Игра как средство профориентации социального педагога со старшеклассниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:59, реферат

Описание работы

Цель исследования – обоснование условий и разработка модели работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников. Задачи исследования: Анализ состояния, теоретического и нормативно-правового обеспечения профориентационной работы социальных педагогов образовательных учреждений.
Разработка модели работы социального педагога по профориентации старшеклассников.
Экспериментальная проверка модели профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.
Выявление социально-педагогических условий эффективности профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.

Файлы: 1 файл

Введение и все для курсовой.docx

— 127.98 Кб (Скачать файл)

Системный подход позволил нам  выделить в структуре профориентации несколько подсистем: организационно-функциональную, логико-содержательную, личностную, управленческую. Среди субъектов профориентации мы на основе анализа источников обозначили личность, семью, образовательные учреждения, центры и службы, фирмы, организации, предприятия, органы управления, государство как специфический субъект государства, мировую экономику. Также представлены разносторонние принципы профориентации, которые дополнены автором: наличие ключевых компетентно-стей у выпускников школ, раннее начало профориентационной работы личностью, воспитание уважения к различные видам труда.

В 1-й главе исследования также определены концептуальные подходы  к использованию игровых технологий в профориентационной работе: особенности: результативная насыщенность, проблемность, эмоциогенность; функции: обучающая, развлекательная, коммуникативная, психотехническая, релаксационная: принципы: ролевое взаимодействие, имитационный характер, двуплановость. Игра рассмотрена как средство профориентационной деятельности на уроках черчения и во внеклассной работе по этому предмету.

В соответствии с гипотезой  и заявленными задачами исследования разработана и проверена авторская  классификация игр по черчению, в основе которой находится логика изучения предмета черчения. Она включает четыре группы игр: ориентировочные, исполнительские, корректировочные и завершающие. Кроме того, выявленные концептуальные подходы позволили научно обосновать модель "Игра как средство активизации профориентации старшеклассников", состоящей из нескольких блоков: источники, принципы профориентационной работы, деятельностный компонент профориентационной игры, классификация игр по черчению, условия их эффективного использования, целостный педагогический результат.

Поскольку исследование проводилось  на материале Карачаево-Черкесии и  Ставропольского края, специфическими характеристиками которых являются повышенная трудовая мобильность, многонациональный  состав населения, наличие в регионе  мигрантов с различным образовательным  уровнем, проблемы социализации, общения, нестабильное экономическое развитие региона и др., мы отметили, что профориентационная работа должна базироваться не только на реализации федерального, но и локального, и национально-регионального компонентов, в связи с чем была определена та система регионально-педагогических умений, которые должны учитываться при построении содержания профориентационной работы по графический дисциплинам и воспитывающей ' и развивающей среды. Разработанная В.А.Яковлевым система национально-региональных умений по графические дисциплинам для высшей школы помогла нам выделить наиболее приемлемые из них для ребят старшего возраста. Среди наиболее ведущих: умения опираться на личньй практический этнорегиональный опыт графического содержания, умения использовать те регионально-этнические знания и информацию, которую учащиеся получили в семейном воспитании, умения совершенствовать результаты труда за счет использования и включения этноре-гионального материала, умения использовать чертежи в традициях края, умения использовать ассоциации, использовать конструктивные особенности типичных казацких строений, террасных карачаевских домов, конструкций жилищ черкесов и с их цветом, освещенностью, богатством линий и украшений. Эти региональные умения помогут ребятам в их дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенное внимание в исследовании обращается на социально-коммуникативные  этнорегионалъные умения:

- умения общаться с товарищами по работе в этнорегиональной среде;

- умения кооперировать  усилия в деятельности представителей  разных национальностей;

- умения понимать национальную  культуру и испытывать чувство  гордости от соприкосновения  с нею;

- умения использовать  национальные традиции при выполнении  любой деятельности и др.

В исследовании доказывается, что проблема профессиональной готовности старшеклассников является актуальной задачей образования и для её решения требуется использование разнообразных педагогических условий. Моделирование процесса профориентационной работы с использованием игровых технологий в процессе графической подготовки учащихся потребовало точного определения этих условий и их проверки.

На основе эксперимента были выделены наиболее приоритетные условия  в процессе игрового профориентационного обучения и воспитания: це-леполагание как в профориентационной, так и в игровой деятельности, связанной с образовательной деятельностью по черчению. Одним из условий в соответствии с предпочтениями учащихся была определена необходимость создания благоприятной воспитывающей и развивающей профориентационной графической игровой среды. Ещё одно приоритетное условие выявленное в процессе диагностического эксперимента, оказалась совместность и сотрудничество как в игровом, так и в профориентационном обучении.

