Институциональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:04, методичка

Описание работы

В учебно-методическом пособии, разработанном в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебной программой РМАТ для студентов заочного отделения специальности «Менеджмент организации» содержатся: пояснительная записка с выдержками из образовательного стандарта, рабочая учебная программа, конспект лекций по дисциплине, тематика курсовых и контрольных работ, методические указания по выполнению курсовых работ и приложения.

Файлы: 1 файл

Основы менеджмента.doc

— 1.77 Мб (Скачать файл)

 

III   КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Лекция 1.

Тема ВВЕДЕНИЕ: МНОЖЕСТВО ПОНЯТИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

    1. Основы менеджмента – учебная дисциплина, выполняющая роль введения в специальные области менеджмента.
    2. Менеджмент как вид деятельности.
    3. Множество понятий менеджмента.

 

Менеджмент  как вид управленческой деятельности, рассматриваемый в широком смысле, имеет огромное разнообразие действий и процессов. В зависимости от типа организации, ее размеров и вида деятельности, отдельные процессы и действия могут занимать в ней ведущее место. В то же время широко осуществляемые в других организациях процессы управления в данной организации могут осуществляться в очень небольших размерах либо вообще отсутствовать.

По этой причине  «Основы менеджмента» как учебная  дисциплина не может иметь универсального наполнения для любых специальностей. Туристская индустрия имеет особенности по производимому продукту, по технической подготовке производства товарных услуг, по технологии оказания услуг, по реализации услуг, по продвижению турпродукта к пользователю и многие другие. Например, в туроператорском бизнесе в том числе специфика состоит в том, что услуги туристу предоставляют несколько служб: автоперевозчики, работники отелей, экскурсоводы, чиновники визовых служб, страховщики и другие контрагенты. Туристская фирма формирует турпродукт, состоящий из собственных услуг и услуг других контрагентов. В связи с этим есть серьезные трудности по контролю всей цепочки услуг и, следовательно, по обеспечению качества товарной продукции турфирмы.

Из всего  многообразия понятий, действий и процессов, которые используются в менеджменте, в настоящем курсе лекций особое внимание уделено:

– базовым понятиям и процессам в современном менеджменте, выполняющим роль введения в специальные области менеджмента, и не только в области туризма;

– практическим трансформациям базовых понятий менеджмента к специфике туристской индустрии.

Термин «менеджмент» как вид деятельности означает профессиональное управление людьми в самых различных организациях и сферах деятельности. Отличительные особенности менеджмента в условиях рыночных отношений заключаются в том, что он направлен на достижение целей организации, удовлетворение потребностей потребителей товарной продукции; рациональное использование производственных ресурсов, постоянное повышение эффективности деятельности (получение оптимальных по величине результатов при наименьших затратах ресурсов). При этом взаимодействия руководителей (менеджеров) с подчиненными способствуют повышению производительности труда и удовлетворенности качеством трудовой жизни всего персонала организации. Содержание понятия «менеджмент» меняется при изменении исходной позиции, с которой рассматривается менеджмент.

Существуют  подходы, в соответствии с которыми понятие «менеджмент» означает:

  1. Социальный и экономический институт, непосредственно связанный с предпринимательской деятельностью, влияющий на образ жизни, систему ценностей и политику.
  2. Процесс выработки и осуществления определенного типа взаимосвязанных действий людей по формированию и использованию ресурсов организации для достижения целей организации на экономическом микроуровне.
  3. Деятельность по управлению конкретными институциональными объектами и процессами на экономическом макроуровне, государственный менеджмент, когда в качестве элементов объектов или подсистем выступают группы людей или организаций.
  4. Аппарат управления – совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере предпринимательства, бизнеса и производства.
  5. Научная дисциплина, изучающая технико-организационные, социальные и психологические аспекты управления трудом в различных сферах деятельности, прежде всего в производственной.
  6. Искусство управления, т. е. неодинаковость применения профессиональных знаний и умений по эффективности результатов у разных менеджеров.

В работе [18] с. 13, приведены 27 различных понятий менеджмента. Все формулировки имеют право на существование и используются. Выбор подхода зависит от того, какие стороны многопланового явления «менеджмент» рассматриваются в данный момент.

