Основные положения, выносимые
на защиту:
1. Профориентация с позиций личностно-ориентированного
подхода предстаёт в качестве взаимодействия
личности и общества, направленного на
удовлетворение потребностей и стремлений ребят в профессиональном и личностном самоопределении, осуществляемого государством,
школой, семьёй, общественными и коммерческими
организациями с учётом индивидуальных
интересов личности и потребностей рынка
труда. В структуру профориентации входят
несколько подсистем: организационно-функциональная,
логико-содержательная, личностная, управленческая.
2. Модель игры как средства
профориентации старшеклассников
включает несколько блоков: принципы,
источники, особенности, классификация,
условия, целостный педагогический
результат. Доказано, что классификация
игр по черчению как средства профориеитационной работы должна включать несколько
групп (пропедевтические,исполнительские, корректировочные, завершающие)
и соответствовать логике процесса преподавания черчения.
3. Воспитывающая и развивающая
среда в процессе профориеитационной
работы со старшеклассниками - это совокупность
организованных обстоятельств стимулирующих
профессиональное и личностное самоопределение ребят с помощью игровых технологий
и других форм и методов воспитания. Среди
особенностей воспитывающей и развивающей
среды мы выделили гуманистическую направленность, личностно-ориентированный
характер мероприятий, опору на интересы
и способности старшеклассников, открытость,
системность, целостность.
4. Технология взаимодействия
школы и семьи, направленная на решение
профориентационных проблем, включает
в себя более десяти шагов, (оценку ситуации
необходимости использования игры, накопление
согласий, совпадение профориентационных
интересов, выснение негативных моментов,
индивидуальных подход и др.) важнейшие
из которых можно представить в виде трёх
блоков: предварительное, коррекционное, контрольное взаимодействие.
Достоверность и обоснованность
результатов и выводов исследования
обеспечена непротиворечивостью исходных
теоретико-методологических позиций,
адекватностью их уровню современного
развития науки и педагогической
практики, использованием комплекса
различных методов и методик,
I) адекватных целям и задачам
исследования, репрезентативностью
выборки испытуемых, повторяемостью
результатов эксперимента на разных
этапах, результативностью прикладных
разработок, качественным и количественным
анализом данных, полученных в ходе
экспериментальных данных.
Апробация и внедрение
результатов исследования осуществлялась
путём личного участия автора
в опытно-экспериментальной работе,
выступлении на «Августовских чтениях» перед учителями г. Усть-Джегуты,
Невинно! мысска, совещаниях работников
образования. Автор неоднократно выступал
в Карачаево-Черкесском университете:
на Алиевских чтениях, на кафедре педагогики
и педагогических технологий, на региональной
научно-практической конференции «Рациональные
пути решения социально-экономических
проблем регионов» в г. Черкесске, а также
на региональной конференции в Невинномысском
государственном гуманитарно-технологическом
институте «Личностно-деятельностный
подход в процессе обучения». Результаты
докладывались на заседаниях кафедры
профессионального обучения с отчётами
по теме «Об использовании игровых технологий
в преподавания черчения в школах г. Невинномысска».
По проблеме исследования
автор имеет 7 публикаций, одна из которых
опубликована в рецензируемом ВАКом
издании в журнале «Гуманитарные и социально-экономические науки»,
вып.№ 6, г. Ростов-на-Дону.
Структура работы: диссертация
состоит из 2-х глав, содержащих 6
параграфов, заключения и библиографического
списка использованной литературы. Библиография
содержит 181 источник.
Заключение диссертации по теме "Общая
педагогика, история педагогики и образования",
Овчинникова, Светлана Вячеславовна
ВЫВОДЫ ПО П-Й ГЛАВЕ.
I. Рассматривая такое условие
эффективности профориентационной работы, как целеполагание, мы
представили ряд его определений. Целеполага-ние
понимается в современных исследованиях
как легитимизация целей, закрепление
их в официальные выражения педагогической
политики государства, придание им законодательного
статуса /П.И. Пидкасистый, Н.С.Пряжников/, как мысленное
предвосхищение деятельности, как непосредственный
мотив деятельности /Л.И.Божович, Т.А.Ильина/.
