Институциональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:04, методичка

Описание работы

В учебно-методическом пособии, разработанном в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебной программой РМАТ для студентов заочного отделения специальности «Менеджмент организации» содержатся: пояснительная записка с выдержками из образовательного стандарта, рабочая учебная программа, конспект лекций по дисциплине, тематика курсовых и контрольных работ, методические указания по выполнению курсовых работ и приложения.

Файлы: 1 файл

Основы менеджмента.doc

— 1.77 Мб (Скачать файл)

Российская  международная академия туризма

Факультет Менеджмента  и экономики туристского бизнеса

 

 

 

 

 

 

 

Ключников А.В.

 

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Учебно-методическое пособие  для студентов заочного отделения

специальности 080507.65 «Менеджмент организации»

ОПД. Ф. 01

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2008

УДК 338.48.658.01 (075.8)

ББК 65.433 – 2973

К – 

 

Рецензент: Заведующий кафедрой Менеджмента и маркетинга Российского университета дружбы народов, к.э.н., доцент Ходжемпо В.В.

Печатается по решению  кафедры Менеджмента и стратегий  в туризме протокол № 11 от 10 июня 2008г.

 

Ключников А.В. Основы менеджмента. Учебно-методическое пособие для  студентов заочного отделения специальности  «Менеджмент организации». – М.:                     2009

 

В учебно-методическом пособии, разработанном в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебной программой РМАТ для студентов заочного отделения специальности «Менеджмент организации» содержатся: пояснительная записка с выдержками из образовательного стандарта, рабочая учебная программа, конспект лекций по дисциплине, тематика курсовых и контрольных работ, методические указания по выполнению курсовых работ и приложения.

Пособие рассчитано на студентов заочного отделения  РМАТ, а его электронная версия может быть использована для дистанционной формы обучения.

 

Содержание

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

 

специальность 080507. 65 (061100) – "Менеджмент организации"

 

Квалификация  Менеджер

 

1. Общая  характеристика специальности –  "Менеджмент организации"

 

Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. N 686.

Нормативный срок освоения образовательно-профессиональной программы при заочной форме обучения – 6 лет; квалификация – менеджер.

Область профессиональной деятельности менеджера - обеспечение  эффективного управления организацией, организация систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.

Объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные  организации экономической, производственной и социальной сферы, подразделения  системы управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм. Она распространяется также на научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.

Основные виды профессиональной деятельности.

Менеджер должен быть готов к следующим видам  деятельности, которые выделяются в  соответствии с его назначением  и местом в системе управления:

- управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная.

Требования к обязательному  минимуму содержания образовательной  программы по специальности –"Менеджмент организации"

 

 

Индекс

Основные дидактические  единицы учебной дисциплины

1

2

ОПД. 
Ф.01

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА.

Общая теория управления. Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами (организациями). Методологические основы менеджмента; инфраструктура менеджмента; социофакторы и этика менеджмента; интеграционные процессы в менеджменте; моделирование ситуаций и разработка решений; природа и состав функций менеджмента; стратегические и тактические планы в системе менеджмента; организационные отношения в системе менеджмента; формы организации системы менеджмента; мотивация деятельности в менеджменте; регулирование и контроль в системе менеджмента; динамика групп и лидерство в системе менеджмента; управление человеком и управление группой; руководство: власть и партнерство; стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера; конфликтность в менеджменте; факторы эффективности менеджмента.

 

ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА.

Природа управления и исторические тенденции его развития; условия и факторы возникновения и развития менеджмента; этапы и школы в истории менеджмента; разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.; влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента; развитие управления в России; перспективы менеджмента: возможное и вероятное.


Требования  к реализации знаний и умений в  практической профессиональной деятельности.

Менеджер должен знать и уметь использовать:

- объективные  тенденции экономического развития, закономерности функционирования экономических систем, взаимодействие экономических процессов и их социальное содержание;

- сущность фискальной  и денежно-кредитной, социальной  и инвестиционной политики;

- методы получения  статистической информации и  ее обобщения, методологию экономико-статистического анализа и исчисления обобщающих статистических показателей;

- приемы анализа  и перспективного обоснования  тенденций изменения национального  рынка и разработки программ  экономического роста;

- методологию  анализа рыночной среды на микроэкономическом уровне, способы оценки производственно-экономического потенциала предприятия и пути достижения высокой эффективности воспроизводственного цикла;

- методы получения  информации по вопросам использования  производственных фондов, краткосрочного кредитования, организации безналичных расчетов и определять возможность их совершенствования;

- методологические  и организационно-правовые аспекты  менеджмента, технологию и экономический  механизм менеджмента;

- методы, основы  и основные приемы исследовательской деятельности;

- принципы, методы  и цели рыночной сегментации,  содержание формирования спроса  и стимулирования сбыта, методы  рекламной работы и "паблик  рилейшнз".