 Управление, менеджмент и руководство –  это разные понятия. 

Управление  – это исключительно широкое понятие, охватывающее процесс специфической активности, имеющий место в живой природе, сложных технических системах и обществе. Термин «менеджмент» имеет более узкое толкование, чем управление, и применим только к процессам управления в обществе, когда субъектом и объектом управления является человек, а само управление связано с реализацией властных отношений. Что касается термина «руководство», то это лишь одна из функций менеджмента. Отношения между этими терминами, характеризующими широту охвата процесса активности, можно выразить так:

«управление» > «менеджмент» > «руководство».

Менеджмент  как область науки ставит своей  целью сформулировать и применить  на практике всеобщие принципы управления, пригодные для любой сферы и вида человеческой деятельности и любой организации.

В настоящем  учебном пособии термин «управление» будет использоваться в узком смысле, т. е. как синоним термина «менеджмент» или как особый вид управления, когда объектом управления является человек.

 

 

Лекция 2.

Тема: ШКОЛЫ В ИСТОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

    1. Возникновение и развитие менеджмента
    2. Школа научного управления Ф.Тейлора.
    3. Административная (классическая) школа А.Файоля.

История возникновения  и становления менеджмента условно  разделена на несколько периодов по [18].

Первый период охватывает первую половину XIX в. (1775 – 1850). Его начало связано с техническим переворотом в промышленности Англии и Шотландии, который заключался в резком ускорении развития производственных сил и переходе от мануфактуры к более высокопроизводительному машинному производству. Технический переворот продолжался с 1760 по 1820 г. и привел к необходимости создания менеджмента как управления в наиболее развитой в то время текстильной промышленности, производивший шотландские ткани и английское сукно. Этот период характеризуется начавшимися концентрацией производства, разделением и специализацией труда, технологических операций. Основными функциями управления являлись контроль и учет в таких сферах, как запасы сырья и готовой продукции, незавершенное производство, качество товара и затраты на производство ее единицы. Родоначальником раннего этапа называют Роберта Оуэна (1771-1858) – шотландского фабриканта, которого можно отнести к менеджерам-практикам. Историки считают, что в этот период возникли основы теории эффективности и контроля, первое описание которых представили шотландский экономист А.Смит в 1776 г. и английский математик Ч.Беббидж в 1835г. Специализация труда на технологических операциях привела к увеличению его производительности и обусловила необходимость совершенствования организации производства и контроля.

Рост производительности труда явился следствием технических  и технологических усовершенствований и концентрации производства в одном  пространстве – на территории фабрики. В предшествующей мануфактурной фазе производственный процесс осуществлялся полностью в домашних условиях, предприниматели поставляли работникам сырье, материалы и гарантировали сбыт продукции.

Именно к  раннему периоду относятся разработки социального менеджмента, в том  числе Закона о детском труде и ограничении продолжительности рабочего дня до 10 ч, выдвинутые Р.Оуэном.

Второй период относится ко второй половине XIX в. (1850 – 1900) и характеризуется возникновением школы научного менеджмента. Основоположник этой школы – американский инженер-механник Ф.У.Тейлор (1856-1915), изучавший управление производством и организацию труда в условиях машинного производства. Ф.У.Тейлор впервые разделил операцию на составные элементы – комплексы приемов, приемы, движения, а также провел исследования затрат живого и машинного труда и его производительности при использовании различных инструментов и оборудования.

Ф.У.Тейлор считал, что разделение рабочей операции на элементы позволяет устранить ненужные, нерациональные из низ, изменить последовательность их выполнения и усилить контроль над всем трудовым процессом.

В качестве основных Ф.У.Тейлором были сформулированы пять основных задач, которые приведены  здесь в изложении авторов [18].

Для определения  наилучшего (рационального) способа  выполнения конкретного задания необходимо:

  • использовать научные методы, базирующиеся на изучении времени повторяющихся рабочих операций и их элементов, типизации и стандартизации рабочих инструментов;
  • осуществлять отбор рабочих, обладающих не только физически 
    ми качествами, но и умственными способностями;
  • проводить подготовку, обучение и развитие способностей рабочего, позволяющих точно следовать разработанным стандартным приемам и движениям; 
  • разработать экономические методы стимулирования труда, которые призваны гарантировать качество и сроки выполнения задания;
  • осуществлять планирование и организацию работы, ответственность за которые возлагается на менеджеров, а не на рабочих.

