Игра как средство профориентации социального педагога со старшеклассниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:59, реферат

Описание работы

Цель исследования – обоснование условий и разработка модели работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников. Задачи исследования: Анализ состояния, теоретического и нормативно-правового обеспечения профориентационной работы социальных педагогов образовательных учреждений.
Разработка модели работы социального педагога по профориентации старшеклассников.
Экспериментальная проверка модели профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.
Выявление социально-педагогических условий эффективности профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.

Файлы: 1 файл

Введение и все для курсовой.docx

— 127.98 Кб (Скачать файл)

общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование, обобщение, наблюдение, сравнение, измерение, методы мозгового  штурма, погружения и др.

диагностические методы: наблюдение, педагогический мониторинг, анализ документов и продуктов деятельности учащихся, анализ практических действий школьников, анкетирование, беседа-интервью, социометрический, статистический, тестовый, педагогический эксперимент и др.

методы профессионального  просвещения и формирования профессиональной направленности: рассказ, лекция, беседа, убеждение, метод положительного трудового  примера, экскурсия, диспут, метод критического творческого диалога, рефлексия  и др.

методы социально-профессиональной адаптации и профессионального  воспитания: поручение, упражнение, трудовое задание, общественно полезный труд, производительный труд, метод профессиональных проб, тренинг, общественное мнение, создание воспитывающих ситуаций, соревнование, ролевая деловая игра, воспитание на трудовых традициях и др. [44]

Формы профориентационной работы: профориентационный урок или его фрагменты, занятие школьного факультатива, кружка (предметного, по интересам и т.д.), классный час, профориентационная встреча, профориентационная экскурсия, вечер защиты профессий, соревнования и конкурсы по трудовому многоборью, лектории, проведение профессиональных проб, сюжетно-ролевые игры, трудовые объединения школьников, профориентационное краеведение, КВН, телепередачи «Умницы и Умники», шефская работа [44].

Современная теория профориентации подразумевает, что она строится на определенных принципах, которые  в свою очередь делятся на две  категории [44]:

Общепедагогические принципы:

Принцип диалектической связи  и взаимообусловленности в  
профориентации: обучение, воспитание и развитие в их единстве должны способствовать решению одной из общих задач – профессиональному самоопределению школьников.

Принцип связи профориентации с жизнью, трудом, практикой  
строительства нового общества: оказание помощи  
человеку в выборе его будущей профессии в органическом единстве с практикой, потребностями общества в квалифицированных кадрах, спроса, предложений и конкурентоспособности на рынке труда.

Принцип политехнизма и технологического подхода к обучению и воспитанию: необходимость осуществления профессиональной ориентации во взаимосвязи с усвоением  учащимися общенаучных принципов  современного производства и овладением практическими умениями обращения  с орудиями труда, формированием  способностей ориентироваться в  современной технике и технологии производства.

Доступность и сознательность: глубоко осознанное ознакомление учащихся с миром профессий, психологическими требованиями, предъявляемыми профессиями  к человеку, путями овладения профессией; ознакомлением с перспективой профессиональной карьеры, оплатой труда, жилищно-бытовыми условиями.

Систематичность и преемственность: необходимость осуществления профориентационной работы по годам обучения, начиная с младшего школьного возраста, при условии обязательной преемственности и расширения этой работы из года в год.

Учет возрастных особенностей: осуществление профессионального  самоопределения учащегося постепенно, в соответствии с его возрастом.

Взаимосвязь школы, внешкольных  учреждений, семьи, профессиональных учебных  заведений, работодателей и общественности: тесный контакт в работе по оказанию молодым людям помощи в выборе профессии. При этом предполагается дополнение, расширение целенаправленности и единения в совместной работе.

Принцип многоаспектности (комплексности) осуществления профориентации: организация  этой работы в педагогическом, психологическом, социально-экономическом, психофизиологическом, медицинском и правовом направлениях, позволяющих всесторонне подготовить  молодого человека к выбору своей  профессии [44].