Мы определили целеполагание как целостный, многоэтапный,
многоуровневый процесс; предполагающий
моделирование результатов профориентационной
работы с включениемигровых технологий, составление и использование
целевых программ профориентационного обучения в деятельности педагогов,
учащихся, а таюке родителей.
В главе представлены разработанные
автором дидактические, коммуникативные, воспитательные,
развивающие цели, которые имеют тенденции
к декомпозированию в профессиональные
/например, развитие технической информированности
приводит к пониманию ребятами требований к избираемой технической профессии/, помогают освоить понятия,
сущностное в материале.
Разработанные автором пропедевтические /на осуществление ориентировочных
действий с чертежами, чертёжными инструментами,
чертёжным шрифтом, на формирование структур
предметов, на игровое моделирование формы по техническому
рисунку с недостающими на нём линиями,
на использование заготовки при изображении
предмета исполнительские /"Подарок", "Маскарад",
на раскрытие элементов профессионального
труда/, корректировочные /"Найди ошибку", направленные на
исправление недостатков, "Незавершенные
фигуры", на изображение жилища народов
Кавказа/, завершающие /"Составь кроссворд", "Отгадай кроссворд",
"Гигантские шашки", КВН/ игры, игровые задания, задачи
помогали старшеклассникам развитию умения осваивать и
перерабатывать техническую информацию
из курса черчения, вычленять самое главное, облекая
это главное в форму конкретного понятия,
умений применять полученные знания на
практике отбирать такой материал, который
может иметь значение в дальнейшей профессиональной
технической деятельности. Игры помогали ребятам освоить фонд
наличных действенных знаний, увидеть,
как можно такими знаниями пользоваться
в практике.
В исследовании особо подчёркивается
роль средового подхода. С позиций
нашего исследования мы считаем, что воспитывающая и развивающая среда - это совокупность
организованных образовательных обстоятельств,
стимулирующих профессиональное и личностное самоопределение старшеклассников
с помощью игровых технологий и других
форм и методов воспитания. Значение внеклассной воспитательной работы в профориентации
учащихся мы видим в том, что в её процессе
можно удовлетворить интересы и запросы старшеклассников, в какой на уроках этого сделать
нельзя. В старших классах все учащиеся
проявляют интерес к отдельным предметам
там, испытывают потребность знать больше
того, что удовлетворяет остальных. Основная
особенность внеклассной работы заключается
в добровольности участия в ней школьников, в желании самих ребят участвовать
в её осуществлении, что ставит учащихся
в ситуацию самостоятельного построения индивидуальной
траектории, профессиональногосамоопределения.
Дополнительное образование
рассматривается и функционирует
как подсистема непрерывного образования.
В дополнительном образовании сегодня
обнаруживается множество факторов,
содействующих адаптации к изменениям
в профессиональной жизни. Все учащиеся
9-х классов школы № 4 г.Усть-Джегуты,
в которой проходил формирующий эксперимент,
посещали школу искусств, где мы вели кружки
дизайна и декоративно-прикладного искусства.
В самой школе нашим исследовательским целям служили две программы
"Мир профессий" и "Способности и одарённость".
Программы включали три блока: первый
предполагал проведение бесед о профессиях, значимых для северокавказского
региона. Второй - общешкольные и классные мероприятия по профориентации, деятельность объединений
и кружков в этом направлении. Третий блок
представлял собой совокупность различных
игровых технологий, которые призваны
были стимулировать активность учащихся, педагогов и родителей в этом направлении.
Анализ планов и программ
показывает, что важнейшим качеством
создаваемой среды в школе
и за её пределами явились её гуманистическая направленность, личностно-ориентированный
характер мероприятий, предполагающий
опору на интересы и способности учащихся,
что необходимо для личностного выбора учащихся содержания
и способа профессионального образования
в соответствии со своими потребностями
и целями. Среди характеристик развивающего
и воспитывающего характера среды мы выявили
также систему и целостность, отсутствие
закрытости, её открытость, т.к. предполагает
возможность её расширения в зависимости
от личностных, образовательных, социальных,
профессиональных потребностей старшеклассников.
Смоделированная воспитывающая и развивающая
среда должна носить организованный характер.
Так, каждая из предлагаемых нами форм
работы выполняла свои функции, имела
свою конкретную структуру, процессуальные
компоненты, динамику, этапы, результаты.
