин В., Целинский Н. Занимательные задачи по проекционному черчению.
M.-JL: 1951. - 79 с.
146. Рожков М.И., Байбородова JI.B. Организация воспитательного процесса в школе. М.: 2001. - 255.
147. Российская педагогическая
энциклопедия. М.: 1993.- 608 с.
148. Рубинштейн J1.C. Бытие и сознание. М.: 1957. -
360 с.
149. Ситаров Б.А. Дидактика. М.: 2002. - 336 с.
150. Сабельфельд Н.П. Экономическое воспитание
учащихся старших классов общеобразовательной школы в условиях рыночных отношений.
Дисс.канд. пед. наук. Карачаевск: 2006. -168
с.
151. Сафарова Т.Б. Содержание и организация
как средство профессиональной адаптации
студентов колледжа. Автореф. дисс.канд. пед. наук.
Ставр.: 2001. - 22 с.
152. Сластёнин В.А. Формирование
личности советского учителя в процессе
профессиональной подготовки. М.: 1976. -
160 с.
153. Слободчиков В.И. Образовательная среда:
реализация целей образования в пространстве
культуры. //Новые ценности образования;
культурные модели школ. Вып. 7. М.: 1997.
154. Смолкин A.M. Методы активного обучения.
М.: Высшая школа.-1991.- 160 с.
155. Степанова В.В. Теория и практика становления
педагогического мастерства будущего учителя черчения.
Дисс.докт. пед. наук. М.: 1997. -387 с.
156. Тарасюк В.Н.Теоретические основы педагогического
стимулирования. Дисс.докт. пед. наук. -М.:
1997. 348 с.
157. Тенчуринская Е.И. Стимулы формирования социального
поведения на основе этнорегионального
подхода. Дисс.канд. пед. наук. 2005. 185 с.
158. Технология игры в
XXI веке. Сост. М.Р.Мирошкина, И.И.Фришман.
-М.: 1999.- 120 с.
159. Укке К.В. Разработка психологических
основ профориентации в США. //Вопросы психологии.
1971. - № 1.
160. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.8. М.: -1950. - С. 23.
161. Филатова J1.0., Захарова Т.Б. Дифференциация содержания
образования в старшей школе как условие преемственности общего и профессионального
образования. /Стандарты и мониторинг
в образовании. 2003,
162. Философский словарь.
М.: 1963. - 840.
163. Фридман С.М. О научно-исследовательской
работе в ИНК. //Пед. квалификация. 1929. - №
2.
164. Хохоева JI.B. Проблемные факторы профессионально-педагогического
ориентирования студентов. Автореф. дисс.канд.
пед. наук. Владикавказ: 22 с.
165. Чебышев В.В. Психология трудового обучения.
М.: 1969.
166. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения
при выборе профиля обучения. //Педагогика.
2005. № 7. - С. 19 - 26.
167. Шамова Т.А. Активизация учения школьников.
М.: Просвещение. -1982.- 209 с.
168. Шило Г.П. Ориентация школьников на
профессиональные сферы обслуживания.
М.: 1981. - 125 с.
169. Щукина Г.И. Педагогические проблемы
формирования познавательных интересов учащихся. М.: 1988. -
208 с.
170. Шварц И.Е. Педагогика школы. Пермь.
1969.
171. Эддинал Э., Персива Ф. Игры, имитации
и социальная значимость науки. //Импакт:
наука и общество. № 2. - 1984. - С. 77 - 87.
172. Элъконин Д.Б. Психология игры. М.: 1978.
173. Эркенова М.А. Технологические основы
игрового стимулирования. Автореф. дисс.канд.
пед. наук. Карачаевск: 2000. - 22 с.
174. Яковлев В.А. Игровые технологии обучения черчению. Карачаевск: 2002. - 105 с.
175. Яковлев В.А. Игры в преподавании информатики. Вестник. Вып. 8. - КЧГПУ. - Карачаевск: 2002.
176. Яковлев В.А. Регионализация как стимул
инновационной подготовки учителя черчения. /Педагогика стимулирования:
этнорегиональный аспект. Карачаевск:
2005. - 152 с.
