Институциональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:04, методичка

Описание работы

В учебно-методическом пособии, разработанном в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебной программой РМАТ для студентов заочного отделения специальности «Менеджмент организации» содержатся: пояснительная записка с выдержками из образовательного стандарта, рабочая учебная программа, конспект лекций по дисциплине, тематика курсовых и контрольных работ, методические указания по выполнению курсовых работ и приложения.

Файлы: 1 файл

Основы менеджмента.doc

— 1.77 Мб (Скачать файл)

– управление подготовкой  производства конкретных услуг или  товаров (разработка содержания услуги или конструкции товара, технологическая подготовка, организационно-техническая подготовка);

– управление основным производством услуг или товаров (валовая продукция, товарная продукция, незавершенное производство, номенклатура составляющих услуги);

– управление внешнеэкономическими связями (зарубежные партнеры, совместные проекты, валютно-финансовые отношения).

Объектные факторные (конкретные) функции имеют содержание:

– управление персоналом (кадровая политика, определение качественной и количественной потребности в персонале, подбор персонала, оценка и аттестация, расстановка персонала, планирование карьеры, формирование качества трудовой жизни);

– управление финансами (обеспечение финансовой устойчивости; создание, распределение и использование фондов денежных средств, анализ финансово-хозяйственной деятельности, оценка рисков и доходности финансовых активов, прогнозирование основных финансовых показателей);

– управление основными  производственными фондами (оценка стоимости основных производственных средств, анализ динамики основных средств, уровень использования основных средств, формирование амортизационных отчислений);

– управление оборотными средствами (нормирование оборотных  средств, производственных запасов  и незавершенного производства; анализ эффективности использования оборотных средств).

Комплекс задач, относящихся к конкретной объектной  функции, как правило, реализуется  функциональным подразделением (отделом, бюро, группой) в составе системы  управления организацией.

Взаимосвязь общих (процессных) функций, объектных производственных и объектных факторных функций представлена в табл. 8.1. Название объектных функций и их содержание образуется наложением общих функций

Таблица 8.1

Матрица объектных специальных (производственных и факторных) функций менеджмента

 

Общие функции менеджмента

Управляемые объекты

Предвидение (разработка стратегий)

Планирование

Организация

. . .

Мотивация

Контроль

 

1

2

3

 

11

12

Производство

Прогнозирование

производственной базы

Планирование выпуска  продукции

Организация производства

. . .

Мотивация работников основного производства

Контроль количества и качества товарной продукции

Маркетинг

Прогнозирование развития рынка

Планирование маркетинговых  исследований

Организация маркетинговых исследований

. . .

Разработка льгот потребителям

Контроль и анализ рынка

Финансы

Прогнозирование

источников заемных средств

Разработка финансового плана

Организация выполнения финансового плана

. . .

Мотивация работников функциональных подразделений

Контроль выполнения финансового плана

. . .

. . .

. . .

. . .

. . .

. . .

. . .

Реализация товарной продукции

Прогнозирование каналов  сбыта

Планирование сбыта

Организация продвижения продукции и ее сбыта

. . .

Мотивация работников по сбыту продукции

Контроль выполнения плана по сбыту


 

на объекты управления, которыми могут быть определенные части производственного процесса или используемые в организации факторы производства [11].

 

Лекция 9.

Тема: МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА

9.1   Организационно-распорядительные методы.

9.2   Экономические методы.

9.3   Социально-психологические методы.

 

Методы управления - это  совокупность приемов и способов осуществления целенаправленного организационного воздействия на коллектив или на отдельного человека, ориентированные на осознанную необходимость соблюдения дисциплины труда, чувство долга, подчинения индивидуальных интересов общим интересам организации. Различают три группы методов: административные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические (мотивационные).

Организационно-распорядительные (административные) методы основаны на использовании представления (модели) об эффективной организации человеческой деятельности в упорядоченной определенным образом среде отношений между руководителями и исполнителями. Эти методы призваны определить:

- место коллективов и  отдельных работников в системах  производства и управления;

- права, обязанности и  меру ответственности руководителей  и исполнителей;

- взаимосвязи и координацию  действий в процессах производства  и управления.

Административные  методы носят прямой характер воздействия, соответствуют законодательству и правовым нормам и включают в себя (рис. 9.1):

- распорядительные воздействия,  выражающиеся в форме приказов, распоряжений или указаний. Приказы  издаются руководителями организации,  

Рис. 9.1. Система организационно-распорядительных методов

 

в которых содержится требование решить задачу или выполнить  определенную работу, назначить на должность. Распоряжения издаются руководителями подразделений, служб о решении отдельных вопросов или выполнении локальных задач.

- организационное  регламентирование осуществляется  в форме положений о структурных подразделениях организации, в которых указаны функции, задачи, права, обязанности и ответственность подразделений и служб и их руководителей, например «Положение о производственном подразделении», «Положение об отделе маркетинга» и др. На основе положений организуется повседневная деятельность подразделения и оцениваются его результаты.

  

 

 Рис. 9.2 Система экономических методов 

- организационное  нормирование реализуется в форме  утвержденных норм и нормативов, ограничивающих деятельность подразделений,  руководителей и специалистов определенными качественными и количественными показателями. Некоторые из нормативов: стандарты качества услуг, удельные затраты на формирование услуг, нормативы прибыли и рентабельности, трудовые нормативы, в том числе по оплате труда и др. К этой группе относятся правила внутреннего распорядка.