Эмоциогенность игры по черчению мы стремились усиливать использованием
поэтических произведений. К примеру,
на вечере "Поэзия черчения" включались
стихи Б. Ахмедудлиной, Д. Самойлова, В.
Высоцкого, М. Волошина, JI. Мартынова, К.
Кулиева и др. В лучших шедеврах отечественной
и зарубежной поэзии много стихов, посвященных
точке, кругу, сфере, системе.
В исследовании рассматривается
и моделируется такое условие
эффективного профориентационного влияния,
как совместность влияния и взаимодействие
школы и семьи. Мы связываем рассматриваемые
понятия и считаем, что они предполагают
взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей
в процессе профориентационной деятельности
иобщения, результатом чего получают
развитие профессиональное и социальное самоопределение старшеклассников. Среди путей
такой работы подробно анализируется
активизация воспитательного потенциала семьи. Воспитательный
потенциал семьи понимается нами как совокупность
различных факторов жизнедеятельности,
среди которых исследователи /83, 112/ выделяют
социокулътурный, имущественные характеристики
семьи, технико-гигиенический, социально-образовательный
и др. факторы. Наличие воспитательного
потенциала в семье вовсе не гарантирует
успеха в профориентационной работе. Этот
потенциал должен быть активизирован.
И здесь без школы не обойтись.
Исследование позволило
определить технологию взаимодействия
школы и родителей, направленную
на решение профориентационных вопросов. Её суть основана на
использовании трёх важнейших направлений:
предварительное, коррекционное, контрольное взаимодействие.
Предварительная работа предполагает ознакомление с намерениями учащихся, изучение
целесообразности этих намерений. Коррекционное
взаимодействие помогает установить оптимальную
пригодность учащегося к выбранной профессии, корректирует
неправильный выбор, направляет к такой
деятельности, которая будет способствовать
призванию. Контрольное взаимодействие
ставит своей задачей уточнение правильности
намерений школьника.
Мы представляем в главе
разнообразные формы взаимодействия
школы и семьи в вопросах профориентационной
работы: смотры знаний учащихся класса,
творческие отчёты, праздники знаний, турниры знатоков, конкурсы с участием
членов семьи и др. Все они проходили в игровой форме и имели высокую значимость
в процессе самоопределения учащихся.
Эксперимент показал, что
в процессе совместной профориентационной
работы школы и семьи целесообразно руководствоваться
некоторыми рекомендациями:
- проявлять положительное
отношение к профессиональным
намерениям и интересам учащихся;
- совместность школы и
родителей в выявлении причин
неуспеха ребят в предпочитаемой деятельности;
- заинтересованное обсуждение педагога и родителей возникших в ходе
работы проблем;
- совместная разработка
школой и семьёй педагогической
стратегии и тактики в процессе
помощи в профессиональном самоопределении старшеклассников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, анализ педагогических,
историографических, психологических
источников показал, что проблема профориентации
вызывала и вызывает высокий интерес
со стороны теоретиков и практиков
образования. Социокультурные и экономические
изменения, происходившие в нашей стране,
требовали адекватного изменения содержания
и методик профориентационной работы,
её обновления и совершенствования. Реформирование
системы профориентации в настоящее время
также вызвано модернизацией экономических
отношений, ситуацией перемены труда,
обновлением всех сфер образования. Исследование
позволило условно выделить четыре этапа
в развитии системы профориентационной
работы:
- 20-30-е годы - зарождение
и становление системы профориентации, целостное осмысление материала;
- конец 30 - конец 50-х
годов. Эпизодическое обращение
к проблеме.
- начало 60 - начало 90-х годов
- активный поиск решения задач
профориентации в теории и
практике образования;
- с начала 90-х годов
и по настоящее время - переосмысление
накопленного ранее практического
опыта, развитие и построение
новых идей в теории и практике
решения проблемы.
Личностно-ориентированный
подход позволил представить авторское
определение профориентации, которая
рассматривается как теория и
практика взаимодействия личности и
общества, направленная на удовлетворение
потребностей и стремлений ребят
в профессиональном и личностном самоопределении, имеющая гуманистическую
направленность, осуществляемая государством,
школой, семьей,- общественными и коммерческими
организациями с учетом индивидуальных
интересов личности и потребностями рынка
труда.