Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:59, реферат
Цель исследования – обоснование условий и разработка модели работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников. Задачи исследования: Анализ состояния, теоретического и нормативно-правового обеспечения профориентационной работы социальных педагогов образовательных учреждений.
Разработка модели работы социального педагога по профориентации старшеклассников.
Экспериментальная проверка модели профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.
Выявление социально-педагогических условий эффективности профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.
общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование, обобщение, наблюдение, сравнение, измерение, методы мозгового штурма, погружения и др.
диагностические методы: наблюдение, педагогический мониторинг, анализ документов и продуктов деятельности учащихся, анализ практических действий школьников, анкетирование, беседа-интервью, социометрический, статистический, тестовый, педагогический эксперимент и др.
методы профессионального просвещения и формирования профессиональной направленности: рассказ, лекция, беседа, убеждение, метод положительного трудового примера, экскурсия, диспут, метод критического творческого диалога, рефлексия и др.
методы социально-
Формы профориентационной работы: профориентационный урок или его фрагменты, занятие школьного факультатива, кружка (предметного, по интересам и т.д.), классный час, профориентационная встреча, профориентационная экскурсия, вечер защиты профессий, соревнования и конкурсы по трудовому многоборью, лектории, проведение профессиональных проб, сюжетно-ролевые игры, трудовые объединения школьников, профориентационное краеведение, КВН, телепередачи «Умницы и Умники», шефская работа [44].
Современная теория профориентации подразумевает, что она строится на определенных принципах, которые в свою очередь делятся на две категории [44]:
Общепедагогические принципы:
Принцип диалектической связи
и взаимообусловленности в
профориентации: обучение, воспитание
и развитие в их единстве должны способствовать
решению одной из общих задач – профессиональному
самоопределению школьников.
Принцип связи профориентации
с жизнью, трудом, практикой
строительства нового общества: оказание
помощи
человеку в выборе его будущей профессии
в органическом единстве с практикой,
потребностями общества в квалифицированных
кадрах, спроса, предложений и конкурентоспособности
на рынке труда.
Принцип политехнизма и технологического
подхода к обучению и воспитанию:
необходимость осуществления
Доступность и сознательность: глубоко осознанное ознакомление учащихся с миром профессий, психологическими требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, путями овладения профессией; ознакомлением с перспективой профессиональной карьеры, оплатой труда, жилищно-бытовыми условиями.
Систематичность и преемственность:
необходимость осуществления
Учет возрастных особенностей:
осуществление
Взаимосвязь школы, внешкольных
учреждений, семьи, профессиональных учебных
заведений, работодателей и
Принцип многоаспектности (комплексности)
осуществления профориентации: организация
этой работы в педагогическом, психологическом,
социально-экономическом, психофизиологическом,
медицинском и правовом направлениях,
позволяющих всесторонне
Специфические принципы:
Принцип учета перспективы и прогноза развития личности в соответствии с кадровой политикой в условиях рынка труда.
Принцип учета личных потребностей,
интересов, склонностей и способностей
учащихся и потребности региона
и страны в целом в
квалифицированных кадрах. Он выражает
двуединую задачу – учет личных и общественных
интересов.
Принцип деятельностно-активной направленности в профориентации. Этот принцип с одной стороны предусматривает профессиональное просвещение учащихся, а также изучение их в целях профориентации, организация для них профессиональной консультации. С другой стороны задачей данного принципа является активное включение в сферу профориентации духовных и физических возможностей личности (ознакомление с миром профессий, «пробу сил» по той или иной профессии, воспитание личностно и общественно значимых мотивов выбора профессии, самовоспитание творчески активных качеств личности, её ценностных ориентаций).
Принцип свободы и самостоятельности
социально –
профессионального самоопределении заключается
в следующем: после предварительного выявления
потребностей, интересов, склонностей
и способностей учащихся следует совместными
усилиями образовательных учреждений,
семьи, работодателей и общественности
рекомендовать тому или иному из них соответствующую
профессию. При этом окончательное право
выбора остается за школьниками.
Принцип прогнозирования здоровьесбережения при реализации профессионального самоопределения учащихся в работе по избранной профессии.
