Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:59, реферат
Цель исследования – обоснование условий и разработка модели работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников. Задачи исследования: Анализ состояния, теоретического и нормативно-правового обеспечения профориентационной работы социальных педагогов образовательных учреждений.
Разработка модели работы социального педагога по профориентации старшеклассников.
Экспериментальная проверка модели профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.
Выявление социально-педагогических условий эффективности профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.
Сейчас, благодаря работам В.Г.Бочаровой, А.В.Мудрика, М.И.Рожкова и других, мы вновь возвращаемся к идее социального воспитания, наполняя ее новым содержанием. Однако неразработанность конкретных средств затрудняет воплощение ее в жизнь. С другой стороны, существует множество досуговых форм работы со старшеклассниками, использование которых в социальном воспитании было бы весьма перспективным. Одна из них – ситуационно-ролевая игра.
Ситуационно-ролевые игры
получили свое настоящее оформление
в системе коммунарских отрядов
“Рассветный” города Москвы. Источниками
для возникновения ситуационно-
Первоначально ситуационно-ролевые игры носили романтическую, революционную окраску, что соответствовало и идеологии, и характеру игровой атмосферы коммунарских отрядов. Однако противоречие между свободой игры, равноправием участников независимо от исполняемой роли (“белых” тоже приходилось кому-то играть) и идеологической заданностью привело в конечном итоге к победе игры. Верх одержал чисто детский подход – приоритет правил игры, для которых политика и идеология второстепенны. Так обозначались чрезвычайно важные положения, основополагающие для ситуационно-ролевых игр: терпимость к чужим мировоззренческим ориентациям (пусть даже их имитации); ценность умелого взаимодействия; активность участника, нацеленность на результат, достигаемый “здесь” и “сейчас”; ценность соглашения и его поиска; скрытость, завуалированность ролей, таинственность и романтичность.
Моделирование исторической,
сказочной, или фантастической ситуации
и жизнедеятельности
Ситуационно-ролевая игра может быть определена как материально реализованная (в виде разработки или игровой деятельности) система, воспроизводящая экстремальную ситуацию межличностного взаимодействия. В самой модели ситуационно-ролевой игры заложены различные виды игрового общения: переговоры, совещания, приказы, доклады; имитация ритуальных и производственных действий, схватки с помощью игрового оружия и т.п. и типы игровых взаимоотношений (конкуренция, конфликт, сотрудничество, компромисс). Будучи моделью, она дает возможность осуществления процесса познания реальной ситуации взаимодействия, эффективных и собственных способов взаимодействия и поведения. Кроме того, в ситуационно-ролевой игре старшеклассник получает необходимое “инструментальное” обеспечение (навыки и умения) для эффективного социального взаимодействия; это своего рода тренинги.
Участники игры получают роли, для которых определены их игровой статус, игровые цели, набор игровых средств, а также имеются ролевые предписания (регламентированные отношения к игрокам и предметам игрового взаимодействия). Вышеперечисленная информация составляет индивидуальные вводные. Ролевые предписания моделируют стереотипы межличностного восприятия, или определенный уровень осведомленности. Это позволяет старшекласснику не только попробовать себя в различных социальных ролях (что значительно расширяет его интерперсональный опыт) и модифицировать свое отношение к миру и себе, но и научиться отыгрывать эти роли, поступать соответственно принятым нормам в зависимости от статуса или позиции в обществе, в системе межличностного взаимодействия.
И это далеко не все педагогические
возможности ситуационно-
Дадим рабочее определение: ситуационно-ролевая игра как средство социального воспитания – это специально организованная деятельность, состоящая из ситуационно-ролевых моделей и их внеигрового обеспечения, направленная на подготовку старшеклассников к реализации себя как субъекта социальных отношений.
В ситуационно-ролевой игре
реализуются все три
Понимая под целью социального
воспитания создание более или менее
благоприятных условий для
На первом уровне они позволяют
актуализировать проблемы старшеклассника
в общении и взаимодействии, стимулируют
самовоспитание и саморазвитие и
тем самым создают почву для
самоопределения в данном виде деятельности.
Воспитательные возможности второго
уровня позволяют реализовать это
самоопределение, создавая условия
для самовоспитания и саморазвития.
Рассмотрим подробнее воспитательные
возможности ситуационно-
Первый уровень. Мотивационная возможность реализуется через индивидуальную проблематизацию, которая возникает на основе объективного неуспеха: несоответствия желания выиграть и отрицательных результатов игровых действий (проигрыш). Другой вариант – субъективный неуспех: несоответствие положительной самооценки игровых действий и отрицательной оценки педагога-организатора игры. Основой проблематизации может быть потребность в развитии собственных коммуникативных и аналитических умений, а также осознание противоречий между индивидуальными или общественными ценностями и собственными способами социального поведения в экстремальной ситуации.
