Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:04, методичка
В учебно-методическом пособии, разработанном в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебной программой РМАТ для студентов заочного отделения специальности «Менеджмент организации» содержатся: пояснительная записка с выдержками из образовательного стандарта, рабочая учебная программа, конспект лекций по дисциплине, тематика курсовых и контрольных работ, методические указания по выполнению курсовых работ и приложения.
М. Вебер одним из первых предложил создать формальные организационные структуры управления, которые имеют вид иерархических, усиливают централизацию управления и способствуют разделению управленческого труда и его функциональной специализации. Организованные в такой форме управленческие процессы называются бюрократическими (от франц. «bureau» — состав руководящих лиц, канцелярия, распорядительный орган учреждения и греч. «kratos» — власть, могущество). Они вносят специализацию и разделение труда в офисные процессы управления так же, как машины и механизмы в процессы производства продукции и услуг. Деление управленческих задач на элементы (стадии процесса управления, конкретные мероприятия и функции), регламентация последовательности их выполнения, исполнительская дисциплина и минимизация свободы действий работника аппарата управления гарантируют возможность осуществления контроля, качественное и своевременное выполнение задач.
Наличие должностных обязанностей и прав, которые предписывают способы и методы выполнения работы и показатели ее оценки для каждого работника (должности), поддерживают стабильность управленческих организационных структур независимо от конкретных сотрудников, позволяют контролировать процессы управления.
Характеристиками бюрократического менеджмента служат следующие:
• наличие правил
и предписаний, формальных процедур, которые
определяют (регламентируют) и контролируют
поведение и исполниельскую дисциплину
работников аппарата управления, способствуют
достижению поставленных целей.
Следование правилам, предписаниям, инструкциям
позволяет унифицировать процедуры и
их результаты и исключить (элиминировать)
личные желания менеджера, а так
же создать вертикальную организационную
структуру подчинения
менеджеров первого (низшего) уровня менеджерам
среднего и затем
высшего уровня;
• обеспечение
беспристрастности отношений менеджеров
к работникам, проявляющееся в отсутствии
субъективных личных или эмоциональных
характеристик выполненной работы, что усиливает объективность
оценок руководителя и ограничивает его
свободу в необоснованном, нерациональном
использовании организационно-
существование
рациональности, которая означает использование
наиболее эффективных средств и методов
выполнения управленческих
задач.
(продолжение)
Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что их представители до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.
Первая попытка
применить психологический
ческим задачам производства была предпринята
профессором Гар
вардского университета США Г. Мюнстербергом (1863— 19J6). Науки,
используемые при осуществлении практических
задач, называются
техническими. Поэтому и практическую
психологию, примененную
к хозяйству, Мюнстерберг назвал психотехникой,
целью которой является разработка методов
определения требований, предъявляемых
к людям (профконсультации и профориентация).
Он отделил испытание профессиональной
пригодности от обучения. В процессе профессионального
отбора выбирали людей, пригодных для
данной профессии применительно к конкретному
предприятию. Кандидатуры, не удовлетворяющие
требованиям предприятия, отклонялись.
В середине 1930-х
гг. практически все крупные
Школа человеческих отношений. В период с 1920 по 30-е гг. зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американских ученых Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений. В частности, Ротлисбергер рассматривал предприятие как целостную систему, в которой необходимо добиваться равновесия между технической и социальной сторонами и направлять усилия работников на сотрудничество друг с другом и достижение общей цели. Он отмечал, что за последние 100 лет произошло значительное техническое развитие производства, в то время как отношение к рабочему осталось на прежнем уровне, что недопустимо. Необходимо обеспечить каждому рабочему достойное социальное положение, что непосредственно отразится на повышении эффективности работы предприятия.
Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т.е. теории че- ловеческого поведения.
Бихевиоризм (психология поведения) — это направление психологии, возникшее в конце XIX — начале XX в. под влиянием экспериментов, заключающихся в наблюдении за поведением животных.