Принцип взаимосвязи и координации совместной деятельности органов образования, территориальных центров профориентации и занятости населения [44].
1.3 Состояние социально-
Согласно Положению о
Однако в результате анализа
этих документов было выявлено что
ни в одном из них, кроме закона
«О занятости населения в
Каждый год сотни тысяч
юношей и девушек, завершивших школьное
обучение, начинают искать применение
своим силам и способностям «во
взрослой жизни». При этом – как
свидетельствует статистика – большая
часть молодых людей
На сегодняшний день в
профориентации существует множество
проблем, которые необходимо решить.
Переход к рынку труда
Рынок влечет за собой и такие явления, как безработица, формирование новых хозяйственных структур, переподготовка и перемещение значительных масс людей.
Современная молодежь оказалась
не достаточно подготовленной к новым
требованиям политической социально-экономической
и кадровой ситуации. Серьезному искажению
подверглась система
Социальные опросы показывают,
что 60% старшеклассников имеют устойчивые
интересы к профессиональной деятельности,
при этом около 70% не владеют способами
изучения индивидуальных возможностей,
соответствия избираемой профессии. Старшеклассники
практически не имеют представления
о психологических особенностях
профессионального
В 2006 году был проведен социологический опрос среди молодежи, который показал, что наиболее престижной была профессия юриста. Ей отдали предпочтение 28% респондентов, экономистами стремились быть 20% опрошенных, 10% молодых людей видели себя в банковской сфере. Что касается деятельности госслужащего, управленца, то здесь нашлось всего 7% желающих. К самым высокооплачиваемым профессиям молодые люди отнесли такие сферы, как юридическая работа, предпринимательство, банковская деятельность. Далее по убыванию в процентном соотношении: работа медика, компьютерщика, бухгалтера и работник торговой сферы [58].
А уже в 2007 году специалисты института социологии РАН выявили, что большинство молодых людей отдает предпочтение профессии госслужащего и деятеля шоу-бизнеса. Снизилась популярность профессий в юридической сфере. Только 18% молодых людей привлекают профессии банкиров и экономистов. Еще меньше такая профессия как врач. Всего 14%. Тем не менее, 25% опрошенных готовы были заняться частным бизнесом, видя в этом быстрый путь к материальному достатку [58].
У молодежи областных и районных центров иной взгляд на выбор профессии. Для людей, живущих в провинции, престижными являются профессии прокурора и нотариуса. Лишь менее 1% россиян готовы стать рабочими, крестьянами [58].
Актуальна проблема ошибочного
выбора профессии. Многие учащиеся колледжей
и ВУЗов разочаровываются в выбранной
специальности в процессе обучения.
12–28% учащихся, получающих начальное
профессиональное образование, имеют
прямые медицинские противопоказания
к выбранным и изучаемым
Ошибки в выборе профессии не только отрицательно сказываются на самом человеке, его самооценке, физическому и психическому здоровью, но и наносит огромный вред обществу, государству. Если содержание профессии не отвечает возможностям человека, то и его производительность труда будет значительно ниже. Неудовлетворенность избранной специальностью приводит к тому, что многие студенты, молодые рабочие, служащие вынуждены искать новые учебные заведения или новые места работы – возникает текучесть кадров, что также наносит большой ущерб государству. Для примера: в 80-х годах ошибки граждан в выборе профессии ежегодно «стоили» государству более 11 млрд. рублей [44].
Один из проблемных вопросов
– организация учебной
Существенным тормозом развития
профориентации является то, что она,
как правило, рассчитана на некоторого
усредненного ученика; отсутствует
индивидуальный, дифференцированный подход
к личности выбирающего профессию;
используются в основном словесные,
декларативные методы, без предоставления
возможности каждому
Помимо этого в городах
и районах плохо развитая система
обеспечения текущей
В настоящее время уже
предпринимаются некоторые шаги
по решению этих проблем. В Москве,
например, активно действует служба
занятости. Ее функции определены Законом
РФ «О занятости населения в
Информация о работе Игра как средство профориентации социального педагога со старшеклассниками