Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:04, методичка
В учебно-методическом пособии, разработанном в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебной программой РМАТ для студентов заочного отделения специальности «Менеджмент организации» содержатся: пояснительная записка с выдержками из образовательного стандарта, рабочая учебная программа, конспект лекций по дисциплине, тематика курсовых и контрольных работ, методические указания по выполнению курсовых работ и приложения.
Менеджмент как вид управленческой деятельности, рассматриваемый в широком смысле, имеет огромное разнообразие действий и процессов. В зависимости от типа организации, ее размеров и вида деятельности, отдельные процессы и действия могут занимать в ней ведущее место. В то же время широко осуществляемые в других организациях процессы управления в данной организации могут осуществляться в очень небольших размерах либо вообще отсутствовать.
По этой причине «Основы менеджмента» как учебная дисциплина не может иметь универсального наполнения для любых специальностей. Туристская индустрия имеет особенности по производимому продукту, по технической подготовке производства товарных услуг, по технологии оказания услуг, по реализации услуг, по продвижению турпродукта к пользователю и многие другие. Например, в туроператорском бизнесе в том числе специфика состоит в том, что услуги туристу предоставляют несколько служб: автоперевозчики, работники отелей, экскурсоводы, чиновники визовых служб, страховщики и другие контрагенты. Туристская фирма формирует турпродукт, состоящий из собственных услуг и услуг других контрагентов. В связи с этим есть серьезные трудности по контролю всей цепочки услуг и, следовательно, по обеспечению качества товарной продукции турфирмы.
Из всего многообразия понятий, действий и процессов, которые используются в менеджменте, в настоящем курсе лекций особое внимание уделено:
– базовым понятиям и процессам в современном менеджменте, выполняющим роль введения в специальные области менеджмента, и не только в области туризма;
– практическим трансформациям базовых понятий менеджмента к специфике туристской индустрии.
Термин «менеджмент» как вид деятельности означает профессиональное управление людьми в самых различных организациях и сферах деятельности. Отличительные особенности менеджмента в условиях рыночных отношений заключаются в том, что он направлен на достижение целей организации, удовлетворение потребностей потребителей товарной продукции; рациональное использование производственных ресурсов, постоянное повышение эффективности деятельности (получение оптимальных по величине результатов при наименьших затратах ресурсов). При этом взаимодействия руководителей (менеджеров) с подчиненными способствуют повышению производительности труда и удовлетворенности качеством трудовой жизни всего персонала организации. Содержание понятия «менеджмент» меняется при изменении исходной позиции, с которой рассматривается менеджмент.
Существуют подходы, в соответствии с которыми понятие «менеджмент» означает:
В работе [18] с. 13, приведены 27 различных понятий менеджмента. Все формулировки имеют право на существование и используются. Выбор подхода зависит от того, какие стороны многопланового явления «менеджмент» рассматриваются в данный момент.
Управление, менеджмент и руководство – это разные понятия.
Управление – это исключительно широкое понятие, охватывающее процесс специфической активности, имеющий место в живой природе, сложных технических системах и обществе. Термин «менеджмент» имеет более узкое толкование, чем управление, и применим только к процессам управления в обществе, когда субъектом и объектом управления является человек, а само управление связано с реализацией властных отношений. Что касается термина «руководство», то это лишь одна из функций менеджмента. Отношения между этими терминами, характеризующими широту охвата процесса активности, можно выразить так:
«управление» > «менеджмент» > «руководство».
Менеджмент как область науки ставит своей целью сформулировать и применить на практике всеобщие принципы управления, пригодные для любой сферы и вида человеческой деятельности и любой организации.
В настоящем учебном пособии термин «управление» будет использоваться в узком смысле, т. е. как синоним термина «менеджмент» или как особый вид управления, когда объектом управления является человек.