Первоначально бихевиоризм исключал роль сознания и воли человека и акцентировал внимание только на его поведении. Роль основного регулятора поведения человека отводилась выгоде. Бихевиориальный подход был направлен на преодоление недостатков концепции «человеческих отношений».
Наиболее яркими
представителями школы
Представители этой школы пришли к пониманию того, что люди — это не только «производственный фактор», а гораздо больше. Они являются членами «социальной системы любого предприятия», а также... членами таких организаций, как семья, школа и т.п. И они всегда граждане. В этих нескольких качествах они оказывают на общество влияние... Они — взаимодействующие члены широкой социальной системы». Нормальное существование каждого человека требует удовлетворения его потребностей. И если физиологические потребности (в пище, одежде и др.) удовлетворить сравнительно просто, то с удовлетворением социальных потребностей (общения, признания, самовыражения и др.) дело обстоит значительно сложнее.
В своих трудах теоретики школы человеческих отношений исходили из положения о том, что процесс индустриализации разрушил ранее существовавшую патриархальную систему, которая приносила человеку чувство удовлетворения. На смену семейным отношениям и святыням, традициям родства пришло безразличие, формальные взаимоотношения и большие разочарования. Все это в конечном счете негативно сказывалось на отношении рабочих к труду, росте производительности труда и других экономических показателях деятельности предприятий. Сложившееся положение глубоко волновало как предпринимателей, так и менеджеров. Поэтому вопросы улучшения социально-психологического климата на предприятиях выходят на первое место.
Хоторнский эксперимент и его этапы. Одним из основателей школы психологии и человеческих отношений является профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо (1880-1949). Поводом для возникновения школы психологии и человеческих отношений послужил социальный и психологический эксперимент проведенный группой Мэйо с целью исследования факторов влияющих на выработку рабочих, и изыскания новых методов интенсификации труда. Работа проводилась на заводе компании «Вестерн Электрик» в г. Хоторне, близ Чикаго, штат Иллинойс. В начале 1920-х гг. дела на предприятии шли неудовлетворительно из-за низкой производительности труда рабочих. Поэтому в 1923 г. администрация совместно с учеными Гарвардского университета начала проводить эксперимент по реализации идей Тейлора, т.е. как эксперимент по научному управлению. Этот эксперимент явился логическим продолжением развития теории «научного управления», господствующей в то время. Однако эксперимент превзошел все ожидания — были сделаны крупные открытия, которые и привели впоследствии к возникновению школы человеческих отношений в науке управления.
Основными открытиями являются следующие:
Основные положения доктрины человеческих отношений:
Огромный вклад в развитие бихевиористского направления и наследия Мэйо внес Абрахам Маслоу (1908—1970), американский психолог, один из лидеров так называемой гуманистической психологии. Свои взгляды он изложил в научных трудах: «Теория человеческой мотивации» (1934), «Обзор психологии»(1934), «Мотивация и индивидуальность» (1970).
Маслоу известен как создатель иерархической теории потребностей (1940-е гг.), получившей название «пирамида потребностей» (рис.16.1).
В соответствии с учением А.Маслоу человек имеет множество различных потребностей, которые можно разделить на пять основных категорий:
2) потребности безопасности и уверенности в будущем (экзистенциальные потребности). Человек стремится находиться в безопасном состоянии, защищающем от страха, болезней и страданий. Уверенность в будущем приобретается за счет гарантированной занятости, приобретения страхового полиса, создания страхового потенциала путем получения достойного образования;
Школа науки управления (количественная школа) [22] сформировалась в начале 1950-х гг., функционирует и развивается в настоящее время.
Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, П.К. Анохин, Л. Берталанфи, С. Вир, А. Гольдбергер.
В школе науки управления различают два главных направления:
За период, предшествующий формированию школы науки управления, была создана теория управления, которая в состоянии не только объяснить практику, но и дать конкретные рекомендации по совершенствованию действий для управляющих.