Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:04, методичка
В учебно-методическом пособии, разработанном в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебной программой РМАТ для студентов заочного отделения специальности «Менеджмент организации» содержатся: пояснительная записка с выдержками из образовательного стандарта, рабочая учебная программа, конспект лекций по дисциплине, тематика курсовых и контрольных работ, методические указания по выполнению курсовых работ и приложения.
Эту стратегию
отличает гибкость и способность
к адаптации Она требует
2. Свобода выбора концепций
для создания оптимальной модели
управления в России, не отвергая при
этом сложившихся традиционных методов
управления. По такому пути шли многие
передовые
капиталистические страны и, в частности,
Япония. Руководители
японских предприятий осуществляли свои
задачи, сначала применяя традиционные
методы управления к новым условиям, а
затем
с помощью усвоенных ими теорий и методов
американского менеджмента. Они пытались
не только творчески применить американский
опыт к новым условиям, но и извлечь полезные
уроки, воспринять
новые идеи и таким образом найти свой,
японский, путь развития.
В результате основные черты японской
системы управления определяет ряд концепций,
отсутствующих в американской модели.
Важнейшими из них являются система пожизненного
найма и процесс
коллективного принятия решений.
Процесс перехода крупных японских компаний к новой модели управления трудом наметился еще в конце 70-х — начале 80-х годов XX в. Это нашло свое выражение в вынужденном отказе все большего числа предприятий от традиционной системы пожизненного найма и замене ее другими, более гибкими формами занятости.
3. Управление на основе
постоянных нововведений. Важнейшей со
ставной частью менеджмента становятся инновации —
процесс постоянного обновления во всех
сферах предпринимательства. Инновации
включают в себя не только технические
и технологические
разработки, но и все изменения, способствующие
улучшению деятельности фирмы (новые товары,
новые услуги, новые благоприятные условия
для клиентов, включая цены, и т.д.).
Инновационный процесс — совершенствование сбалансированности различных сфер деятельности предприятия при контроле за рентабельностью каждого звена. Все нововведения проводятся на основе систематического, комплексного анализа различных сторон работы фирмы, главное в этом — сравнивать полученные результаты не с уже достигнутыми, а с тем потенциалом (емкостью) рынка, который имеется в данное время. Цель такого анализа — определить, насколько полно использует фирма возможности рынка в каждом периоде.
Отмечаются ошибки в проведении кадровой политики и кадровой работы. В кадровых службах предприятий работают, как правило, люди, не имеющие соответствующей профессиональной подготовки в области организации труда, производства и управления. На протяжении длительного времени работники этих служб выполняли
функции статистов в приеме и увольнении сотрудников по заявкам структурных подразделений. В условиях развития рыночных отношений, наличия явной, скрытой и потенциальной безработицы необходимы принципиально новые подходы к формированию служб по управлению кадрами, пересмотру их обязанностей и новых методов управления.
Анализ зарубежной практики показывает, что эффективность труда во многих случаях зависит не только от мотивирующих факторов, но и от среды, атмосферы и трудовой этики. С этой целью многие зарубежные фирмы разрабатывают кодексы трудовой этики, которые позволяют не только повысить результативность мотивационных факторов, но и значительно сократить конфликты интересов, которые имеют место в любой мотивационной модели управления. Опыт разработки кодексов трудовой этики может быть заимствован и успешно применен менеджерами наших предприятий.
Мотивационные
модели, применяемые зарубежными
фирмами, в обязательном порядке
предусматривают
Разработка мотивационных моделей не является для нашей страны чем-то новым. Системы мотивации существовали на предприятиях СССР, но затем были прочно забыты.
10. Повышение конкурентоспособности продукции и предприятий на рынке, что является главным критерием оценки эффективности системы управления. Конкурентоспособность компании на мировом рынке обеспечивается прежде всего конкурентоспособностью ее продукции на внутреннем рынке. Японские компании благодаря внедрению принципов комплексного управления и контроля за качеством одержали на многих мировых рынках лидирующее положение по продаже технологически сложной продукции.
Практика производства конкурентоспособной продукции японскими фирмами может быть успешно использована российскими предприятиями. Это потребует создания эффективной системы управления качеством и использования рабочих высокой квалификации, а также привлечения к управлению качеством всего персонала фирмы, в том числе и через кружки качества, которые были широко распространены на промышленных предприятиях в СССР, а в настоящее время совсем исчезли.
