Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:04, методичка
В учебно-методическом пособии, разработанном в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебной программой РМАТ для студентов заочного отделения специальности «Менеджмент организации» содержатся: пояснительная записка с выдержками из образовательного стандарта, рабочая учебная программа, конспект лекций по дисциплине, тематика курсовых и контрольных работ, методические указания по выполнению курсовых работ и приложения.
Российская международная академия туризма
Факультет Менеджмента
и экономики туристского
Ключников А.В.
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения
специальности 080507.65 «Менеджмент организации»
ОПД. Ф. 01
2008
УДК 338.48.658.01 (075.8)
ББК 65.433 – 2973
К –
Рецензент: Заведующий кафедрой Менеджмента и маркетинга Российского университета дружбы народов, к.э.н., доцент Ходжемпо В.В.
Печатается по решению
кафедры Менеджмента и
Ключников А.В. Основы менеджмента. Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения специальности «Менеджмент организации». – М.: 2009
В учебно-методическом пособии, разработанном в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебной программой РМАТ для студентов заочного отделения специальности «Менеджмент организации» содержатся: пояснительная записка с выдержками из образовательного стандарта, рабочая учебная программа, конспект лекций по дисциплине, тематика курсовых и контрольных работ, методические указания по выполнению курсовых работ и приложения.
Пособие рассчитано на студентов заочного отделения РМАТ, а его электронная версия может быть использована для дистанционной формы обучения.
Содержание
Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
специальность 080507. 65 (061100) – "Менеджмент организации"
Квалификация Менеджер
1. Общая
характеристика специальности –
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. N 686.
Нормативный срок
освоения образовательно-
Область профессиональной деятельности менеджера - обеспечение эффективного управления организацией, организация систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.
Объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные организации экономической, производственной и социальной сферы, подразделения системы управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм. Она распространяется также на научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.
Основные виды профессиональной деятельности.
Менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления:
- управленческая,
организационная, экономическая
Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы по специальности –"Менеджмент организации"
Индекс |
Основные дидактические единицы учебной дисциплины |
1 |
2 |
ОПД. |
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА. Общая теория управления. Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами (организациями). Методологические основы менеджмента; инфраструктура менеджмента; социофакторы и этика менеджмента; интеграционные процессы в менеджменте; моделирование ситуаций и разработка решений; природа и состав функций менеджмента; стратегические и тактические планы в системе менеджмента; организационные отношения в системе менеджмента; формы организации системы менеджмента; мотивация деятельности в менеджменте; регулирование и контроль в системе менеджмента; динамика групп и лидерство в системе менеджмента; управление человеком и управление группой; руководство: власть и партнерство; стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера; конфликтность в менеджменте; факторы эффективности менеджмента.
ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА. Природа управления и исторические тенденции его развития; условия и факторы возникновения и развития менеджмента; этапы и школы в истории менеджмента; разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.; влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента; развитие управления в России; перспективы менеджмента: возможное и вероятное. |
Требования к реализации знаний и умений в практической профессиональной деятельности.
Менеджер должен знать и уметь использовать:
- объективные
тенденции экономического
- сущность фискальной
и денежно-кредитной,
- методы получения статистической информации и ее обобщения, методологию экономико-статистического анализа и исчисления обобщающих статистических показателей;
- приемы анализа
и перспективного обоснования
тенденций изменения
- методологию анализа рыночной среды на микроэкономическом уровне, способы оценки производственно-экономического потенциала предприятия и пути достижения высокой эффективности воспроизводственного цикла;
- методы получения
информации по вопросам
- методологические
и организационно-правовые
- методы, основы и основные приемы исследовательской деятельности;
- принципы, методы
и цели рыночной сегментации,
содержание формирования
Выписка из учебного плана: специальность 080507. 65 – "Менеджмент организации", квалификация – менеджер, срок обучения на заочном отделении – 6 лет. ОПД.Ф.01 «Основы менеджмента», форма итогового контроля по семестрам: экзамен – 2 семестр, зачет – 1 семестр, курсовая работа – 2 семестр. Общая трудоемкость дисциплины – 330 часов, из них аудиторных занятий – 36, самостоятельная работа – 294 часов. Распределение дисциплины по курсам и семестрам: 1 курс (1 – семестр, лекции – 20 часов); 1 курс (2 – семестр, лекции – 16 часов).