История возникновения
и становления менеджмента
Первый период охватывает первую половину XIX в. (1775 – 1850). Его начало связано с техническим переворотом в промышленности Англии и Шотландии, который заключался в резком ускорении развития производственных сил и переходе от мануфактуры к более высокопроизводительному машинному производству. Технический переворот продолжался с 1760 по 1820 г. и привел к необходимости создания менеджмента как управления в наиболее развитой в то время текстильной промышленности, производивший шотландские ткани и английское сукно. Этот период характеризуется начавшимися концентрацией производства, разделением и специализацией труда, технологических операций. Основными функциями управления являлись контроль и учет в таких сферах, как запасы сырья и готовой продукции, незавершенное производство, качество товара и затраты на производство ее единицы. Родоначальником раннего этапа называют Роберта Оуэна (1771-1858) – шотландского фабриканта, которого можно отнести к менеджерам-практикам. Историки считают, что в этот период возникли основы теории эффективности и контроля, первое описание которых представили шотландский экономист А.Смит в 1776 г. и английский математик Ч.Беббидж в 1835г. Специализация труда на технологических операциях привела к увеличению его производительности и обусловила необходимость совершенствования организации производства и контроля.
Рост производительности
труда явился следствием технических
и технологических
Именно к
раннему периоду относятся
Второй период относится ко второй половине XIX в. (1850 – 1900) и характеризуется возникновением школы научного менеджмента. Основоположник этой школы – американский инженер-механник Ф.У.Тейлор (1856-1915), изучавший управление производством и организацию труда в условиях машинного производства. Ф.У.Тейлор впервые разделил операцию на составные элементы – комплексы приемов, приемы, движения, а также провел исследования затрат живого и машинного труда и его производительности при использовании различных инструментов и оборудования.
Ф.У.Тейлор считал, что разделение рабочей операции на элементы позволяет устранить ненужные, нерациональные из низ, изменить последовательность их выполнения и усилить контроль над всем трудовым процессом.
В качестве основных
Ф.У.Тейлором были сформулированы пять
основных задач, которые приведены
здесь в изложении авторов [18]
Для определения наилучшего (рационального) способа выполнения конкретного задания необходимо:
Последняя задача объясняется тем, что в дофабричной фазе развития промышленного производства рабочие самостоятельно организовывали свой труд, определяли время и продолжительность работы, методы и интенсивность выполнения конкретных заданий.
Следовательно,
Ф.У. Тэйлором были определены в качестве
приоритетных такие функции, как планирование, организация
труда, учет и контроль, а
в качестве приоритетных методов управления
(по современной терминологии) — организационно-
Третий период приходится на начало XX в. (1900—1930). Он характеризуется наиболее бурным развитием научно-технического прогресса в странах Европы (Старого Света) и Америки (Нового Света).
В связи с этим третий период характеризуется параллельным развитием четырех школ менеджмента. Прежде всего продолжилось становление школы научного менеджмента в США, в Германии возникла школа бюрократического менеджмента, во Франции — классического менеджмента.
Так, последователями Ф.У. Тэйлора и его школы научного менеджмента стали Г. Форд, супруги Л. Гилбрет и Ф. Гилбрет, Г. Гантт. Г.Форд ввел на своих автомобилестроительных заводах конвейерные линии, основанные на организации поточного производства, пооперационной специализации и разделении труда рабочих-сборщиков. Нововведения Г. Форда позволили усилить функцию контроля, резко повысить производительность труда, увеличить объем выпуска автомобилей и сократить их стоимость.
Создавая автомобильное производство, Форд писал, что цель его состояла в том, «чтобы производить с минимальной затратой материала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью». Вместе с тем он имел громадную прибыль за счет увеличения объема продаж. «Запомни: тот, кто слишком гонится за прибылью, никогда не гребет деньги лопатой! Вот мне лично просто нравится выпускать автомобили, которые раскупаются как горячие пирожки!» В основу организованного им производства были положены следующие принципы [22]:
Следуя сформулированным им принципам, Форд сумел резко увеличить годовой объем производства автомобилей с 18 664 в 1909 г. до 1 250 000 в 1920 г. При этом цена автомобиля неуклонно снижалась, за десять лет она упала с 950 до 355 долл.
В системе Тейлора
центральное место занимал
На основе этих
принципов появилась возможност