- организационно-методическое инструктирование проявляется в форме различных инструкций и указаний. Основными формами инструктирования являются: 1) должностные инструкции для руководителей и специалистов, в которых содержаться общие положения обязанности, права и ответственность; 2) методические указания, описывающие порядок выполнения и содержание комплекса взаимосвязанных работ; 3) рабочие инструкции, определяющие выполнение отдельных исполнительских и управленческих работ.

- дисциплинарные методы осуществляется в форме административных взысканий; предупреждений, штрафов, возмездном изъятие предметов, административного ареста, исправительных работ.

Особенностью  административных методов управления является то, что они основаны на принуждении и связаны с различными видами реакций: воспринимаются как воздействия, которые навязывает определенное поведение подчиненным; пассивное восприятие и неукоснительное выполнение; осознанная необходимость таких отношений и внутреннее обоснование.

Экономические методы управления основаны на использовании материального вознаграждения за количество и качество труда и материальных санкций (штрафов) за несоответствие его качества и недостаточное количество.

Экономические методы реализуются (рис. 9.2):

- на уровне  управления конкретным человеком  используются методы персонального экономического воздействия через прямое материальное вознаграждение по результатам труда (заработная плата, премии), дополнительные выплаты, скидки на товары и услуги организации и др.;

- на уровне  управления  организацией со стороны администрации путем создания обособленных подразделений за которыми закреплены ресурсы, предоставлена оперативная хозяйственная самостоятельность, в т.ч.предоставлены права использовать часть прибыли, а при невыполнении обязательств применением штрафных санкций;

- на уровне  управления организацией со стороны  государства через государственный заказ, налогообложение, льготное финансирование в том-числе и из государственного бюджета.

Социально-психологические  методы управления основаны на использовании морально-этических норм конкретного общества или социальной группы и личностных характеристик работников (общий уровень культуры, социальные потребности, особенности национального характера, мировоззрение).

Содержание  социальных методов управления:

- создание стандартов образцового поведения для подражания;

- социальное  нормирование, т.е. установление  норм межличностных отношений,  производственного этикета;

- социальное  планирование улучшения условий  труда и быта, отдыха, духовного  и физического развития;

- комплектование коллектива подразделения по принципу максимальной реализации возможностей сотрудников;

- выявление  социальных проблем и их решение  с целью воздействия на персонал;

- реализация  соревновательности и др.

Содержание  психологических методов управления

- гуманизация  труда (интерьер, разнообразие труда);

- поощрение  творчества и обоснованного риска;

- развитие психологических профессиональных качеств через тестирование, отбор, тренировки;

- установление коллегиальных отношений руководителя с подчиненными;

- моральное  поощрение или порицание результатов  труда и поведения работников.

 

Лекция 10.

Тема: ФОРМЫ ВЛАСТИ, СТИЛИ  РУКОВОДСТВА, ЛИДЕРСТВО

10.1   Формы власти

10.2   Стили руководства

10.3   Лидерство

 

Власть – возможность и способность руководителя подчинять своей воле, управлять или распоряжаться действиями других людей. Различают несколько форм власти: законная (традиционная); экспертная; эталонная; власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении.

Законная (традиционная) власть основана на использовании представления людей об идеальной организации совместных действий, когда управленческие и исполнительские функции разделены рационально, т.е. самым лучшим образом для достижения общих целей. Работники осознают, что руководитель наделен полномочиями приказывать, а они обязаны подчиняться. В этом случае работники реагируют не на личность, а на должность.

Достоинствами этой формы власти являются простота реализации власти, предсказуемость поведения подчиненных. При использовании властных полномочий руководитель опирается на традиции общества и собственное должностное положение.

Недостаточный учет традиций страны и низкий уровень  организационной культуры понижает эффективность управления.

Экспертная  власть наряду с формальными властными полномочиями использует признанный авторитет руководителя как специалиста, имеющего глубокие знания и обладающего опытом в соответствующей области практической деятельности. Такое положение руководителя облегчает управление подчиненными, что является несомненным достоинством этой формы власти. Кроме того эффективность исполнительской работы повышается, т.к. ряд производственных проблем исполнителей могут быть решены при консультациях с руководителем.

Эталонная харизматическая власть характеризуется тем, что руководитель, кроме властных полномочий и компетентности в данной сфере деятельности, использует свои незаурядные качества как личности и особо привлекательные способности публичного и межличностного общения.

Подчиненные восхищены  руководителем и готовы подражать его действиям, творчеству и поведению. Распоряжения руководителя выполняются безусловно. Эффективность управления и исполнительских работ высокая.

Негативная  сторона этой формы власти может  проявиться в случае отрицательной социальной направленности действий харизматического руководителя, поскольку власть строится на силе собственных качеств и способностей руководителя, а логика и традиции учитываются по мере необходимости с учетом ситуации.

Власть, основанная на принуждении – базируется на страхе исполнителя перед наказанием или ущемлением потребностей за неисполнение распоряжения руководителя. Использование этой формы власти обеспечивает требуемый эффект за сравнительно короткое время, но требует дорогостоящей системы принуждения и контроля. Кроме того из-за подавления творческих начал исполнителей следствием являются низкая производительность работы и низкое качество её результатов. Деятельность властных структур подвержена высокому риску для их существования.

Власть  основанная на вознаграждении – это эффективная власть, позволяющая проявлять творческие возможности исполнителей. Виды вознаграждений могут быть разнообразными: высокая зарплата, денежные премии, бесплатные стажировки и обучение и другое.

Трудность использования  этого метода в «чистом виде» заключается в ограниченных ресурсах для вознаграждения.

Стиль руководства – относительно устойчивая система используемых способов, методов, организационных отношений с подчиненными и манера поведения практического управления подчиненными, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.

Информация о работе Институциональная экономика