1. Цель и задачи дисциплины
1.1. Целью и
задачами дисциплины является: формирование
основных знаний, умений и навыков,
необходимых для выполнения
1.2. В результате получения знаний, умений и навыков менеджер может выполнять следующие должностные обязанности, которые обеспечиваются данной дисциплиной:
- соблюдать этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке социальных проектов;
- находить нестандартные решения типовых задач;
- использовать
принципы системного анализа,
уметь строить и использовать
модели для описания и
- ставить цель
и сформулировать задачи, связанные
с реализацией
- быть готовым к кооперации с коллегами и работе в коллективе;
- использовать методы управления, уметь организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований;
- знать и
уметь использовать
- использовать методологические знания и основные приемы исследовательской деятельности.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
2.1. В результате освоения дисциплины «Основы менеджмента» менеджер должен:
знать:
- природу управления и исторические тенденции его развития;
- условия и факторы возникновения и развития менеджмента;
- этапы и школы в истории менеджмента;
- модели менеджмента:
американского, японского,
- как развивалось управление в России;
- общую теорию управления;
- закономерности управления различными системами;
- теорию управления социально-
- методологические основы менеджмента;
- инфраструктуру менеджмента;
- социофакторы и этику менеджмента;
- интеграционные процессы в менеджменте;
- теорию моделирования ситуаций и разработки решений;
- принципы принятия и реализации управленческих решений;
- природу и состав функций менеджмента;
- теорию стратегического и тактического планирования в системе менеджмента;
- организационные
отношения в системе
- формы организации системы менеджмента;
- мотивацию деятельности в менеджменте;
- теорию регулирования
и контроля в системе
- теорию управления
человеком и управления
- динамику групп и теорию лидерства в системе менеджмента;
-теорию руководства: власти и партнерства;
- стили менеджмента;
- теорию конфликтности в менеджменте;
- факторы эффективности менеджмента.
- перспективы менеджмента;
уметь:
- систематизировать и обобщать информацию по вопросам профессиональной деятельности;
- критически
оценивать с разных сторон (производственной,
мотивационной,
- разрабатывать
и обосновывать варианты
получить навыки:
- самостоятельного
овладения новыми знаниями, используя
современные образовательные
- профессиональной
аргументации при разборе
2.2. Изучение дисциплины «Основы менеджмента» базируется на знаниях и умениях, полученных студентами в процессе изучения дисциплин: математики, экономической теории, введения в туризм, информатики.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
||||
1 |
2 |
3 | ||||
Общая трудоемкость дисциплины |
330 |
165 |
165 |
|||
Аудиторные занятия, в том числе: |
36 |
20 |
16 |
|||
- лекции |
36 |
20 |
16 |
|||
- семинары |
- |
- |
- |
|||
Самостоятельная работа, в т.ч. контрольные и курсовые работы |
294 |
145 |
149 |
|||
Курсовой работа |
* |
|||||
Вид итогового контроля |
зачет |
* |
||||
экзамен |
* |
4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
в том числе: | ||
лекции |
семинары |
самост. работа | |||
I |
Возникновение и развитие менеджмента |
78 |
8 |
- |
70 |
1.1 |
Введение: Множество понятий менеджмента |
12 |
2 |
- |
10 |
1.2 |
Школы в истории менеджмента |
44 |
4 |
- |
40 |
1.3 |
Особенности национальных моделей менеджмента |
22 |
2 |
- |
20 |
II |
Современная концепция менеджмента |
288 |
28 |
- |
260 |
2.1 |
Методология и общая теория управления |
44 |
4 |
- |
40 |
2.2 |
Базовые понятия современного менеджмента организации |
78 |
8 |
- |
70 |
2.3 |
Особенности менеджмента туризма |
44 |
4 |
- |
40 |
2.4 |
Внутрифирменное планирование и управление |
44 |
4 |
- |
40 |
2.5 |
Управленческие решения |
22 |
2 |
- |
20 |
2.6 |
Мотивация труда |
22 |
2 |
- |
20 |
2.7 |
Управление конфликтами |
12 |
2 |
- |
10 |
2.8 |
Эффективность менеджмента |
22 |
2 |
- |
20 |
Итого: |
330 |
36 |
- |
294 |