Институциональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:04, методичка

Описание работы

В учебно-методическом пособии, разработанном в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебной программой РМАТ для студентов заочного отделения специальности «Менеджмент организации» содержатся: пояснительная записка с выдержками из образовательного стандарта, рабочая учебная программа, конспект лекций по дисциплине, тематика курсовых и контрольных работ, методические указания по выполнению курсовых работ и приложения.

Файлы: 1 файл

Основы менеджмента.doc

— 1.77 Мб (Скачать файл)

Общая теория систем – это область методологического  знания об общих закономерностях образования, устройства, функционирования и развития систем (организаций), как сложных динамических систем, имеющих цель.

Системный анализ, ориентированный на решение практических проблем это метод, в основе которого лежит понятие системы, а представление самого объекта или решаемой проблемы осуществляется также в виде системы [6]. Применительно к управлению это означает, что его эффективность будет зависеть от достижения согласованности, подвижного равновесия между различными "группами факторов, оказывающих определяющее воздействие на организацию, функционирование и развитие объекта управления. Речь идет о согласованности, «равновесии» между следующими основными группами факторов:

- принятием решений, основанных на анализе рациональности, и решений, основанных на интуиции;

- внутриорганизационными коммуникациями «сверху вниз» и коммуникациями «снизу вверх»:

- централизацией и децентрализацией;

- учетом того, что происходит внутри системы и вне ее, в среде, т.е. между микро- и макроподходами;

- краткосрочным периодом развития системы и долгосрочным, перспективным;

- широкомасштабным, собственно системным и узкоориентированным, специализированным подходами.

При этом важно  подчеркнуть два момента: первый - равновесие, а потому и устойчивость системы, ее качественная определенность достигаются при примерном балансе всех факторов, их взаимосогласованности и уравновешенности; второй - существование и функционирование элементов и подсистем возможно лишь в силу существования системы как целого, а не наоборот. Первичность и ведущая роль целого, следовательно, здесь оказываются определяющими.

3. Специально-научный  уровень методологического знания  – это уровень специальных дисциплин, в том числе менеджмента. Основная концепция менеджмента: система – это комплекс взаимосвязанных объектов и способов их использования для решения определенных задач. В этом случае системность ориентирована на практическую деятельность, на проектирование, разработку и управление системными объектами с учетом особенностей сферы деятельности. Основная форма представления методологического знания этого уровня - конкретная методология управления фирмой или выполнения конкретного исследования объектов управления.

4. Предметный  уровень методологического знания  – это уровень конкретной деятельности в предметной области управления (исследования). Основные формы представления методологического знания – стиль руководства или методика конкретного исследования системы управления в предметной области. Предметные области туристской деятельности представлены на рис. 5.1.

Все перечисленные  уровни методологического знания иерархически связаны. Нижние уровни соответствуют верхним, но отражают и конкретные особенности и ограничения использования знаний рассматриваемого уровня.

 

 
 
Лекция 6.

Тема: ОБЩАЯ ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

    1. Общенаучные представления об управлении организацией (фирмой).
    2. Основные принципы системного управления.
    3. Основные виды деятельности управленцев.

 

В настоящее  время существуют несколько направлений  в теории управления. Основные из них: кибернетическое и содержательное.

Кибернетическое направление, рассматривает управление как процесс [6]. При подходе к управлению как процессу не обязательно глубокое и всестороннее знание объекта управления. В этом случае реализуется функциональный подход, на котором основан принцип "черного ящика" как один из важнейших в кибернетике. Принцип "черного ящика" состоит в том, что объектом исследования является информация на входе и выходе системы. Информация на выходе системы рассматривается как реакция, или поведение системы. Функционирование системы есть ни что иное как ее поведение в определенной среде.

Управление  как процесс исходит из того, что  процесс этот информационный, т.е. он с самого начала ориентирован на информационную природу и информационный характер управления. При этом содержательный аспект информации остается в тени. В силу этого управление как процесс может быть формализовано, а потому и автоматизировано. Все это возможно потому, что при рассматриваемом подходе исследуются объективно данные структурные особенности процесса управления, его этапы, их последовательность, соотношение и т.д. Именно в этом случав используются понятия "управляющая подсистема" и "управляемая подсистема" как составляющие системы управления в кибернетическом аспекте.