Последняя задача объясняется тем, что в дофабричной  фазе развития промышленного производства рабочие самостоятельно организовывали свой труд, определяли время и продолжительность работы, методы и интенсивность выполнения конкретных заданий.

Следовательно, Ф.У. Тэйлором были определены в качестве приоритетных такие функции, как планирование, организация труда, учет и контроль, а в качестве приоритетных методов управления (по современной терминологии) — организационно-распорядительные и экономические. К сферам управленческой деятельности, подлежащим совершенствованию, были отнесены производство, трудовые ресурсы (рабочие и менеджеры), запасы, потоки ресурсов и продукции во внутренней среде (на фабрике).

Третий период приходится на начало XX в. (1900—1930). Он характеризуется наиболее бурным развитием научно-технического прогресса в странах Европы (Старого Света) и Америки (Нового Света).

В связи с  этим третий период характеризуется  параллельным развитием четырех школ менеджмента. Прежде всего продолжилось становление школы научного менеджмента в США, в Германии возникла школа бюрократического менеджмента, во Франции — классического менеджмента.

Так, последователями  Ф.У. Тэйлора и его школы научного менеджмента стали Г. Форд, супруги Л. Гилбрет и Ф. Гилбрет, Г. Гантт.  Г.Форд ввел на своих автомобилестроительных заводах конвейерные линии, основанные на организации поточного производства, пооперационной специализации и разделении труда рабочих-сборщиков. Нововведения Г. Форда позволили усилить функцию контроля, резко повысить производительность труда, увеличить объем выпуска автомобилей и сократить их стоимость.

Создавая автомобильное  производство, Форд писал, что цель его состояла в том, «чтобы производить  с минимальной затратой материала  и человеческой силы и продавать  с минимальной прибылью». Вместе с тем он имел громадную прибыль  за счет увеличения объема продаж. «Запомни: тот, кто слишком гонится за прибылью, никогда не гребет деньги лопатой! Вот мне лично просто нравится выпускать автомобили, которые раскупаются как горячие пирожки!» В основу организованного им производства были положены следующие принципы [22]:

  • не следует бояться возможных неудач, так как «неудачи дают только повод начать снова и более умно»;
  • не следует бояться конкуренции и вместе с тем не следует стремиться к нанесению вреда делу и жизни другого человека, являющегося вашим конкурентом;
  • не следует ставить получение прибыли выше работы на пользу 
    потребителей. «По существу, в прибыли нет ничего дурного. 
    Хорошо поставленное предприятие, принося большую пользу, 
    должно приносить большой доход»;
  • «производить — не значит дешево покупать и дорого продавать». 
    Покупать сырье и материалы следует «по сходным ценам», 
    добавляя в процессе производства незначительные дополнительные расходы, но добиваясь при этом изготовления доброкачественной продукции. «Вести азартную игру, спекулировать и поступать нечестно — это значит затруднять только указанный процесс».

Следуя сформулированным им принципам, Форд сумел резко увеличить  годовой объем производства автомобилей  с 18 664 в 1909 г. до 1 250 000 в 1920 г. При этом цена автомобиля неуклонно снижалась, за десять лет она упала с 950 до 355 долл.

В системе Тейлора  центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т.е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора. Он сформулировал основные принципы организации производства.

  1. Максимальное разделение труда, специализация.
  2. Широкое применение высокопроизводительного специально 
    го оборудования, инструментов и приспособлений.
  3. Размещение оборудования по ходу технологического процесса.
  4. Регламентированный ритм производства продукции.
  5. Механизация транспортных операций.

На основе этих принципов появилась возможность создания поточного производства, которое позволяет повышать производительность труда рабочих, по существу, без вмешательства мастера, которому не требуется самому подгонять рабочих. На поточной линии это осуществляется автоматически в связи с тем, что рабочий вынужден сам приспосабливаться к скорости движения конвейера.

Информация о работе Институциональная экономика