Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:59, реферат
Цель исследования – обоснование условий и разработка модели работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников. Задачи исследования: Анализ состояния, теоретического и нормативно-правового обеспечения профориентационной работы социальных педагогов образовательных учреждений.
Разработка модели работы социального педагога по профориентации старшеклассников.
Экспериментальная проверка модели профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.
Выявление социально-педагогических условий эффективности профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.
Системный подход позволил нам
выделить в структуре профориентации
несколько подсистем: организационно-функциональную,
логико-содержательную, личност
В 1-й главе исследования
также определены концептуальные подходы
к использованию игровых
В соответствии с гипотезой
и заявленными задачами исследования
разработана и проверена
Поскольку исследование проводилось
на материале Карачаево-Черкесии и
Ставропольского края, специфическими
характеристиками которых являются
повышенная трудовая мобильность, многонациональный
состав населения, наличие в регионе
мигрантов с различным
Особенное внимание в исследовании обращается на социально-коммуникативные этнорегионалъные умения:
- умения общаться с товарищами по работе в этнорегиональной среде;
- умения кооперировать
усилия в деятельности
- умения понимать национальную культуру и испытывать чувство гордости от соприкосновения с нею;
- умения использовать
национальные традиции при
В исследовании доказывается,
что проблема профессиональной готовности ст
На основе эксперимента были
выделены наиболее приоритетные условия
в процессе игрового профориент
Доказано, что критериями определения уровня готовности к профессиональной деятельности являются когнитивный, эмоционально-мотива-ционный и поведенческий компоненты, на основе использования которых с помощью различных диагностических методик были определены уровни этой готовности: высокий, средний и ин низкий.
Во второй главе "Основные пути реализации игровых технологий в процессе профориентационной работы" показано, как осуществлялось моделирование вышеперечисленных условий. Одним из них было целеполага-ние, которое понимается в современных исследованиях /Пидкасистый И.И., Пряжников Н.С./ как легитимизация целей, закрепление их в официальных выражениях педагогической политики государства, придание им законодательного статуса; как мысленное предвосхищение деятельности, как непосредственный мотив деятельности /Л.И.Божович, Т.А.Ильина/. Целепо-лагание нами определено как целостный, многоэтапный, многоуровневый процесс, предполагавший моделирование результатов профориентационной работы с включением игровых технологий; составление и использование целевых программ профориентации в процессе деятельности педагогов, родителей, самих учащихся.
Эксперимент позволил разработать
дидактические, коммуникативные
Сформулированная нами гипотеза
потребовала моделирования проп
В исследовании доказана эффективность ещё одного условия: средово-го подхода. Опытно-экспериментальная работа показала, что для достижения высоких результатов профессионального самоопределения старшеклассников необходимо создание единого профориентационного пространства. Воспитывающая и развивающая среда рассмотрена нами как совокупность образовательных обстоятельств, стимулирующих профессиональное и личностное самоопределение старшеклассников с помощью игровых технологий и других разнообразных форм и методов воспитания. Большое значение в создании такой среды имели внеклассная работа, дополнительное образование, взаимодействие школы и семьи. В частности, дополнительное образование рассматривается и функционирует как подсистема непрерывного образования. Все учащиеся 9-х классов, школы № 4 г.Усть-Джегуты, где проходил формирующий эксперимент, посещали школу искусств, где мы вели работу кружков дизайна и декоративно-прикладного искусства.
В процессе же внеклассной
работы в самой школе нашим
исследовательским целям
Раскрыты основные характеристики
созданной воспитывающей и
Усиливали эмоциональные
характеристики среды, безусловно, и, прежде
всего игры. Но мы также включали
и различные поэтические
В лучших шедеврах отечественной и зарубежной литературы много стихов, шутливого и игрового характера, посвященных черчению и начертательной геометрии: у Б.Ахмадуллиной, М.Волошина, В.Высоцкого, Р.Гамзатова, К.Кулиева, Л.Мартынова, Р.Рождественского.
Задачи исследования потребовали моделирования и такого условия эффективного профориентационного влияния, как совместность взаимодействия школы и семьи. Мы связываем рассматриваемые понятия и считаем, что они предполагают взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе профориентационной деятельности и общения. Подробно анализируется технология активизации воспитательного потенциала семьи, который понижается нами как совокупность различных факторов жизнедеятельности. Среди наиболее значимых исследователи /83, 112/ называют социокультурный, имущественные характеристики семьи, технико-гигиенический, социально-образовательный и др. Суть технологии взаимодействия школы и семьи основана на использовании трёх важнейших направлений: предварительное, коррекционное, контрольное взаимодействие. Предварительное предполагает ознакомление с намерениями учащихся, с изучением целесообразности этих намерений. Коррекционное взаимодействие требует установки оптимальной пригодности учащегося к выбранной профессии, корректирует неправильный выбор, направляет к такой деятельности, которая будет более всего способствовать призванию. Контрольное взаимодействие так же, как и два предшествующих, включает несколько шагов, и ставит своей задачей уточнение правильности намерений школьников.
В исследовании представлено немало оригинальных форм и методов взаимодействия школы и семьи: творческие отчёты ребят, конкурсы профессий с участием членов семьи, турниры знаний, смотры знаний. Все они проходили в игровой форме и имели высокую значимость в процессе самоопределения учащихся.
Эксперимент показал, что в процессе совместной профориентационной работы школы и семьи целесообразно руководствоваться некоторыми рекомендациями:
- проявлять положительное
отношение к профессиональным
намерениям и интересам
- осуществлять совместность
школы и родителей в выявлении
причин неуспеха ребят в
- проводить заинтересованное
обсуждение педагога и
- совместно разрабатывать
школой и семьёй
1. Абубакирова С Л.Сотрудничество школы и семьи. //Восп. школьников, 2000,-№6.С. 24-31.
2. Абульханова-Славская К.А. Типология личности и гуманистический подход. //Психологический журнал. 1999. Т. 12. - № 4.
3. Акмеология. Под ред. А.А. Деркач. М.: РАГС. - 2002. - 420 с.
4. Аникеева. Воспитание игрой. М.:Просвещение. - 1987. - 216 с.
5. Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе. //Педагогика. 2004. № 2.
6. Атутов П.Р.Учение и труд в школе. М.: 1962. - 192 с.
7. Бадмаев Г.Ц.Психология в работе учителя. М.: 2004. - 234 с.
8. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. Ярославль: 2003. -224 с.
9. Байрамкулова Т.Д. Педагогические условия самоутверждения подростка в учебной деятельности. Автореф, дисс.канд. пед. наук. Карачаевск: 2004. - 22 с.
10. Баранов С.П., Сластёнин В.А. Педагогика. М.: 1986. - 336 с.
11. Белич В.В. Соотношение видов деятельности в обучении. Челябинск: 1987. - 112 с.
12. Бернштейн Н.А. Физиология движения и активность. М.:1990.
13. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: 1968.- 464 с.
14. Бондаревская Е.В. /Ред. Личностно-ориентированный подход в деятельности современных образовательных систем. Ростов-на Дону: 2002. 62 с.
15. Боголюбов С.К., Воинов А.В. Черчение. М.: Просвещение. - 1984. 304 с.
16. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации. //Вопросы психологии. 1988. - № 1.
Информация о работе Игра как средство профориентации социального педагога со старшеклассниками