Доказано, что критериями определения уровня готовности к  профессиональной деятельности являются когнитивный, эмоционально-мотива-ционный и поведенческий компоненты, на основе использования которых с помощью различных диагностических методик были определены уровни этой готовности: высокий, средний и ин низкий.

Во второй главе "Основные пути реализации игровых технологий в процессе профориентационной работы" показано, как осуществлялось моделирование вышеперечисленных условий. Одним из них было целеполага-ние, которое понимается в современных исследованиях /Пидкасистый И.И., Пряжников Н.С./ как легитимизация целей, закрепление их в официальных выражениях педагогической политики государства, придание им законодательного статуса; как мысленное предвосхищение деятельности, как непосредственный мотив деятельности /Л.И.Божович, Т.А.Ильина/. Целепо-лагание нами определено как целостный, многоэтапный, многоуровневый процесс, предполагавший моделирование результатов профориентационной работы с включением игровых технологий; составление и использование целевых программ профориентации в процессе деятельности педагогов, родителей, самих учащихся.

Эксперимент позволил разработать  дидактические, коммуникативные, развивающее цели, которые имеют тенденцию к декомпозированию в профессиональные /например, развитие графической информированности приводит к пониманию ребятами требований к избираемой ими технической профессии/, помогают освоить наиболее ключевые понятия, сущностное в графическом материале.

Сформулированная нами гипотеза потребовала моделирования пропедевтических /на осуществление ориентировочных действии с чертежами, чертёжники инструментами, чертёжным шрифтом; на формирование структур предметов, на игровую разработку формы по техническому рисунку с недостающими на нём линиями, на использование заготовки при изображении предмета/, исполнительских /"Подарок", "Маскарад", на анализ и раскрытие элементов профессионального труда/, корректировочных /"Найди ошибку", "Незавершенные фигуры", направленных на изображение жилища народов Северного Кавказа, например, проживающих в Карачаево-Черкесии - казаков, карачаевцев, ногайцев, абазин, черкесов и др.; направленных на исправление недостатков/; завершающих /"Составь кроссворд", "Отгадай кроссворд", "Гигантские шашки", КВН/ игр, игровых заданий задач. Они помогали с процессе опытно-экспериментальной работы осваивать старшеклассниками умений осваивать и перерабатывать графическую информацию из курса черчения, акцентировать взимание на самом главном, облекая это главное в форму понятий; умений применять знания на практике, отбирать для усвоения такой материал, который может иметь значение в дальнейшей технической деятельности. Игры помогали ребятам обновить Фонд наличных действенных знаний, увидеть, как можно такими знаниями пользоваться в практике.

В исследовании доказана эффективность  ещё одного условия: средово-го подхода. Опытно-экспериментальная работа показала, что для достижения высоких результатов профессионального самоопределения старшеклассников необходимо создание единого профориентационного пространства. Воспитывающая и развивающая среда рассмотрена нами как совокупность образовательных обстоятельств, стимулирующих профессиональное и личностное самоопределение старшеклассников с помощью игровых технологий и других разнообразных форм и методов воспитания. Большое значение в создании такой среды имели внеклассная работа, дополнительное образование, взаимодействие школы и семьи. В частности, дополнительное образование рассматривается и функционирует как подсистема непрерывного образования. Все учащиеся 9-х классов, школы № 4 г.Усть-Джегуты, где проходил формирующий эксперимент, посещали школу искусств, где мы вели работу кружков дизайна и декоративно-прикладного искусства.

В процессе же внеклассной  работы в самой школе нашим  исследовательским целям служили  две программы "Мир профессий" и "Способности и одаренность". Программы включали три блока: первый предполагал проведение бесед о профессиях, значимых для северокавказского региона, для Карачаево-Черкесии. Второй - общешкольные иклассные мероприятия по профориентации, деятельность объединений и кружков в этом направлении. Третий блок представлял собой совокупность различных игровых технологий, которые были призваны стимулировать активность учащихся, педагогов и родителей по профориентационной работе.

Раскрыты основные характеристики созданной воспитывающей и развивающей  среды: её гуманистическая направленность, личностно-ориенти-рованный характер мероприятий, предполагающий опору на интересы и способности старшеклассников, ее целостность и системность, организованный характер. Так, каждая из предлагаемых нами форм работы выполняла свои четкие функции, имела конкретную структуру, процессуальные компоненты, динамику, этапы, результаты, была связана с другими формами работы.