177. Яковлев В.А. Теория и практика инновационной
подготовки учителя всистеме высшего
педагогического образования. Дисс.докт.
пед. наук. 2000 350 с.
178. Яковлев В.А. Разработка и использование кроссвордов по черчению. /Материалы конференции.
Карачаевск: 1992. - С. 53 - 56.
179. Яковлев В.А. Возможности использования
игровой деятельности в преподавании черчения. Карачаевск: 1995.
180. Яковлев В.А. Методика преподавания черчения.
Программа. Карачаевск: 1998. -22 с.
181. ЯсвинВ.А Экспертиза школьной
образовательной среды. М.: 2000. -125 с.
Далее
со старшеклассниками экспериментальной
группы проводится цикл занятий по
профориентации, включающих в себя:
- Профессиональную диагностику. На данном этапе проводятся групповые занятия, в ходе которых учащимся предлагаются различные тесты и диагностические методики, призванные определить профессиональный тип личности, характерологические особенности личности, мотивы выбора ими той или иной профессии. Учащимся предлагаются следующие диагностические методики и тесты:
- тест Д. Голланда по определению типа личности. Данный тест позволяет определить, к какому из 6 типов личности относится респондент: к реалистичному, к интеллектуальному, к социальному, к конвенциональному, предприимчивому или к артистическому типу. Респонденту предлагаются 42 пары профессий, в каждой из которых он должен выбрать наиболее предпочтительную. Далее по ключу к методике определяется тип личности респондента;
- дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Е.А. Климова. Е.А. Климов выделяет 5 типов профессий: человек-природа (садовник, геолог, зоотехник, агроном), человек-техника (слесарь, связист, инженер), человек-человек (продавец, учитель, менеджер), человек – знаковая система (чертежник, программист, бухгалтер), человек – художественный образ (маляр, архитектор, художник, дизайнер). ДДО позволяет определить, к какому из перечисленных типов относится респондент. Респонденту предлагается 20 пар видов деятельности, в каждой из которых он должен выбрать один из видов. Далее по ключу к методике определяется, к какому типу профессии респондент расположен более всего;
- методика «Матрица выбора профессии». С помощью данной методики можно определить предполагаемые профессии соответствующие интересам и склонностям респондента. Респонденту предлагается 2 вопроса: «Какой объект деятельности тебя привлекает?» и «Какой вид деятельности тебя привлекает?». В каждом вопросе 10 вариантов ответа. Респонденту необходимо выбрать в каждом вопросе один вариант. Обработка и анализ результатов производятся с помощью таблицы, в которой на пересечении «сферы труда» и «вида труда» находятся профессии, соответствующие тем или иным сочетаниям. Профессии, находящиеся на пересечении выбранных респондентом сферы и вида труда являются (предположительно) наиболее близкими интересам и склонностям опрашиваемого (см. Приложение 2);
- тест «Склонность к исполнительскому или творческому труду». Тест направлен на определение уровня склонности к исполнительскому или к творческому труду. Респонденту предлагается 10 пар суждений о предполагаемой деятельности, в каждой из которых он должен выбрать одну, наиболее применимую к себе. Обработка результатов: каждый выбор по ключу оценивается в 1 балл. В соответствии с полученными баллами определяется уровень склонности к исполнительскому или творческому труду;
- методика «КОС». Методика направлена на оценку коммуникативных и организаторских склонностей учащегося. Респондентам предлагается ответить на 40 вопросов. Варианты ответа: да (+) и нет (–). Обработка результатов: по ключу к методике подсчитываются баллы. Затем по формуле подсчитывается коэффициент коммуникативных и организаторских склонностей. Далее определяется, какие из них преобладают (см. Приложение 3);
- определение склонностей по методике Л.А. Йовайши; Методика направлена на определение типа склонностей к работе: с людьми, умственного характера, на производстве, склонность к эстетике и искусству, к подвижным видам деятельности, к планово-экономическим видам работ. Респондентам предлагается 30 вопросов с двумя вариантами ответа, необходимо выбрать наиболее предпочтительный. Обработка результатов: по ключу к методике подсчитываются баллы для каждого типа склонностей.