Выписка из учебного плана: специальность 080507. 65 – "Менеджмент организации", квалификация – менеджер, срок обучения на заочном отделении – 6 лет. ОПД.Ф.01 «Основы менеджмента», форма итогового контроля по семестрам: экзамен – 2 семестр, зачет – 1 семестр, курсовая работа – 2 семестр. Общая трудоемкость дисциплины – 330 часов, из них аудиторных занятий – 36, самостоятельная работа – 294 часов. Распределение дисциплины по курсам и семестрам: 1 курс (1 – семестр, лекции – 20 часов); 1 курс (2 – семестр, лекции – 16 часов).

 

 

II. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

1. Цель  и задачи дисциплины

1.1. Целью и  задачами дисциплины является: формирование  основных знаний, умений и навыков,  необходимых для выполнения должностных  обязанностей, установленных ГОС  с учетом Квалификационных требований (профессиональных стандартов).

 

1.2. В результате получения знаний, умений и навыков менеджер может выполнять следующие должностные обязанности, которые обеспечиваются данной дисциплиной:

- соблюдать  этические нормы, регулирующие  отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, уметь  учитывать их при разработке социальных проектов;

- находить нестандартные  решения типовых задач;

- использовать  принципы системного анализа,  уметь строить и использовать  модели для описания и прогнозирования  различных явлений, осуществлять  их качественный и количественный анализ;

- ставить цель  и сформулировать задачи, связанные  с реализацией профессиональных  функций, уметь использовать для  их решения методы менеджмента;

- быть готовым  к кооперации с коллегами и  работе в коллективе;

- использовать  методы управления, уметь организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований;

- знать и  уметь использовать методологические  и организационно-правовые аспекты  менеджмента;

- использовать  методологические знания и основные приемы исследовательской деятельности.

 

2. Требования  к уровню освоения содержания  дисциплины

2.1. В результате  освоения дисциплины «Основы менеджмента» менеджер должен:

знать:

- природу управления  и исторические тенденции его  развития;

- условия и факторы возникновения и развития менеджмента;

- этапы и школы в  истории менеджмента;

- модели менеджмента:  американского, японского, европейского  и влияние национально-исторических  факторов на развитие менеджмента;

- как развивалось управление  в России;

- общую теорию управления;

- закономерности управления  различными системами;

- теорию управления социально-экономическими  системами (организациями);

- методологические основы  менеджмента;

- инфраструктуру менеджмента;

- социофакторы  и этику менеджмента;

- интеграционные  процессы в менеджменте;

- теорию моделирования  ситуаций и разработки решений;

- принципы принятия  и реализации управленческих  решений;

- природу и  состав функций менеджмента;

- теорию стратегического  и тактического планирования  в системе менеджмента;

- организационные  отношения в системе менеджмента;

- формы организации  системы менеджмента;

- мотивацию  деятельности в менеджменте;

- теорию регулирования  и контроля в системе менеджмента;

- теорию управления  человеком и управления группой;

- динамику групп и теорию лидерства в системе менеджмента;

-теорию руководства:  власти и партнерства;

- стили менеджмента;

- теорию конфликтности  в менеджменте;

- факторы эффективности  менеджмента.

- перспективы менеджмента;

уметь:

- систематизировать  и обобщать информацию по вопросам профессиональной деятельности;

- критически  оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной  и др.) поведение экономических  агентов, тенденции развития объектов  в сфере профессиональной деятельности;

- разрабатывать  и обосновывать варианты эффективных  хозяйственных решений;

получить  навыки:

- самостоятельного  овладения новыми знаниями, используя  современные образовательные технологии;

- профессиональной  аргументации при разборе стандартных  ситуаций в сфере предстоящей деятельности;

2.2. Изучение  дисциплины «Основы менеджмента» базируется на знаниях и умениях, полученных студентами в процессе изучения дисциплин: математики, экономической теории, введения в туризм, информатики.

3. Объем  дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной  работы

Всего часов

Семестры

 

1

    2

3

Общая трудоемкость дисциплины

330

165

    165

 

Аудиторные  занятия, в том числе:

36

20

    16

 

                    -  лекции

36

20

    16

 

                    -  семинары

-

-

    -

 

Самостоятельная работа, в т.ч. контрольные и курсовые работы

294

145

    149

 

Курсовой работа

   

    *

 

Вид итогового  контроля

зачет

 

*

   

экзамен

   

    *

 

4. Содержание  дисциплины

4.1. Разделы дисциплины  и виды занятий

 

№ п/п

Наименование  разделов и тем

Всего часов

в том числе:

лекции

семинары

самост. работа

I

Возникновение и развитие менеджмента

78

8

-

70

1.1

Введение: Множество понятий менеджмента

12

2

-

10

1.2

Школы в истории  менеджмента

44

4

-

40

1.3

Особенности национальных моделей менеджмента

22

2

-

20

II

Современная концепция менеджмента

288

28

-

260

2.1

Методология и  общая теория управления

44

4

-

40

2.2

Базовые понятия  современного менеджмента организации

78

8

-

70

2.3

Особенности менеджмента  туризма

44

4

-

40

2.4

Внутрифирменное планирование и управление

44

4

-

40

2.5

Управленческие  решения

22

2

-

20

2.6

Мотивация труда

22

2

-

20

2.7

Управление  конфликтами

12

2

-

10

2.8

Эффективность менеджмента

22

2

-

20

 

Итого:

330

36

-

294

Информация о работе Институциональная экономика