Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:04, методичка
В учебно-методическом пособии, разработанном в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебной программой РМАТ для студентов заочного отделения специальности «Менеджмент организации» содержатся: пояснительная записка с выдержками из образовательного стандарта, рабочая учебная программа, конспект лекций по дисциплине, тематика курсовых и контрольных работ, методические указания по выполнению курсовых работ и приложения.
Ф. Гилбрет работал в сфере строительства
и занимался исследованиями оптимальных
движений рабочего при выполнении процесса
кладки кирпичей с помощью фотографии.
Ф. Гилбрет предложил использовать вместо
18 движений 5, разработал правила, схемы,
инструкции по последовательному выполнению
каждого из них. Кроме того, он обосновал
необходимость применения соответствующего
оборудования, отвечающего антропогенным
параметрам, и организации своевременной
доставки материалов. Л.Гил6рет уделяла
внимание исследованию социально-психологических
методов организации труда и управления,
повышения производительности труда,
основанных на знании рабочими конечной
цели
деятельности, понимании сущности решаемой
производственной проблемы и формировании
их собственного мнения об участии в производственном
процессе изготовления продукции.
Г. Гантт особое
внимание в своих исследованиях уделял
вопросам
стимулирования труда, производственного
планирования. Он внес
значительней вклад в разработку теории
лидерства. Им была разработана методика
премиальной системы, составлены карты-схемы
для удобства планирования, получившие
название гантт-схемы
Особенность премиальной системы оплаты труда заключалась в сохранении минимального заработка независимо от степени недовыполнения нормы и примировании за перевыполнение дневного задания.
Ганттом был предложен график (график Гантта), по которому каждый рабочий мог проследить за результатами своего труда и размером заработка за час, день, неделю. График Гантта является предшественником создания сетевого графика, для расчета которого в настоящее время используется вычислительная техника.
Свои мысли относительно социальной ответственности бизнеса Г. Гантт изложил в работе «Организация труда». Основное содержание проблемы заключается в следующем: общество испытывает потребность в товарах и услугах, предоставляемых различными предприятиями. Для бизнесменов основное значение имеет прибыль, а не предоставление обществу товаров и услуг. Вместе с тем общество считает, что если предприятие не предоставляет ему необходимых товаров и услуг, то такое предприятие не имеет права на свое существование. На основе этих рассуждений Г. Гантт сделал вывод о том, что «система бизнеса должна воспринять социальную ответственность и посвятить себя прежде всего служению обществу; в противном случае общество в конечном счете предпримет попытку сокрушить ее, чтобы свободно действовать в соответствии со своими собственными интересами».
Г. Гантт мечтал о «демократии
на производстве», считая, что «из
всех проблем менеджмента наиболее важной
является проблема человеческого фактора».
Административная (классическая) школа менеджмента основана во Франции с 1920 А.Файолем (1841-1925), который сначала был инженером в крупнейшей горнодобывающей компании, а затем ее директором. А. Файоль придерживался такой точки зрения, что менеджер должен обладать не столько личными качествами, сколько владеть методами управления и институтами как нормами права, регулирующими отношения в процессе управления.
А. Файоль ввел понятие принципа управления, под которым подразумевал не абсолютное или однозначное положение, правило поведения, действие или руководящую идею (от лат. «principium» — основа, первоначало), а гибкую, адаптирующуюся к конкретным условиям и потребностям совокупность положений, правил, действий и идей.
А. Фаойль сформулировал 14 принципов менеджмента: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единовластие, единство направления деятельности и единый план работы для всех, подчинение частных интересов общему, вознаграждение, централизация, скалярная цепочка, порядок, справедливость, продолжительность пребывания персонала в должности, инициатива, корпоративный дух.
Анализ перечисленных принципов показал, что их можно сгруппировать по признаку «принадлежность» к субъекту или объекту управления. К первой группе отнесены те, которые направлены на совершенствование производственных процессов как объектов управления [18]:
Ко второй группе принципов отнесены те принципы, которые позволяют рационализировать систему управления [18]:
Заслуга А.Файоля еще и в том, что он сформулировал и разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению конкретными процессами производства или производственным фактором.
А.Файоль рассматривал управление как особый вид деятельности, чего никто до него не делал. Он считал, что собственно управленческая деятельность должна стать особым объектом исследования. Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль. Файоль понимал, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера предприятия (организации), уровня в управленческой иерархии и т.п. Однако несмотря на это, она обязательно должна включать в себя все пять перечисленных выше функций. Для каждой функции А.Файоль сформулировал правила и технику их осуществления.
1. Предвидение (планирование) — разработка программы действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу (например, пять, десять лет) и на текущий период (год, месяц, неделю, сутки). Предвидению Файоль уделял особое значение. По его мнению, предвидение составляет наиболее существенную часть управления. «Предвидеть — ... означает исчислять будущее и подготавливать его; предвидеть — это уже почти действовать».
Основное место
в предвидении отводится
Для разработки программы действий необходимо знание:
Составление необходимой программы, по мнению Файоля, требует от руководящего персонала:
2. Организация. Под организацией работы предприятия Файоль понимат обеспечение его всем необходимым для работы. Он различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в себя обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми. Социальный организм должен быть способен выполнять все операции, необходимые для осуществления производственного процесса на предприятии.
Управление
людьми (социальный организм) включает
следующие
обязанности:
• установление
программы действий, определение задач,
целей
и потребностей предприятия и установление
соответствия между ними и материальным
и социальным организмами;
Все указанные обязанности являются справедливыми и в настоящее время.
3. Распорядительство. Его цель — извлечение наибольшей
пользы и выгоды из подчиненных руководителю
работников в интересах
предприятия в целом, а так же оперативно
реагировать на изменения условий производства.
По Файолю, руководитель,
исполняющий функцию
4. Координирование. Его главная цель — достижение
соответствия
и согласованности между различными частями
предприятия путем установления рациональных
связей в производстве. Эти связи носят
самый разнообразный характер: по содержанию
они могут быть техническими, экономическими,
организационными; по иерархическому
признаку — связи между различными ступенями
управляемо
го объекта. Кроме того, сюда относятся
связи между собственно
производством, с одной стороны, и распределением,
обменом и потребителем — с другой.
Управление предприятием через функцию координирования призвано рационально организовать все эти связи на основе их изучения и совершенствования.
5. Контроль. Задачей контроля является проверка исполнения в соответствии с принятой программой. Контроль должен осуществлять контролер, отвечающий следующим требованиям: компетентность, чувство долга, независимое положение в отношении к контролируемому объекту, рассудительность и такт. Он обязан воздерживаться от вмешательства в управление и исполнение дел. Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия.
Таким образом, главный вклад А.Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из пяти функций управления (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).
Школа бюрократического менеджмента была основана в Германии М. Вебером, который был юристом, изучавшим социальные проблемы. М. Вебер одним из первых обратил внимание на необходимость рационализации управления в крупных хозяйствующих субъектах, специализирующихся на выпуске отдельных видов товаров и обладающих высокой степенью концентрации производственных процессов. Выражаясь современным языком, М. Вебер заметил, что производительность труда в управлении существенно отстает от производительности механизированного поточного крупносерийного или массового производства. Он предложил создать бюрократическую систему управления, которая основана не на личных субъективных оценках качества труда управленцев и его производительности, а на количественных формализованных оценках в соответствии с определенными правилами и процедурами.