Специфические принципы:

Принцип учета перспективы  и прогноза развития личности в соответствии с кадровой политикой в условиях рынка труда.

Принцип учета личных потребностей, интересов, склонностей и способностей учащихся и потребности региона  и страны в целом в  
квалифицированных кадрах. Он выражает двуединую задачу – учет личных и общественных интересов.

Принцип деятельностно-активной направленности в профориентации. Этот принцип с одной стороны предусматривает профессиональное просвещение учащихся, а также изучение их в целях профориентации, организация для них профессиональной консультации. С другой стороны задачей данного принципа является активное включение в сферу профориентации духовных и физических возможностей личности (ознакомление с миром профессий, «пробу сил» по той или иной профессии, воспитание личностно и общественно значимых мотивов выбора профессии, самовоспитание творчески активных качеств личности, её ценностных ориентаций).

Принцип свободы и самостоятельности  социально –  
профессионального самоопределении заключается в следующем: после предварительного выявления потребностей, интересов, склонностей и способностей учащихся следует совместными усилиями образовательных учреждений, семьи, работодателей и общественности рекомендовать тому или иному из них соответствующую профессию. При этом окончательное право выбора остается за школьниками.

Принцип прогнозирования  здоровьесбережения при реализации профессионального самоопределения учащихся в работе по избранной профессии.

Принцип взаимосвязи и  координации совместной деятельности органов образования, территориальных  центров профориентации и занятости  населения [44].

 

1.3 Состояние социально-педагогической  деятельности по профессиональной  ориентации школьников в современном  образовательном учреждении

 

Согласно Положению о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации Профессиональная ориентация в России регулируется соответствующими международными правовыми актами: Законом Российской Федерации «Об образовании»; Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»; Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; Основными направлениями развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 29 августа 1995 г. №47; Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, а также другими нормативно-правовыми актами.

Однако в результате анализа  этих документов было выявлено что  ни в одном из них, кроме закона «О занятости населения в Российской Федерации» нет четких положений  о профориентационной работе.

Каждый год сотни тысяч  юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во  взрослой жизни». При этом – как  свидетельствует статистика – большая  часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля  дальнейшего образования, последующим  трудоустройством и т.д. Причины  этого не только в «закрытости» рынка  труда для молодых и неопытных, но и в том, что большая часть  старшеклассников имеет весьма приблизительные  представления о современном  рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести  предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью. Именно поэтому проблема профориентации старшеклассников так актуальна.

На сегодняшний день в  профориентации существует множество  проблем, которые необходимо решить. Переход к рынку труда существенно  изменил подходы к разработке теории и практики профессионального  самоопределения молодежи. «В условиях рыночных отношений происходят качественные изменения в сфере труда, возникает  множество новых профессий, и  мир профессий приобретает чрезвычайную динамичность и изменчивость. Сегодняшней  особенностью является полипрофессионализм, когда человеку надо стремиться овладеть не только одной, но и несколькими смежными профессиями. Однако профессиональная ориентация молодежи и содействие в выборе профессии пока еще нередко ограничивается узкими целями формирования знаний, умений и навыков, становящихся самоцелью» [57].

Рынок влечет за собой и  такие явления, как безработица, формирование новых хозяйственных  структур, переподготовка и перемещение  значительных масс людей.

Современная молодежь оказалась  не достаточно подготовленной к новым  требованиям политической социально-экономической  и кадровой ситуации. Серьезному искажению  подверглась система представлений  о престижности образования, произошла  переоценка нравственных ценностей, снизилась  культура труда.

Социальные опросы показывают, что 60% старшеклассников имеют устойчивые интересы к профессиональной деятельности, при этом около 70% не владеют способами  изучения индивидуальных возможностей, соответствия избираемой профессии. Старшеклассники  практически не имеют представления  о психологических особенностях профессионального самоопределения [58].