Понимание и использование на практике отдельных элементов зарубежных моделей менеджмента поможет российским менеджерам и бизнесменам глубже разобраться в проблемах управления экономикой страны.
Сформулированные базовые принципы управления находятся в русле общемировых тенденций развития и могут быть положены в основу формирования российской модели менеджмента.
До настоящего времени в стране отсутствует четко сформулированная модель управления. Первоначальная ориентация была сделана на предпринимательскую (англосаксонскую) модель менеджмента, разработанную в США. Однако, как показала практика управления, она не принесла желаемых результатов и оказалась непригодной для России. Отдельные фирмы с удовольствием используют в своей деятельности некоторые элементы партнерской модели менеджмента, характерной для Северной Европы (совместное творчество, атмосфера дружелюбия и всеобщей причастности к процессу управления, взаимозаменяемость). Однако зачастую вместо эмоционального подъема, направленного на совершенствование процесса управления, фирмы ограничиваются досуговыми формами сплочения коллектива, которые воспринимаются работниками с удовольствием (корпоративные праздники, занятие спортом и пр.).
Трудность формирования российской модели менеджмента [22] связана с необходимостью исправления сложившегося положения в экономике страны. Для устранения сложившегося положения необходимы защита системы производства и реализации товаров и услуг от бюрократизма, коррупции и криминала, демонополизация экономики, создание системы регулирования образования цен и тарифов путем применения государственных и, прежде всего, экономических рычагов, ускоренное развитие экономики регионов и т.д. Наведение порядка в экономике страны создаст необходимые условия для формирования российской модели менеджмента.
5.1 Понятие методологии: сущность, структура, концептуальные уровни.
5.2 Мировоззренческий о общенаучный уровни методологического знания.
5.3 Специально научный и предметный уровни методологического знания.
В широком смысле методология это обособленное научное знание о внутреннем содержании, логической организации и регулировании всякой деятельности по практическому преобразованию или исследованию какого-либо объекта. Методология является необходимым компонентом любой деятельности, имеет собственную структуру и выступает в форме предписаний и норм, в которых фиксируются, подходы: содержание и последовательность определенных видов деятельности (нормативная форма методологии) или содержательное описание фактически выполненной деятельности (дескриптивная форма методологии). Как видно из приведенного определения – методология – это не только учение о методах деятельности, а более широкое понятие.
Структуру методологии менеджмента представляют в виде четырех концептуальных уровней знаний (элементов), связанных иерархическими взаимодействиями, а именно ([6], [26]):
1. Философские
основы деятельности. На этом
уровне используются основные
категории философии для
В том числе используются представления об эмпирическом и теоретическом уровнях познания, которые отличаются друг от друга своеобразием и в то же время органически связаны между собой. Эта связь проявляется в следующем:
- теоретический уровень знания существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня, и в этом смысле наблюдается связь теории и эмпирии;
- эмпирическое
знание оказывается
Рассмотренные выше два уровня научного исследования – эмпирический и теоретический – в своих различиях и единстве раскрывает подлинную диалектическую природу научного познания. Последняя показывает ограниченность представлений о независимости теоретической мысли и теоретической беспредпосылочности эмпирического исследования.
Диалектический подход к управлению является основой методологических знаний этого уровня.
2. Общенаучный современный уровень методологии управления основан на использовании системного подхода к процессам управления, общей теории систем (теории организации) и системного анализа.
Смысл системного подхода (анализа) не только изучение сложноорганизованного объекта со стороны его составных частей и элементов, но и со стороны прежде всего его целостности, интегративных свойств. В отличие от других подходов и методов, занимающихся поиском решений на основе изучения отдельных сторон функционирования системы, системный подход осуществляет комплексную оценку изучаемых проблем в их целостности, в единстве политических, социально-экономических, технических, правовых, организационных и других факторов, влияющих на процесс управления.
Системность управления является объективной его основой, требующей для своего анализа использования как качественных, так и количественных методов, достижений как точных (математика, логика), так и гуманитарных (психология, социология, этика, правоведение и др.) наук. Эта системность требует сочетания объективных и субъективных, формальных и содержательных аспектов, причем в процессе принятия решений, как основы управления, субъективные, личностные моменты зачастую оказываются определяющими, что и отражается в различных психологических теориях.