Содержательное  направление определяет менеджмент как управленческую деятельность [6]. В этом случае  исходят из других соображений: из целей, интересов и задач управляющего по отношению к управляемому. В этом случае оперируют понятиями "субъект" и "объект", рассматривают отношение субъекта к объекту управления, который всегда и везде конкретно задан.

В целом управление как деятельность - это управленческий труд, который всегда конкретен и содержателен. Здесь субъект управления определяет, вырабатывает критерии для оценки и цели деятельности. В этом проявляется и социальная направленность управленческой деятельности, что типично для менеджмента. Поэтому управление как деятельность представляет собой более широкое понятие, чем управление как процесс. Это находит отражение и в определении управления. В частности, Р.Фалмер определяет его следующим образом: управление - это "процесс достижения организационных целей путем работы и при помощи людей, а также других ресурсов". Поэтому управление как вид деятельности включает в себя содержательную сторону информации, ее прием, обработку, передачу, использование. Основной принцип управленческой деятельности - содержательное исследование объекта управления, его полное и всестороннее познание. А это означает, что одного лишь кибернетического подхода к изучению управления недостаточно. Он обязательно должен быть дополнен социологическим, социально-психологическим и др. подходами, непосредственно связанными с человеческим фактором управления. Именно это характерно для менеджмента как особого типа управления.

Основные  принципы системного управления. В обобщенном и систематизированном виде сформулируем основные принципы и законы системного подхода к управлению, отметив в то же время, что применительно к менеджменту они наполняются конкретным содержанием, отражающим специфику и особенности последнего. Эти принципы могут и должны рассматриваться и как методологические требования к управленческой деятельности и к исследованию систем управления, поскольку раскрывают наиболее значимые характеристики этих систем [6].

 

1. Принцип системности, требующий рассматривать любую кибернетическую систему как систему управления, т.е. особым образом организованный и функционирующий объект.

2. Принцип относительности. Система управления объективна, но в то же время и относительна, т.е. "организованная система бывает таковою не вообще, не универсально, а лишь по отношению к каким-либо активностям, сопротивлениям, энергиям.

3. "Принцип наименьших", согласно которому устойчивость целостной системы зависит от устойчивости ее самого слабого звена, от наименьших относительных сопротивлений всех ее частей во всякий момент времени.

4. "Принцип отбора", вытекающий из "принципа наименьших". Положительный отбор сохраняет жизнеспособные изменения и таким образом увеличивает жизнеспособность и многообразие элементов системы. Отрицательный отбор уничтожает изменения нежизнеспособные и тем самым вносит в систему упорядоченность.

5. Закон необходимого разнообразия (У.Росс Эшби), по которому регулятор (как управляющее звено кибернетической системы) "блокирует поток разнообразия от возмущений к существенным переменным" системы, тем самым предохраняя систему управления от разрушения. "Только разнообразие может уничтожить разнообразие", т.е. только разнообразие  управляющей  системы  может  уничтожить разнообразие возмущений со стороны среды, стремящихся разрушить систему. Закон объясняет неизбежность увеличения разнообразия, сложности управляющей системы-регулятора в зависимости от роста разнообразия воздействий, возмущений среды.

6. Принцип Ле Шателье. Система стремится к изменения таким образом, чтобы свести к минимуму внешние воздействия, противостоять им и приспособиться к среде, т.е. восстановить свое устойчивое состояние. Этот принцип вытекает из "принципа отбора". Другими словами, система, находящаяся в определенном равновесии, обнаруживает тенденцию сохранять его, оказывая внутреннее противодействие силам, его изменяющим.

7. Принцип гомеостазиса, динамического равновесия. Каждое возникшее в системе изменение уравновешивается другим, ему противоположным, в силу чего формируется область, в пределах которой кибернетические системы могут поддерживать состояние устойчивого равновесия.

8. Принцип обратной связи, представляющий собой наиболее общий механизм установления гомеостатического равновесия системы со средой. Обратная связь - учет в поведении системы разницы между действием и его результатом, за счет чего и обеспечивается целостность системы и цикличность управления, а также регулируется процесс отбора.