- методика «Профориентационная анкета». Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Методика содержит 2 блока: «Я хочу» и «Я могу». В каждом блоке респондентам предлагается 7 миниблоков утверждений по 5 в каждом. Каждое утверждение надо оценить по 4-балльной системе (от 0 до 4). Обработка результатов: подсчитываются баллы по каждому миниблоку, и определяется, к какому типу профессий, разделенных по предмету труда и по характеру труда, наиболее расположен респондент;
- тест «Есть ли у вас деловая хватка». Методика предназначена для определения уровня развития деловой хватки. Респондентам предлагается 8 вопросов с тремя вариантами ответов в каждом. Обработка результатов: по ключу к методике подсчитываются баллы, и определяется уровень развития деловой хватки;
- тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур». Методика позволяет определить, к какому из 8 типов принадлежит респондент: «руководитель»; «ответственный исполнитель»; «тревожно-мнительный тип»; «ученый»; «интуитивный тип»; «изобретатель, конструктор, художник»; «эмотивный тип»; «тип, противоположный эмотивному». Респондентам необходимо нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги и квадраты. Рисунок рисуется три раза. Обработка результатов: подсчитывается количество затраченных в изображения человечка квадратов, треугольников и кругов (по каждому рисунку отдельно), результат записывается в виде трехзначных чисел (треугольники, круги, квадраты). Далее по этим формулам определяется предположительный тип личности респондента;
- Профессиональное просвещение. Данный этап включает в себя следующие составляющие:
- профессиональная информация – учащимся предлагается информация о различных профессиях, требованиях, которые они предъявляют к человеку; информация о состоянии рынка труда и потребности в кадрах; информация о средне-специальных и высших учебных заведениях, обучающих специалистов той или иной области профессиональной деятельности – какие есть, какой уровень образования необходимо иметь и какие экзамены необходимо сдавать для поступления в то или иное учреждение. Материалы для занятий собирались автором на выставках образования, в сети Internet, журналах «Куда пойти учиться», а также использовались материалы «Энциклопедии профессий Кирилла и Мефодия». Кроме того на данном этапе проводятся встречи с представителями различных профессий (педагог, психолог, сотрудник милиции, директор образовательного учреждения, программист, медицинский работник и т.д.)
- профессиональная агитация – проводится в форме групповых бесед, диспутов, различных профориентационных игр:
- игра «Пришельцы», цель которой – помочь подростку в осознании труда как человеческой и общественной ценности (см. Приложение 4);
- игра «Остров», цель которой – знакомство с потребностями народного хозяйства в кадрах, с проблемой непрестижных профессий и осознание учащимися своей гражданской зрелости;
- игра «Три судьбы», цель которой – помочь учащимся разобраться в основных смыслах трудовой жизни применительно к различным стереотипам людей: труженика, лентяя, бездарности (см. Приложение 5);
- активизирующий опросник «Сейчас и потом», цель которого – активизация профессионального самоопределения старшеклассников.
- Тренинговые занятия. Целью данного этапа является более четкое определение предпочтительной профессии, расширение знаний учащихся о профессиях, информационная и психологическая подготовка их к вступительным экзаменам и прохождению собеседования при приеме на работу, осознание учащимися возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям, обучение учащихся аргументированному отстаиванию своего профессионального выбора перед родителями (товарищами, учителями т.д.), активизация планирования профессиональной и жизненной перспективы. Для реализации этой цели используется игровой метод. Проводятся такие методики, как:
- активизирующий опросник «Перекресток», цель которого – определения наиболее предпочтительных для учащихся предметов (сфер) труда и средств труда, а также определение наиболее привлекательного для учащихся уровня профессионального образования и уровня самостоятельности в труде;
- игра «Профессия на букву», цель которой – расширение у участников знаний о мире профессионального труда и актуализация уже имеющихся знаний о профессиях;
- игра «Цепочка профессий», цель которой – развитие у учащихся умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности;
- игра «День из жизни…», цель которой – повысить уровень осознания учащимися типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста (см. Приложение 6);
- игра «Ловушки-капканчики», цель которой – осознание учащимися возможных препятствий (лов<span
class="Normal__Char" st