В 2006 году был проведен социологический  опрос среди молодежи, который  показал, что наиболее престижной была профессия юриста. Ей отдали предпочтение 28% респондентов, экономистами стремились быть 20% опрошенных, 10% молодых людей  видели себя в банковской сфере. Что  касается деятельности госслужащего, управленца, то здесь нашлось всего 7% желающих. К самым высокооплачиваемым профессиям молодые люди отнесли  такие сферы, как юридическая  работа, предпринимательство, банковская деятельность. Далее по убыванию в  процентном соотношении: работа медика, компьютерщика, бухгалтера и работник торговой сферы [58].

А уже в 2007 году специалисты  института социологии РАН выявили, что большинство молодых людей  отдает предпочтение профессии госслужащего и деятеля шоу-бизнеса. Снизилась  популярность профессий в юридической  сфере. Только 18% молодых людей привлекают профессии банкиров и экономистов. Еще меньше такая профессия как  врач. Всего 14%. Тем не менее, 25% опрошенных готовы были заняться частным бизнесом, видя в этом быстрый путь к материальному  достатку [58].

У молодежи областных и  районных центров иной взгляд на выбор  профессии. Для людей, живущих в  провинции, престижными являются профессии  прокурора и нотариуса. Лишь менее 1% россиян готовы стать рабочими, крестьянами [58].

Актуальна проблема ошибочного выбора профессии. Многие учащиеся колледжей  и ВУЗов разочаровываются в выбранной  специальности в процессе обучения. 12–28% учащихся, получающих начальное  профессиональное образование, имеют  прямые медицинские противопоказания к выбранным и изучаемым профессиям. Профессионально-производственные факторы  в дальнейшем могут значительно  ухудшить состояние здоровья молодых  рабочих, привести к прогрессированию имеющейся патологии, развитию осложнений и ранней инвалидизации [56]. В результате многие выпускники работают не по полученной специальности. Так, по данным по исследования итогов трудоустройства выпускников вузов 2007 года в различных регионах страны 23% молодых людей работают по выбранной профессии, 18% выбрали работу не по специальности [59].

Ошибки в выборе профессии  не только отрицательно сказываются  на самом человеке, его самооценке, физическому и психическому здоровью, но и наносит огромный вред обществу, государству. Если содержание профессии  не отвечает возможностям человека, то и его производительность труда  будет значительно ниже. Неудовлетворенность  избранной специальностью приводит к тому, что многие студенты, молодые  рабочие, служащие вынуждены искать новые учебные заведения или новые места работы – возникает текучесть кадров, что также наносит большой ущерб государству. Для примера: в 80-х годах ошибки граждан в выборе профессии ежегодно «стоили» государству более 11 млрд. рублей [44].

Один из проблемных вопросов – организация учебной профессиональной ориентации, которая осуществляется на самом ответственном возрастном периоде становления личности –  в общеобразовательной школе. «В настоящее время в Федеральном  законе «Об образовании», Положении  о Министерстве образования и  науки РФ, уставах общеобразовательных  школ, а также в должностных  инструкция и квалификационных требованиях  социальных педагогов профориентационная деятельность не отражена. Все это мешает формированию у учеников реальных жизненных планов осознанного подхода к выбору профессии и соответствующих мотиваций и внутренних установок» [29]. В связи с этим профессиональная ориентация в образовательных учреждениях практически не осуществляется, а если и осуществляется, то фрагментарно и эпизодично. Профессиональная диагностика ограничивается 3–4 тестами, которые дают очень мало информации. В бедственном положении находятся немногие сохранившиеся межшкольные учебно-производственные комбинаты. Свернули свою работу школьные кабинеты и уголки профориентации – самая массовая и доступная форма организации профориентационной работы в системе образования.

Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует  индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать  себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.

Помимо этого в городах  и районах плохо развитая система  обеспечения текущей информацией  о потребностях в кадрах, а также  система подготовки квалифицированных  специалистов – профориентаторов.

В настоящее время уже  предпринимаются некоторые шаги по решению этих проблем. В Москве, например, активно действует служба занятости. Ее функции определены Законом  РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Так, безработным гражданам, в том числе и молодым, предоставляются  бесплатные услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации по направлению  органов службы занятости.

Информация о работе Игра как средство профориентации социального педагога со старшеклассниками