9. Принцип иерархичности как отражение степени взаимозависимости и взаимовлияния подсистем и компонентов, особенностей структуры системы, дифференциации их по функциям.

10. Принцип системной интеграции  и дифференциации компонентов  как единство противоположностей, обеспечивающее целостность системы.

11. Принцип развития  как качественное изменение системы.  Содержание развития системы - изменение степени ее структурной организации, степени гармонизации ее компонентов и разнообразия ее связей со средой. Чем выше организованность системы, тем выше темпы ее развития.

Сформулированные  выше принципы являются сущностными  характеристиками систем управления, а потому обязательно должны учитываться при анализе и синтезе, при проектировании и исследовании последних. Но в этих принципах отражены особенности любой системы управления. Что же касается производственных, организационных систем, то для них характерны и другие особенности. Поэтому Дж.Риггс5 специально выделяет и анализирует основные виды деятельности, общие для управляющих всех уровней таких систем.

1. Выработка политики. Политика опирается на цели, которые должны быть составной частью долгосрочных планов. Организации необходимо знать как цели, так и пути их достижения.

2. Оценка политики. Прошлое, настоящее и будущее взаимосвязаны.   Необходимо   совершенствовать   методы сопоставления достигнутого и планируемого, предполагаемого. Это позволит своевременную корректировку плана и поможет в расстановке персонала.

3. Информационные   связи. Передача необходимой информации в организации осуществляется двумя путями: письменно и устно. Поток точной информации означает, что работники знают, что им делать, а плановым службам известно, что сделано и что предстоит сделать.

4. Взаимоотношения с персоналом. Управление есть работа с людьми, поэтому проблема взаимоотношения управляющего с людьми является постоянной и решающей. От управляющего прежде всего зависят атмосфера, моральные и стимулирующие условия, сложившиеся в организации.

5. Координация. Эффективное использование власти, без чего нет управления, предполагает четкую координацию, согласованность усилий многих работников и служб. Руководитель проводит в жизнь общую линию организации и добивается интеграции и согласованности отдельных усилий и целей.

 

Лекция 7.

Тема: БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

7.1   Современное представление о менеджменте организации.

7.2   Концепция конкурирующих ценностей.

7.3   Функциональная модель организации.

7.4   Миссия и цели организации.

 

Современная концепция менеджмента в обобщенном виде содержит следующие положения [22]:

  1. Успех организации определяется не рациональной организацией производства, как считали представители школы 
    научного управления и классической школы, а ее способностью адаптироваться к изменениям (школа науки управления).
  2. Организация рассматривается как открытая система,  на 
    которую оказывает влияние большое количество внешних 
    факторов (международное положение, политические и социокультурные факторы, состояние экономики в стране, 
    законы, поставщики, потребители, конкуренты и др.).
  3. Процесс управления организацией — это непрерывный, 
    целенаправленный, постоянно повторяющийся процесс, на 
    который оказывают воздействие факторы внешней и внутренней среды. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные.
  4. Применение к процессу управления организацией ситуационного подхода позволяет принимать управленческие решения в зависимости от сложившейся ситуации и достигать поставленных целей.
  5. Ориентация на человека и его возможности, поэтому основное внимание уделяется демократизации управления, проблемам руководства и лидерства, поведению человека, изучению организационной культуры, мотивации и т.п.

 Наряду с современными концепциями менеджмента соседствуют и используются концепции 20-х и 30-х гг. прошлого столетия. Пример такого использования иллюстрирует концепция конкурирующих ценностей [14].

Концепция конкурирующих ценностей как модель. Модель – это идеальный объект, отражающий сущность явления, внутренние и внешние его связи в «чистом» виде. Все случайное и второстепенное, затмевающее сущность явления, отбрасывается. Модели создаются для теоретических исследований, результаты которых используются для решения сложных практических задач. Однако ни одна модель не предполагает полного решения, поэтому менеджеры-практики совмещают несколько моделей, используя все самое ценное каждой модели.

Информация о работе Институциональная экономика