Эмоциональная возможность заключается в эмоциональном принятии ситуационно-ролевой игры и заинтересованном участии старшеклассника в ней. Объективно она обусловливается новизной и внешней привлекательностью этого вида игр (необычность сюжета, экстремальность ситуации, общение и противоборство).
Когнитивная возможность создает дополнительные условия для индивидуальной проблематизации: старшеклассник понимает, что недостаточно хорошо знает себя, закономерности поведения других; ему не хватает информации о способах взаимодействия с людьми, о построении коммуникаций. Кроме того, он узнает новую информацию о себе, получает дополнительные штрихи к портрету собственного «Я».
Инструментальная возможность
позволяет старшекласснику
Деятельностная возможность представляет пробы старшеклассником себя и проектирование своего личностного развития в игре.
Таким образом, реализация первого уровня возможностей ситуационно-ролевой игры может выглядеть следующим образом: «Я попробовал играть, узнал дополнительную информацию о себе, осознал свои проблемы, понял, каких знаний и умений мне не хватает; спроектировал, что и как буду узнавать о себе и о других, о социальных отношениях, а также над чем в себе буду работать; Я хочу реализовывать свою программу, участвуя в ситуационно-ролевых играх». Лишь полная реализация воспитательных возможностей первого уровня позволяет перейти ко второму.
Второй уровень. Мотивационная возможность реализуется через изменение социальных установок личности, корректировку ценностей и направленности в сторону инициативности, критичности, практичности ума, организованности, общительности, психологического такта, настойчивости, самообладания, самореализации и творчества.
Когнитивная возможность заключается в познании себя и других, социума и существующих в нем отношений, эффективных способов социального взаимодействия, осознании существующих и собственных социальных ролей.
Инструментальная возможность
позволяет развить в себе коммуникативные,
рефлексивные, аналитические умения,
научиться соотносить собственное
поведение с принятыми в
Деятельностная возможность осуществляется, с одной стороны, в пробе старшеклассником ряда социальных ролей, попытках их отыгрывания, что расширяет его социальный опыт. С другой – проектировании собственного поведения в тех или иных ситуациях и проектировании своего развития на основе полученных в играх данных.
Эмоциональная возможность будет реализована, если у старшеклассника сформируется субъективная значимость промежуточных и конечных результатов, складывающихся отношений и самого процесса реализации себя как субъекта социальных отношений.
Нужно отметить, что мотивационная возможность является своеобразным стержнем в этой системе. Она основывается на реализации остальных возможностей и обеспечивает переход с одного уровня на другой.
Описанные два уровня воспитательных возможностей не исчерпывают полностью педагогического потенциала ситуационно-ролевой игры как средства социального воспитания старшеклассников. На наш взгляд, необходимо выделить еще, как минимум, две педагогические возможности, которые имеют одноуровневую структуру и тесно друг с другом взаимосвязаны:
– коррекционная (позволяет педагогу корректировать межличностные отношения в группе, статус отдельных членов группы, групповые ценности) и диагностическая (позволяет педагогу лучше узнать старшеклассника, группу, отношения внутри нее, а также прогнозировать необходимую коррекцию и проверять ее результаты).
Реализация педагогического потенциала ситуационно-ролевой игры невозможна при однократном участии старшеклассника в игре. Кроме того, деятельность участника ситуационно-ролевых игр (как и деловых) можно разделить на игровую деятельность и деятельность по поводу игры (термин Е.А.Хруцкого). Игровая деятельность связана с функционированием игроков как исполнителей определенной роли. Деятельность по поводу игры может осуществляться как в процессе игры, так и за ее пределами. Деятельность по поводу игры имеет важное значение при использовании ситуационно-ролевых игр. Сама игровая деятельность служит как бы поводом, рамками и эмпирической базой развертывания деятельности по поводу игры.
Столь широкий педагогический
потенциал ситуационно-ролевой
Введение.
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГ
1.1. Сущность, структура и
стимулы профориеитационной раб
1.2. Игра как средство активизации профориеитационной деятельности старших школьников.
1.3. Условия и факторы,
стимулирующие успешность испол
ВЫВОДЫ ПО 1-ой ГЛАВЕ.
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ.
2.1. Целеполагание как условие реализации игры в профориеитационной учебной деятельности.
2.2. Создание благоприятной воспиты
2.3. Содержание, формы и
методы совместной работы
ВЫВОДЫ ПО Н-ой ГЛАВЕ.
Актуальность исследования. Активные процессы развития рыночных экономических отношений во всех сферах деятельности россиян обострили ситуацию на отечественном рынке труда и профессий. Высокая конкуренция между специалистами сформировала новые факторные условия трудоустройства личности конкурентоспособного специалиста.
Масштабность и плотность
информационного потока нового знаний
ускоряет процесс старения теоретической
базы, формирующей готовность личност
Информация о работе Игра как средство профориентации социального педагога со старшеклассниками