Усиливали эмоциональные  характеристики среды, безусловно, и, прежде всего игры. Но мы также включали и различные поэтические произведения, посвященные черчению, таким его  понятиям, как точка, круг, сфера, линия, система.

В лучших шедеврах отечественной  и зарубежной литературы много стихов, шутливого и игрового характера, посвященных черчению и начертательной геометрии: у Б.Ахмадуллиной, М.Волошина, В.Высоцкого, Р.Гамзатова, К.Кулиева, Л.Мартынова, Р.Рождественского.

Задачи исследования потребовали  моделирования и такого условия  эффективного профориентационного влияния, как совместность взаимодействия школы и семьи. Мы связываем рассматриваемые понятия и считаем, что они предполагают взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе профориентационной деятельности и общения. Подробно анализируется технология активизации воспитательного потенциала семьи, который понижается нами как совокупность различных факторов жизнедеятельности. Среди наиболее значимых исследователи /83, 112/ называют социокультурный, имущественные характеристики семьи, технико-гигиенический, социально-образовательный и др. Суть технологии взаимодействия школы и семьи основана на использовании трёх важнейших направлений: предварительное, коррекционное, контрольное взаимодействие. Предварительное предполагает ознакомление с намерениями учащихся, с изучением целесообразности этих намерений. Коррекционное взаимодействие требует установки оптимальной пригодности учащегося к выбранной профессии, корректирует неправильный выбор, направляет к такой деятельности, которая будет более всего способствовать призванию. Контрольное взаимодействие так же, как и два предшествующих, включает несколько шагов, и ставит своей задачей уточнение правильности намерений школьников.

В исследовании представлено немало оригинальных форм и методов  взаимодействия школы и семьи: творческие отчёты ребят, конкурсы профессий с  участием членов семьи, турниры знаний, смотры знаний. Все они проходили  в игровой форме и имели  высокую значимость в процессе самоопределения  учащихся.

Эксперимент показал, что  в процессе совместной профориентационной работы школы и семьи целесообразно руководствоваться некоторыми рекомендациями:

- проявлять положительное  отношение к профессиональным  намерениям и интересам учащихся;

- осуществлять совместность  школы и родителей в выявлении  причин неуспеха ребят в предпочитаемой  деятельности;

- проводить заинтересованное  обсуждение педагога и родителей  тех проблем, которые возникли  в ходе работы;

- совместно разрабатывать  школой и семьёй педагогическую  стратегию и тактику в процессе  помощи в профессиональном самоопределении  старшеклассников.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Овчинникова, Светлана Вячеславовна, 2006 год

1. Абубакирова С Л.Сотрудничество школы и семьи. //Восп. школьников, 2000,-№6.С. 24-31.

2. Абульханова-Славская К.А. Типология личности и гуманистический подход. //Психологический журнал. 1999. Т. 12. - № 4.

3. Акмеология. Под ред. А.А. Деркач. М.: РАГС. - 2002. - 420 с.

4. Аникеева. Воспитание игрой. М.:Просвещение. - 1987. - 216 с.

5. Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе. //Педагогика. 2004. № 2.

6. Атутов П.Р.Учение и труд в школе. М.: 1962. - 192 с.

7. Бадмаев Г.Ц.Психология в работе учителя. М.: 2004. - 234 с.

8. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. Ярославль: 2003. -224 с.

9. Байрамкулова Т.Д. Педагогические условия самоутверждения подростка в учебной деятельности. Автореф, дисс.канд. пед. наук. Карачаевск: 2004. - 22 с.

10. Баранов С.П., Сластёнин В.А. Педагогика. М.: 1986. - 336 с.

11. Белич В.В. Соотношение видов деятельности в обучении. Челябинск: 1987. - 112 с.

12. Бернштейн Н.А. Физиология движения и активность. М.:1990.

13. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: 1968.- 464 с.

14. Бондаревская Е.В. /Ред. Личностно-ориентированный подход в деятельности современных образовательных систем. Ростов-на Дону: 2002. 62 с.

15. Боголюбов С.К., Воинов А.В. Черчение. М.: Просвещение. - 1984. 304 с.

16. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации. //Вопросы психологии. 1988. - № 1.

Информация о работе Игра как средство профориентации социального педагога со старшеклассниками